Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 11
1) Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности. Активность растений практически ограничена обменом веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это - потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие. Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных. Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными. Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности. Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. 3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. 4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами). В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности. С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным). Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми. II. ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей. Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность. Количество - это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела. Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми - носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу. В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности. Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это - общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.). Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности: 1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. 2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез). 3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития. 4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества. Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд - те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности - действие - поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.
2) 1. Определение понятий «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек, люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д. Виды статусов: · прирождённый статус, например, национальность, сословие, пол, раса, каста. · достижимый статус, например, президент страны, академик, генерал. Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус . Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей: · Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи. · По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик). · Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша. · Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи. · Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине. 2. Исполнение ролей и ролевой конфликт. Человек – это не автомат и не винтик, поэтому его нельзя запрограммировать на все случаи жизни, нельзя всё предписать правилами, поэтому люди импровизируют по ходу «пьесы» и следят за реакцией других «актёров». Необходимо, чтобы действия человека в целом совпадали с ожиданиями других «актёров». Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли. Например: · Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу. · В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу. · Ролевой конфликт возникает при переходе из одного социального слоя в другой, например, из рабочих в руководители, когда нужно носить галстук и шляпу и нельзя выпить со старыми приятелями по кружке пива. Как преодолеть ролевой конфликт? Нужно выбрать самую важную свою роль, например роль отца и работника, а другие роли считать второстепенными, например, роль приятеля. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Чтобы разрядить конфликтную ситуацию в случае ролевого конфликта, можно отшутиться, например, в ответ на ворчание тёщи или жены. Выход из роли связан с процессом смены своих главных социальных ролей. Например, Элен Роуз Фукс Ибо оставила жизнь католической монахини ради карьеры университетского социолога и изучила биографии бывших врачей, мужей, алкоголиков, преступников и т. д. Процесс выхода из роли начинается с сомнений в способности играть бывшую роль, затем человек принимает решение начать новую жизнь и приходит к поворотному пункту в своей биографии. Однако прошлая роль иногда продолжает оказывать влияние на новую жизнь человека, например, бывшая монахиня опасается встречаться с мужчинами, быть стильно одетой и носить модную причёску. Приходится перестраивать отношения с людьми из прошлой жизни. 3. Спорные вопросы в конфликтологии. В такой науке, как конфликтология, существует несколько нерешённых проблем: · В чём состоит сущность взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль? · Имеют ли конфликты пользу? · В чём состоит основа для соглашения конфликтующих сторон при улаживании конфликта? · В чём состоят причины и цель конфликта? · Что является критерием для классификации конфликтов? · Нужно ли и возможно ли уладить все конфликты на основе соглашения конфликтующих сторон? 4. Определения. Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов. Социальный контроль – это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов. Таким образом, в отношениях социального контроля существует два статуса – контролёр и объект контроля. Санкция – это награда или наказание, таким образом, санкции бывают положительные или отрицательные. Нормы – это правила поведения. Стереотип – это образец для подражания, который внедряется в сознание людей через средства массовой информации и культуры. Временная последовательность механизма контроля с помощью угрозы применения санкций состоит из трёх этапов: · трансляция норм, · надзор за исполнением норм, · применение отрицательных санкций против нарушителей норм и положительных санкций для послушных исполнителей норм. В социологической литературе отсутствует описание логического принципа взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль. Эти понятия рассматриваются в отрыве друг от друга. В обнаружении сущности этой взаимосвязи состоит теоретическая новизна нашего подхода. Именно понимание сущности этой взаимосвязи позволяет решить все вышеперечисленные проблемы конфликтологии. Сущность этой взаимосвязи состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром до следующей вспышки конфликта, а проигравший становится объектом контроля, проигравший вынужден погибнуть или уступить победителю сферу влияния. С другой стороны, контролёр вынужден поддерживать оптимальный уровень строгости санкций социального контроля, т.к. слишком строгий или слишком мягкий уровень строгости вызывает новую вспышку конфликта из-за того, что объект контроля в этом случае начинает сомневаться в способности контролёра выполнять свои функции. В случае слишком сурового контроля объект контроля идёт на конфликт с контролёром из-за чувства отчаяния и решает рискнуть своей жизнью, достижениями в карьере или заработной платой ради освобождения от слишком сурового контроля. В случае слишком мягкого контроля объект контроля получает надежду на победу над контролёром, т.к. начинает считать контролёра слишком слабым и неспособным применить наказания. Например, учащиеся устраивают срыв урока в случае тиранического или попустительского стиля наведения порядка на уроке со стороны педагога. 5. Имеют ли конфликты пользу? С точки зрения представителей такого направления в академической социологии, как структурный функционализм, каждый обычай, каждая организация имеют свою функцию в обществе, конфликты не имеют пользы и функции в обществе, поэтому их нужно искоренять. В первой половине 20 века интенсивно развивались прикладные социологические исследования конфликтов в малых группах и производственных организациях, конфликтов в форме забастовок, демонстраций протеста, бунтов и военных столкновений. Целью этих исследований стало выяснение причин конфликтов и поиск эффективных методик их разрешения. При этом конфликты рассматривались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Т. Парсонс видел главную задачу социологии в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества с целью поддержания равновесия, взаимопонимания и сотрудничества. По его мнению, функцию урегулирования конфликтов выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере своего развития общество становится всё менее конфликтным. Эта концепция Т. Парсонса подвергалась обоснованной критике за «нежизнеспособность». С противоположной точки зрения, которая принадлежит представителям школы конфликта в академической социологии, конфликты в обществе неизбежны, но их нужно улаживать, конфликты в обществе имеют и пользу, и вред. Л. Козер указывал на негативные и позитивные функции конфликта. Негативные функции конфликта - это ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта, неадекватное восприятие конфликтующими сторонами друг друга и уменьшение сотрудничества между ними, материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта. Позитивные функции конфликта – это то, что конфликт является причиной изменения и развития социальной системы, источником инноваций, он позволяет строить иерархию внутри социальных групп, создать организацию, сплотить коллектив единомышленников, он позволяет человеку проявить свою активность, тем самым, он стимулирует развитие личности, воспитывает самоуважение, стойкость, мужество и лидерские качества, развязывание конфликта снимает подспудную напряжённость и даёт выход энергии. Мы полностью согласны с точкой зрения школы конфликта. Польза и функция конфликта состоит в том, что с его помощью происходит развитие общества и естественный отбор претендентов в контролёры, поэтому полное искоренение конфликта является утопией, конфликт является необходимым элементом социальной структуры. 6. В чём состоит цель и причина конфликта? Целью конфликта является завоевание ресурсов, статуса контролёра или сферы влияния. Причиной конфликта является человеческие потребности в богатстве, престиже и власти за счёт других людей. Следствием этих конфликтов является неизбежное и естественное неравенство между людьми в обществе. Статус контролёра, завоёванная сфера влияния, богатство, престиж и власть – это призы победителю в конфликте. Примером неравенства между людьми служит неравенство между контролёром и объектом контроля. Иногда некоторые элиты пытаются создать себе заведомые преимущества в конфликте в форме кастовых или сословных привилегий, пытаются запретить представителям низов делать легальную карьеру. Такие элиты пытаются отменить свободные выборы, рыночные отношения, браки между представителями низов и верхов, право представителя низов подавать в суд или вызывать на дуэль представителя элиты. Такая попытка неизбежно приводит к потере конкурентоспособности у представителей элиты и к социальной революции, когда «выскочки» из низов оказываются вынужденными физически уничтожить «вырожденцев» из старой элиты и занять их место на вершине социальной пирамиды. 7. Критерии для классификации видов конфликта и контроля. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов перечислили девять критериев и столько же соответствующих классификаций конфликтов: 1. Характер и особенности участвующих в нём сторон, например, зооконфликты, внутриличностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д. 2. Вид потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении). 3. Интенсивность протекания конфликта (низкая, средняя и высокая). 4. Тип сфер жизнедеятельности, где происходят конфликты (семейные, трудовые, политические и другие конфликты) 5. Длительность протекания конфликта. 6. Соотношение позитивных и негативных элементов в конфликте (конструктивные и деструктивные конфликты). 7. Количество сторон в конфликте. 8. Степень разработанности нормативных способов их разрешения (для ссоры двух пассажиров в общественном транспорте не разработано никаких нормативных механизмов, а для дуэли – всё наоборот). 9. Характер отношений подчинённости между оппонентами («по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали»). По нашему мнению эти девять критериев являются второстепенными признаками конфликта, не выражают сущности этого понятия и не могут служить основой для классификации. Таким сущностным критерием является вид средств борьбы при ведении конфликта. Существуют следующие средства борьбы для разных видов конфликта: 1). Жесты агрессии, флирта, недоверия и т.д. 2). Словесная брань или похвала, распускание сплетен. 3). Оружие. 4). Организация предвыборной кампании, митингов и демонстраций, политическая реклама, донос в вышестоящие инстанции, бюрократические интриги, временный отказ выполнять свои функции на производстве вплоть до выполнения своих требований. 5). Религиозные проклятия в адрес оппонентов, инквизиция. 6). Дешёвый и высококачественный товар. 7). Высококачественное произведение искусства. 8). Риторические приёмы, софистические уловки и научное доказательство, безошибочное с точки зрения формальной логики. Критерий для классификации видов контроля – это вид санкций и стереотипов. Психологическая наука до конца не раскрыла устройство механизма психологического контроля – механизм гипноза, «роковой» любви, влияния демагога на толпу. На механизме угрозы санкций построен моральный, вооружённый, административный, экономический и религиозный виды контроля. В пяти типах контроля применяется пять соответствующих типов санкций: 1. Моральные санкции – похвала или брань. 2. Вооружённые санкции – телесные наказания. 3. Административные санкции – повышение или понижение по службе, предоставление работы или увольнение. 4. Религиозные санкции – угроза вечных мук в аду или вечного блаженства в раю, обещание преимуществ или кар в процессе реинкарнации (в процессе перерождении душ). 5. Экономические санкции – премия или штраф. На механизме внедрения стереотипов построен эстетический и идеологический виды контроля. 8.Классификация видов социального конфликта и социального контроля. По нашему мнению, существует восемь типов социального конфликта и восемь аналогичных типов социального контроля: 1. Психологический конфликт. 1. Психологический контроль. 2. Моральный конфликт. 2. Моральный контроль. 3. Вооружённый конфликт. 3. Вооружённый контроль. 4. Административный конфликт. 4. Административный контроль. 5. Религиозный конфликт. 5. Религиозный контроль. 6. Экономический конфликт. 6. Экономический контроль. 7. Эстетический конфликт. 7. Эстетический контроль. 8. Идеологический конфликт. 8. Идеологический контроль. Ниже будет более подробно раскрыта сущность этой классификации, будут названы примеры видов конфликта. Виды социального конфликта и социального контроля были изобретены не одновременно, а по очереди в процессе истории человеческого общества. Трансляция норм и угроза санкций в процессе психологического контроля и конфликта часто осуществляется не с помощью слов, а на языке жестов. Эти примитивные виды психологического конфликта и контроля человечество унаследовало от животных предков. Можно привести следующие примеры каждого вида конфликта: 1). Примеры психологического конфликта - это взаимное устрашение на языке жестов, выяснение в процессе флирта того факта, кто является лидером в любовных отношениях, соревнование демагогов за влияние на толпу. 2). Пример морального конфликта - это ссора между людьми в процессе борьбы за статус лидера в малой группе. 3). Примеры вооружённого конфликта - это охота на диких животных, война между государствами, гражданская война, война между преступными группами и против полиции, вооружённый захват власти или политическое убийство, экстремистский террор, поединок или спортивные соревнования. 4). Примеры административного конфликта - это выборы, конфликт бюрократических клик или забастовка рабочих. Клика – это группа или шайка единомышленников, которая стремится с помощью различных подлых методов уволить с работы членов других клик и продвинуть членов своей клики вверх по административной служебной лестнице. Существует три вида выборов: · прямые выборы на народном собрании, · выборы в привилегированном собрании, · всенародное голосование за политических руководителей (губернаторов или президента) или за своих представителей - депутатов, которые в свою очередь, голосуют в парламенте вместо и в интересах своих избирателей. Система выборов в народном собрании была доведена до совершенства в древнегреческих Афинах, система выборов в привилегированном Сенате была доведена до совершенства в древнегреческой Спарте и в Древнем Риме, система всенародных выборов была доведена до совершенства в Англии и США в результате движения чартистов и феминисток. Чартисты добились права голоса для рабочих, а феминистки – для женщин. 5). Пример религиозного конфликта - это религиозная конкуренция между церковными и сектантскими организациями за сферу влияния на верующих в рамках соблюдения свободы совести, изобретённой в США. 6). Пример экономического конфликта это рыночная конкуренция, в условиях которой выживает тот производитель, который может произвести и продать товар по наименьшей цене и с наилучшим качеством. Рыночные отношения были изобретены финикийцами и древними греками в Афинах. Там была изобретены морская торговля и морские корабли, золотые деньги, ремесленное производство товаров на продажу и частная собственность на средства производства, но в качестве рабочей силы они использовали рабов. В Средние века в Западной Европе был отменён рынок и восстановлено натуральное хозяйство, так как центр цивилизации переместился со Средиземного моря на европейский материк, а торговля по сухопутным дорогам была затруднена из-за феодальной раздробленности. В Новое время рыночные отношения были восстановлены в Западной Европе на новой основе – в дополнение к старым признакам рынка были изобретены океанская торговля и океанские корабли (каравеллы), наёмная рабочая сила и машинное производство. Океанскую торговлю и каравеллы изобрели в Португалии и Испании. 7). Пример эстетического конфликта - это конкурс между деятелями искусства, который был изобретён в Древних Афинах. 8). Пример идеологического конфликта – это спор или дискуссия между учёными, между политиками или между средствами массовой информации. Формальная логика (наука о законах правильного мышления) и риторика (наука о красноречии) были изобретены в Древней Греции. Можно привести следующие примеры для каждого вида контроля: 1). В процессе психологического контроля примерами контролёров служат гипнотизёр, демагог, умеющий воздействовать на толпу и «роковой» человек, умеющий внушать безответную любовь к своей персоне со стороны представителя противоположного пола. 2). Пример морального контроля – это контроль лидера в малой группе с помощью таких санкций, как похвала или брань в условиях нравственной поддержки лидера со стороны большинства членов этой группы. 3). Пример вооружённого контроля – это контроль в фермерском хозяйстве против домашних животных, контроль в преступной крупе, в любой тотальной организации - казарме, лечебнице для невменяемых, тюрьме, рабовладельческом хозяйстве, концентрационном лагере для военнопленных - с помощью таких санкций, как телесные наказания. При такой форме правления, как тирания, власти превращают систему уголовного права в систему государственного террора и запугивания граждан. 4). Примеры административного контроля – это контроль внутри вассально-ленной системы, внутри любой бюрократической организации – налоговой службы, армии, церкви, полиции, системы образования, системы государственного здравоохранения, государственного сектора в экономике, социалистической командно-административной системы, министерской системы исполнительной власти - с помощью таких санкций, как увольнение или приём на работу, повышение или понижение по службе. Административный контроль был изобретён вместе с изобретением бюрократии в Древнем Египте и государствах Месопотамии. 5). Пример религиозного контроля – это контроль «пророка» в харизматической секте и священника над верующими с помощью таких санкций, как угрозы вечных мук в аду или обещания вечного блаженства в раю, обещания преимуществ в процессе реинкарнации. Религиозный контроль был изобретён в таких мировых религиях, как христианство, ислам и буддизм. Механизм религиозного контроля был изобретён в период заката Римской империи. 6). Примеры экономического контроля – это контроль на частном предприятии, контроль международных банков и государственное регулирование рынка с помощью таких санкций, как премия или штраф. На сегодняшний день этот вид контроля является самым эффективным. Экономический контроль был изобретён в Новое Время в Англии и Нидерландах. Международные банки пытаются экономически контролировать политику целых стран. Система государственного регулирования внутреннего рынка использует такие экономические рычаги как льготы по кредитам, налогам и пошлинам. 7). Пример эстетического контроля – это контроль с помощью внедрения эстетических стереотипов – привлекательных образов. 8). Пример идеологического контроля – это контроль с помощью внедрения идеологических стереотипов путём многократного повтора нормы. Примером эстетического и идеологического контроля служит политическая и торговая реклама. Изобретение в Западное Европе и США в Новое время средств массовой информации и культуры – газет, кино, радио, телевидения, эстрады, видео – позволило построить систему идеологического и эстетического контроля. При коммунистической и фашистской тирании даже была построена государственная идеологическая машина по обману и дезинформации граждан в интересах властей. Чтобы обезопасить граждан от этой опасности, в условиях западной демократии существует свобода печати, то есть система конкуренции между частными средствами массовой информации, при которой телевизионная компания, которая предоставляет ложную, неинтересную или устаревшую информацию, будет вынуждена разориться. 9.Нужно ли улаживать конфликты? По нашему мнению, улаживание конфликта является невыполнимой задачей до тех пор, пока его участники не будут согласны соблюдать некоторые условия перемирия. Эти условия могут состоять из соглашения о переделе ресурсов, границ сфер влияния или о соблюдении договора, согласно которому победитель становится контролёром, а проигравший – объектом контроля. В этом состоит основа для соглашения между конфликтующими сторонами. Такой договор обычно является результатом пробы сил в конфликте, а не результатом часто бесполезных бесед с психотерапевтом. Такой договор является излишним в случае физического уничтожения одной из двух противоположных сторон конфликта. Улаживанием конфликтных отношений в обществе занимается суд, правоохранительные органы и органы исполнения наказания. Суд следит за соблюдением правил борьбы и имеет полномочия применять санкции к нарушителям этих правил. Религиозные организации и психологическая служба не имеют таких полномочий и часто оказываются не в состоянии улаживать конфликты. Они способны лишь утешать проигравших, предотвращать случаи алкоголизма, наркомании, самоубийства среди проигравших и массовых беспорядков и мятежей с участием проигравших. Не все виды конфликта можно уладить в суде, например, психологические, нравственные, вооружённые и бюрократические конфликты. Люди чаще всего избегают обращаться в суд по таким малозначительным вопросам, как бытовые ссоры. Уголовные дела о «роковой» любви возбуждаются только в случае убийства или самоубийства жертвы. Преступники часто тоже избегают обращаться в суд, т.к. живут не по законам, а «по понятиям», т.е. обращение в суд противоречит принципам воровской «чести». Спорные вопросы у преступников улаживаются не в суде, а на сходке (на «стрелке») с участием преступных авторитетов («воров в законе») вместо судей, в «честном» поединке или с помощью уничтожения противника в результате войны между гангстерами. У дворян было принято решать конфликты, связанные с вопросами дворянской чести, не с помощью суда, а с помощью дуэли. Улаживание всех видов вооружённого конфликта является самой трудной задачей. Победа здесь часто достигается только после физического уничтожения или взятия в плен значительной части армии противника, когда дальнейшее продолжение войны для проигравшей стороны не представляется возможным. На войне чаще всего идёт борьба без правил, когда всё позволено. Иногда стороны заключают договоры о запрещении применения наиболее варварских видов оружия, казни военнопленных и террора против мирного населения, но эти договоры часто нарушаются. Например, Германия применила удушливые газы в первую мировую войну вопреки статьям довоенного договора. Террористы способны вопреки всем правилам казнить заложников или детей, взорвать мирных граждан. Соблюдение запретов при ведении войны построено часто лишь на страхе перед ответным применением запрещённого вида оружия, а не на страхе перед судебными санкциями. На войне есть такое правило – победителей не судят. В недавнем прошлом был образован международный суд, который имеет юрисдикцию судить тиранов за геноцид против собственного народа и армейских командиров за военные преступления, например, этот суд рассмотрел дело бывшего югославского правителя Милошевича. Во время конфликта между бюрократическими кликами, который неизбежно возникает в любой «конторе», представители одной клики создают невыносимые условия работы для представителей другой клики и вынуждают их уволиться по собственному желанию, при этом первые стараются не давать вторым повода для обращения в суд. Не все виды конфликта нужно улаживать, т.к. обществу выгодно поддерживать такие виды конфликта, как рыночная конкуренция, политические выборы, творческий конкурс, научный спор, спортивные соревнования. С этой целью государство борется с теми участниками конфликта, которые сумели победить всех своих соперников и добиться монопольного положения на рынке, оно поддерживает оппозицию в политической сфере и следит за соблюдением политических свобод. Например, президент США Ф. Д. Рузвельт получил прозвище «Разрушитель трестов», которые стали монополистами в американской экономике. В ответ эти тресты создали транснациональные корпорации, когда центральная контора находится в США, а сборочные заводы – в странах третьего мира. В результате подобную компанию очень трудно привлечь к суду и разделить на части по решению суда одной страны, кроме того, подобная компания получает возможность эксплуатировать дешёвую рабочую силу стран третьего мира. Система разделения властей построена на поддержании до некоторой степени конкурентных отношений между ветвями власти. 10.Два типа конфликтов. Конфликты делятся на два типа: · Конфликты, которые ведутся без правил и без арбитра. Иногда они ведутся до полного физического уничтожения проигравшей стороны конфликта. · Конфликты по правилам, где существует арбитр, который следит за соблюдением правил игры и присуждает победу. Такие конфликты никогда не заканчиваются уничтожением проигравшей стороны конфликта. В живой природе применялся только конфликт первого типа. Охота чаще всего заканчивается смертью животных от рук человека, но очень редко – помещением животных в зоопарк. Даже в сфере охоты и рыбной ловли сегодня введены правила, которые запрещают охоту на редких животных, занесённых в Красную книгу, которые запрещают охоту и рыбную ловлю в определённые периоды времени – период нереста рыбы, гнездования птиц и т. д. В 20 веке самые варварские виды оружия массового поражения были запрещены или ограничены и приняты правила обращения с военнопленными. Рыцарский поединок или дуэль проходили по правилам, за соблюдением которых следили секунданты. После дворцового переворота или после заговора с целью захвата власти свергнутого правителя обычно уничтожают, т. к. он представляет слишком большую опасность для заговорщиков в случае его возвращения к власти. Например, в России Лжедмитрий 1, Пётр 3, Иван Антонович, Павел 1, Николай 2 были убиты в ходе или после переворота. В качестве исключения из общего правила, Василий Шуйский был отправлен в монастырь, Хрущёв – на пенсию. Борьба бюрократических клик идет без правил, т. к. она идёт скрытно, проигравших соперников не уничтожают, а увольняют. В моральной ссоре арбитром является малая группа, которая и присуждает победу. Правила игры и суд существуют на выборах и рынке, в религиозном конфликте, творческом конкурсе и научном споре. Развитие общества приводит к сокращению сферы распространения борьбы без правил и к расширению сферы распространения тех видов конфликта, где существуют арбитр и правила игры. В качестве заключения следует отметить, что выше были представлены наши ответы на все спорные вопросы в конфликтологии. Date: 2015-12-13; view: 406; Нарушение авторских прав |