Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПолитологияСтр 1 из 2Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТОЛОГИЯ Политическая система 2 Политический режим 2 Власть и ее ресурсы 3 Демократия 3 Формы демократии 3 Разделение властей 4 Политические партии 4 Партийные системы 5 Выборы. Избирательные системы 5 Гражданское общество 6 Гражданство 7 Государство 7 Признаки государства 7 Государственный аппарат 8 Форма государства 8 Форма правления 8 Форма государственного устройства 9 Правовое государство 10 Социальное государство 11 Светское государство 11 Государственное устройство России 11 Федеративное устройство - Центральные органы власти Российской Федерации 12 Президент - Федеральное Собрание 14 Правительство 15 Судебная система 15 Прокуратура 17 Словарь 18 Тесты 22
ПОЛИТОЛОГИЯ Политология - это наука о политике, о закономерностях развития и функционирования политических институтов и систем, деятельности субъектов политики. Политология зародилась в античные времена. У ее истоков стояли Сократ, Платон, Аристотель. Важный вклад в ее развитие внесли Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Вебер.
Политическая система есть совокупность существующих в обществе политических институтов ролей, отношений, процессов, норм, ценностей. Эта система включает государство, политические партии и движения, группы влияния, средства массовой информации. Важнейшим ее звеном служит государство, поскольку оно является объединяющей всю страну организацией.
Политический режим - это совокупность способов осуществления государственной власти в стране, способов функционирования политической системы. Политические режимы делятся на демократические и диктаторские. Демократический режим характеризуется законностью, наличием широких политических и гражданских свобод, многообразием и равноправием форм собственности. В условиях демократии возможны такие формы правления, как конституционная монархия, парламентская, президентская, смешанная (президентско-парламентская) республика. Диктаторские режимы делятся на авторитарные и тоталитарные. Авторитарный режим характеризуется сосредоточением всей полноты политической власти в руках вождя или, что встречается существенно реже, коллективного органа. Законы при этом не соблюдаются, власти действуют по произволу, оппозиция подавляется, значительным влиянием обладают силовые структуры: армия, полиция, служба безопасности. Диктатура, однако, не вмешивается в неполитическую сферу, скажем, в экономику, культуру, частную жизнь граждан. Можно выделить следующие виды авторитарных режимов: · режим абсолютной (традиционной) монархии; · военный режим, когда государством правит армия; · теократический (клерикальный) режим, когда в руках церкви оказывается и светская власть; · гражданский режим, когда страной бесконтрольно правит светский диктатор. Тоталитарный режим характеризуется сосредоточением в руках вождя всей полноты власти, однопартийной системой, наличием господствующей идеологии, отсутствием демократических свобод, ликвидацией оппозиции, произволом властей и несоблюдением законов, значительной ролью силовых структур, стремлением государства управлять всеми сферами жизни общества или их контролировать, иногда массовыми репрессиями против населения. Классическим примером подобного режима служит нацистская Германия.
Власть - это способность лица, группы лиц, организаций, государства осуществлять свою волю, определять поведение индивидов, групп, общества. Используемые при этом средства называются ресурсами власти. Они делятся на следующие виды: · организационные, заключающиеся в создании эффективных управленческих структур; · поощрительные (утилитарные), состоящие в предоставлении определенных материальных или духовных благ, в обмен на что обеспечивается подчинение; · принудительные, обеспечивающие подчинение путем насилия или угрозой его применения; · нормативные (статусные), обеспечивающие подчинение в силу действующих социальных норм и основанные на связи властных полномочий субъекта с его статусом.
К ресурсам государственной власти можно отнести и ее легитимность, т.е. признание народом законности существующего правления. М. Вебер выделял четыре типа легитимности власти: · традиционную, основанную на авторитете традиции; · харизматическую, основанную на авторитете вождя; · ценностную, основанную на соответствии режима господствующим в обществе ценностям; · рациональную, основанную на соответствии режима интересам общества.
Термин демократия имеет греческое происхождение и означает в переводе «народовластие». Такая политическая система существовала в Афинах в V - IV вв. до н.э. Верховная власть в городе принадлежала Народному собранию, в которое входили все полноправные граждане. Собрание распоряжалось казной, избирало правителей, принимало законы, объявляло войну, и заключало мир. Однако полноправными гражданами являлось не более 10% афинского населения. Женщины, рабы, переселенцы не имели политических прав. Кроме того, в афинской демократии отсутствовал принцип либерализма, т.е. гарантий прав личности. Впервые принципы демократии и либерализма были соединены в конституции CШA 1788 г. Современная демократия базируется на сочетании этих начал. Выделяются следующие ее признаки. 1. Признание народа единственным источником власти в государстве. 2. Наличие представительных органов власти, избираемых народом и ответственных перед ним. 3. Принятие решений на референдумах и в законодательных органах большинством голосов. 4. Разделение властей. 5. Наличие широких политических и гражданских свобод. 6. Гарантии прав личности, прав меньшинств. 7. Подчинение государства, организаций, граждан закону.
В зависимости от того, каким способом народ осуществляет свою власть, выделяются две формы демократии: прямая и представительная. Прямая демократия именуется также демократией участия, поскольку в этом случае народ выражает свою волю непосредственно: через выборы, референдумы, собрания, митинги, демонстрации, пикеты. Представительная демократия возникает постольку, поскольку государственная территория становится слишком обширной, а численность населения слишком значительной, чтобы оно могло повседневно осуществлять свои веления. Тогда граждане для управления государством избирают своих представителей. Термин «представительная демократия» имеет двойственное значение. В узком понимании он включает законодательные органы: как местные, так и центральные. В широком - все выборные органы: и законодательные, и исполнительные.
Управление государством в условиях демократии основано на принципе разделения властей. Тем самым создается система сдержек и противовесов, не допускающая чрезмерного усиления какого-либо органа власти и установления диктатуры. Разделение властей есть разграничение полномочий между ветвями центральной власти. Подобную схему впервые выдвинул Дж. Локк. На его взгляд, законодательная власть должна находиться в руках выборного парламента, а монарху и правительству должна принадлежать власть исполнительная, т.е. претворение законов в жизнь и осуществление правосудия, и федеративная (союзная), т.е. сношения с иностранными государствами. Следующий шаг в развитии данной идеи был сделан Ш. Монтескьё. Он предложил разделить государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Этот план и нашел практическое воплощение в современных демократических странах. Впервые он был юридически закреплен в Конституции США 1787 г. Принцип разделения властей зафиксирован и в российской Конституции. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Политическая партия - это объединение, которое выражает интересы определенных социальных групп, состоит из наиболее активных их представителей, исповедует определенную идеологию и стремится к овладению государственной властью ради реализации своих целей. Политические партии существовали еще в античные времена, в Греции и Риме. В народном собрании Афин, скажем, шла борьба аристократов и демократов. С точки зрения организационного устройства выделяются следующие типы политических партий. 1. Кадровые. В них состоит небольшое число членов, обычно это профессиоаальные партийные работники. 2. Массовые. В них состоит большое число членов. Помимо профессиональных партийных работников, имеется и партийная масса.
С точки зрения принятой идеологии выделяются следующие типы политических партий. 1. Консервативные. Выступают за сохранение традиционных ценностей, демократические права и свободы, рыночную экономику. 2. Либеральные. Выступают за максимальное расширение прав и свобод граждан. 3. Националистические. Имеют целью предоставление преимуществ определенной нации. 4. Фашистские. Выражают крайне агрессивную националистическую идеологию. 5. Клерикальные. Основываются на какой-либо религиозной идеологии. 6. Социал-демократические. Выступают за демократические права и свободы и перераспределение национального дохода в пользу бедных. 7. Коммунистические. Выступают за всеобщую национализацию средств производства, построение социализма или коммунизма строя, основанного на коллективной собственности. 8. Анархические. Выступают за уничтожение не только частной собственности, но и государства. 9. Зеленые. Стремятся к сохранению природы, даже ценой экологического роста.
Партии можно классифицировать и по принципу лево-правой ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции. В 1789 г. депутаты Учредительного Собрания разместились таким образом, что противники королевской власти оказались слева, а сторонники - справа от председателя. С тех пор противников режима стали именовать левыми, а сторонников - правыми. Из современных партий к левым традиционно относят социал-демократов, коммунистов, анархистов, зеленых, к правым - либералов, консерваторов, националистов.
Выделяются следующие типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная. Однопартийная система имеет место в диктаторских государствах. Действует обычно только одна партия, которая и является правящей. Такая система существовала, скажем, в Советском Союзе, где правила коммунистическая партия. Двух- или многопартийная система существует в демократических странах. Классическим образом двухпартийной системы служат США, где республиканцы и демократы сменяют друг друга у власти. Такая система отличается стабильностью, хотя затрудняет выражение и реализацию альтернативных взглядов. Многопартийная система сложилась в большинстве европейских стран. Ее недостатком являются трудности с формированием устойчивого парламентского большинства. Иногда в подобной системе образуется господствующая партия. Так, в японском парламенте представлены четыре пять партий, но большинство почти всегда принадлежит либерально-демократической партия, которая и формирует правительство.
Свободные выборы представителей власти служат одним из важнейших демократических институтов. Совокупность норм и правил проведения выборов и определения их результатов называется избирательной системой. Выделяется три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе победителем становится кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности этой системы: первая основана на принципе относительного, вторая - абсолютного большинства. В первом случае выборы проводятся в один тур, и победителем становится кандидат, получивший голосов больше, чем его соперники. Такая система существует, скажем, в Англии. Во втором случае победитель должен собрать более половины голосов. Если ни один из кандидатов не достигает этой планки, то проводится второй тур, куда выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Теперь для победы нужно получить простое большинство. Такая система существует, скажем, во Франции. При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, представляющие списки кандидатов. Места в парламенте распределяются между партиями пропорционально поданным за них голосам. Для обеспечения стабильности работы парламента, отсечения мелких партий иногда устанавливается определенный барьер, скажем, в 4-5% голосов. Партии, не набравшие указанной нормы, в парламент не попадают. Обе системы имеют свои достоинства и недостатки. При мажоритарной системе меньшинство оказывается не представленным в парламенте. При пропорциональной системе партии становятся посредниками между избирателями и депутатами. Данное голосование в какой-то мере не является прямым. У депутата не оказывается прямой ответственности перед народом. В определенной степени эти недостатки сглаживаются в смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Например, в Германии половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной, половина - по пропорционалыюй системе. Избирательная система Российской Федерации включает в себя порядок избрания Президента России, депутатов Государственной Думы, законодательных и муниципальных собраний, глав исполнительной власти муниципальных образований. Совокупность норм, регулирующих эти выборы, называется избирательным правом. Источниками избирательного права Российской Федерации служат ее Конституция, конституции республик, входящих в ее состав, уставы иных ее субъектов, различные федеральные законы, например о выборах Президента, депутатов Государственной Думы. Конституция России устанавливает, что выборы проводятся путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, гарантирует гражданам право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Право голоса предоставляется гражданам, достигшим к моменту выборов 18 лет. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший к моменту выборов 21 года.
Гражданское общество есть совокупность групп и организаций, создаваемых людьми для реализации своих частных интересов. Гражданское общество включает частные предприятия, органы местного самоуправления, негосударственные средства массовой информации, независимые творческие объединения, церковь и т.д. Словом, это вся та область, которая находится, по определению Гегеля, между семьей и государством. Экономической основой гражданского общества служит частная собственность. Идея гражданского общества возникает в Древней Греции. Развивается же в полной мере она в трудах мыслителей Нового времени (Локка, Монтескьё, Конта), когда начинается переход от феодализма к капитализму, от режимов абсолютной монархии к открытому, либеральному обществу.
Гражданство есть устойчивая политико-правовая связь лица с государством. Стороны имеют при этом взаимные права и обязанности. Государство гарантирует человеку определенные права и свободы, обеспечивает его безопасность, покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает установленные государством законы и предписания. Гражданство приобретается двумя способами. 1. По рождению. Здесь, в свою очередь, выделяются два основания: по «праву крови», т.е. национальной принадлежности родителей, и по «праву почвы», т.е. месту рождения. 2. В порядке натурализации, т.е. предоставления гражданства иностранцам по их просьбе. В законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. сочетаются все эти принципы. Российское гражданство приобретается по рождению, в результате приема в него или восстановления в нем. Основаниями для прекращения российского гражданства служат: 1. выход из гражданства; 2. отмена режима о приеме в гражданство, если оно было получено на основе ложных сведений.
Выход из российского гражданства не допускается, если гражданин 1. имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (скажем, он призван на военную или альтернативную службу); 2. привлекается к уголовному делу в качестве обвиняемого или отбывает срок заключения; 3. не имеет иностранного гражданства или гарантий его приобретения.
Вопросы приема в российское гражданство, восстановления в нем, выхода или удаления из него решаются Президентом России и соответствующими органами внутренних и иностранных дел.
Государство есть важнейший политический институт. Государство представляет собой организацию, обладающую верховенством власти на всей территории страны и объединяющую все ее население.
Государство обладает следующими признаками. 1. Наличие публичной власти, т.е. власти отделенной от народа. В первобытную эпоху такое разделение отсутствовало. Люди, управлявшие племенем, кроме того, делали все то, что и их сородичи. С появлением государства возникает особый аппарат власти. Публичная власть представляет собой совокупность органов управления суда и отрядов вооруженных людей (армии, полиции, службы безопасности). 2. Территориальная организация власти и населения. В первобытные времена общественная власть распространялась по кровнородственному признаку. Она устанавливалась над людьми одного рода или племени. Власть государства же распространяется на всех лиц, находящихся на управляемой им территории. Этот принцип имеет ряд важных следствий: · устанавливаются государственные границы, отделяющие одну страну от другой; · вводится институт гражданства или подданства; · для удобства управления государство делится на административно-территориальные единицы; 3. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри страны и ее независимость от каких-либо властей на международной арене. 4. Сбор налогов. Только государство имеет право собирать с населения и организаций обязательные платежи - налоги.
Государственный аппарат есть система органов государства, с помощью которых оно осуществляет свою власть, выполняет свои функции, достигает своих целей. Государственный аппарат состоит из государственных органов. Государственный орган есть структурно-обособленное звено государственного аппарата, создаваемое для осуществления определенных функций и наделяемое властными полномочиями.
Форма государства есть совокупность принципов его строения. Эта форма включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма правления есть способ организации и порядок формирования органов верховной государственной власти. Выделяются две принципиально разные формы правления - монархия и республика. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточивается в руках одного лица и передается, как правило, по наследству. Само слово «монархия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «единовластие». Выделяются два основных вида монархии: абсолютная и конституционная (ограниченная). Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью (законодательной, исполнительной, судебной, а иногда и религиозной). Представительные учреждения отсутствуют или созываются от случая к случаю и обладают совещательными полномочиями, правительство ответственно исключительно перед монархом. Такая форма правления типична для средневековья. Ныне сохранилась в четырех государствах: Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Ватикане. Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, существуют выборный законодательный орган - парламент и независимый суд. Конституционная монархия возникает в результате буржуазных революций. Впервые она сформировалась в Англии в результате «славной революции» 1688-1689 гг., завершившейся компромиссом между сторонниками республики и монархии. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентскую. В случае дуалистической монархии правительство назначается монархом и на деле подчиняется ему, хотя формально несет двойную ответственность: перед монархом и парламентом. Монарх имеет право наложить вето на решения парламента, распустить его и назначить новые выборы. Такая форма правления имела место в некоторых странах в переходный период от феодализма к капитализму, например в Германии в 1871 - 1918 гг. и в определенной мере в России в 1906 - 1917 гг., ныне существует в Иордании и Таиланде. В случае парламентской монархии законодательная власть сосредоточивается в руках парламента, исполнительная - в руках правительства, а монарх является лишь символическим главой государства. Он царствует, но не правит. Такая форма правления характерна для многих западноевропейских стран. Существуют и нетипичные виды монархии. Это, скажем, выборная монархия в Малайзии. Здесь глава государства избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов. Это теократические монархии в Ватикане и Саудовской Аравии, где высшая светская и духовная власть находятся в руках одного лица. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие государственные органы избираются населением либо назначаются парламентом. Само слово «республика» имеет латинское происхождение и в переводе означает «общественное дело». Выделяются три основных вида республики: президентская (дуалистическая), парламентская и смешанная. Президентская республика - это такая форма правления, при которой полномочия главы государства и главы исполнительной власти сосредоточиваются в руках президента, избираемого всеобщим голосованием. В этом случае правительство формируется президентом (при ограниченном участии парламента) и перед президентом несет ответственность. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, парламент может преодолеть его квалифицированным большинством, обычно в 2/3 голосов. Парламент, как правило, имеет возможность сменить президента, затеяв процедуру импичмента (США, Россия, Казахстан, Египет). Парламентская республика - это такая форма правления, при которой правительство формируется парламентом и перед ним несет ответственность. Президент избирается парламентом либо иной коллегией выборщиков. Полномочия президента невелики, он является прежде всего символическим главой государства (Германия, Италия, Австрия, Чехия). Смешанная, президентско-парламентская республика - это такая форма правления, при которой сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Президент избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, но правительство должно получить вотум доверия парламента и несет двойную ответственность: перед президентом и перед парламентом (Франция). Существуют и нетипичные виды республики. Это, например, теократическая республика в Иране, авторитарная республика в Китае, где рыночная экономика сочетается с политической диктатурой компартии.
Форма государственного устройства есть способ территориальной организации государства. Известны три формы государственного устройства: УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ. Унитарная форма государственного устройства наиболее распространена в мире. Унитарным называется государство, области которого не обладают политической самостоятельностью. Только для удобства управления унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, полностью подчиненные центру. В таком государстве действуют единые системы права, суда, финансов, единые вооруженные и полицейские силы, единое гражданство. Федерация есть такое государство, части которого обладают определенной политической и юридической автономией. В этом государстве происходит разделение властей по вертикали: предметы ведения и полномочия разграничиваются между центральными и областными органами управления. Точно так же выделяются федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. Одновременно с гражданством федерации может действовать гражданство ее субъектов. Однако основные прерогативы находятся в руках Центра, а федеральное законодательство имеет, как правило, приоритет перед региональным. В федеративных государствах существует двухпалатный парламент. Одна из его палат выражает общенациональное представительство, другая - представительство субъектов федерации. Выделяются федерации, образованные на территориальной основе (США, Германия), национальной основе (Индия), смешанной, национально-территориальной основе (Россия, Канада). Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, создающих общие органы власти, обычно военные или внешнеполитические. Конфедерация - неустойчивое образование. Обычно это шаг либо к федерации, либо к ее распаду. В современном мире конфедераций не существует. Официально конфедерацией называется Швейцария, в действительности, по сути своей конституции, она представляет собой федерацию.
Правовым называется государство, действующее в рамках закона, гарантирующее и защищающее права и свободы граждан. Идеи правового государства высказывались еще в Древней Греции. Платон и Аристотель считали правильными те типы государственного устройства, которые основаны на законе. Но последовательная концепция правового государства была создана в период ХVII - начала XIX в., в эпоху становления буржуазного, либерального общества, в трудах таких мыслителей, как Локк, Монтескьё, Кант. Они настаивали на приоритете права перед государством. Выделяются следующие признаки правового государства. 1. Верховенство закона, его обязательность для государственных органов, общественных организаций, чиновников, граждан. 2. Соблюдение прав и свобод граждан. 3. Взаимная ответственность государства и граждан, соблюдение государством и гражданами своих обязанностей. 4. Равенство граждан перед законом. 5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 6. Независимое судопроизводство, признание презумпции независимости.
Конституция Российской Федерации провозглашает ее правовым государством, вменяет в обязанность государству защиту прав и свобод граждан.
Социальным называется такое государство, которое стремится обеспечить своим гражданам достойное существование, социальную защиту. Подобное представление о государстве сложилось в античную эпоху; в Древнем Риме существовало изречение: «Благо народа - высший ·закон». В научный оборот понятие «социальное государство» ввел в середине XIX в. немецкий юрист Л. фон Штейн. Цели социального государства таковы: помощь малообеспеченным и нуждающимся, содействие гражданам в поисках работы, финансирование про грамм развития науки, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. Решение этих задач требует высокого налогообложения состоятельных слоев населения. Тем самым приходит перераспределение национального дохода в пользу бедных. Такая политика повышает общественную стабильность. Платой за это становятся иждивенчество и падение стимулов к экономическому росту. Социальными государствами провозглашают себя многие демократические страны. Соответствующее положение имеется и в российской Конституции. В ней говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Российское государство берет на себя обязательство охранять труд и здоровье граждан, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку материнству, отцовству, выплачивает пенсии, стипендии, пособия, предоставляет возможность получить образование.
Светским называется такое государство, где существует свобода вероисповедания и религиозные объединения отделены от государства. В демократическом светском государстве запрещена дискриминация по религиозному признаку, равно как и деятельность, возбуждающая религиозную вражду. Гарантируется свобода совести. Граждане имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и пропагандировать свои религиозные или атеистические убеждения. Исключения касаются только так называемых тоталитарных сект, чья деятельность сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с посягательством на их права, с побуждением к отказу от исполнения ими законных обязанностей. Деятельность таких сект во многих странах, в том числе в России, запрещена законом. Конституция Российской Федерации провозглашает ее светским государством, заявляет, что никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Основными, как говорится в:законе, историческими, конфессиями в России являются православие, ислам, буддизм, иудаизм, а самой распространенной религией - православие.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО. Россия является федерацией, в устройстве которой сочетаются территориальное и национальное начала. В Российскую федерацию входит 85 субъектов. 57 из них имеет территориальную основу. Это 48 областей, 7 краев, и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. 28 субъектов образованы на национальной основе. Это 21 республика, 6 автономных округов и 1 автономная область. Конституция Российской Федерации определяет полномочия ее центральных органов власти и органов власти ее субъектов. В ведении Российской Федерации, ее центральных органов находится: 1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; 2. федеративное устройство и территориальная целостность Российской Федерации; 3. гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав и свобод национальных меньшинств; 4. установление, формирование, порядок деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти; 5. управление федеральной собственностью; 6. выработка и реализация федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; 7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; 8. формирование федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов; 9. федеральная энергетическая система, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация, связь, деятельность в космосе; 10. внешняя политика; 11. внешнеэкономические отношения; 12. оборона, защита государственной границы; 13. судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство, амнистия, помилование; 14. установление стандартов и эталонов, наименований географических объектов, государственных наград и т.п.
В совместном ведении российской Федерации и ее субъектов находится: обеспечение соответствия местных правовых актов Конституции России и ее законам; 1. защита прав и свобод человека и гражданина, прав и свобод 2. национальных меньшинств, обеспечение законности и право порядка; 3. владение и пользование природными ресурсами; 4. охрана памятников истории и культуры; 5. развитие науки, культуры, образования; 6. административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, принимают законы и иные правовые акты.
ПРЕЗИДЕНТ. Пост Президента Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом в марте 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые выборы Президента России. На этот пост был избран Б.Н Ельцин. Он же победил на президентских выборах 1996 г. 31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку. Его сменил В.В. Путин. Дважды выиграв президентские выборы, он поныне занимает этот пост. Согласно Конституции, Президент избирается на четыре года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Для победы нужно набрать более половины голосов участвующих в выборах избирателей. Если ни один кандидат не набирает этой величины, то проводится второй тур, куда выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре для победы нужно получить простое большинство. Президентом России может стать только ее гражданин, достигший 35-летнего возраста и не менее 10 лет постоянно проживающий на ее территории. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Полномочия Президента Российской Федерации определены ее Конституцией. Президент является главой государства, гарантом конституции страны, прав и свобод человека и гражданина. Он охраняет суверенитет, независимость и территориальную целостность России, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации: 1. издает указы и распоряжения; 2. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; 3. может отправить Правительство Российской Федерации в отставку; 4. по предложению Председателя Правительства назначает его заместителей и федеральных министров; непосредственно Президенту подчиняются министры иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, директор Федеральной службы безопасности, руководители других силовых федеральных ведомств; 5. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка и ставит перед ней вопрос об его смещении; 6. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру на должность Генерального прокурора и вносит в Совет Федерации предложение о смещении Генерального прокурора; 7. формирует и возглавляет Совет безопасности; 8. является Верховным Главнокомандующим, назначает и смещает высшее командование Вооруженных сил; 9. назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в предусмотренных законом случаях; 10. назначает референдумы; 11. вносит законопроекты в Государственную Думу; 12. подписывает и обнародует федеральные законы; 13. обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики; 14. В случае угрозы нападения или нападения на Российскую Федерацию вводит на всей ее территории или в отдельной местности военное положение и немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе; 15. при особых обстоятельствах вводит на всей территории Российской Федерации или в отдельной местности чрезвычайное положение и немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе; 16. обладает правом приема в Российское гражданство и предоставления политического убежища; 17. награждает государственными присваивает почетные звания, дипломатические ранги; 18. Осуществляет помилование.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. Парламентом Российской Федерации, ее высшим законодательным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума осуществляет общенациональное представительство. Она избирается на четыре года, состоит из 450 депутатов, выборы происходят по пропорциональной системе. Совет Федерации осуществляет представительство ее субъектов. В него входит по два представителя от каждого субъекта: по одному от законодательной и исполнительной власти. Депутатом Государственной Думы может быть любой гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации, равно как и депутатом любых иных представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме тех случаев, когда их задерживают на месте преступления. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации могут быть лишены неприкосновенности решением соответствующей палаты по представлению Генерального прокурора. Каждая палата избирает из своего состава председателя, его заместителей, образует комитеты, комиссии, принимает свой регламент. Для контроля за исполнением федерального бюджета Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату. К ведению Государственной Думы относится: 1. утверждение в должности Председателя Правительства Российской Федерации' (по представлению Президента); 2. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; 3. назначение и смещение председателя Центрального банка Российской Федерации (по представлению Президента); 4. назначение и смещение Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов; 5. назначение и смещение Уполномоченного по правам человека; 6. объявление амнистии. К ведению Совета Федерации относится: 1. утверждение изменения границ между субъектами федерации; 2. утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положений; 3. санкционирование использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами; 4. назначение выборов Президента России; 5. назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов Российской Федерации (по представлению Президента); 6. назначение и смещение Генерального прокурора Российской Федерации (по представлению Президента); 7. назначение и смещение заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов;
Важнейшим направлением деятельности. обеих палат Федерального Собрания является принятие законов. Федеральный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (кроме тех случаев, когда для этого, согласно Конституции, требуется квалифицированное большинство). Принятый Думой закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Закон считается принятым Советом Федерации, если за него проголосовало более половины членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был ею рассмотрен. (Обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, денежной эмиссии, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, утверждения и отмены международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. В течение 14 дней он должен либо подписать этот закон, либо его отклонить. В последнем случае палаты могут вновь рассмотреть данный закон. Если он будет одобрен большинством не менее чем в 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то Президент обязан его подписать в течение семи дней и обнародовать.
ПРАВИТЕЛЬСТВО. Правительство Российской Федерации формируется и работает под руководством Президента и является высшим коллегиальным органом исполнительной власти в стране. Правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Функции правительства таковы: 1. разработка федерального бюджета, внесение его на утверждение в Думу, обеспечение его исполнения; 2. про ведение единой по всей стране политики в области финансов, культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3. управление федеральной собственностью; 4. обеспечение обороны страны; 5. реализация внешней политики; 6. обеспечение законности, защита собственности, правопорядка, прав и свобод граждан.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА. Судебная власть в Российской Федерации представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти. Деятельность судебных органов в России соответствует нормам правового государства и основывается на следующих конституционных принципах. 1. Осуществление право судия только судом. Никакие другие государственные органы судебные функции исполнять не вправе. Создание чрезвычайных судов не допускается. 2. Независимость судей и подчинение их только Конституции России и федеральному закону. 3. Несменяемость судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, указанным в федеральном законе. 4. Неприкосновенность судей. Уголовное дело против судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором, причем с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. 5. Финансирование судов только из федерального бюджета. Это затрудняет влияние на них со стороны местной власти. 6. Открытость судебного разбирательства. Закрытые судебные заседания происходят лишь в предусмотренных федеральным законом случаях. 7. Состязательность и равноправие сторон - истца и ответчика, обвинителя и обвиняемого, прокурора и адвоката. 8. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. 9. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Отсюда, в частности, следует недопустимость применения пыток или угроз в отношении осужденного. 10. Право не свидетельствовать против себя, своего супруга (супруги) и близких родственников (родителей, детей, родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков). 11. Отсутствии обратной силы у закона, устанавливающего или увеличивающего ответственность. Если же ответственность за то или иное правонарушение отменяется или смягчается, то к лицам, его совершившим, применяется новый закон. (Обратная сила закона есть его распространение на правонарушения, имевшие место до его вступления в силу.)
Судебная система Российской Федерации состоит из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Конституционную юстицию представляет прежде всего Конституционный Суд Российской Федерации. В ее субъектах действуют также конституционные или уставные суды. Но они не составляют единой системы с Конституционным Судом страны. Главная функция Конституционного Суда Российской Федерации состоит в том, что он дает толкование российской Конституции и определяет, соответствуют ли ей законы и постановления, принятые органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. Законы, постановления, международные договоры, признанные Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими ее Конституции, не вступают в действие или утрачивают силу. В систему общей юрисдикции входят Верховный Суд Российской Федерации, судьи ее субъектов, городов, районов, военные, мировые суды. (Мировой суд рассматривает по упрощенной процедуре мелкие уголовные и гражданские дела.) Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд Российской Федерации, который: · осуществляет надзор за этими судами; · рассматривает протесты на вынесенные ими приговоры; · дает разъяснения по вопросам судебной практики; · может рассматривать дела особой сложности в качестве суда первой инстанции. Арбитражный суд разбирает экономические споры. Эту систему возглавляет Высший Арбитражный Суд, в нее входят арбитражные суды округов и субъектов федерации. (Россия разбита на десять арбитражных округов.)
ПРОКУРАТУРА. Прокуратура в России была создана в 1722 г. Петром 1. В эту службу входят Генеральная прокуратура, прокуратура субъектов федерации, городов и районов. Всю эту систему возглавляет Генеральный прокурор, который назначает нижестоящих прокуроров. Функции прокуратуры таковы: · надзор за исполнением законов; · уголовное преследование в суде; здесь прокурор выступает в качестве государственного обвинителя; · расследование преступлений.
Date: 2015-12-13; view: 415; Нарушение авторских прав |