Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Родителем, проживающим отдельно от ребенка
Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей[400]. Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. Так, в новых конституциях ряда стран Восточной Европы и Балтии (Болгарии, Венгрии, Литовской Республики, Польской Республики, Словацкой Республики, Республики Словения, Республики. Хорватия, Чешской Республики, Эстонской Республики) предусмотрено, что воспитание несовершеннолетних детей является правом и обязанностью родителей[401]. Аналогичная норма закреплена в ст. 36 Конституции Португалии[402]. В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ (гл. 12 СК "Права и обязанности родителей", гл. 13 СК "Алиментные обязательства родителей и детей", гл. 16 СК "Соглашения об уплате алиментов"). Статья 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке, то есть путем регистрации рождения в органах загса. Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсутствия брака родителей. При наличии разногласий между родителями по тем или иным вопросам осуществления родительских прав они вправе обратиться за разрешением этих разногласий в суд или орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 65 СК). Характерной особенностью родительских прав, о которых идет речь в Семейном кодексе, является то, что они органически включают в себя не только собственно права, но и обязанности родителей. Поэтому родители не только вправе, но и обязаны осуществлять родительские права. Родительским правам корреспондируют соответствующие обязанности, неисполнение которых может повлечь для родителей определенные санкции (лишение родительских прав — ст. 69 СК; ограничение родительских прав — ст. 73 СК; взыскание средств на содержание детей с родителей в судебном порядке — п. 2 ст. 80 СК). Предметно суть родительских прав раскрывается в ст. 63—68 СК, причем в этих статьях речь идет о личных неимущественных правах и обязанностях родителей. Имущественным правам и обязанностям родителей в отношении несовершеннолетних детей посвящены статьи, регулирующие алиментные обязательства родителей (ст. 80—84, 86, 99—105 СК). К личным правам родителей, которые будут рассмотрены в настоящем параграфе, относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав. Следует заметить, что родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами при любых обстоятельствах. Они не вправе принимать по собственному усмотрению произвольные решения о передаче своих родительских прав другим лицам, то есть родительские права являются неотчуждаемыми. Отказ родителей от своих прав в отношении детей и дача ими согласия на усыновление детей иными лицами возможны лишь при исключительных обстоятельствах и при неукоснительном соблюдении установленного законом порядка (ст. 129—130 СК). Лишение или ограничение родительских прав допускаются также только при наличии установленных законом оснований (ст. 69, 73 СК). Необходимо отметить, что родительские права носят срочный (временный) характер. Они возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 61 СК: а) достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия); б) вступление несовершеннолетних детей в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК); в) объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Для эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний работал по трудовому договору или контракту или с согласия своих родителей, усыновителей или попечителя занимался предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК). Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями. Особого внимания заслуживают нормы СК о родительских правах несовершеннолетних родителей и особенностях их осуществления. Эти нормы являются новеллой семейного законодательства и свидетельствуют о том, что родительские права признаются и за несовершеннолетними родителями, то есть лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет, в случае рождения у них ребенка. Некоторые же предусмотренные законом особенности реализации несовершеннолетними родителями своих родительских прав обусловлены объективными причинами и направлены на защиту прав и интересов, как ребенка, так и родителей. Закрепленные в п. 1 ст. 62 СК права несовершеннолетних родителей на совместное проживание со своими детьми и на участие в их воспитании основаны на факте установления их отцовства (материнства). Кодекс (ст. 48, 51 СК) не содержит ограничений по основаниям и порядку установления происхождения ребенка от несовершеннолетних родителей и их записи в книге записей рождений органом загса. В таких случаях государственная регистрация рождения ребенка производится в обычном порядке. Согласия родителей или опекунов (попечителей) самих несовершеннолетних отца или матери на регистрацию рождения ребенка не требуется. Порядок осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями зависит от ряда обстоятельств: а) состояния в браке несовершеннолетних родителей; б) возраста, несовершеннолетних родителей. Так, Кодекс (п. 2 ст. 62 СК) не предоставляет несовершеннолетним родителям возможности самостоятельно осуществлять родительские права, если они не состоят в браке и не достигли шестнадцати лет, хотя они имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Ребенку таких несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его родителями. Опекун обязан проживать совместно с ребенком и заботиться о его содержании, обеспечении уходом и лечением, защищать его права и интересы (п. 2—3 ст. 36 ГК). Как правило, опекуном над ребенком несовершеннолетнего родителя назначается кто-либо из его родственников (если таковые имеются и выразили желание быть опекунами, а, кроме того, отвечают требованиям, предъявляемым законом к кандидатам в опекуны, — ст. 35 ГК). Кроме того, родственники несовершеннолетнего родителя могут помогать ему в воспитании ребенка и без официального назначения опекунами, что часто и имеет место на практике. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, предусматривается обязательное участие в решении этого вопроса их родителей или опекунов (попечителей) несовершеннолетних родителей, а при их отсутствии — органа опеки и попечительства (ст. 129 СК). Орган опеки и попечительства правомочен по просьбе несовершеннолетних родителей или опекуна ребенка разрешать разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями. Последствия урегулирования подобного спора могут быть различны. Например, при ненадлежащем выполнении опекуном возложенных на него обязанностей он может быть отстранен от исполнения этих обязанностей и даже привлечен к установленной законом ответственности. А при наличии уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с родителями ребенка и т. п.) опекун может быть освобожден от исполнения своих обязанностей (п. 2—3 ст. 39 ГК). Несовершеннолетние родители, достигшие возраста шестнадцати лет, независимо от того, состоят они в браке или нет, а также несовершеннолетние родители любого возраста, состоящие в браке, осуществляют свои родительские права самостоятельно. Однако при осуществлении родительских прав несовершеннолетним родителем, достигшим возраста шестнадцати лет, но не состоящим в браке и не эмансипированным, могут возникнуть определенные правовые сложности, связанные с отсутствием у него полной гражданской дееспособности. В соответствии с п. 3 ст. 62 СК несовершеннолетние родители, независимо от возраста, также имеют право: а) признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях (ст. 48; 52 СК); б) требовать при условии достижения ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке (ст. 49 СК). На несовершеннолетних родителей распространяются правила СК о содержании родительских правд о защите родительских прав, о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 63—77 СК). Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 164 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073—1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК), уголовной (ст. 156 УК). Принцип равной ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ[403]. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения[404]. В ст. 63 СК в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей в ней не раскрывается. В Кодексе лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ[405] родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК. Родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Впервые Кодексом законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК). Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушка, бабушка, няня и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т. д.). Однако они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществлении родителями личного права на воспитание ребенка и исполнение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды -такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденной Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712[406]. Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики[407]. Мероприятия Государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах: путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массовых библиотек; запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях[408]. Программой социальных реформ в РФ на период 1996— 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222[409], в числе первоочередных мероприятий по безусловной реализации и укреплению государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмотрено формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения, совершенствование правовой защиты детства, реализация права детей на бесплатное образование в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение. Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3—4 ст. 19 Закона об образовании). Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам; в) воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; д) бережное отношение к окружающей среде[410]. Непосредственно права и обязанности родителей "(лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя: а) выбор формы обучения; б) выбор образовательных учреждений; в) защиту законных прав и интересов ребенка; г) участие в управлении образовательным учреждением; д) выполнение устава образовательного учреждения. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом мнения детей согласуется с п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и с положениями п. 5 ст. 43 Конституции о поддержке различных форм образования и самообразования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона об образовании). Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 50 Закона об образовании, возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении (п. 3 ст. 52 Закона об образовании). Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов (п. 8 ст. 40 Закона об образовании). Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусства, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посредством индивидуальной педагогической деятельности) (ст. 26 Закона об образовании)[411]. В РФ зарегистрировано более 12 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе около 5,5 тыс. детских школ искусств, музыкальных и художественных школ[412]. Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. С учетом необходимости обеспечения специального подхода порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861[413]. Им также определено (п. 8), что органами управления образованием компенсируются затраты родителей на самостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Таким образом, на выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В любом случае право выбора родителями должно осуществляться с учетом мнения ребенка. Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения[414]. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 РФ может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. На практике данная мера выражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родителей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяснять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие[415]. Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Это соответствует и интересам указанных лиц, которые могут испытывать потребность в общении с ребенком (как с внуком, братом, сестрой, племянником и т. д.) в силу родственных чувств и взаимной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК, закрепляющими, в частности: а) необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст. 1 СК); б) право детей на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК). По сравнению с КоБС (ст. 57), перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, СК существенно расширен, хотя окончательно и не конкретизирован. Сейчас, кроме дедушки и бабушки, имеется прямое указание о наличии такого права у брата и сестры ребенка. К категории лиц, имеющих право на общение с ребенком, можно отнести его тетю, дядю, а также и иных родственников. В силу различных обстоятельств (развод супругов, семейный конфликт, смерть одного из родителей и т. п.) некоторые родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам — своих братьев и сестер, дяде и тете — племянников и т. д. Согласно п. 2 ст. 67 СК полномочиями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком. Порядок их общения (время, место, продолжительность и т. п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполнении родителями (одним из них) такого решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (то есть дед, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечительства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Представляется, что порядок общения близких родственников с ребенком может определяться судом применительно к принципиальным положениям семейного законодательства о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя (ст. 66 СК). Решение суда подлежит обязательному исполнению родителями. В случае неисполнения судебного решения об устранении препятствий близким родственникам к общению с ребенком на виновного родителя может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 406 ГПК). Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов закреплено в ст. 56 СК. Там же установлено, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими. Поскольку несовершеннолетние не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны), а значит, и не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы, ст. 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и соответственно наделяет их статусом законных представителей своих детей. В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей наделены полномочиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (то есть без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документы, подтверждающие факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка). Исходя из закрепленного законом принципа равенства прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов детей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно — ими обоими одновременно. Предметам защиты являются права детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54—58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.). Способы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т. д. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"[416] на родителей возложена защита прав и интересов несовершеннолетних за пределами РФ. На практике родители чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных и уголовных правонарушений. Полномочия родителей по защите прав несовершеннолетних детей в гражданских правоотношениях определяются нормами гражданского законодательства о представительстве (ст. 26, 28, 37, 182 ГК). Как известно, гражданским законодательством несовершеннолетним предоставляются лишь ограниченные полномочия по распоряжению принадлежащим им имуществом, различающиеся в зависимости от достигнутого детьми возраста — от шести до четырнадцати лет или от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК; ст. 60 СК). Соответственно родители выступают в гражданских правоотношениях как законные представители своих детей, не достигших возраста четырнадцати лет, то есть совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение детьми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно. При совершении несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до. восемнадцати лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона (ст. 26 ГК) было необходимо, родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, родители исполняют свою обязанность по защите интересов своих несовершеннолетних детей. Способность лично осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Поэтому права и интересы несовершеннолетних защищаются в суде их законными представителями — родителями. Однако при этом суд обязан привлечь к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ст. 32 ГПК). Закон (ст. 48 ГПК) наделяет законных представителей правом совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Например, законные представители вправе предъявить иск о взыскании алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей (ст. 107 СК) или о возмещении ущерба, причиненного имуществу или личности детей (ст. 1064 ГК), отказаться от иска, признать иск, заключить мировое соглашение и др. Родители представляют интересы детей, являющихся также и ответчиками (например, по спору о разделе наследственного имущества). В тех случаях, когда несовершеннолетние могут самостоятельно выступать в суде в защиту своих прав (споры, вытекающие из трудовых, брачно-семейных правоотношений, из сделок, связанных с распоряжением полученным заработкам, и др.), суд исходя из конкретных обстоятельств дела вправе привлечь к участию в деле родителей для оказания несовершеннолетним помощи. В соответствии со ст. 249 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях[417] полномочия законного представителя осуществляются родителями при защите интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственности, так и являющихся потерпевшими по делам об административных правонарушениях. Если же несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, то их родители имеют право ознакомиться с материалами дела при окончании предварительного следствия. В судебном заседании родители несовершеннолетнего подсудимого вправе участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Они присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства. Кроме того, вызов несовершеннолетнего к следователю и в суд производится, как правило, через его родителей, (ст. 395, 398, 399 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР[418]). Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей. При этом они имеют право с разрешения следователя задавать вопросы, а по окончании допроса подтвердить правильность записи показаний (ст. 159 УПК). Родители как законные представители своих несовершеннолетних детей осуществляют их права и в исполнительном производстве. Вместе с тем родители могут поручить участие в I исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя (п. 2 ст. 30, п. 1, 4 ст. 37 Закона об исполнительном производстве). При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому Кодекс (п. 2 ст. 64 СК) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. Однако, как правильно отмечается в юридической литературе, четко правовое положение такого представительства в СК не определено[419]. Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК). Право родителей на защиту родительских прав. Право родителей на воспитание ребенка предполагает наличие у них возможности лично воспитывать ребенка, а для этого он должен находиться вместе с родителями. Удержание ребенка другими лицами при отсутствии к этому законных оснований является нарушением родительских прав. Поэтому закон не только наделяет родителей родительскими правами, но предусматривает специальные меры по защите родительских прав. В соответствии с п. 1 ст. 68 СК родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Право родителей требовать возврата ребенка от любого лица основано на их преимущественном праве на воспитание своих детей перед другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Такое требование может быть предъявлено родителями при условии, что ребенок удерживается какими-либо лицами, включая и родственников, не на основании: а) закона (то есть не в связи с установлением над ребенком опеки или попечительства, усыновлением, передачей в приемную семью, в воспитательное учреждение и т. д.); б) судебного решения. Например, ребенок может быть временно (на определенный срок) передан самими родителями по тем или иным причинам (командировка, отпуск, отсутствие в течение какого-то времени в месте жительства по иным причинам и т. п.) на воспитание своим родственникам (дедушка, бабушка, тетя, дядя и др.) или знакомым. По истечении же оговоренного срока лица, у которых находится ребенок, уклоняются от его возврата родителям, выдвигая в качестве обоснования своих действий различные предлоги (ребенок привык к ним и не хочет возвращаться домой, необходимо завершить начатый курс обучения в образовательном учреждении и т. д.). В таких случаях родители лишаются возможности воспитывать своих детей, что вызывает необходимость принятия ими мер по защите своих родительских прав. Ребенок может быть возвращен родителям по их требованию без вмешательства государственных и иных органов, то есть по договоренности между заинтересованными лицами. И лишь в случае возникновения спора (противодействия в любых формах возврату ребенка в семью) родители вправе обратиться в суд за защитой своих родительских прав. Как правило, дела такой категории рассматриваются в суде по месту жительства лиц, противоправно удерживающих ребенка (ст. 117 ГПК). В силу ст. 78 СК к участию в деле обязательно должен быть привлечен орган опеки и попечительства, которым по результатам обследования условий жизни сторон составляется заключение по заявленному родителями требованию. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей учитывается судом, но не во всех случаях может служить основанием для удовлетворения их требования о возврате ребенка. Законом (п. 2 ст. 68 СК) предусматривается возможность отказа в удовлетворении иска родителей, но только при условии, если суд придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Это может произойти в случае, если предшествующее поведение родителей свидетельствует о том, что они не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка и обеспечить в полном объеме соблюдение его законных прав и интересов. Не исключены также ситуации, когда связанное с возвращением домой лишение ребенка привычных для него условий жизни может неблагоприятно повлиять на его дальнейшее развитие и воспитание. Закон не содержит исчерпывающего перечня причин, в силу которых суд может отказать в удовлетворении требования родителей о возврате ребенка. Обязательным для суда является только учет интересов и мнения самого ребенка. В тех случаях, когда в процессе судебного разбирательства по требованию родителей о возврате ребенка выяснится, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд согласно п. 2 ст. 68 СК передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства. При определенных обстоятельствах такого ребенка можно рассматривать как оставшегося без попечения родителей. В этой связи в последующем возможно не только временное помещение ребенка в воспитательное учреждение, но и иные формы его устройства, предусмотренные ст. 123 СК. Законом не исключается повторное рассмотрение судом требований родителей о передаче им ребенка. Ребенок может быть возвращен родителям при существенном изменении обстоятельств, послуживших основанием для вынесения судом первоначально отрицательного решения, а также при условии, что ребенок в последующем не был усыновлен в установленном законом порядке (ст. 125 СК). На практике встречаются ситуации, когда родители требуют возврата ребенка от лиц, у которых он находится на законных основаниях (опекуны, попечители, приемные родители, детское воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей). В таких случаях первоначально родителям необходимо решить вопрос в органе опеки и попечительства об отмене решения об установлении над несовершеннолетним ребенком опеки (попечительства) или о досрочном расторжении (по инициативе органа опеки и попечительства) договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 1 ст. 39 ГК и п. 2 ст. 152 СК). При отказе органа опеки и попечительства вынести решение о прекращении опеки (попечительства) или о расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью родители вправе обратиться в суд с иском о возврате ребенка. Разрешая спор, суд будет учитывать следующее: а) изменились ли ко времени рассмотрения спора обстоятельства, послужившие основанием для передачи ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью; б) отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать родителям в иске, если этого требуют интересы ребенка. То есть спор разрешается судом по аналогии со ст. 68 СК в соответствии со ст. 5 СК. В том случае, если родители (один из них) были лишены родительских прав, то суд может одновременно с исковым заявлением родителей (одного из них) о восстановлении их в родительских правах рассмотреть требование о возврате ребенка родителям (одному из них) (п. 3 ст. 72 СК). В состав родительских прав входит право родителей дать имя ребенку и фамилию (ст. 58 СК), а также изменить имя и фамилию ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК). Порядок и условия реализации данных правомочий родителями были рассмотрены в предыдущем параграфе настоящей главы. Семейный кодекс не только раскрывает содержание родительских прав и обязанностей, тем самым, определяя их сущность, но и устанавливает допустимые пределы (границы) осуществления родительских прав. Согласно п. 1 ст. 65 СК родительские права не могут осуществляться вопреки интересам детей, так как обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Запрещаются способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь для родителей негативные последствия в виде: а) лишения полномочий по представлению интересов детей (п. 2 ст. 64 СК); б) лишения родительских прав (ст. 69 СК); в) ограничения родительских прав (ст. 73 СК);'г) привлечения, к административной или уголовной ответственности по установленным КоАП и УК основаниям. В частности, злостное невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также доведение родителями несовершеннолетнего до состояния опьянения наказывается штрафом (ст. 163—164 КоАП). С 1 января 1997 г. введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК). В качестве наказания может быть наложен штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Родители могут быть также привлечены к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК). Из вышесказанного о содержании родительских прав следует, что основополагающим принципом осуществления родительских прав является обеспечение прав и интересов ребенка. Кроме того, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей,, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК), а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен (ст: 57 СК). Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Основные, положения по осуществлению родительских прав родителем, проживающим в силу различных обстоятельств отдельно от ребенка, закреплены в ст. 66 СК. В соответствии с п. 1 ст. 66 СК родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, что согласуется с установленным в Кодексе принципом равных родительских прав и обязанностей (п. 1 ст. 61 СК) и предоставленным ребенку правом в случае раздельного проживания родителей на общение с каждым из них (п. 1 ст. 55 СК). На практике нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически лишающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются законные права и интересы как одного из родителей, так и ребенка. В этой связи п. 1 ст. 66 СК установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред, физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях. Порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (право на общение с ребенком, право на воспитание ребенка и защиту его прав и интересов), может быть определен заключаемым в письменной форме соглашением между родителями (п. 2 ст. 66 СК). В соглашении могут быть решены вопросы, касающиеся форм, места, частоты, продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, а также любые вопросы участия родителя в воспитании ребенка. Если же такое соглашение не достигнуто, то спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию заинтересованного родителя. Предварительного обращения родителей (или одного из них) в таких случаях в орган опеки и попечительства не требуется, как это предусматривалось ранее КоБС (ст. 56), что является новеллой СК, направленной на защиту интересов ребенка, родительских прав отдельно проживающего родителя и сокращение времени разрешения спорной ситуации. В СК также отсутствует прежде имевшаяся в КоБС норма о праве органа опеки и попечительства при определенных условиях лишать родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним. В настоящее время орган опеки и попечительства лишь привлекается судом к участию в деле при разрешении спора между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Новеллой семейного законодательства является закрепление в п. 4 ст. 66 СК права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений. Такая информация, например, может касаться хода и содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении и успехов ребенка в обучении. При этом право родителя на получение соответствующей информации о ребенке может быть при необходимости закреплено в заключенном между ним и общеобразовательным учреждением договоре[420]. Родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть затребована информация о состоянии здоровья ребенка из учреждений здравоохранения[421], а также иная информация о ребенке. Важно, что предоставление указанными учреждениями информации о ребенке является обязательным. В предоставлении такой информации может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и. здоровья ребенка со стороны родителя. Однако и в этом случае отказ в предоставлении информации может быть оспорен родителем в судебном порядке. Таковы основные права и обязанности родителей в отношении своих детей, которые должны осуществляться родителями в соответствии с интересами детей. Действующее законодательство наделяет родителей равными родительскими правами. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по взаимному согласию. Если согласия между родителями по этим вопросам не будет достигнуто, они вправе обратиться за разрешением спора в орган опеки и попечительства или в суд. Порядок и основания разрешения споров между родителями по поводу воспитания детей рассматриваются в следующем параграфе. Date: 2015-12-12; view: 382; Нарушение авторских прав |