Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родителем, проживающим отдельно от ребенка





Общая характеристика родительских прав и обязанно­стей. Принцип общей и одинаковой ответственности обоих ро­дителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нор­мах международного права. Конвенцией о правах ребенка про­возглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы кото­рого должны являться предметом основной заботы родите­лей[400]. Это положение нашло закрепление не только в семей­ном законодательстве, но и в основных законах многих госу­дарств. Так, в новых конституциях ряда стран Восточной Ев­ропы и Балтии (Болгарии, Венгрии, Литовской Республики, Польской Республики, Словацкой Республики, Республики Словения, Республики. Хорватия, Чешской Республики, Эс­тонской Республики) предусмотрено, что воспитание несо­вершеннолетних детей является правом и обязанностью родителей[401]. Аналогичная норма закреплена в ст. 36 Конституции Португалии[402].

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции РФ уста­новлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспе­чивается и конкретизируется семейным законодательством РФ (гл. 12 СК "Права и обязанности родителей", гл. 13 СК "Али­ментные обязательства родителей и детей", гл. 16 СК "Согла­шения об уплате алиментов"). Статья 61 СК гласит, что роди­тели имеют равные права и несут равные обязанности в отно­шении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установ­ленном законом порядке, то есть путем регистрации рождения в органах загса.

Равенство прав и обязанностей родителей в отношении детей должно соблюдаться независимо от наличия или отсут­ствия брака родителей. При наличии разногласий между роди­телями по тем или иным вопросам осуществления родительс­ких прав они вправе обратиться за разрешением этих разно­гласий в суд или орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 65 СК).

Характерной особенностью родительских прав, о которых идет речь в Семейном кодексе, является то, что они органи­чески включают в себя не только собственно права, но и обя­занности родителей. Поэтому родители не только вправе, но и обязаны осуществлять родительские права. Родительским пра­вам корреспондируют соответствующие обязанности, неиспол­нение которых может повлечь для родителей определенные санкции (лишение родительских прав — ст. 69 СК; ограниче­ние родительских прав — ст. 73 СК; взыскание средств на со­держание детей с родителей в судебном порядке — п. 2 ст. 80 СК). Предметно суть родительских прав раскрывается в ст. 63—68 СК, причем в этих статьях речь идет о личных неимущественных правах и обязанностях родителей. Имущественным правам и обязанностям родителей в отношении несовершеннолетних де­тей посвящены статьи, регулирующие алиментные обязатель­ства родителей (ст. 80—84, 86, 99—105 СК).

К личным правам родителей, которые будут рассмотре­ны в настоящем параграфе, относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав.

Следует заметить, что родители обязаны осуществлять свои права в отношении детей в установленном законом порядке и в соответствии с их интересами при любых обстоятельствах. Они не вправе принимать по собственному усмотрению произволь­ные решения о передаче своих родительских прав другим ли­цам, то есть родительские права являются неотчуждаемыми. Отказ родителей от своих прав в отношении детей и дача ими согласия на усыновление детей иными лицами возможны лишь при исключительных обстоятельствах и при неукоснительном соблюдении установленного законом порядка (ст. 129—130 СК). Лишение или ограничение родительских прав допускаются также только при наличии установленных законом оснований (ст. 69, 73 СК).

Необходимо отметить, что родительские права носят сроч­ный (временный) характер. Они возникают с момента рождения ребенка. Прекращаются родительские права при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 61 СК:

а) достижение детьми возраста восемнадцати лет (совер­шеннолетия);

б) вступление несовершеннолетних детей в брак в уста­новленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК);

в) объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадца­ти лет, полностью дееспособным (эмансипация) по решению орга­на опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усы­новителей или попечителя либо при отсутствии такого согла­сия — по решению суда. Для эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний работал по трудовому договору или контракту или с согласия своих родителей, усыновителей или попечителя занимался предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК).


Осуществление родительских прав несовершеннолетни­ми родителями. Особого внимания заслуживают нормы СК о родительских правах несовершеннолетних родителей и особен­ностях их осуществления. Эти нормы являются новеллой семейного законодательства и свидетельствуют о том, что роди­тельские права признаются и за несовершеннолетними роди­телями, то есть лицами, не достигшими возраста восемнадца­ти лет, в случае рождения у них ребенка. Некоторые же пре­дусмотренные законом особенности реализации несовершенно­летними родителями своих родительских прав обусловлены объективными причинами и направлены на защиту прав и инте­ресов, как ребенка, так и родителей. Закрепленные в п. 1 ст. 62 СК права несовершеннолетних родителей на совместное про­живание со своими детьми и на участие в их воспитании осно­ваны на факте установления их отцовства (материнства). Ко­декс (ст. 48, 51 СК) не содержит ограничений по основаниям и порядку установления происхождения ребенка от несовершен­нолетних родителей и их записи в книге записей рождений органом загса. В таких случаях государственная регистрация рождения ребенка производится в обычном порядке. Согласия родителей или опекунов (попечителей) самих несовершенно­летних отца или матери на регистрацию рождения ребенка не требуется.

Порядок осуществления родительских прав несовершен­нолетними родителями зависит от ряда обстоятельств: а) состояния в браке несовершеннолетних родителей; б) возраста, несовершеннолетних родителей.

Так, Кодекс (п. 2 ст. 62 СК) не предоставляет несовершен­нолетним родителям возможности самостоятельно осуществ­лять родительские права, если они не состоят в браке и не достигли шестнадцати лет, хотя они имеют право на совмест­ное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Ре­бенку таких несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун, кото­рый будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его родителями. Опекун обязан проживать совместно с ребенком и заботиться о его содержании, обеспечении уходом и лечени­ем, защищать его права и интересы (п. 2—3 ст. 36 ГК). Как правило, опекуном над ребенком несовершеннолетнего роди­теля назначается кто-либо из его родственников (если тако­вые имеются и выразили желание быть опекунами, а, кроме того, отвечают требованиям, предъявляемым законом к канди­датам в опекуны, — ст. 35 ГК). Кроме того, родственники не­совершеннолетнего родителя могут помогать ему в воспитании ребенка и без официального назначения опекунами, что часто и имеет место на практике.

При усыновлении ребенка несовершеннолетних родите­лей, не достигших возраста шестнадцати лет, предусматри­вается обязательное участие в решении этого вопроса их ро­дителей или опекунов (попечителей) несовершеннолетних ро­дителей, а при их отсутствии — органа опеки и попечитель­ства (ст. 129 СК).

Орган опеки и попечительства правомочен по просьбе несо­вершеннолетних родителей или опекуна ребенка разрешать раз­ногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершен­нолетними родителями. Последствия урегулирования подобного спора могут быть различны. Например, при ненадлежащем вы­полнении опекуном возложенных на него обязанностей он мо­жет быть отстранен от исполнения этих обязанностей и даже привлечен к установленной законом ответственности. А при на­личии уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопони­мания с родителями ребенка и т. п.) опекун может быть освобож­ден от исполнения своих обязанностей (п. 2—3 ст. 39 ГК).


Несовершеннолетние родители, достигшие возраста шест­надцати лет, независимо от того, состоят они в браке или нет, а также несовершеннолетние родители любого возраста, со­стоящие в браке, осуществляют свои родительские права са­мостоятельно. Однако при осуществлении родительских прав несовершеннолетним родителем, достигшим возраста шестнад­цати лет, но не состоящим в браке и не эмансипированным, могут возникнуть определенные правовые сложности, связанные с отсутствием у него полной гражданской дееспособности.

В соответствии с п. 3 ст. 62 СК несовершеннолетние роди­тели, независимо от возраста, также имеют право:

а) признавать и оспаривать свое отцовство и материн­ство на общих основаниях (ст. 48; 52 СК);

б) требовать при условии достижения ими возраста че­тырнадцати лет установления отцовства в отношении сво­их детей в судебном порядке (ст. 49 СК).

На несовершеннолетних родителей распространяются пра­вила СК о содержании родительских правд о защите роди­тельских прав, о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка у родителей при непосредственной угро­зе жизни ребенка или его здоровью (ст. 63—77 СК).

Права и обязанности родителей по воспитанию и обра­зованию детей. Наиболее важным среди родительских прав яв­ляется право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). При­чем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родите­ли обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вос­питанию детей родители могут быть привлечены к различ­ным видам юридической ответственности: административ­ной (ст. 164 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073—1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК), уголовной (ст. 156 УК). Прин­цип равной ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ[403]. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения[404].


В ст. 63 СК в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Конкрет­ное содержание родительских прав и обязанностей по воспи­танию детей в ней не раскрывается. В Кодексе лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Согласно п. 1 ст. 18 Зако­на РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 "Об образовании" в ред. Феде­рального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ[405] родители явля­ются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспи­тания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмот­ренных п. 1 ст. 65 СК. Родители не вправе причинять вред фи­зическому или психическому развитию ребенка, его нравствен­ному развитию. Способы воспитания должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое до­стоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Впервые Кодексом законодательно закреплен принцип пре­имущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспита­ние своего ребенка — это личное неотъемлемое право родите­ля. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК). Родители не правомочны передавать кому-либо право на вос­питание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что ро­дители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушка, бабушка, няня и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т. д.). Однако они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществле­нии родителями личного права на воспитание ребенка и испол­нение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды -такой помощи обозначены в Основных направлениях государ­ственной семейной политики, утвержденной Указом Президен­та РФ от 14 мая 1996 г. № 712[406]. Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспита­нии детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреж­дения для всех слоев населения, оказывает возможное содей­ствие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики[407].

Мероприятия Государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах:

путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ре­бенка и уходу за ним;

распространения специальной литературы для семьи сре­ди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массо­вых библиотек;

запрета на изготовление, распространение и рекламиро­вание печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения на­селения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразова­тельных и профессиональных учебных заведениях[408].

Программой социальных реформ в РФ на период 1996— 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222[409], в числе первоочередных мероприя­тий по безусловной реализации и укреплению государствен­ных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмот­рено формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения, совершенствование правовой защиты детства, реализация права детей на бесплат­ное образование в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребен­ка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают полу­чение детьми основного общего образования. Требование обя­зательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3—4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образова­ние, общедоступность и бесплатность основного общего и сред­него профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основно­го общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формиро­вание у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формиро­вание человека и гражданина, интегрированного в современ­ное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) воспитание уважения к правам чело­века и основным свободам; в) воспитание уважения к родите­лям, языку и ценностям страны, в которой ребенок прожива­ет, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиоз­ными группами, а также лицами из числа коренного населения; д) бережное отношение к окружающей среде[410].

Непосредственно права и обязанности родителей "(лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних де­тей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя: а) выбор формы обучения; б) выбор образовательных учреждений; в) защиту законных прав и интересов ребенка; г) участие в управлении образовательным учреждением; д) вы­полнение устава образовательного учреждения.

Право выбора родителями образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом мнения детей согласуется с п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и с положения­ми п. 5 ст. 43 Конституции о поддержке различных форм обра­зования и самообразования. С учетом потребностей и возмож­ностей личности образовательные программы осваиваются в сле­дующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается соче­тание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона об образо­вании).

Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 50 Закона об образовании, возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении (п. 3 ст. 52 Закона об образовании). Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов (п. 8 ст. 40 Закона об образовании).

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусства, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посредством индивидуальной педагогической деятельности) (ст. 26 Закона об образовании)[411]. В РФ зарегистрировано более 12 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе около 5,5 тыс. детских школ искусств, му­зыкальных и художественных школ[412].

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В та­ких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные програм­мы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. С учетом необходимости обеспечения специального подхода порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861[413]. Им также определено (п. 8), что органами управле­ния образованием компенсируются затраты родителей на са­мостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государствен­ными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципаль­ном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Таким образом, на выбор родителями вида образователь­ного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять раз­личные факторы: состояние здоровья ребенка и его способно­сти, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В лю­бом случае право выбора родителями должно осуществляться с учетом мнения ребенка.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения[414]. Так, в случае совершения несовершенно­летними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 РФ может быть воз­ложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. На практике данная мера вы­ражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родите­лей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяс­нять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие[415].

Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родствен­ников на общение с ребенком. Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предпо­лагает необходимость их общения с ребенком. Это соответству­ет и интересам указанных лиц, которые могут испытывать по­требность в общении с ребенком (как с внуком, братом, сест­рой, племянником и т. д.) в силу родственных чувств и взаим­ной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК, закрепля­ющими, в частности: а) необходимость построения семейных от­ношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомо­щи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст. 1 СК); б) право детей на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК).

По сравнению с КоБС (ст. 57), перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, СК существенно рас­ширен, хотя окончательно и не конкретизирован. Сейчас, кро­ме дедушки и бабушки, имеется прямое указание о наличии такого права у брата и сестры ребенка. К категории лиц, име­ющих право на общение с ребенком, можно отнести его тетю, дядю, а также и иных родственников.

В силу различных обстоятельств (развод супругов, семей­ный конфликт, смерть одного из родителей и т. п.) некоторые родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам — своих братьев и сестер, дяде и тете — племянников и т. д. Согласно п. 2 ст. 67 СК полномочи­ями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственни­ков с ребенком. Порядок их общения (время, место, продолжи­тельность и т. п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполне­нии родителями (одним из них) такого решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (то есть дед, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечитель­ства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Представляется, что порядок общения близ­ких родственников с ребенком может определяться судом при­менительно к принципиальным положениям семейного зако­нодательства о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя (ст. 66 СК). Решение суда подлежит обяза­тельному исполнению родителями. В случае неисполнения су­дебного решения об устранении препятствий близким родствен­никам к общению с ребенком на виновного родителя может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных за­коном минимальных размеров оплаты труда (ст. 406 ГПК).

Права и обязанности родителей по защите прав и инте­ресов детей. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов закреплено в ст. 56 СК. Там же установлено, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться ро­дителями или лицами, их заменяющими. Поскольку несовер­шеннолетние не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недее­способны), а значит, и не в состоянии самостоятельно защи­тить свои права и законные интересы, ст. 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и соответственно наделяет их статусом законных предста­вителей своих детей.

В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей наделены полномо­чиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (то есть без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документы, подтвер­ждающие факт происхождения детей от конкретных родите­лей (свидетельство о рождении ребенка). Исходя из закреп­ленного законом принципа равенства прав и обязанностей ро­дителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов де­тей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно — ими обоими одновременно. Предметам защиты явля­ются права детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54—58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.). Способы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т. д.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"[416] на родителей возложена защита прав и интересов несовершеннолетних за пределами РФ.

На практике родители чаще всего осуществляют полно­мочия законных представителей своих детей в делах, вытека­ющих из гражданско-правовых отношений, семейных правоот­ношений, а также при рассмотрении совершенных детьми ад­министративных и уголовных правонарушений.

Полномочия родителей по защите прав несовершеннолет­них детей в гражданских правоотношениях определяются нор­мами гражданского законодательства о представительстве (ст. 26, 28, 37, 182 ГК). Как известно, гражданским законода­тельством несовершеннолетним предоставляются лишь ограни­ченные полномочия по распоряжению принадлежащим им иму­ществом, различающиеся в зависимости от достигнутого деть­ми возраста — от шести до четырнадцати лет или от четыр­надцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК; ст. 60 СК). Соот­ветственно родители выступают в гражданских правоотноше­ниях как законные представители своих детей, не достигших возраста четырнадцати лет, то есть совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение деть­ми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.

При совершении несовершеннолетним в возрасте от че­тырнадцати до. восемнадцати лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона (ст. 26 ГК) было необхо­димо, родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, роди­тели исполняют свою обязанность по защите интересов своих несовершеннолетних детей.

Способность лично осуществлять свои права в суде и по­ручать ведение дела представителю (гражданская процессу­альная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Поэтому права и интересы несовершеннолет­них защищаются в суде их законными представителями — родителями. Однако при этом суд обязан привлечь к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ст. 32 ГПК). Закон (ст. 48 ГПК) наделяет за­конных представителей правом совершать от имени представ­ляемых все процессуальные действия, право совершения ко­торых принадлежит представляемым. Например, законные представители вправе предъявить иск о взыскании алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей (ст. 107 СК) или о возмещении ущерба, причиненного имуществу или лич­ности детей (ст. 1064 ГК), отказаться от иска, признать иск, заключить мировое соглашение и др. Родители представляют интересы детей, являющихся также и ответчиками (например, по спору о разделе наследственного имущества). В тех случа­ях, когда несовершеннолетние могут самостоятельно выступать в суде в защиту своих прав (споры, вытекающие из трудовых, брачно-семейных правоотношений, из сделок, связанных с рас­поряжением полученным заработкам, и др.), суд исходя из кон­кретных обстоятельств дела вправе привлечь к участию в деле родителей для оказания несовершеннолетним помощи.

В соответствии со ст. 249 Кодекса РСФСР об администра­тивных правонарушениях[417] полномочия законного представите­ля осуществляются родителями при защите интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственнос­ти, так и являющихся потерпевшими по делам об администра­тивных правонарушениях.

Если же несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, то их родители имеют право ознакомиться с материалами дела при окончании предварительного следствия. В судебном заседании родители несовершеннолетнего подсу­димого вправе участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Они присутствуют в зале судебного за­седания в течение всего судебного разбирательства. Кроме того, вызов несовершеннолетнего к следователю и в суд производится, как правило, через его родителей, (ст. 395, 398, 399 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР[418]). Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей. При этом они имеют право с разрешения следователя задавать вопросы, а по окончании допроса подтвердить правильность записи показаний (ст. 159 УПК).

Родители как законные представители своих несовершеннолетних детей осуществляют их права и в исполнительном производстве. Вместе с тем родители могут поручить участие в I исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя (п. 2 ст. 30, п. 1, 4 ст. 37 Закона об исполнительном производстве).

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечитель­ства, одной из основных задач которого является защита лич­ных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. По ре­зультатам проверки такого обращения или любого иного сооб­щения органом опеки и попечительства может быть, в частно­сти, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителя­ми полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. По­этому Кодекс (п. 2 ст. 64 СК) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей. Соответственно к обязанности органа опеки и попечительства в случае разно­гласий между родителями и детьми отнесено назначение пред­ставителя для защиты прав и интересов детей. Однако, как пра­вильно отмечается в юридической литературе, четко правовое положение такого представительства в СК не определено[419].

Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или огра­ниченные в родительских правах (ст. 74 СК).

Право родителей на защиту родительских прав. Право родителей на воспитание ребенка предполагает наличие у них возможности лично воспитывать ребенка, а для этого он должен находиться вместе с родителями. Удержание ребенка дру­гими лицами при отсутствии к этому законных оснований явля­ется нарушением родительских прав. Поэтому закон не только наделяет родителей родительскими правами, но предусматри­вает специальные меры по защите родительских прав. В соот­ветствии с п. 1 ст. 68 СК родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на осно­вании закона или судебного решения. Право родителей требо­вать возврата ребенка от любого лица основано на их пре­имущественном праве на воспитание своих детей перед други­ми лицами (п. 1 ст. 63 СК). Такое требование может быть предъявлено родителями при условии, что ребенок удержи­вается какими-либо лицами, включая и родственников, не на основании: а) закона (то есть не в связи с установлением над ребенком опеки или попечительства, усыновлением, переда­чей в приемную семью, в воспитательное учреждение и т. д.); б) судебного решения. Например, ребенок может быть времен­но (на определенный срок) передан самими родителями по тем или иным причинам (командировка, отпуск, отсутствие в те­чение какого-то времени в месте жительства по иным причи­нам и т. п.) на воспитание своим родственникам (дедушка, ба­бушка, тетя, дядя и др.) или знакомым. По истечении же ого­воренного срока лица, у которых находится ребенок, уклоня­ются от его возврата родителям, выдвигая в качестве обосно­вания своих действий различные предлоги (ребенок привык к ним и не хочет возвращаться домой, необходимо завершить начатый курс обучения в образовательном учреждении и т. д.). В таких случаях родители лишаются возможности воспиты­вать своих детей, что вызывает необходимость принятия ими мер по защите своих родительских прав. Ребенок может быть возвращен родителям по их требованию без вмешательства государственных и иных органов, то есть по договоренности между заинтересованными лицами. И лишь в случае возникно­вения спора (противодействия в любых формах возврату ре­бенка в семью) родители вправе обратиться в суд за защитой своих родительских прав. Как правило, дела такой категории рассматриваются в суде по месту жительства лиц, противо­правно удерживающих ребенка (ст. 117 ГПК). В силу ст. 78 СК к участию в деле обязательно должен быть привлечен орган опеки и попечительства, которым по результатам обследова­ния условий жизни сторон составляется заключение по заяв­ленному родителями требованию. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей учитывается судом, но не во всех случаях может служить основанием для удовлетворе­ния их требования о возврате ребенка. Законом (п. 2 ст. 68 СК) предусматривается возможность отказа в удовлетворении иска родителей, но только при условии, если суд придет к вы­воду, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Это может произойти в случае, если предшествую­щее поведение родителей свидетельствует о том, что они не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка и обеспечить в полном объеме соблюдение его законных прав и интересов. Не исключены также ситуации, когда связанное с возвращением домой лишение ребенка привычных для него условий жизни может неблагоприятно повлиять на его даль­нейшее развитие и воспитание. Закон не содержит исчерпыва­ющего перечня причин, в силу которых суд может отказать в удовлетворении требования родителей о возврате ребенка. Обя­зательным для суда является только учет интересов и мнения самого ребенка.

В тех случаях, когда в процессе судебного разбиратель­ства по требованию родителей о возврате ребенка выяснится, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд согласно п. 2 ст. 68 СК передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства. При определенных обстоятельствах такого ребенка можно рассматривать как оставшегося без по­печения родителей. В этой связи в последующем возможно не только временное помещение ребенка в воспитательное уч­реждение, но и иные формы его устройства, предусмотрен­ные ст. 123 СК. Законом не исключается повторное рассмотре­ние судом требований родителей о передаче им ребенка. Ребе­нок может быть возвращен родителям при существенном изме­нении обстоятельств, послуживших основанием для вынесения судом первоначально отрицательного решения, а также при условии, что ребенок в последующем не был усыновлен в ус­тановленном законом порядке (ст. 125 СК).

На практике встречаются ситуации, когда родители тре­буют возврата ребенка от лиц, у которых он находится на за­конных основаниях (опекуны, попечители, приемные родите­ли, детское воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей). В таких случаях первоначально ро­дителям необходимо решить вопрос в органе опеки и попечи­тельства об отмене решения об установлении над несовершеннолетним ребенком опеки (попечительства) или о досрочном расторжении (по инициативе органа опеки и попечительства) договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 1 ст. 39 ГК и п. 2 ст. 152 СК). При отказе органа опеки и попечительства вынести решение о прекращении опеки (попе­чительства) или о расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью родители вправе обратиться в суд с иском о возврате ребенка. Разрешая спор, суд будет учитывать следующее: а) изменились ли ко времени рассмот­рения спора обстоятельства, послужившие основанием для передачи ребенка под опеку (попечительство) или в приемную семью; б) отвечает ли интересам ребенка его возвращение ро­дителям. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать роди­телям в иске, если этого требуют интересы ребенка. То есть спор разрешается судом по аналогии со ст. 68 СК в соответ­ствии со ст. 5 СК.

В том случае, если родители (один из них) были лишены родительских прав, то суд может одновременно с исковым за­явлением родителей (одного из них) о восстановлении их в ро­дительских правах рассмотреть требование о возврате ребен­ка родителям (одному из них) (п. 3 ст. 72 СК).

В состав родительских прав входит право родителей дать имя ребенку и фамилию (ст. 58 СК), а также изменить имя и фамилию ребенка до достижения им возраста четырнадцати лет (ст. 59 СК). Порядок и условия реализации данных пра­вомочий родителями были рассмотрены в предыдущем пара­графе настоящей главы.

Семейный кодекс не только раскрывает содержание ро­дительских прав и обязанностей, тем самым, определяя их сущ­ность, но и устанавливает допустимые пределы (границы) осу­ществления родительских прав. Согласно п. 1 ст. 65 СК роди­тельские права не могут осуществляться вопреки интересам детей, так как обеспечение интересов детей должно быть пред­метом основной заботы их родителей; при осуществлении ро­дительских прав родители не вправе причинять вред физи­ческому и психическому здоровью детей, их нравственному раз­витию. Запрещаются способы воспитания детей, основанные на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем чело­веческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуата­ции детей.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь для родителей негативные последствия в виде: а) лишения полномочий по представлению интересов де­тей (п. 2 ст. 64 СК); б) лишения родительских прав (ст. 69 СК); в) ограничения родительских прав (ст. 73 СК);'г) привлечения, к административной или уголовной ответственности по ус­тановленным КоАП и УК основаниям.

В частности, злостное невыполнение родителями обязан­ностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также доведение родителями несовершеннолетнего до состоя­ния опьянения наказывается штрафом (ст. 163—164 КоАП).

С 1 января 1997 г. введена уголовная ответственность роди­телей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК). В качестве наказания может быть наложен штраф в разме­ре от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без тако­вого. Родители могут быть также привлечены к уголовной ответ­ственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК).

Из вышесказанного о содержании родительских прав сле­дует, что основополагающим принципом осуществления ро­дительских прав является обеспечение прав и интересов ре­бенка. Кроме того, все вопросы, касающиеся воспитания и об­разования детей,, должны решаться родителями по их взаим­ному согласию, исходя из интересов и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК), а учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, — обязателен (ст: 57 СК). Разногласия между ро­дителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.

Осуществление родительских прав родителем, прожива­ющим отдельно от ребенка. Основные, положения по осуще­ствлению родительских прав родителем, проживающим в силу различных обстоятельств отдельно от ребенка, закреплены в ст. 66 СК. В соответствии с п. 1 ст. 66 СК родитель, проживаю­щий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ре­бенком образования, что согласуется с установленным в Ко­дексе принципом равных родительских прав и обязанностей (п. 1 ст. 61 СК) и предоставленным ребенку правом в случае раз­дельного проживания родителей на общение с каждым из них (п. 1 ст. 55 СК).

На практике нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически ли­шающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются за­конные права и интересы как одного из родителей, так и ре­бенка. В этой связи п. 1 ст. 66 СК установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать обще­нию ребенка с другим родителем, если такое общение не при­чиняет вред, физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолет­них детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях.

Порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (право на общение с ре­бенком, право на воспитание ребенка и защиту его прав и интересов), может быть определен заключаемым в письменной форме соглашением между родителями (п. 2 ст. 66 СК). В со­глашении могут быть решены вопросы, касающиеся форм, ме­ста, частоты, продолжительности общения ребенка с родите­лем, проживающим отдельно от него, а также любые вопросы участия родителя в воспитании ребенка. Если же такое согла­шение не достигнуто, то спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом с участием органа опе­ки и попечительства по требованию заинтересованного роди­теля. Предварительного обращения родителей (или одного из них) в таких случаях в орган опеки и попечительства не требу­ется, как это предусматривалось ранее КоБС (ст. 56), что является новеллой СК, направленной на защиту интересов ребенка, родительских прав отдельно проживающего родителя и сокращение времени разрешения спорной ситуации. В СК также отсутствует прежде имевшаяся в КоБС норма о праве органа опеки и попечительства при определенных условиях лишать родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним. В настоящее время орган опеки и попечительства лишь привлекается судом к участию в деле при раз­решении спора между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ре­бенка.

Новеллой семейного законодательства является закрепле­ние в п. 4 ст. 66 СК права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о своем ребенке из вос­питательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений. Такая информация, например, может касаться хода и содержания воспитательного процесса в образовательном учреждении и успехов ребенка в обучении. При этом право родителя на полу­чение соответствующей информации о ребенке может быть при необходимости закреплено в заключенном между ним и общеобразовательным учреждением договоре[420]. Родителем, про­живающим отдельно от ребенка, может быть затребована ин­формация о состоянии здоровья ребенка из учреждений здра­воохранения[421], а также иная информация о ребенке. Важно, что предоставление указанными учреждениями информации о ребенке является обязательным. В предоставлении такой информации может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и. здоровья ребенка со стороны родителя. Однако и в этом случае отказ в предоставлении информации может быть оспорен родителем в судебном порядке.

Таковы основные права и обязанности родителей в отно­шении своих детей, которые должны осуществляться родите­лями в соответствии с интересами детей. Действующее законо­дательство наделяет родителей равными родительскими пра­вами. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования де­тей, должны решаться родителями по взаимному согласию. Если согласия между родителями по этим вопросам не будет дос­тигнуто, они вправе обратиться за разрешением спора в орган опеки и попечительства или в суд. Порядок и основания разрешения споров между родителями по поводу воспитания детей рассматриваются в следующем параграфе.







Date: 2015-12-12; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию