Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






классы - обществознание





Знание – это результат познания. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм (от греч. – непознаваемый) – философское учение, отрицающее возможность познания. Распространённой разновидностью агностицизма является конвенционализм существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. сonvention – договор, соглашение). Сторонники гносеологического оптимизма (от греческих слов – (gnosis – познание и logos – учение, слово – учение о познании), не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма.

Существуют различные формы чувственного познания: 1) ощущение, т. е. отражение отдельных свойств и признаков предметов и процессов; 2) восприятие – даёт целостное отражение предметов и их свойств; 3) представление – здесь нет конкретного предмета, но характерна память и воображение. В процессе рационального (логического) познания используются формы: 1) понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; 2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания; 3) умозаключение – это суждение, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Они считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационалисты признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio – разум), отрицая чувства в качестве в качестве источника достоверной первичной информации. В реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

Истина это соответствие полученного знания действительности. Относительная истина это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем она может стать частным случаем или вовсе заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Заблуждение это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. Ложь это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Особенности научного познания: 1) принцип объективности; 2) рационалистическая обоснованность; 3) системность знания; 4) проверяемость. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирические знания фрагментарны, отражают изучаемый предмет со стороны, а исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. Методы исследования: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент. Теоретические знания представляют систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта, выраженные специальным научным языком. Методы исследования: аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Гуманитарное знание изучает внутренний мир человека, а социальное знание изучает общество.

Паранаука (от лат. para – после, при, околонаучное знание) – грешит туманность и псевдонауным (от греч. pseudos – ложь), т.е. ложнонаучным, языком. Примеры: алхимия, астрология, парапсихология и т.д.).

Классификация типов мировоззрения: 1) обыденное (житейское) – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, формируется стихийно; 2) религиозное - основой являются религиозные учения; 3) научное – в своём развитии постоянно опирается на достижения науки.

Изучением культуры занимается культурология. Развитие культуры = традиции + новаторство. Функции культуры: 1) приспособление к окружающей среде; 2) накопление, хранение и передача культурных ценностей; 3) целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека; 4) социализация; 5) коммуникативность. Народная культура – это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Как правило, анонимна. Примеры: фольклор, народная музыка, танцы, театр, архитектура. Важнейшей составляющей являются нравы и обычаи, способы ведения домашнего хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Массовая культура (общедоступная) неотделима от СМИ: радио, ТВ, Интеренет, реклама и т.д. Её особенности: 1) коммерческая направленность; 2) использует понятные всем всем образы и темы, но подаётся в упрощённом и стандартизированном виде; 3) ориентируется на стандартный образ потребителя – подростка, домохозяйку, бизнесмена и т.д. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Пример: поп-музыка, Массовая культура противопоставлена элитарной культуре (высокая культура), рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию представлений. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей элитарного искусства – они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей. Примеры: изобразительное искусство, литература, классическая музыка, концерт органной музыки и т. д.


Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Черты современной науки: 1) универсальность; 2) безграничность; 3) дифференциация и интеграция исследований; 4) сближение с потребностями развивающегося общества.

Этика науки – гуманизм и добросовестность. НТП не только обогащает мир новыми открытиями, но и бедами. Функции непрерывного образования: 1) компенсирующая – восполнение пробелов в базовом образовании; 2) адаптивная – оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социально-экономической ситуации; 3) развивающая – удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста; 4) самообразование.

Особенности (черты) искусства: 1) чувственное восприятие окружающего мира; 2) субъективизм, искусство не стремится к объективному отражению реальности; 3) образность, т.е. создание художественных образов; 4) законченные авторские произведения; 5) индивидуальное восприятие – «на вкус и цвет товарищей нет.»

Виды искусства: 1) временные – музыка, театр, литература; 2) пространственные – живопись, скульптура, архитектура.

Классификация политических партий:

По идеологическому признаку: либеральные, консервативные, коммунистические, фашистские, социал-демократические и т.д.


По организационному признаку: массовые и кадровые.

По отношению к проводимой политике: правящие и оппозиционные.

По типу политической программы: левые, центристские, правые.

Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. marginalis – находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, бомжей. Признаком является разрыв прежних связей с социальной общностью и попытки установит их с новой, однако, долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния – люди, переехавшие в поисках работы из села в город, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и её потеря грозит им превращением в бродяг и нищих. Маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.

Основные источники (формы) права: 1) правовой обычай (обычное право) – вошедшее в привычку народа правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение; 2) судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу, служит образцом при рассмотрении аналогичных дел; 3) нормативно-правовой акт – созданный компетентными государственными органами официальный документ, содержащий нормы права; 4) естественное право – прирождённые и неотчуждаемые права человека, официально признанные государством и закреплённые в его конституции и других законах.

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

· Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

· Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

· Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

 

Часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Её предметом являются: проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда. Микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.







Date: 2015-12-13; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию