Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 8





2) 

Понятие экономики.

Что означает слово “экономика” и каково его происхождение? Слово “экономика” появилось в глубокой древности. Принадлежит оно древнегреческим ученым и произошло от двух греческих слов “ойкос” — хозяйство, дом и “номос” — закон. Иными словами понятие “экономика” можно определить как законы ведения хозяйства (дома). В основе такого хозяйства лежит производство и потребление жизненных благ, необходимых для жизни людей, членов этого дома (хозяйства).

В XVII веке в оборот был введен термин “политическая экономия”, в котором слово “политика”, означающее общественное устройство, привело к новому пониманию экономики на уровне не отдельного хозяйства, а на уровне всего общества. Таким образом, экономику стали трактовать как законы ведения общественного хозяйства. А это означало, что каждое хозяйство находится в тесной связи с другими хозяйствами и зависит от их деятельности. Все вместе они составляют национальную экономику, которая входит в глобальную (мировую) экономику планеты Земля.

Национальную экономику (экономику государства) принято разделять на две части: микроэкономику и макроэкономику.

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства (создания), обмена, потребления и присвоения жизненных благ, которые принято называть экономическими отношениями.

Экономика в современном понимании — хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.

До сих пор мы рассматривали экономику как хозяйство, создающее экономический продукт для удовлетворения жизненных потребностей людей. Но экономикой называют не только хозяйство, но и науку о хозяйстве, изучающую экономические процессы и отношения между людьми, участвующими в хозяйственной деятельности. Это наука о производстве и потреблении, о рынке, о труде, о доходах и расходах, о деньгах и ценах, о финансах, банках и о многом другом, что связано с экономикой и экономическими отношениями.

 

Экономическая теория объясняет то, что происходит в экономике. Экономические знания дают возможность предпринимателям, руководителям предприятий, органам управления территориальным хозяйством, правительству грамотно вести дело, своевременно решать возникающие экономические проблемы. Кроме того, экономическая наука позволяет глубже понять, что происходит в экономике, знать, что нас ждет в будущем.

Предметом экономической науки являются экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления жизненных благ. Эти отношения могут быть двух типов:

1) отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;

2) отношения по организации хозяйственной деятельности и управления этой деятельностью.

Предмет экономической науки — это рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач. “Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление заработать себе на жизнь — это и есть предмет экономической науки. Точнее, экономическая теория — это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов”, — пишут К. Макконнел и С. Брю в своем учебнике “Экономика”.

Экономическая теория формирует мировоззрение, помогает реализовывать возможности гражданина при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления

 

 

Билет 3

 

1) Развитие общества

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?».

В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества.

Направления развития общества

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом. Соответственно, общественный прогресс — это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса — тенденция к освобождению человека.

Выделяют следующие критерии общественного прогресса:

1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;


2) ослабление конфронтации между людьми;

3) утверждение демократии;

4) рост нравственности и духовности общества;

5) совершенствование человеческих отношений;

6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития — регрессе.

Регресс — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему. Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.

Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма, все эти процессы и виды деятельности находятся во взаимной связи, но вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс в технике — от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных — до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом.

Кроме направлений, выделяют также формы развития общества.

Самой распространенной формой общественного развития является эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Характер эволюции — постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники.

При определенных условиях общественные изменения происходят в форме революции — это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долговременные или кратковременные, в одном или в нескольких государствах, в одной или нескольких сферах. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества — экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной. Такие революции вызывают сильные эмоции и массовую активность людей. Примером могут служить российские революции 1917 г. (Февральская и Октябрьская).

Общественные изменения могут происходить и в такой форме, как реформы. Реформа — это комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. Например, экономическая реформа, реформа в сфере образования.

 

2) Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.


В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:

1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;

2) фирмы (производители) — производственное потребление;

3) государство — общественное потребление.

 

Потребление — это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).

В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в получении максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum — соглашение, достигнутое путём взаимных уступок) потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара.

Факторы, влияющие на потребительский выбор

Можно выделить следующие факторы, влияющие на потребительский выбор:

Ограниченность ресурсов.

Мода и изменения социального спроса.

Полезность товаров и услуг.

Период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления).

Защита прав потребителей

В современном мире стало актуальным массовое потребительское образование. Потребителю следует изучать факторы, определяющие потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье человека, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.

Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке в Российской Федерации регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Закон РФ «О защите прав потребителей»:

1. Регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

2. Устанавливает права потребителей:

на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

на получение информации о товарах и их изготовителях;

на государственную и общественную защиту их интересов (на возмещение ущерба).

3) Определяет механизм реализации прав потребителей.

Производитель

Производство — процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Производство имеет решающее значение для экономики — если не созданы товары и услуги, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять. Определяющим условием производства выступает процесс труда.

Труд — это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы для удовлетворения своих потребностей.

В процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда (на что направлены усилия человека, например, природное вещество: руда, уголь и т. д., сырьё) и средствами труда (с помощью чего осуществляется труд: естественные условия труда, например, водопады, приводящие в движение водяные мельницы; орудия труда, например, инструменты, машины, оборудование и т. д.).


Предметы и средства труда образуют средства производства. Средства производства и рабочая сила (люди, приводящие в действие средства производства благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту) образуют производительные силы общества.

В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения — совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Одна их часть — организационно-экономические — это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства. Другая часть производственных отношений — социально-экономические — это отношения собственности на ресурсы и факторы производства. Эта часть производственных отношений составляет основу экономический системы.

Общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное.

1. Материальное производство — изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.

2. Нематериальное производство — создание духовных и нравственных ценностей.

Производство может быть экстенсивным и интенсивным.

1. Экстенсивное — за счёт количественного прироста ресурсов.

2. Интенсивное — за счёт освоения новой техники.

 

Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.

Очевидно, что такая свобода производителя ограничена, поскольку её реальные рамки определяются спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит набор товаров, которые целесообразно производить. Однако такая ограниченность свободы производителей всё же относительна, а не абсолютна, поскольку производитель может создавать спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые или заметно улучшенные по качеству товары (например, именно производители были инициаторами формирования спроса на видеомагнитофоны, проигрыватели компакт-дисков, персональные компьютеры и т. д.).

Насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией производственной деятельности — показывает производительность труда.

Производительность труда — это количество товаров, которое может быть изготовлено работниками за определённый период времени (час, месяц, год).

Факторы, влияющие на производительность труда в стране:

1) рост численности населения;

2) увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения;

3) длительность рабочего времени — количество часов, проработанных за год каждым работником;

4) технологические нововведения на производстве.

 

 

Билет 4

 

1) Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать).

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот).

Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);

это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.Виды:

1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);

2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III);

3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);

4) Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: — экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); — социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); — политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

 

1) дописьменные и письменные; 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак); 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития); 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) – а, индустриальное – б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения:

- основной фактор производства – а) земля; б) капитал; в) знания;

основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги;

- характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества;

- характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде;

- занятость населения - а) сельское хозяйство – около 75%; б) сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 85%; в) сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%;

- основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги;

- социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;

- продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет;

- воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое;

- взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества;

- политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»;

- духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

 

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация». Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой. Структура Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Способ Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства). Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

первичная (архаичная);

вторичная (экономическая);

первобытнообщинная;

рабовладельческая;

капитальная;

феодалистическая;

третичная;

коммунистическая:

1) социализм;

2) коммуниз

. Формации

Представлены в трудах К. Маркса

Сформировались в советском обществознании в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

 

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Теория цивилизации

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Стадиальный подход

Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии.

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Структура

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская

Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную (З) и восточную (В):

1) Особенности восприятия мира: З) рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское»; В) эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений).

2) Отношение к природе: З) стремление подчинить себе природу. Человек — венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника; В) стремление быть в гармонии с природой. Человек — органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

3) Соотношение личности и общества: З) приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы; В) приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

4) Отношения власти: З) принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм; В) политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха).

5) Отношения собственности: З) господство частной собственности; В) преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным).

 

6) Отношение к прогрессу: З) стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер; В) стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного (Ф) и цивилизационного (Ц) подходов к изучению общества:

1) Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития: Ф) объективныезакономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны; Ц) человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

2) Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества: Ф) материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества; Ц) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

3) Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»: Ф) общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений; Ц) каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

4) Достоинства: Ф) позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран; Ц) — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

5) Недостатки: Ф) — многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов; Ц) — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

2) Деньги — это историческая категория, которая является результатом развития товарного производства и обмена. К древнейшим видам денег относятся соль, скот, зерно, шкурки пушных зверей, орудия труда, украшения. В дальнейшем роль денег перешла к металлам, сначала в виде слитков, а затем в виде чеканных монет из меди, серебра и золота. Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII в. В Европе выпуск бумажных денег берет свое начало во Флоренции в XIV в. В России бумажные деньги были введены в XVIII в., при Екатерине II.

Деньги — это особый товар, выполняющий в экономике роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в их функциях.

Мера стоимости — все товары выражают и измеряют свою стоимость в деньгах (цена).

Средство обращения — продажа и покупка товара осуществляется на денежные средства.

Средство накопления и сбережения — за счет постоянного обращения деньги превращаются в капитал.

Средство платежа — эта функция стала характерной для денег в связи с развитием кредитных отношений. Она проявляется при продаже товара в кредит, возврате денежных ссуд, выплате заработной платы, оплате за услуги и т.д.

Мировые деньги — появление этой функции денег связано с расширением мировых экономических связей. Мировые деньги выступают как всеобщее покупательное и платежное средство и используются при расчетах по международным балансам, при предоставлении и выплате международных кредитов и т.п.

Деньги в своем развитии выступают в двух видах.

Действительные деньги — деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены (это металлические деньги из меди, золота и серебра).

Заместители действительных денег — это деньги, чья номинальная стоимость выше реальной. К ним относят металлические деньги из дешевых металлов (монеты), бумажные и кредитные деньги.

Бумажные деньги появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении металлических монет. Они не имеют самостоятельной стоимости и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли в экономике в связи с развитием товарного производства, расширением кредитования и формированием системы расчетов с рассрочкой платежа. Они прошли следующую эволюцию:

вексель — письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте;

банкнота — кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком страны;

чек — денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении выплатить держателю чека указанную сумму;

кредитные карточки — пластиковая карточка с встроенной микросхемой, содержащей информацию о счете клиента в кредитном учреждении.

Деньги, обслуживая реализацию товаров, платежи и расчеты в экономике, находятся в постоянном движении, которое называется денежным обращением.

Выделяют два вида денежного обращения.

Наличное — осуществляется наличными деньгами (монетами, банкнотами, казначейскими билетами) и используется для кругооборота товаров, а также для расчетов по выплате заработной платы, пособий, пенсий, по платежам населения за коммунальные услуги и т.д.

Безналичное — это перевод денег с банковского счета одного лица на банковский счет другого лица, а также зачет взаимных требований. Оно охватывает расчеты между предприятиями и кредитными учреждениями, между предприятиями и государством, между предприятиями и работниками и осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек.

Между наличным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны

 

Билет 5

1) В современном обществознании существуют несколько типологий обществ.Тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные.По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д.По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют.По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ формационный и цивилизационный.Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».Общественно-экономическая формация — это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций:

1) первобытная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса. Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм — идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX — XX вв. Н. Данилевский, А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация — это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около. 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.).В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация — это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры. Американский социолог Д. Белл выделил три типа цивилизаций.:Доиндустриальная цивилизация (традиционное, аграрное общество) — существовало до XIX в.В экономической сфере данное общество характеризуется:значительной зависимостью от природно-климатических факторов;господством традиционного типа экономических процессах, основанных на земледелии и скотоводстве;зависимостью распределения материальных благ от положения личности в социальной иерархии.В политической сфере для данного общества характерно преобладание деспотической, авторитарной власти, передающейся по наследству. Власть принадлежит одному (абсолютная монархия) или немногим (аристократическая республика).В социальной сфере данную цивилизацию характеризуют коллективизм, замкнутость социальных групп, малая динамика, полная зависимость личности от прихоти правителя.В духовной сфере для доиндустриальной цивилизации характерно господство традиционной культуры:фиксация устоявшегося социального и политического порядка через мифы, предания, религию;преобладание устной информация над письменной;подавляющая неграмотность населения (социальных «низов»).Индустриальная цивилизация (индустриальное, промышленное общество) возникла около 200 лет назад, в XIX в., — в период промышленной революции.В сфере экономики здесь характерно независимость от природы, преобладание индустриального производства, мощные промышленные технологии, господство частной собственности и рыночных отношений.

В политической сфере формируются демократия, законность, гражданское общество и правовое государство. Власть не рассматривается личностью как данность, от руководителя требуются доказательства, обоснования лидерства. Ставится проблема легитимности власти и управления.

В социальной сфере индустриальное общество демонстрирует большую подвижность, открытость социальных структур, их упрощение. Положение личности зависит не от близости к лидеру, а от собственных заслуг.

В духовной сфере данное общество воспроизводит модернизированный (современный) тип сознания. Человек осознает себя как личность и способен противостоять коллективу, высказывать инакомыслие. Личность, закон, свобода, равенство, справедливость становятся идеалами человека новой эпохи. Достигается всеобщая грамотность населения. Человек индустриального общества все больше осознает единство мира, признает идею прогресса.

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) — переход к данному типу цивилизации начался с 1980- — хх гг. Считается, что этот процесс затронул только наиболее развитые индустриальные страны (США и Япония).

В экономике данного общества происходит тотальное распространение информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники; создание и функционирование разветвленной сети различных банков данных; превращение информации в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда.

Для политической сферы информационного общества характерны свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса».

В социальной сфере достигнутая информационная целостность служит определенной основой социальной целостности. Для данной цивилизации характерны быстрое внедрение инноваций и значительная скорость происходящих в обществе изменений.

В духовной сфере процессы информатизации требуют нового уровня понимания бытия, мироустройства, роли разума, этики, эстетики. Большое значение придается творческой деятельности человека, развертывается диалог различных идей и учений.

Все существующие типологии обществ позволяют ученым понять этапы исторического развития общества, исследовать проблемы его настоящего и заглянуть в будущее. Изучением будущего общества занимается специальная наука — футурология.

2) Кризисное состояние денежной системы, которое связано не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономики, называется инфляцией.

Выделяют следующие виды инфляции:

1) умеренная — рост цен не более 10% в год;2) галопирующая — рост цен от 20 до 200% в год;3) гиперинфляция — рост цен более 200% в год.

Инфляция — это многофакторный процесс, который может быть вызван следующими причинами:1) диспропорции в экономике;2) рост государственного долга;3) значительный дефицит бюджета;4) необоснованная эмиссия денег;5) мировые сырьевые и валютные кризисы;6) сокращение поступлений от внешней торговли.

Инфляция отрицательно воздействует на экономику государства в целом. Ее последствия проявляются в следующем:

1) сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста;2) снижение конкурентоспособности национальных товаров;3) перелив капиталов из сферы производства в торговлю;4) расширение спекуляции;5) ограничение кредитных операций;6) снижение уровня жизни населения;7) рост социальной напряженности.

Инфляция очень часто сопровождается таким явлением как девальвация. Это снижение официального курса валюты.

Из-за дестабилизирующего влияния на экономику, а также из-за того, что инфляция ставит в тяжелое положение значительные слои населения, в большинстве государств мира осуществляется контроль за инфляцией, так называемая антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Существует два возможных направления такой политики.

Регулирование денежного спроса через снижение государственных расходов, рост процентных ставок за кредит, рост налогов, ограничение денежной массы, что ведет к замедлению экономического роста.

Жесткий контроль за ценами и заработной платой путем их замораживания или установления предела роста, что вызывает социальную напряженность в обществе.

Антиинфляционная политика России направлена на управление инфляционными процессами в интересах подъема экономики и обеспечения национальной безопасности. Приоритетными здесь являются увеличение доходов бюджета, повышение собираемости налогов, оживление инвестиций, совершенствование системы денежных расчетов и структуры денежной массы, регулирование скорости денежного обращения.

 

Билет 6

1) ировоззрение в жизни человека играет активную и творческую роль. Человек через мировоззрение выражает смысл своей жизни, степень осознания себя и своей деятельности, определяет идеалы, осуществляет выбор тех или иных норм и методов поведения в обществе.

Таким образом, мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности.

Чтобы конкретизировать понятие «мировоззрения», необходимо рассмотреть его структуру. В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

Познавательный компонент — совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемая им в процессе его существования.

Ценностно-нормативный компонент — социальные ценности и социальные нормы. Отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, регулирующие повседневную жизнь человека.

Эмоционально-волевой компонент — личные взгляды, убеждения и верования. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент — реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Выделяют несколько уровней мировоззрения.:

Обыденное мировоззрение — формируется стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения называют жизненной философией.

Теоретическое мировоззрение — формируется у человека избирательно, с учетом осознанных им собственных возможностей, задатков, способностей. В качестве примера теоретического уровня мировоззрения можно привести науку.

Различие этих уровней обусловлено тем, посредством каких методов они формируются, насколько полно представляют интересы человека. При этом обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно и менее стабильно.

Кроме уровней выделяют также типы мировоззрения.:

Житейское — основано на жизненном опыте человека.

Религиозное — в его основе лежит иррациональная вера в Бога.

Научное — представляет научную картину мира, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой.

В целом, мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру и к самому себе. Оно направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире.

2) Конкуренция – (от лат. соревноваться) – состязательность на рынке между продавцами за получение большей прибыли. Три элемента, которые необходимы для существования рыночной экономики: конкуренция, свобода выбора и частная (негосударственная) собственность. Конкуренция неизбежна, так как каждый производитель или посредник стремится продать на рынке как можно больше товара для получения максимальной прибыли.

Виды конкуренции: совершенная и несовершенная.

 

Совершенная (свободная) конкуренция – конкуренция, при которой цена на товар складывается в зависимости от спроса и предложения этого товара. Цена зависит от поведения продавцов и покупателей. Условия, необходимые для свободной конкуренции: множество покупателей и продавцов на рынке, идентичность товаров и услуг у всех продавцов, отсутствие контроля за ценой товаров и услуг (о цене договариваются покупатель с продавцом), свобода посещения рынка продавцами и покупателями, свобода доступа к информации. Пример свободной конкуренции: рынки сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой на рынке господствует один производитель, который стремится самостоятельно устанавливать цены на товары. Черты несовершенной конкуренции: господство одного производителя, установление им высоких цен на товары, жесткие методы борьбы с конкурентами.

Виды несовершенной конкуренции: монополии и олигополии.

Монополия – (от моно – один, поли – владеть) – господство одного крупного производителя на рынке:

• естественная монополия защищена законом от конкуренции, так как имеет льготы и продаетневосполнимые ресурсы (например, РАО «Газпром» – газ, РАО «ЕЭС» – электричество);

• искусственная (нелегальная) монополия – сговор предприятий для получения максимальной прибыли. С этой целью монополисты договариваются между собой о завышении цены всеми продавцами продукции. Покупатель, не имея другого выхода, вынужден покупать товар по завышенным ценам. Формы искусственных монополий: картель (сговор по вопросам производства, сбыта товаров, найма рабочей силы и сговор об уровне цен), синдикат (объединение для совместной реализации товаров), трест (полное объединение предприятий).

Олигополия – господство на рынке нескольких крупных производителей (от 3 до 5). Примеры олигополии можно встретить в автомобилестроении, производстве бытовой техники и компьютеров.

Политика защиты конкуренции. Государство стремится защитить свободную конкуренцию и ограничить расширение несовершенной конкуренции. Правительство издает антимонопольное законодательство, исследует рынок, борется с искусственными (нелегальными) монополиями, поддерживает естественные монополии, контролирует цены и качество продукции. Законодательством устанавливаются максимальные цены на определенные виды товаров (услуг). Государство развивает и укрепляет рыночные структуры и малые предприятия (малый бизнес).

 

 

Билет 7

1) Свобода в деятельности человека Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской мысли. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельностиотвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы, которая заключается в возможности выбора между добром и злом. В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свобода традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью.Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения этого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса». Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей.Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл. Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет

2) Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Субъекты собственности – человек, семья, трудовой коллектив предприятия, социальная группа, население территории, органы управления всех уровней, народ страны.

Объекты собственности - факторы производства и готовая продукция: земля, земельные участки, площади, угодья; деньги, валюта, ценные бумаги; материально-имущественные ценности; природные богатства; драгоценности; здания социально-культурного назначения; основные производственные фонды; рабочая сила; духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Права собственности:

1) владение - фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически;

2) пользование - процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и/или получение плодов и доходов;

3) распоряжение - возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.п.);

4) аренда - право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться;

5) траст (от англ. trust — доверие) - право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.

 

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финандовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Экономическое содержание собственности:

1) Отношение человека к природе - человек присваивает и потребляет природу, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится.

2) Отношение человека к себе - неотчуждаемое право человека на свою рабочую силу и способности как на объект собственности.

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Классификация № 1:

1) Общая собственность - первобытно-общинная, семейная, государственная, коллективная.

2) Частная собственность – трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность; нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная.

3) Смешанная собственность – акционерная, кооперативная, совместная.

Классификация № 2

Формы собственности:

Частная (личная, индивидуальная)

Государственная

Коллективная, совместная

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы собственности по Конституции РФ:

1) Частная собственность: собственность граждан; собственность юридических лиц.

2) Государственная собственность: федеральная собственность (принадлежит Российской Федерации); собственность субъектов РФ.

3) Муниципальная собственность: принадлежит городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться — государство может проводить национализацию (лат. natio — народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus — частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

2) Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Субъекты собственности – человек, семья, трудовой коллектив предприятия, социальная группа, население территории, органы управления всех уровней, народ страны.

Объекты собственности - факторы производства и готовая продукция: земля, земельные участки, площади, угодья; деньги, валюта, ценные бумаги; материально-имущественные ценности; природные богатства; драгоценности; здания социально-культурного назначения; основные производственные фонды; рабочая сила; духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Права собственности:

1) владение - фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически;

2) пользование - процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и/или получение плодов и доходов;

3) распоряжение - возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.п.);

4) аренда - право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться;

5) траст (от англ. trust — доверие) - право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финандовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Экономическое содержание собственности:

1) Отношение человека к природе - человек присваивает и потребляет природу, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, т. е. трудится.

2) Отношение человека к себе - неотчуждаемое право человека на свою рабочую силу и способности как на объект собственности.

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Классификация № 1:

1) Общая собственность - первобытно-общинная, семейная, государственная, коллективная.

2) Частная собственность – трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность; нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная.

3) Смешанная собственность – акционерная, кооперативная, совместная.

Классификация № 2

Формы собственности:

Частная (личная, индивидуальная)

Государственная

Коллективная, совместная

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы собственности по Конституции РФ:

1) Частная собственность: собственность граждан; собственность юридических лиц.

2) Государственная собственность: федеральная собственность (принадлежит Российской Федерации); собственность субъектов РФ.

3) Муниципальная собственность: принадлежит городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться — государство может проводить национализацию (лат. natio — народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus — частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

 

Билет 8

1) Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
— проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:
- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные - анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носи







Date: 2015-12-13; view: 781; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.143 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию