Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Указатель имен. Акакий Константинопольский 359, 362, 417, 462⇐ ПредыдущаяСтр 84 из 84
А
Август 360 Августин Гиппонский 56,86, 122, 155, 271, 290 Авраам 12, 222 Авраам Амидский 369, 370 Адам 227 Акакий 250 Акакий Ариарофийский 321 Акакий Константинопольский 359, 362, 417, 462 Акинола, Питер 75 Александр Александрийский 135, 238 Александр Великий 154 Амвросий Медиоланский 202, 205, 207, 208, 417 Анастасий 220, 221, 227 Анастасий, император 76,357, 363, 364, 365, 367,372, 417 Анастасий I, папа римский 147 Анатолий Константинопольский 301, 302, 309,317, 331, 339, 417, 418 Аниция Юлиана 365 Ансельм Кентерберийский 74 Антиох 180 Антоний Великий 162 Анфим Константинопольский 375, 379, 418 Аполлинарий Лаодикийский 38, 105, 106, 107, 108, 114, 115, 116, 127,129, 206, 221, 222, 237, 242, 251, 282, 284, 327,371, 401, 412, 415 Арий 81, 101, 102, 222, 239, 251, 282, 401 Аркадий, император 192, 193, 199, 427 Аспар 177, 196, 197, 332, 418 Атаульф 178, 193 Аттик 299, 300 Аттила 22, 181, 182, 194, 195, 271, 272, 273, 310, 341, 418, 427 Афанасий Александрийский 34, 38, 81, 102, 103, 104, 105, 106, 113, 114, 135, 136, 159, 161, 162, 167, 168, 238, 288, 414, 415, 418 Аэций 178, 194, 341, 342, 418
Б
Бабай Великий 371, 372 Барт, Карл 410 Бердяев, Николай 410 Бонхеффер, Дитрих 410 Браун, Дэн 100 Бруннер, Эмиль 410 Брэди, Кристиан 9 Будда 31, 32
В
Валентин 129, 158, 282, 284 Валентиниан 178, 309 Валентиниан III 176, 177, 193, 194, 342, 365, 418, 419, 420, 427 Валериан 385 Вардесан 282 Варсума 294, 295, 300, 418 Василид 95, 129, 158 Василий, архимандрит 220, 228 Василий Кесарийский 109 Василиск 356, 357, 359, 360, 419 Вебер, Макс 70 Вениамин Коптский 390 Вениамин Александрийский 419 Вигилий, папа римский 83, 378 Виктор, архимандрит 241 Вонифатий, папа римский 147 Ворбартон, Уильям 26
Г
Галла Плацидия 66, 192, 193, 194, 196, 306, 419 Гамалиил 213 Гейзерих 195, 271, 311, 342, 343, 356, 360, 420 Геласий, папа римский 362, 363 Геродот 154 Гиббон, Эдуард 18, 69, 106 Гиларий, папа римский 136 Гипатия 166 Гонорий 192, 193, 392 Гор 224 Готий 178 Григорий Назианзин 37, 109, 216, 419 Григорий Нисский 109, 119
Д
Давид 238 Далматий, архимандрит 254, 255, 256, 269, 276 Дамас, папа римский 108, 139, 147, 419 Даниил Столпник 359 Дженкинс, Элизабет 9 Джонсон, Барни 9 Диодор Тарсийский 116, 117, 118, 171, 279, 419, 421, 425 Диоклетиан 385 Диоскор Александрийский 82, 125, 135, 150, 267, 268, 281, 283, 285, 286, 287, 288, 289, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 309, 313, 316, 317, 319, 320, 321, 330, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 364, 397, 401, 402, 406, 417, 418, 419, 424, 427 Домн Антиохийский 269, 281, 283, 301, 329, 420 Донн, Джон 406, 407 Дорилей 302
Е
Евагрий 225, 260, 261, 365, 376 Евдокия 66, 199, 203, 269, 332, 420 Евдоксия 342, 420 Евсевий 277, 284, 285, 286, 296, 297, 306 Евсевий Дорилейский 220, 316, 321, 420 Евтихий, архимандрит 130, 254, 269, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 282, 284, 285, 286, 289, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 299, 302, 305, 306, 307, 313, 316, 319, 320, 322, 324, 328, 341, 351, 361, 373, 379, 401, 412, 414, 420, 426 Евфимия 315, 326 Епифаний 224
З
Зенон 356, 359, 361, 363, 371, 421 Зенон (Тарасикодисс) 179 Зосима, папа римский 147
И
Иаков Барадей (Бродяга) 49, 50, 381, 421 Ива Эдесский 185, 237, 251, 252, 258, 280, 281, 301, 304, 328, 371, 376, 377, 421 Игнатий Антиохийский 14, 89, 92, 97, 168 Изабелла, королева 200 Изида 222, 224 Иисус Христос 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 57, 58, 60, 76, 78, 79, 81, 83, 87, 89, 90, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 106, 107, 108, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 120, 121, 125, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 137, 147, 158, 169, 218, 221, 222, 223, 225, 227, 230, 232, 234, 235, 236, 237, 238, 240, 248, 254, 263, 264, 265, 282, 284, 290, 292, 293, 310, 322, 323, 325, 327, 328, 348, 353, 358, 362, 364, 388, 391, 393, 395, 397, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 411, 412, 414, 423, 426 Иларий, папа римский 147, 300, 301, 344, 421 Иларий Арльский 153 Илия 11 Иннокентий I, папа римский 136, 147, 148, 149, 173 Иоанн, апостол и евангелист 57, 142, 158, 243 Иоанн Александрийский 352, 364 Иоанн Антиохийский 219, 243, 246, 248, 251, 257, 269, 281, 421 Иоанн Златоуст 142, 171, 172, 173, 192, 196, 201, 227, 231, 232, 268, 421, 425, 426, 427 Иоанн Креститель 11, 93, 173 Иоанн Никиусский 308, 311, 332, 396 Иоанн Схоластик 383 Иоанн Эфесский 212, 355, 381, 383, 421, 422 Иосиф 94, 133 Ипатий 220 Ираклий, император 347, 357, 387, 388, 389, 390, 393, 396, 422 Ириней Лионский 94, 95 Ириней Тирский 246, 281, 282, 301, 422 Ирод 339 Иродиада 173 Исайя 291
К
Каиафа 260, 337 Каин 339 Кальвин, Жан 408 Кандидиан 246, 247, 254, 287, 294, 422 Карл Великий 52 Кекропий 321 Келидоний 153 Керинф 94, 100, 108, 130 Кибела 222 Кидд, Том 9 Кир, епископ 389, 391 Кир Александрийский 392 Кир Плеватель 369, 370 Кириак 400 Кирилл Александрийский 66, 67, 113, 114, 115, 119, 122, 125, 131, 135, 136, 150, 157, 158, 160, 161, 163, 164, 165, 166, 167, 173, 212, 217, 222, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 244, 245, 246, 248, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 257, 258, 263, 268, 274, 276, 278, 279, 280, 281, 283, 288, 293, 301, 319, 320, 321, 322, 324, 333, 336, 338, 361, 364, 377, 378, 397, 414, 419, 421, 423, 426 Климент Александрийский 157, 158 Климент Римский 148 Кнопперс, Гари 9 Кобб 410 Констант II 357, 390, 422 Константин Великий 47, 50, 139, 144, 195, 207, 278, 403 Константин III 193 Константин IV 357 Констанций III 419 Коун 410 Кюнг, Ханс 410
Л
Лазарь 13, 36 Лев 332 Лев, диакон 239 Лев, император 340, 356, 357, 418, 419, 423 Лев, папа римский 36, 37, 42, 66, 67, 83, 123, 135, 136, 137, 146, 147, 149, 150, 151, 152, 154, 201, 268, 283, 284, 285, 289, 290, 291, 292, 293, 295, 303, 304, 305, 306, 307, 309, 311, 313, 316, 320, 321, 322, 323, 324, 326, 330, 331, 334, 339, 341, 342, 343, 344, 365, 366, 367, 402, 414, 420 Лициния Евдоксия 193, 195, 343 Лютер, Мартин 87, 408
М
Маврикий 357 Мак-Мюллен, Рамсей 119, 212 Максим 342, 391 Максим Антиохийский 317, 329 Максим Исповедник 347, 348, 392, 423 Мани 98, 130, 239, 284, 293 Марин Сириец 77 Мария 18, 32, 43, 82, 87, 89, 91, 92, 95, 96, 113, 117, 125, 132, 133, 142, 169, 197, 198, 201, 218, 220, 221, 223, 224, 225, 227, 229, 233, 234, 237, 243, 252, 257, 263, 275, 291, 323, 325, 327, 408, 414 Марк, евангелист 150, 238, 330 Маркиан 66, 193, 197, 308, 310, 311, 312, 313, 317, 323, 331, 332, 334, 335, 338, 341, 423, 424 Маркион 130, 131, 293 Мартин I, папа римский 347, 348, 392 Мартин Турский 207 Махди 78 Мемнон Эфесский 143, 243, 246, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 423 Мина 391, 419 Михаил 353 Моисей 12, 222, 225, 311 Мольтман, Юрген 410 Мухаммед 393, 394, 395, 397
Н
Несторий 34, 42, 43, 81, 82, 87, 88, 99, 112, 113, 117, 120, 123, 126, 127, 132, 142, 143, 214, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 248, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 268, 269, 273, 274, 277, 279, 280, 281, 283, 284, 285, 286, 288, 293, 294–295, 296, 297, 300, 301, 304, 313, 316, 319, 321, 322, 323, 324, 327, 329, 334, 336, 343, 361, 370, 401, 402, 420, 421, 421, 422, 423, 425 Нибур, Рейнхольд 410
О
Орест 164, 165, 166, 212, 246 Ориген 112, 171, 376, 401 Осама бен Ладен 78 О’Брайен, Флэн 87
П
Павел, апостол 49, 92, 97, 137, 144, 212, 253 Павел Еврей 369 Павел Самосатский 38, 96, 100, 105, 115, 132, 226, 239, 409, 412 Панненберг, Вольфхарт 410 Патрик Ирландский 56, 156 Петр, апостол 137, 139, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 155, 156, 168, 239, 253, 286, 292, 316, 330, 331 Петр, епископ 139 Петр Ивер 334, 351, 373, 382, 423 Петр Монг 352, 361, 362, 375, 423, 462 Петр Фулон (Сукновал) 354, 357, 367, 424 Платон 106 Понтий Пилат 104 Приск 273 Присциллиан 207 Прокл 227, 257 Прокл Кизический 220 Прокл Константинопольский 280 Прокопий 378 Проспер Аквитанский 460 Протерий 19, 336, 337, 338, 339, 352, 424 Пульхерия 66, 68, 69, 192, 193, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 203, 210, 218, 219, 220, 227, 229, 257, 269, 276, 277, 305, 306, 308, 309, 312, 313, 323, 331, 332, 423, 424, 425 Пэджелс, Элайн 57
Р
Равула, епископ 280 Ранер, Карл 400 Рафаэль 341 Ребер, Джордж 9 Рубинстейн, Ричард 58 Рютер 410
С
Савеллий 98, 99, 131, 132 Сальвиан 182 Севир Антиохийский 56, 188, 346, 364, 365, 369, 372, 373, 374, 379, 381, 382, 391, 401, 406, 424 Сейерс, Дороти 413, 414, 415 Сергий Константинопольский 389 Сикст III, папа римский 147 Симеон Столпник 187, 189 Симон Волхв 285 Сириций, папа римский 147, 148, 207 Скорсезе, Мартин 74 Скэфф, Филип 327 Собрино, Ион 430 Созомен 175, 199 Сократ Схоластик 160, 226 Софроний 391 Старк, Родни 9 Стефан Кипрский 383, 384 Стефан Эфесский 297
Т
Тейар де Шарден 410 Темпл 410 Тертуллиан 98 Тиберий II 357, 385 Тимофей Константинопольский 364 Тимофей Салофакиол 340, 352, 424 Тимофей Элур («Проныра») 337, 338, 339, 340, 352, 357, 358, 359, 424, 425
У
Уильямс, Роуэн 75 Унамуно 410
Ф
Феодор Мопсуестийский 116, 117, 118, 171, 219, 279, 280, 376, 377, 425 Феодора 66, 375, 376, 379, 380, 381, 418, 425, 427 Феодорит 319, 320, 328, 329 Феодорит Кирский 117, 208, 251, 257, 281, 282, 283, 294, 301, 303, 376, 377, 425 Феодосий I 81, 139, 176, 191, 192, 193, 195, 196, 200, 202, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 241, 308, 332, 365, 425 Феодосий II 55, 66, 176, 180, 194, 196, 199, 200, 202, 203, 241, 242, 243, 245, 254, 255, 256, 269, 275, 285, 286, 306, 308, 309, 420, 424, 425, 426 Феодосий III 342 Феодосий Александрийский 381, 426 Феодосий Антиохийский 375, 379 Феодосий Иерусалимский 334, 335 Феофан 400, 401, 415 Феофил Александрийский 135, 136, 159, 160, 171, 172, 173, 192, 268, 288, 421–422, 423, 426 Филон Александрийский 158 Филоксен 367 Флавиан Александрийский 367 Флавиан Константинопольский 29, 30, 82, 245, 275, 276, 277, 278, 279, 284, 285, 286, 289, 294, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 304–305, 306, 307, 311, 313, 316, 331, 343, 344, 355, 402, 417, 426 Флацилла 192, 196, 200 Флорентий 284 Флорентий Сардийский 321 Фока 357 Френд, У.Х.К. 25, 236, 372 Фрит, Роджер 9
Х
Хальперн, Барух 9 Харви, Пол 9 Хрисафий 180, 269, 275, 276, 284, 285, 312, 426 Христос 224 Хьюм, Кит 9
Ц
Целестин, папа римский 136, 147, 149, 222, 239, 242, 252, 253, 426
Ч
Чини, Элайс 9
Ш
Шелдон, Чарльз 40 Шенуда, авва 56, 162, 245, 426 Шэфф, Филлип 107
Э
Элия Евдокия 192, 193, 194 Элия Евдоксия 172, 192, 193, 196, 422, 427 Эммануил 41, 91, 263, 264
Ю
Ювенал Иерусалимский 135, 143 Ювеналий 297, 313, 318 Ювеналий Иерусалимский 245, 250, 303, 329, 332, 334, 427 Юлиан Отступник 205 Юста Грата Гонория 193, 194, 195, 196, 427 Юстин 373, 374 Юстин I 357, 427 Юстин II 357, 382 Юстин Ужасный 367, 368 Юстиниан 83, 357, 368, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 381, 382, 387, 422, 425, 427
Фонд «Здравомыслие»
Фонд «Здравомыслие» – некоммерческая общественная организация, созданная для продвижения идей секуляризма и популяризации научного мировоззрения. Одной из целей фонда является защита прав и свобод, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан России. Защищая светскость и эти права, фонд «Здравомыслие» уверен в том, что формирование критического мышления является основополагающей предпосылкой для гармоничного развития личности в условиях многообразия точек зрения и информационной открытости в современном мире. Фонд считает, что сама работа со сферой религиозности и ее критического осмысления требует особого взаимного уважения и внимания всех участников данного процесса. Фонд «Здравомыслие» не раз подчеркивал необходимость особой аккуратности, такта и корректности оценок в работе данного рода. Каждый человек, вне зависимости от его личной морали или вероисповедания, должен иметь возможность получить информацию, способную удовлетворить его интерес, что обуславливает ответственность любого популяризатора гуманитарного знания, вынуждая его быть объективным, даже в оценочных суждениях.
Фонд «Здравомыслие» получил статус юридического лица 16 июня 2011 года. Начав с атеистической кампании, Фонд «Здравомыслие» не только обнаружил невозможность реализации конституционных прав и свобод социальной группы атеистов, но и выявил факты грубых нарушений светских основ российской государственности, отмечается в пресс-релизе. Поэтому Фондом был взят курс на продвижение идей секуляризма, закрепленных в Конституции России.
Фонд прежде всего отстаивает интересы России, но не остается безучастным к глобальным клерикальным тенденциям, став одной из первых российских организаций, получивших статус полноправного члена Европейской гуманистической федерации.
Ведя свою деятельность открыто и непредвзято, Фонд является надежным источником информации для СМИ по вопросам нарушений конституционного порядка и федерального законодательства в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений. Фонд создал карту «Клерикальная Россия», пестрящую конфликтами светских учреждений, сограждан и религиозных объединений, противостоящих им.
В ближайших планах Фонда создание лаборатории продвижения науки и техники – «проекта, популяризирующего научное мировоззрение», и организация постоянно действующего круглого стола «Духовно-нравственное воспитание и религия».
Фонд выступил с предложением строительства 200 детских садов шаговой доступности в Москве на тех же условиях (бесплатное выделение земли и налоговые льготы), на которых планируется строить в таком же количестве культовые сооружений РПЦ МП. Последняя инициатива Фонда получила одобрение главы ОВЦО МП протоиерея Всеволода Чаплина. В связи с этим Фонд призывает РПЦ МП «проявить добрую волю и при необходимости ради общего блага отказаться от строительства своих культовых сооружений в пользу строительства жизненно необходимых детских дошкольных учреждений, при этом подчеркивая несовместимость детских образовательных учреждений и любого религиозного миссионерства в них».
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Электронная почта (e-mail): [email protected] Телефон: 8 (495) 66-99-310 ЖЖ-сообщество: http://community.livejournal.com / zdravomyslie Канал YouTube: http://www.youtube.com / zdravomyslie Группа Вконтакте: http://vkontakte.ru / club24153445 Группа Facebook: http://www.facebook.com / zdravomyslie Твиттер: http://twitter.com / zdravomyslie
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1]Frances M. Young, «Monotheism and Christology», in Margaret M. Mitchell and Frances M. Young, eds., The Cambridge History of Christianity: Origins to Constantine (New York: Cambridge Univ. Press, 2006), 452–469; Brian E. Daley, «Christ and Christologies», in Susan Ashbrook Harvey and David Hunter, eds., The Oxford Handbook of Early Christian Studies (New York: Oxford Univ. Press, 2008), 886–905.
[2]О крови Бога см. Игнатий, Ефесянам 1:1 у Bart Ehrman, ed. and trans., The Apostolic Fathers (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 2003), 1:219; Allen Brent, Ignatius of Antioch (London: T & T Clark, 2007).
[3]Alois Grillmeier, Christ in Christian Tradition, vol1., From the Apostolic Age to Chalcedon (451), rev. ed., trans. John Bowden (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1975).
[4]Jaroslav Pelikan and Valerie Hotchkiss, eds., Creeds and Confessions of Faith in the Christian Tradition, 4 vols. (New Haven: Yale Univ. Press, 2003); Richard Price and Mary Whitby, eds., Chalcedon in Context (Liverpool: Liverpool Univ. Press, 2009).
[5]Edward Gibbon, The History of the Decline and Fall of the Roman Empire (London: Henry G. Bohn, 1854), 5:235.
[6]Witold Witakowski, trans., The Chronicle of Pseudo-Dionysius of Tell-Mahre (Liverpool: Liverpool Univ. Press, 1996), 35–36.
[7]Цитируется по: R. Payne Smith, ed., The Third Part of the Ecclesiastical History of John Bishop of Ephesus (Oxford: Oxford Univ. Press, 1860), 7–8.
[8]Richard Price and Michael Gaddis, eds., The Acts of the Council of Chalcedon (Liverpool: Liverpool Univ. Press, 2007), 2:156 for «Slaughter him!» For the «Gangster Synod», see William Bright, The Age of the Fathers (London: Longmans, Green, 1903), 2:479–494; John Chapman, «Robber Council of Ephesus», Catholic Encyclopedia (1909), vol5., at http://www.newadvent.org/cathen/05495a.htm.
[9]W. H. C. Frend, The Rise of the Monophysite Movement (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972); W. H. C. Frend. The Rise of Christianity (Philadelphia: Fortress, 1984).
[10]О стойких религиозных и культурных тенденциях той эпохи см. Peter Brown, The Rise of Western Christendom, rev. ed. (Oxford: Blackwell, 2003). Gerald O’Collins, Christology (New York: Oxford Univ. Press, 1995). Кроме того, работая над данной книгой, я пользовался Henry Chadwick, The Church in Ancient Society (New York: Oxford Univ. Press, 2001).
[11]Thomas R. Lindlof, Hollywood Under Siege (Univ. Press of Kentucky, 2008).
[12]Averil Cameron, «The Cult of the Virgin in Late Antiquity», in R. N. Swanson, ed., The Church and Mary (Woodbridge, UK: Boydell, 2004), 1—21; Miri Rubin, Mother of God (New Haven: Yale Univ. Press, 2009).
[13]Stephen W. Need, Truly Divine and Truly Human (Peabody, MA: Hendrickson 2008).
[14]Pauline Allen, «The Definition and Enforcement of Orthodoxy», in Averil Cameron, Bryan Ward-Perkins, and Michael Whitby, eds., The Cambridge Ancient History: Late Antiquity and Successors a.d.425–600 (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000), 811–834; Mark Edwards, «Synods and Councils», in Augustine Casiday and Frederick W. Norris, eds., The Cambridge History of Christianity: Constantine to c.600 (New York: Cambridge Univ. Press, 2007), 367–385; and Karl-Heinz Uthemann, «History of Christology to the Seventh Century», in the same volume, 460–500.
[15]Grillmeier, Apostolic Age to Chalcedon, 520–542; Robert Victor Sellers, The Council of Chalcedon (London: S. P. C. K., 1953); Price and Gaddis, eds., Acts of the Council of Chalcedon, 1:1—75. В 1951 году католическая церковь все еще считала собор достаточно важным, чтобы устроить торжества в честь его 1500-летия: Alois Grillmeier, ed., Das Konzil von Chalkedon, 3 vols. (Wrzburg, Germany: Echter-Verl, 1951).
[16]J. N. D. Kelly, The Athanasian Creed (New York: Harper and Row, 1964).
[17]Цитаты из Льва Великого, «Letters and Sermons», in Philip Schaff and H. Wace, eds. A Select Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church (New York: Christian Literature Company, 1895), series 2, vol.12, 39–43; p.41; о Лазаре:.Alois Grillmeier, Christ in Christian Tradition, vol.2, From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604) (London: Mowbray, 1996); Bernard Green, The Soteriology of Leo the Great (New York: Oxford Univ. Press, 2008).
[18]Видоизмененная цитата из Льва Великого по «Letters and Sermons», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 58.
[19]Цитируется по J. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies (London: S. P. C. K., 1966), 98. Donald Fairbairn, Grace and Christology in the Early Church (New York: Oxford Univ. Press, 2003).
[20]Norman Russell, The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition, rev. ed. (New York: Oxford Univ. Press, 2006).
[21]Frend, Rise of Christianity.
[22]Paul B. Clayton, The Christology of Theodoret of Cyrus (New York: Oxford Univ. Press, 2007). В качестве современного примера можно вспомнить о спорах вокруг богослова из иезуитов Иона Собрино, христологические представления которого навлекли на себя яростную критику со стороны Ватикана. См., например, его книгу Jon Sobrino, Christology at the Crossroads (Maryknoll, NY: Orbis Books, 1978).
[23]Brown, Rise of Western Christendom, 113–122. Jaroslav Pelikan, Jesus through the Centuries (New Haven: Yale Univ. Press, 1999).
[24]Clayton, Christology of Theodoret of Cyrus.
[25]Elizabeth S. Bolman, ed., Monastic Visions (New Haven: Yale Univ. Press, 2002); Robert S. Nelson and Kristen M. Collins, eds., Holy Image, Hallowed Ground (Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2006). For Christ as infant, see Evagrius, «History of the Church», in Edward Walford, ed., A History of the Church (London: Henry G. Bohn, 1854), 258; Nestorius, The Bazaar of Heracleides, ed., G. R. Driver and Leonard Hodgson (Oxford: Clarendon, 1925), 137–138.
[26]Euan Cameron, Interpreting Christian History (Oxford: Blackwell, 2005).
[27]Ramsay MacMullen, Christianizing the Roman Empire a.d.100–400 (New Haven: Yale Univ. Press, 1986), 93.
[28]Philip Jenkins, The Lost History of Christianity (San Francisco: Harper One, 2008).
[29]Eugène Hyvernat, «Coptic Persecutions», Catholic Encyclopedia (1911), vol.11, at http://www.newadvent.org/cathen/11707a.htm. Birger A. Pearson and James E. Goehring, eds., The Roots of Egyptian Christianity (Philadelphia: Fortress, 1986); Stephen J. Davis, The Early Coptic Papacy (Cairo: American Univ. in Cairo Press, 2005); Roger S. Bagnall, ed., Egypt in the Byzantine World, 300–700 (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2007); James E. Goehring and Janet A. Timbie, eds., The World of Early Egyptian Christianity (Washington, DC: Catholic Univ. of America Press, 2007).
[30]Frend, Rise of the Monophysite Movement; Brown, Rise of Western Christendom.
[31]Chris Wickham, Framing the Early Middle Ages (New York: Oxford Univ. Press, 2005); Chris Wickham, The Inheritance of Rome (London: Allen Lane, 2009); Julia M. H. Smith, Europe after Rome (New York: Oxford Univ. Press, 2005).
[32]Brown, Rise of Western Christendom. Leslie Webster and Michelle Brown, eds., The Transformation of the Roman World a.d.400–900 (Berkeley: Univ. of California Press, 1997).
[33]Jenkins, Lost History of Christianity.
[34]Fergus Millar, A Greek Roman Empire (Berkeley: Univ. of California Press, 2006); Henry Chadwick, East and West (New York: Oxford Univ. Press, 2003).
[35]J. M. Wallace-Hadrill, The Barbarian West, 400—1000 revised ed. (Oxford: Blackwell, 1996). For the prevailing languages of the fifth century, see Millar, Greek Roman Empire, 84—129.
[36]James Carroll, Constantine’s Sword (New York: Houghton Mifflin, 2001); Elaine Pagels, Beyond Belief (New York: Random House, 2003); Karen King, What Is Gnosticism? (Cambridge, MA: Belknap of Harvard Univ. Press, 2003); Bart D. Ehrman, Lost Christianities (New York: Oxford Univ. Press, 2003); David L. Dungan, Constantine’s Bible (Minneapolis: Fortress, 2007). Подобную историю падения и заката рассказывают Rita Nakashima Brock and Rebecca Ann Parker, Saving Paradise (Boston: Beacon, 2008), хотя они считают, что переходный период начался гораздо позже.
[37]Richard E. Rubenstein, When Jesus Became God (New York: Harcourt Brace, 1999).
[38]О других ритуалах принадлежности см. Michael Philip Penn, Kissing Christians (Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 2005).
[39]Ramsay MacMullen, Voting About God in Early Church Councils (New Haven: Yale Univ. Press, 2006). Norman P. Tanner, ed., Decrees of the Ecumenical Councils (Washington, DC: Georgetown Univ. Press, 1990).
[40]Michael Gaddis, There Is No Crime for Those Who Have Christ (Berkeley: Univ. of California Press, 2005).
[41]MacMullen, Voting About God.
[42]Millar, Greek Roman Empire.
[43]Gaddis, No Crime for Those Who Have Christ.
[44]Guy G. Stroumsa, «Religious Dynamics Between Christians and Jews in Late Antiquity (312–640)», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 151–172.
[45]H. A. Drake, «The Church, Society and Political Power», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 403–428.
[46]Gaddis, No Crime for Those Who Have Christ. Относительно монахов см. Susan Ashbrook Harvey, Asceticism and Society in Crisis (Berkeley: Univ. of California Press, 1990); Daniel Caner, Wandering, Begging Monks (Berkeley: Univ. of California Press, 2002); Jennifer L. Hevelone-Harper, Disciples of the Desert (Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 2005).
[47]Gustaf Aulén, Christus Victor (New York: Macmillan, 1972); Sandra Visser and Thomas Williams, Anselm (New York: Oxford Univ. Press, 2009).
[48]Alan Cameron, Circus Factions (New York: Oxford Univ. Press, 1976).
[49]Евагрий Схоластик, История Церкви, III, 44. В английском оригинале цитируется по: Walford, History of the Church, 386.
[50]Thomas Sizgorich, Violence and Belief in Late Antiquity (Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 2008); Patrick Cockburn, Muqtada Al-Sadr (New York: Scribner, 2008).
[51]Frend, Rise of Christianity. В должной мере доступное для читателя обсуждение соответствующих вопросов и дебатов см. в следующих работах: Edward Gibbon, Decline and Fall of the Roman Empire, 5:197–284; Anthony Maas, «Christology», Catholic Encyclopedia (1912), vol.14, at http://www.newadvent.org/cathen/14597a.htm; J. Levison and P. Pope-Levison, «Christology», in William A. Dyrness and Veli-Matti Kärkkäinen, eds., Global Dictionary of Theology (Downers Grove, IL: IVP Academic, 2008), 167–186; Giusto Traina, 428 AD (Princeton: Princeton Univ. Press, 2009).
[52]Raymond E. Brown, An Introduction to New Testament Christology (New York: Paulist, 1994); Gregory Riley, One Jesus, Many Christs (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1997); Richard Bauckham, God Crucified (Carlisle, UK: Paternoster, 1998); Jaroslav Pelikan, The Emergence of the Catholic Tradition (100–600), vol.1, The Christian Tradition (Chicago: Univ. of Chicago Press, 1971).
[53]Послание к Ефесянам 7 Игнатия цитируется по: Bart Ehrman, ed., Apostolic Fathers, 2 vols. (Boston: Harvard Univ. Press, 2003), vol.1, 227; Henry Bettenson, ed. The Early Christian Fathers (Oxford: Oxford Univ. Press, 1969); J. N. D. Kelly, Early Christian Doctrines, 5th rev. ed. (New York: Harper & Row, 1978); James H. Charlesworth and James R. Mueller, The New Testament Apocrypha and Pseudepigrapha (Metuchen, NJ: Scarecrow, 1987); Helmut Koester, Ancient Christian Gospels (Philadelphia: Trinity Press International, 1990). О сложных взаимоотношениях между «еретическими» представлениями и будущей ортодоксией см. Mark Edwards, Catholicity and Heresy in the Early Church (Farnham, UK: Ashgate, 2009).
[54]Относительно эбионитов см. Eusebius of Caesarea, The Ecclesiastical History, 2 vols. ed. and trans. Kirsopp Lake, Loeb Classical Library (London: Heinemann, 1926–1932), Book 3, 26–28; Antti Marjanen and Petri Luomanen, eds., A Companion to Second-Century Christian «Heretics» (Leiden: Brill, 2005); Matt Jackson-McCabe, ed., Jewish Christianity Reconsidered (Minneapolis: Fortress, 2007).
[55]Ehrman, Lost Christianities; Bart D. Ehrman, The Orthodox Corruption of Scripture (New York: Oxford Univ. Press, 1993).
[56]Евангелие от Петра цитируется по: Wilhelm Schneemelcher, ed., New Testament Apocrypha rev. ed. (London: SCM, 1963), 1:184. О Керинфе см. Eusebius, Ecclesiastical History, Book 3, 28. Ириней цитируется по: Alexander Roberts and James Donaldson, eds., The Apostolic Fathers, Justin Martyr, Irenaeus, in Ante-Nicene Fathers (New York: Scribner, 1926), 1:352; Roberts and Donaldson, Apostolic Fathers, Justin Martyr, Irenaeus, in Ante-Nicene Fathers, 1:325. О воскресении Христа как моменте «провозглашения» его божественности см. Рим 1:3–4.
[57]C. C. Martindale, «Epiphany», Catholic Encyclopedia (1909), vol.5, at http://www.newadvent.org/cathen/05504c.htm; Everett Ferguson, Baptism in the Early Church (Grand Rapids: Eerdmans, 2009).
[58]О Павле Самосатском см. Eusebius, Ecclesiastical History, Book 7, 27–30; о взглядах Павла Самосатского см. Frederick C. Conybeare, «Paul of Samosata», Encyclopedia Britannica (New York: Encyclopedia Britannica, 1911), 20:958; Epiphanius, The Panarion of Epiphanius of Salamis, 2 vols., trans. Frank Williams (Leiden: Brill, 1987–1994), 2:209–218; Virginia Burrus, «Begotten, Not Made» (Stanford: Stanford Univ. Press, 2000), 22–25.
[59]Выражение «атеисты и неверные» из Послания Игнатия к Траллийцам 10 цитируется по: Ehrman, Apostolic Fathers, 1:264–265. Цитата из Мани по: Epiphanius, Panarion of Epiphanius, 2:227; Тертуллиан De Carne Christi цитируется по: Allan Menzies, ed., Latin Christianity: Its Founder, Tertullian, in Ante-Nicene Fathers (New York: Scribner, 1926), 3:911–951.
[60]Epiphanius, Panarion of Epiphanius, 2:121–127; Young, «Monotheism and Christology», in Mitchell and Young, Cambridge History of Christianity, 452–469.
[61]Henry Bettenson, ed., The Later Christian Fathers (Oxford: Oxford Univ. Press, 1969); Trevor Hart, «Creeds, Councils and Doctrinal Development», in Philip F. Esler, ed., The Early Christian World (New York: Routledge, 2000), 1:636–659.
[62]Лозунг «Никогда не было…» из John Bowden, «Christology» in John Bowden, ed., Encyclopedia of Christianity (New York: Oxford Univ. Press, 2005), 220; Rowan Williams, Arius, rev. ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 2002); Thomas C. Ferguson, The Past Is Prologue (Leiden: Brill, 2005); J. Rebecca Lyman, «Arius and Arians», in Harvey and Hunter, Oxford Handbook of Early Christian Studies, 237—57.
[63]J. N. D. Kelly, Early Christian Creeds, 3rd ed. (New York: Longman, 1981, originally published 1972). О Никейском соборе см. Timothy D. Barnes, Constantine and Eusebius (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1981); Timothy D. Barnes, Athanasius and Constantius (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1993); John Behr, The Way to Nicaea (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 2001); Mark Edwards, «The First Council of Nicaea», in Mitchell and Young, Cambridge History of Christianity, 552–567; Lewis Ayres, Nicaea and Its Legacy (New York: Oxford Univ. Press, 2006).
[64]Karl-Heinz Uthemann, «History of Christology to the Seventh Century», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 460–500.
[65]Grillmeier, Apostolic Age to Chalcedon.
[66]J. Stevenson, ed., A New Eusebius (London: S. P. C. K., 1957), 279–280. MacMullen, Voting About God, 26–27.
[67]Gibbon, Decline and Fall of the Roman Empire, 5:207.
[68]Аполлинарий цитируется по Frend, Rise of the Monophysite Movement, 116.
[69]«Слово Бога не сходило…» цитируется по Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 96; «Священное Писание…» – по Frend, Rise of the Monophysite Movement, 115.
[70]Шэфф цитируется по Philip Schaff, The Creeds of Christendom (Grand Rapids: Baker, 1993 printing), 2:64. Дамас цитируется по Theodoret, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 3:139. О Первом Константинопольском соборе см. Henry R. Percival, «The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 12:161–190. Rubenstein, When Jesus Became God, 211–321; Charles Freeman, a.d.381 (London: Pimlico, 2008).
[71]Анафемы цитируются по Theodoret, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 139–140.
[72]Frend, Rise of Christianity, 629–642. Andrew Louth, «Later Theologians of the Greek East», in Esler, Early Christian World, 1:580–600; Edward Rochie Hardy, ed., Christology of the Later Fathers (Philadelphia: Westminster, 1954).
[73]Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 115; Frend, Rise of the Monophysite Movement; Rubenstein, When Jesus Became God, 204–208.
[74]Susan Wessel, Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy (New York: Oxford Univ. Press, 2004).
[75]Lionel R. Wickham, ed., Cyril of Alexandria: Select Letters (Oxford: Clarendon, 1983); Norman Russell, Cyril of Alexandria (New York: Routledge, 2000); John A. McGuckin, St Cyril of Alexandria: The Christological Controversy (Crestwood, NY: St Vladimir’s Seminary Press, 2004); Wessel, Cyril of Alexandria. В защиту Кирилла см. B. T. A. Evetts, ed., History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria (Paris: Firmin-Didot, 1948—59), 2:403–423.
[76]Цитаты из Второго Послания Кирилла к Несторию приводятся по Price and Gaddis, Acts of the Council of Chalcedon, 1:175–177. John A. McGuckin, ed., St. Cyril of Alexandria: On the Unity of Christ (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1995); Steven A. McKinion, Words, Imagery, and the Mystery of Christ (Leiden: Brill, 2000).
[77]Третье Послание Кирилла цитируется по Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 284.
[78]О поддельном тексте см. Frend, Rise of the Monophysite Movement, 121.
[79]Brent, Ignatius of Antioch; Susan Ashbrook Harvey, «Syria and Mesopotamia», in Mitchell and Young, Cambridge History of Christianity, 331–350.
[80]Frances M. Young, From Nicaea to Chalcedon (Philadelphia: Fortress, 1983); Robert C. Hill, Reading the Old Testament in Antioch (Leiden: Brill, 2005); Raffaella Cribiore, The School of Libanius in Late Antique Antioch (Princeton: Princeton Univ. Press, 2007); Isabella Sandwell, Religious Identity in Late Antiquity (New York: Cambridge Univ. Press, 2007).
[81]Frederick G. McLeod, The Image of God in the Antiochene Tradition (Washington, DC: Catholic Univ. of America Press, 1999); Robert C. Hill, Diodore of Tarsus: Commentary on Psalms 1—51 (Leiden: Brill, 2005); Clayton, Christology of Theodoret, 53–74.
[82]Theresa Urbainczyk, Theodoret of Cyrrhus (Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 2002); Frederick G. McLeod, The Roles of Christ’s Humanity in Salvation (Washington, DC: Catholic Univ. of America Press, 2005); István Pásztori-Kupán, Theodoret of Cyrus (New York: Routledge, 2006).
[83]Frend, Rise of Christianity.
[84]Richard Lim, Public Disputation, Power and Social Order in Late Antiquity (Berkeley: Univ. of California Press, 1995), 149.
[85]MacMullen, Voting About God, 28–29. Послания Кирилла см. Percival, «Seven Ecumenical Councils», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 9:201–205: данная цитата со с.204.
[86]Edward Pace, «Hypostatic Union», Catholic Encyclopedia (1910), vol.7, at http://www.newadvent.org/cathen/07610b.htm. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 36.
[87]Green, Soteriology of Leo the Great; Susan Wessel, Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome (Leiden: Brill, 2008), 209–257.
[88]Cameron, Circus Factions; MacMullen, Voting About God, 13.
[89]Patrick T. R. Gray, The Defense of Chalcedon in the East (451–553) (Leiden: Brill, 1979), 18; Cornelia B. Horn, Asceticism and Christological Controversy in Fifth-Century Palestine (New York: Oxford Univ. Press, 2006); Hagith Sivan, Palestine in Late Antiquity (New York: Oxford Univ. Press, 2008).
[90]Brown, Rise of Western Christendom, 93—122; Chadwick, Church in Ancient Society; Claudia Rapp, Holy Bishops in Late Antiquity (Berkeley: Univ. of California Press, 2005).
[91]Об Афанасии и Александре см. Khaled Anatolios, Athanasius (New York: Routledge, 2004), 3. David Brakke, «Athanasius», in Esler, Early Christian World, 2:1102–1127; Davis, Early Coptic Papacy. Evetts, Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria, 2:425–443.
[92]Leo the Great, «Letters and Sermons», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 21:5—15.
[93]Price and Gaddis, Acts of the Council of Chalcedon, 2:24.
[94]Цитата из Henry Bettenson, ed., Documents of the Christian Church (London: Oxford Univ. Press, 1943), 31.
[95]О состоянии епископата в Африке см. Erika Hermanowicz, Possidius of Calama (New York: Oxford Univ. Press, 2008); о патриархе Востока см. Jenkins, Lost History of Christianity.
[96]Raymond Van Dam, The Roman Revolution of Constantine (New York: Cambridge Univ. Press, 2007). For the First Council of Constantinople, see Percival, «Seven Ecumenical Councils», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 12:161–190.
[97]J. N. D. Kelly, Golden Mouth (Ithaca, NY: Cornell Univ. Press, 1995); Helmut Koester, ed., Ephesos, Metropolis of Asia (Valley Forge, PA: Trinity Press International, 1995). Об Иоанне Златоусте и Эфесе см. Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 2:403.
[98]E. A. J. Honigmann, «Juvenal of Jerusalem», in Dumbarton Oaks Papers, no.5 (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1950), 209–279.
[99]Цитата из Evagrius, «History of the Church», in Walford, History of the Church, 356.
[100]О развитии института папства см. Jeffrey Richards, The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages (New York: Routledge, 1979); Eamon Duffy, Saints and Sinners (New Haven: Yale Univ. Press, 1997); Philippe Levillain, ed., The Papacy: An Encyclopedia (New York: Routledge, 2002); Wessel, Leo the Great; Roger Collins, Keepers of the Keys of Heaven (New York: Basic Books, 2009).
[101]John R. Curran, Pagan City and Christian Capital (New York: Oxford Univ. Press, 1999); Dennis Trout, «Saints, Identity and the City», in Virginia Burrus, ed., Late Ancient Christianity (Minneapolis: Fortress, 2005), 164–187; о возникновении папства и возвышении Римской церкви см. Éamonn Ó Carragáin and Carol L. Neuman de Vegvar, eds., Roma Felix (Burlington, VT: Ashgate, 2007).
[102]«Мы несем…» цитируется по Klaus Schatz, Papal Primacy (Collegeville, MN: Liturgical Press, 1996), 30.
[103]Leo the Great, «Letters and Sermons», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 7. Wessel, Leo the Great, 285–321.
[104]Smith, Europe after Rome; Stephen Mitchell, A History of the Later Roman Empire, a.d.284–641 (Oxford: Blackwell, 2007); John F. Drinkwater, The Alamanni and Rome 213–496 (Oxford: Oxford Univ. Press, 2007); Michael Kulikowski, Rome’s Gothic Wars from the Third Century to Alaric (New York: Cambridge Univ. Press, 2007); Traina, 428 AD.
[105]Leo the Great, «Letters and Sermons» in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church: о диктаторских замашках папы, 6; о Галии, 8—12; о Льве и Иллирике, 6. Johann Peter Kirsch, «Pope St. Leo I (the Great)», Catholic Encyclopedia (1910), vol.9, at http://www.newadvent.org/cathen/09154b.htm. Wessel, Leo the Great, 53—136; Paul-André Jacob, ed., La Vie d’Hilaire d’Arles (Paris: Editions du Cerf, 1995).
[106]Alan Cameron and Jacqueline Long, Barbarians and Politics at the Court of Arcadius (Berkeley: Univ. of California Press, 1993); Bryan Ward-Perkins, The Fall of Rome and the End of Civilization (Oxford: Oxford Univ. Press 2005); Peter Heather, The Fall of the Roman Empire (New York: Oxford Univ. Press, 2006). О численности населения Рима см. Barry Cunliffe, Europe Between the Oceans (New Haven: Yale Univ. Press, 2008), 426.
[107]Цитата из Льва Великого по Leo the Great, «Letters and Sermons», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 83; Millar, A Greek Roman Empire, 1—38, 84—129.
[108]John Drinkwater and Hugh Elton, eds., Fifth-Century Gaul (New York: Cambridge Univ. Press, 1992). О росте западного христианства в ту эпоху см. R. A. Markus, The End of Ancient Christianity (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991); Ivor Davidson, «Later Theologians of the West», in Esler, Early Christian World, 1:602–634.
[109]Davis, Early Coptic Papacy; Roger S. Bagnall, Egypt in Late Antiquity (Princeton: Princeton Univ. Press, 1993). См. статьи в книге Bagnall, Egypt in the Byzantine World, 300–700, особенно Zsolt Kiss, «Alexandria in the Fourth to Seventh Centuries», 187–206.
[110]Evetts, Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria, 1. Walther Bauer, Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity (London: SCM, 1972); Pearson and Goehring, Roots of Egyptian Christianity; Birger A. Pearson, Gnosticism and Roman and Coptic Egypt (New York: T & T Clark, 2004); Birger A. Pearson, «Egypt», in Mitchell and Young, Cambridge History of Christianity, 351–365.
[111]Colin H. Roberts, Manuscript, Society, and Belief in Early Christian Egypt (London: published for the British Academy by Oxford Univ. Press, 1979). C. Wilfred Griggs, Early Egyptian Christianity (Leiden: Brill, 1990).
[112]Christopher Haas, Alexandria in Late Antiquity (Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1997). Goehring and Timbie, World of Early Egyptian Christianity.
[113]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 2:126–127; Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 2:385–386. Norman Russell, Theophilus of Alexandria (New York: Routledge, 2007); David Frankfurter «Christianity and Paganism I: Egypt», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 173–188.
[114]Цитата из Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 159–160. Александрия славилась конфликтами группировок и агрессивной непокорностью еще задолго до триумфа христианства: см. Andrew Harker, Loyalty and Dissidence in Roman Egypt (New York: Cambridge Univ. Press, 2008). О линчевании см. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 60–61.
[115]Frend, Rise of the Monophysite Movement, 72; Rebecca Krawiec, Shenoute and the Women of the White Monastery (New York: Oxford Univ. Press, 2002); Caroline T. Schroeder, Monastic Bodies (Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 2007). Об особенностях египетского христианства см. Alois Grillmeier, Christ in Christian Tradition, vol.2, From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604), part 4, The Church of Alexandria with Nubia and Ethiopia after 451 (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1996), 167–228; David Frankfurter, ed., Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt (Leiden: Brill, 1998).
[116]Patrick Healy, «Parabolani», Catholic Encyclopedia (1911), vol.11, at http://www.newadvent.org/cathen/11467a.htm. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 158–159, 191–192.
[117]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 159–161. Evetts, Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria, 2:430–443.
[118]См. Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 159–161.
[119]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 159–160.
[120]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 160.
[121]Цитата из Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 160; R. H. Charles, ed., The Chronicle of John, Bishop of Nikiu (London: Williams & Norgate, 1916), 100–102; Michael A. B. Deakin, Hypatia of Alexandria (Amherst, NY: Prometheus, 2007).
[122]Harold G. Marcus, A History of Ethiopia, rev. ed. (Berkeley: Univ. of California Press, 2002).
[123]Frend, Rise of Christianity.
[124]Vasiliki Limberis, Divine Heiress (New York: Routledge, 1994).
[125]Brian Croke, «Justinian’s Constantinople» in Michael Maas, ed., The Cambridge Companion to the Age of Justinian (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005), 60–86.
[126]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 138–139; Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 399–401; Kelly, Golden Mouth; Chadwick, Church in Ancient Society, 479–498; Jaclyn L. Maxwell, Christianization and Communication in Late Antiquity (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006).
[127]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 138–152; Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 402–418; Theodoret, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 151–156; J. N. D. Kelly, Jerome: His Life, Writings, and Controversies (New York: Harper & Row, 1975); Limberis, Divine Heiress; Russell, Theophilus of Alexandria.
[128]J. W. H. G. Liebeschuetz, Barbarians and Bishops (Oxford: Clarendon, 1990).
[129]Averil Cameron. The Mediteranean World in Late Antiquity, a.d.395–600 (New York: Routledge, 1993); Chadwick, Church in Ancient Society; Webster and Brown, Transformation of the Roman World a.d.400–900.
[130]Liebeschuetz, Barbarians and Bishops; Averil Cameron, The Later Roman Empire (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1993).
[131]Timothy D. Barnes, The New Empire of Diocletian and Constantine (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1982); Matthew P. Canepa, The Two Eyes of the Earth (Berkeley: Univ. of California Press, 2009).
[132]Kate Cooper and Julia Hillner, eds., Religion, Dynasty and Patronage in Early Christian Rome, 300–900 (New York: Cambridge Univ. Press, 2007); Wessel, Leo the Great, 10–16.
[133]Cameron and Long, Barbarians and Politics; Penny MacGeorge, Late Roman Warlords (Oxford: Oxford Univ. Press, 2003).
[134]Millar, Greek Roman Empire, 39–83; Drinkwater and Elton, Fifth-Century Gaul.
[135]Christopher Kelly, Ruling the Later Roman Empire (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 2004); Adrian Goldsworthy, The Fall of the West (London: Weidenfeld and Nicolson, 2009). Shaun Tougher, The Eunuch in Byzantine History and Society (New York: Routledge, 2008).
[136]Цитата из C. D. Gordon, ed., The Age of Attila (Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1960), 27–28.
[137]Millar, Greek Roman Empire, 130–167; Derek Krueger, «Christian Piety and Practice in the Sixth Century», in Maas, Cambridge Companion to the Age of Justinian, 291–315.
[138]Jaroslav Pelikan, The Excellent Empire (San Francisco: Harper & Row, 1987); Ward-Perkins, Fall of Rome and the End of Civilization; Heather, Fall of the Roman Empire; Goldsworthy, Fall of the West.
[139]Цитата «Налоги собирают…» из J. B. Bury, A History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene (London: Macmillan, 1889), 219. Цитата из Сальвиана по Salvian, On the Government of God, ed., by Eva M. Sanford (New York: Columbia Univ. Press, 1930), 109. Goldsworthy, Fall of the West.
[140]Raymond Van Dam, «Bishops and Society», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 343–366; Rapp, Holy Bishops in Late Antiquity; Peter Brown, Authority and the Sacred (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997).
[141]Susan R. Holman, The Hungry Are Dying (New York: Oxford Univ. Press, 2001); Peter Brown, Poverty and Leadership in the Later Roman Empire (Hanover, NH: Univ. Press of New England, 2002); Andrew T. Crislip, From Monastery to Hospital (Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 2005); Wessel, Leo the Great, 179–207.
[142]Об обвинениях против Ибаса см. Price and Gaddis, Acts of the Council of Chalcedon, 2:285.
[143]Выражение «дух амбициозного соперничества» из Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 169. Цитата «предотвратить беспорядки…» из Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 175.
[144]James E. Goehring, Ascetics, Society, and the Desert (Harrisburg, PA: Trinity Press International, 1999); Columba Stewart, «Monasticism», in Esler, Early Christian World, 1:344–368; Philip Rousseau, «Monasticism», in Cameron, Ward-Perkins, and Whitby, Cambridge Ancient History, 14:745–780; David Brakke, Demons and the Making of the Monk (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 2006).
[145]Claudia Rapp, «Saints and Holy Men», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 548–566; Evagrius, «History of the Church», in Walford, History of the Church, 272–275.
[146]Выражение «мертвое тело без могилы» из Evagrius, «History of the Church», in Walford, History of the Church, 284–287. Peter Brown, Body and Society (New York: Columbia Univ. Press, 1988); Peter Brown, Society and the Holy in Late Antiquity (Berkeley: Univ. of California Press, 1989); Susanna Elm, Virgins of God (New York: Oxford Univ. Press, 1994); Teresa M. Shaw, The Burden of the Flesh (Minneapolis: Fortress, 1998); Dale B. Martin and Patricia Cox Miller eds., The Cultural Turn in Late Ancient Studies (Durham, NC: Duke Univ. Press, 2005). David G. Hunter, «Sexuality, Marriage and the Family», in Casiday and Norris, Cambridge History of Christianity, 585–600; см. В том же томе Samuel Rubenson «Asceticism And Monasticism», 637–668.
[147]О Севире см. Witakowski, Pseudo-Dionysius of Tell-Mahre, 14–15; Pauline Allen and Robert Hayward, Severus of Antioch (New York: Routledge 2004).
[148]Peter Brown, The World of Late Antiquity (London: Thames and Hudson, 1971).
[149]Peter Brown, Power and Persuasion in Late Antiquity (Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1992).
[150]Kenneth Holum, Theodosian Empresses ( Berkeley: Univ. of California Press, 1982).
[151]Stewart Irvin Oost, Galla Placidia Augusta (Chicago: Univ. of Chicago Press, 1968).
[152]Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 164.
[153]Christopher Kelly, Attila the Hun (Oxford: Bodley Head, 2008).
[154]Evagrius, «History of the Church», in Walford, History of the Church, 304–305.
[155]Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 419–421. Ada B. Teetgen, The Life and Times of the Empress Pulcheria, a.d.339 – a.d.452 (London: Swan Sonnenschein, 1907).
[156]Цитата «Она прежде всего посвятила…» из Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 419. См. также Horn, Asceticism and Christological Controversy. О женском христианском благочестии в античности см. Lynda L. Coon, Sacred Fictions (Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1997); Krawiec, Shenoute and the Women of the White Monastery; Nicola Frances Denzey, The Bone Gatherers (Boston: Beacon, 2007).
[157]Kate Cooper, «Empress and Theotokos», in Swanson, Church and Mary, 39–51; Limberis, Divine Heiress.
[158]Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 419.
[159]Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 419.
[160]Цитата «Он превратил свой дворец…» из Socrates, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 164–165. О девственности императора см. Charles, Chronicle of John, Bishop of Nikiu, 105.
[161]Об Испании см. Michael Kulikowski, Late Roman Spain and Its Cities (Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 2004). О христианстве в Персии см. Elizabeth Key Fowden, The Barbarian Plain (Berkeley: Univ. of California Press, 1999); Joel Thomas Walker, The Legend of Mar Qardagh (Berkeley: Univ. of California Press, 2006).
[162]Robert Louis Wilken, John Chrysostom and the Jews (Berkeley: Univ. of California Press, 1983); Charlotte Elisheva Fonrobert, «Jewish Christians, Judaizers, and Christian anti-Judaism», in Burrus, Late Ancient Christianity, 234–254. Об инциденте в Каллинике см. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 137–138, 158. О критике нетерпимости той эпохи см. Paula Frederiksen, Augustine and the Jews (New York: Doubleday, 2008).
[163]См. Scott Bradbury, Severus of Minorca (New York: Oxford Univ. Press, 1996).
[164]О законах против иудеев см. Jacob Rader Marcus, ed., The Jew in the Medieval World (Cincinnati, OH: Hebrew Union College Press, 1999), 5–6. Millar, Greek Roman Empire, 84—129. О распятии в насмешку см. Socrates, «Ecclesiastical History», 161; Elliott Horowitz, Reckless Rites (Princeton: Princeton Univ. Press, 2006), 215–217; Charles, Chronicle of John, Bishop of Nikiu, 102–103. О погромах в Антиохии см. Witakowski, Pseudo-Dionysius of Tell-Mahre, 2–3; Walter de Lange, «Jews in the Age of Justinian», in Maas, Cambridge Companion to the Age of Justinian, 510–534.
[165]Evagrius, «History of the Church», in Walford, History of the Church, 282–283; M. D. Usher, Homeric Stitchings (Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1998).
[166]Stuart George Hall, «Ecclesiology Forged in the Wake of Persecution», in Mitchell and Young, Cambridge History of Christianity, 470–484.
[167]Stephen Williams and Gerard Friell, Theodosius (New Haven: Yale Univ. Press, 1994); Neil B. McLynn, Ambrose of Milan (Berkeley: Univ. of California Press, 1994); Bill Leadbetter, «From Constantine to Theodosius», in Esler, Early Christian World, 1:258–292.
[168]Freeman, a.d.381; R. P. C. Hanson, The Search for the Christian Doctrine of God (Edinburgh: T. & T. Clark, 1988); Ferguson, Past Is Prologue. О ранних законах против манихеев см. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 95. Об отношении Феодосия к последователям Аполлинария см. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 95–96.
[169]Rubenstein, When Jesus Became God, 211–231; Freeman, a.d.381; Chadwick, Church in Ancient Society, 415–432.
[170]Virginia Burrus, The Making of a Heretic (Berkeley: Univ. of California Press, 1995); Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 151–155. О последователях Присциллиана в V веке см. Leo the Great, «Letters and Sermons», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 12:20–26.
[171]Об Амвросии см. Theodoret, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 3:143; Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 140–142; McLynn, Ambrose of Milan. О разрушении храмов см. Stevenson, Creeds, Councils and Controversies, 261; Sozomen, «Ecclesiastical History», in Schaff and Wace, Fathers of the Christian Church, 393–394; John Moorh
|