Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символ веры или хаос





 

Но если те же древние проблемы снова и снова всплывают на поверхность, то теоретически то же самое относится и к их решениям. Нам может казаться, что нынешние споры представляют собой нечто новое и неслыханное, но обычно это не так, а это означает, что история этих споров потенциально есть кладезь, где можно искать ответы, ценные для наших современников[449].

Это может показаться нам странным: древние богословские споры столь непонятны, что сама память о них смущает нынешних христиан. Церкви в древности могли проклинать друг друга из-за таких вещей, которые кажутся нам просто игрой слов. В наше время, когда мы называем какой-то вопрос богословским, это значит, что он не имеет отношения к жизни и интересен только для специалистов: «Это просто богословские тонкости». Еще больше подозрений у нас вызывают такие вещи, как догмат. Подобное отрицательное отношение к богословию не ново. Разве сегодня церкви не ведут кровавые бои из-за вопросов об авторитете Писания и о сексуальной морали, когда миллионы христиан в мире голодают? В 1930-х годах некоторые англиканские мыслители призвали церковь отложить в сторону специальные богословские вопросы, которые интересуют только ученых, замкнутых в своем академическом мирке. Им дала ответ Дороти Сейерс, которая была одним из величайших богословов из мирян своего времени.

В 1940 году вышла ее статья «Символ веры или хаос», в которой Сейерс пыталась объяснить, почему подобные богословские споры и вопросы следует не отодвигать в сторону, но считать важнейшим делом церкви. Нам эти великие христологические вопросы кажутся тривиальными и специальными, писала она, именно потому, что их с большими мучениями разрешили христиане предыдущих поколений. Мы живем за счет культурного и интеллектуального капитала, накопленного мыслителями прошлого – Афанасием, Кириллом, папой Львом, – без которых церковь бы погрузилась в нравственный и духовный хаос куда более глубокий, чем когда-либо раньше за всю ее историю. Созданная ими ортодоксия стала надежным основанием для всех нынешних церквей, и горе нам, если мы о том забываем[450].

Сейерс указала на еще один важный факт: с каким бы презрением мы ни относились к теологии, обычные люди тратят много сил на богословские построения и обычно приходят к тем самым выводам и идеям, которые уже прозвучали в V и VI веках. Поэтому сегодня церкви нужно не отбрасывать богословие в сторону, но постоянно пересматривать и заново утверждать основания своей веры.

Это особенно важно, считала Сейерс, в том случае, когда речь идет о христологии. Церковь провозгласила, что Христос есть и Бог, и человек – но что это значит для рядового верующего, «за исключением того, что Бог Творец (раздражительный дедушка с бородой) таинственным образом через деву Марию стал отцом какого-то обитателя двух миров, которого не отнесешь ни к той, ни к другой категории, как русалку»?[451]Далее Сейерс рассматривает некоторые популярные представления о природе Христа и демонстрирует, что они точно соответствуют идеям несториан или последователей Евтихия. Нынешний рядовой защитник монофизитства (которого правдоподобно представляет Сейерс) скажет: «Если он был Богом, все это для него мало значило. Бог не может страдать подобно нам с вами. Священники повторяют, что мы должны уподобиться Христу, но это полная чепуха – мы не можем стать Богом и глупо пытаться это делать»[452].

Или же нынешний верующий может занять позицию Аполлинария. Если Христос был Богом, скажет он, он точно знал все, что с ним произойдет, так что его страдания были просто театральным представлением. И если он был Богом, он не мог действительно испытывать искушения, разве не так? Какой же пример для подражания может найти христианин во всех этих историях? По мнению Сейерс, эта точка зрения делает невозможным разговор о каких бы то ни было «христианских принципах», которые хоть в самой малой мере мы можем реализовать или положить в основу реальной жизни. Эти споры будут продолжаться до тех пор, пока «несмотря на все сложности богословия, обычный человек не поймет суть Символа веры Афанасия, и нам всем никуда не деться от этого пути»[453]. Как считает Сейерс, от богословия зависит подход к этике, понимание христианского поведения и сама возможность «следовать за Христом».

Разумеется, Сейерс не призывала к силовой борьбе с этими – древними и актуальными одновременно – ересями, даже если себе вообразить, что в XX веке можно было бы применять гонения. Скорее это наблюдение относительно развития христианской мысли в истории. Феофан мог удостовериться в том, насколько важна истинная доктрина, но он был один и с ним произошло чудо. Любые достижения соборов, даже если церквам удавалось полностью разгромить сторонников иных взглядов, не устраняют эти альтернативные идеи, которые структурируют христианскую веру и, вероятно, играют важнейшую роль в религиозной психологии человека. Эти идеи будут возникать снова и снова, соответственно, о них придется говорить и с ними придется бороться. В идеальном мире, свободном от борьбы за власть, бушевавшей в мире античном, сам такой диалог может стать позитивным явлением, которое помогает христианам понять, за что они стоят. Религия, которой не приходится постоянно отвечать на вызов иных мнений, перестает мыслить и обретает покой, подобный покою могилы.

 

Приложение

Главные участники данной истории

 

Акакий: патриарх Константинополя (471–489). В 482 году Акакий внушил императору мысль опубликовать Генотикон, документ, который должен был вызвать одобрение как сторонников, так и противников Халкидона. Генотикон породил споры, из-за которых на десятилетие прекратилось общение между церквями Рима и Александрии.

Амвросий (ок. 340—397): уроженец Галлии, ставший в 374 году епископом Милана, главные «уста» западной церкви. Он поднял авторитет церкви и добился ее независимости от власти Римской империи.

Анастасий (430–518): уроженец нынешней Албании, римский император (491–518), поддерживавший монофизитов и отлученный римскими папами.

Анатолий: представитель Диоскора Александрийского в столице империи Константинополе. После убийства Флавиана Константинопольского в 449 году Диоскор помог Анатолию занять место патриарха. Несмотря на это, позднее Анатолий стал противником александрийцев и союзником римского папы. Он умер насильственной смертью, не исключено, что его убили сторонники Диоскора.

Анфим: патриарх Константинополя (535–536). Был низложен по настоянию римского папы, многие годы скрывался под защитой императрицы Феодоры.

Аспар (ок.400–471): уроженец варварского племени аланов Аспар был главным полководцем Восточной Римской империи (ок.430–470). Был убит императором Львом.

Афанасий Александрийский (293–373): в качестве секретаря Александра Александрийского сделался главным публичным защитником тринитарной позиции на Никейском соборе (325). Стал епископом в 328 году, но из-за постоянного участия в политических схватках многие годы провел в изгнании.

Аэций (396–454): Флавий Аэций, римский военачальник, который фактически правил Римской империей (ок.433–454) и нанес поражение предводителю гуннов Атилле. В результате придворной интриги был убит императором Валентинианом III.

Бабай Великий (551–628): ведущий богослов и реформатор Церкви Востока, или «несторианской» церкви. Дал систематическое обоснование богословию двух природ.

Валентиниан III (419–455): император западной части Римской империи (425–455).

Варсума: предводитель сирийских монахов и фанатичный приверженец учения об одной природе. Его монахи с оружием в руках поддерживали Диоскора на Втором Эфесском соборе.

Василиск: римский император (475–476), шурин императора Льва. После смерти Льва Василиск устроил государственный переворот, свергнув нового императора Зенона, и на короткое время стал императором. Василиск стремился передать власть в церкви партии монофизитов.

Вениамин Александрийский (590–661): монофизит, родной брат Мины, принявшего мученическую смерть от византийских властей. Вениамин был главой Коптской церкви с 622 года до дня своей смерти в 661-м.

Галла Плацидия (392–450): дочь римского императора, похищенная вестготами при разграблении Рима в 410 году. Стала женой императора Запада Констанция III и родила ему сына Валентиниана III. Фактически она много лет управляла империей как регент своего сына. Решительно поддерживала ту версию христианства, которую исповедовали папы и Халкидон.

Григорий Назианзин (ок.330–390): великий христианский богослов, один из так называемых Отцов-каппадокийцев и один из главных противников арианства и учений, отрицавших божественность Святого Духа.

Дамас (305–384): уроженец Испании, ставший папой римским в 366 году. Значительно повысил престиж папства и дал обоснования претензиям пап на первенство.

Диодор Тарсийский: основатель великой христианской школы антиохийского направления, умерший около 390 года.

Диоскор Александрийский: личный секретарь Кирилла Александрийского, ставший в 444 году его преемником на патриаршем престоле. Диоскор стал ключевым участником Второго Эфесского, или «Разбойничьего», собора (499) и был низложен Халкидонским собором (451). Умер в 454 году.

Домн Антиохийский: племянник антиохийского патриарха Иоанна, ставший его преемником в 441 году. Он пытался защищать других епископов, обвинявшихся в чрезмерной приверженности к учению о двух природах, в результате чего сам был низложен Вторым Эфесским собором (449). Он удалился в монастырь и отказался от претензий на престол.

Евдокия (Элия Евдокия) (401–460): жена Феодосия II, отличавшаяся образованностью и философским умом. При дворе долго играла роль соперницы своей золовки Пульхерии. Симпатизировала монофизитам.

Евдоксия (Луция Евдоксия) (422–462): дочь императора Феодосия II, жена императора Валентиниана III. Считают, что она пригласила короля вандалов Гейзериха разграбить Рим в 455 году.

Евсевий: епископ Дорилея, боролся с христологическими представлениями, которые чрезмерно акцентируют либо одну природу, либо две природы, а потому он сделался главным врагом как Нестория в 430-х, так Евтихия в 440-х годах. Был низложен Вторым Эфесским собором (449), но нашел убежище у римского папы Льва. Его восстановил Халкидонский собор (451). Не следует путать с великим историком церкви, носившим то же имя.

Евтихий (380–456): константинопольский монах в сане архимандрита. Его монофизитские взгляды вызвали к жизни споры в Константинополе в 440-х годах, которые привели к созыву Второго Эфесского собора (449).

Зенон (425–491): император восточной части Римской империи с 474 года. В 482 году издал свой Генотикон, предприняв неудачную попытку примирить между собой сторонников одной и двух природ Христа.

Иаков Барадей (ок.500–578): монах, убежденный монофизит, которого епископ Иоанн Эфесский рукоположил в епископы в 541 году, сделав его главой монофизитских церквей на Востоке. Иаков стал основателем и организатором полностью самостоятельной церкви, которую стали называть Яковитской.

Ива: сирийский богослов, занимавший епископскую кафедру в Эдессе (435–457). На Первом Эфесском соборе он критиковал как Нестория, так и Кирилла Александрийского. Сторонники Кирилла пытались добиться осуждения идей Ивы, и над ним состоялся суд (448–449). Халкидонский собор вернул ему кафедру.

Иларий: архидиакон, прибывший из Рима на Второй Эфесский собор (449), где он безуспешно пытался опротестовать незаконное ведение дел. Позже стал папой римским (461–468).

Иоанн Антиохийский: патриарх Антиохии (429–441), который возглавил группу епископов Востока во время споров вокруг Нестория. Его позднее прибытие на Первый Эфесский собор (431) решительным образом повлияло на ход событий на этом собрании. В итоге он официально примирился со своим соперником Кириллом Александрийским.

Иоанн Златоуст (347–407): уроженец Антиохии, учившийся при Диодоре Тарсийском. В 398 году стал архиепископом Константинополя, но борьба с Феофилом Александрийским и императрицей Элией Евдоксией привела к его низложению и запрещению. Прославился как один из величайших христианских проповедников.

Иоанн Эфесский (507–586): важнейший деятель монофизитской церкви на Востоке, которому, тем не менее, ортодоксальный император Юстиниан поручил возглавить кампанию против язычества. Иоанн стал одним из главных историков, описавших ту эпоху, особенно среди представителей монофизитской точки зрения.

Ираклий (575–641): став римским императором в 610 году, спас империю от полного ее разрушения персами. В памяти монофизитов остался как жестокий гонитель веры.

Ириней: высокопоставленный чиновник, стремившийся поддерживать порядок по ходу Первого Эфесского собора (431) и создать справедливые условия суда над Несторием, в результате чего Иринея обвинили в пособничестве еретику. Позже стал епископом Тира, и ему предъявляли обвинения в несторианстве.

Кандидиан: имперский комит (высокопоставленный чиновник), которому было поручено поддерживать порядок на Эфесском соборе 431 года. Враги Нестория критиковали его за то, что он слишком сильно симпатизировал этому еретику.

Констант II (630–668): римский император (641–668), пытавшийся положить конец спорам о природах Христа, предложив его участникам общую платформу для согласия в виде учения об одной воле, то есть монофелитства.

Кирилл Александрийский (378–444): племянник александрийского епископа Феофила, ставший в 412 году его преемником. Решительный противник Нестория Константинопольского, которого он разгромил на Первом Эфесском соборе (431).

Лев I (401–474): уроженец Фракии, правивший восточной частью Римской империи с 457 по 474 год.

Максим Исповедник (ок.580–662): богослов и мистик, противник вводимого имперской властью учения о единой воле Христа, которое критики назвали ересью монофелитства. За противодействие императору был осужден: его пытали, тяжело изувечили, после чего он умер в ссылке.

Маркиан (396–457): выдающийся полководец, ставший в 450 году императором восточной части Римской империи и женившийся на царевне Пульхерии. Маркиан и Пульхерия созвали в 451 году Халкидонский собор и внедряли его решения.

Мемнон Эфесский: епископ Эфеса на тот момент, когда в этом городе в 431 году проходил Вселенский собор. Мемнон решительно стоял на стороне Кирилла Александрийского против Нестория.

Несторий (386 – ок.451): уроженец Сирии, учившийся в Антиохии. Занял пост архиепископа Константинополя в 428 году, но его взгляды вызвали широкое недовольство. После Первого Эфесского собора (431) был низложен и отправлен в ссылку.

Петр Ивер (411–491): уроженец Грузии, знаменитый монах и предводитель монофизитов. Участвовал в создании монофизитской церкви в Палестине.

Петр Монг, Заика: диакон александрийского патриарха Тимофея Элура, ставший патриархом в 477 году и возглавлявший движение монофизитов до дня своей смерти в 490 году.

Петр Фулон (471–488): патриарх Антиохии, решительный сторонник монофизитов, который приложил много усилий для распространения этих взглядов в Сирии.

Протерий: после Халкидонского собора (451) был поставлен александрийским патриархом вместо низложенного Диоскора, был убит толпой в момент бунта в Александрии в 457 году.

Пульхерия (399–453): дочь римского императора Аркадия и сестра Феодосия II, вероятно, самая влиятельная личность в восточной части Римской империи на протяжении нескольких десятилетий. Сыграла критически важную роль в формировании ортодоксии церкви. В 450 году вышла замуж за Маркиана, ставшего императором, затем вместе они созвали Халкидонский собор и поддерживали его решения.

Севир Антиохийский (465 – ок.540): монах и создатель монофизитских церквей. С 512 по 518 год занимал пост епископа Антиохии, но был низложен при перемене политики имперского режима. После этого Севир оставался духовным вождем движения монофизитов в Египте и на Востоке.

Тимофей Салофакиол: в 460 году император поставил его патриархом Александрии как сторонника Халкидона. Местные монофизиты оказывали ему столь сильное сопротивление, что его положение было крайне шатким, о чем свидетельствует его прозвище – «ненадежно сидящая шляпа». Был низложен в 475 году, но вернулся на место патриарха, которое занимал с 477 по 481 год.

Тимофей Элур: патриарх Александрии (454—77), проведший большую часть времени в ссылке или в подполье, скрываясь от имперских властей. Монофизит и решительный противник Халкидона.

Феодор Мопсуестийский (ок.350–428): уроженец Антиохии, знавший Иоанна Златоуста и Диодора. В 392 году стал епископом Мопсуестии. Известен своими смелыми богословскими трудами по разным вопросам, хотя позже церковь осудила некоторые его идеи как еретические.

Феодора (ок.500–548): жена императора Юстиниана, которая поддерживала монофизитов в церкви и ограждала их от гонений со стороны имперской власти.

Феодорит Кирский (393–457): уроженец Антиохии, ставший в 423 году епископом Кира. Играл важнейшую роль в спорах об учении Нестория, был важнейшим советником антиохийских епископов в их спорах с Александрией. Второй Эфесский собор (449) осудил и отлучил его, но на Халкидонском соборе (451) он был восстановлен. Феодорит также стал важным самостоятельным источником исторических сведений.

Феодосий I (347–395): уроженец Испании, император восточной и западной частей Римской империи с 379 по 395 год. Созвал Первый Константинопольский собор в 381 году.

Феодосий II (401–450): император восточной части Римской империи с 408 по 450 год. На протяжении большей части своего царствования испытывал на себе влияние своей сестры Пульхерии. Феодосий созвал и Первый, и Второй Эфесские соборы.

Феодосий Александрийский: патриарх Александрии с 535 по 567 год, духовный вождь монофизитов. В 536 году ортодоксальная (верная Халкидону) церковь перестала признавать его власть, что положило формальное начало расколу, продолжавшемуся много столетий.

Феофил Александрийский: епископ Александрии (385–412). Закрывал языческие храмы в Александрии. Участвовал в политической борьбе против константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, в результате которой Иоанн был низложен.

Флавиан: константинопольский патриарх (446–449), который пытался призвать к порядку монаха Евтихия в связи с учением последнего о природе Христа, но в результате столкнувшийся с противодействием на Втором Эфесском соборе. На заседании собора Флавиан был так сильно избит, что вскоре скончался.

Хрисафий: высокопоставленный евнух, который пользовался огромным влиянием при дворе Феодосия II в 440-х годах, решительный приверженец учения об одной природе и сторонник Евтихия. Был казнен или подвергся линчеванию при политических изменениях в 450 году.

Целестин I: папа римский (422–432), важная фигура для Первого Эфесского собора (431).

Шенуда (ум.455): настоятель великого Белого монастыря в Египте, который фактически был комплексом монашеских обителей. Подобно патриарху Кириллу, Шенуда придерживался учения об одной природе, ставшего учением Коптской церкви.

Элия Евдоксия (умерла в 404): императрица, жена императора Аркадия и смертельный враг Иоанна Златоуста.

Ювеналий: епископ Иерусалима (422–458), активный участник большинства тогдашних церковных баталий, главным образом стремившийся добиться статуса патриарха для иерусалимского епископа. Поддерживал Диоскора Александрийского на Втором Эфесском соборе в 449-м и сделался его противником в Халкидоне в 451 году.

Юста Грата Гонория: царевна, сестра императора Запада Валентиниана III. Обвиненная в заговоре против брата, была помещена в монастырь, откуда она пыталась призвать на помощь предводителя гуннов Аттилу, что дало гуннам законное основание для нападения на империю.

Юстиниан (483–565): племянник римского императора Юстина I, преемником которого он стал в 527 году. Юстиниан освободил от захватчиков обширные территории бывшей Западной империи. Он был сторонником ортодоксии и Халкидона, однако его жена Феодора защищала некоторых представителей монофизитского духовенства. В 553 году Юстиниан созвал Второй Константинопольский собор в попытке объединить халкидонцев и монофизитов.

 

Date: 2015-12-13; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию