Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИОЛОГИЯ. Каждую последующую дисциплину Конт считал наукой более сложной, включающей законы предыдущей





Каждую последующую дисциплину Конт считал наукой более сложной, включающей законы предыдущей.

Социологию он делил на социальную статику, изучающую устойчивые состояния общества, и социальную динамику, изучающую закономерности его развития. Задачу социологии он видел в том, чтобы выработать принципы рациональной организации общества, дать ему «позитивную мораль», превратиться в «религию человечества».

 

Г. Спенсер (1820 - 1903) - английский философ, представитель позитивизма, основоположник «органической школы» в социологии. Спенсер полагал, что человеческое общество функционирует подобно живому организму. В социальном организме он вычленял три системы: производственную, распределительную, регулятивную. Спенсер утверждал, что в обществе, как и в любой другой биологической популяции, действует дарвиновский принцип естественного отбора, что социальное развитие подчинено закону выживания самих приспособленных обществ и индивидуумов. Противник социализма с его равенством, Спенсер считал, что эволюция общества заключается в росте его дифференциации (расслоении). Он выделял два типа общества: военное, где сотрудничество людей носит принудительный характер, и промышленное, где оно является добровольным. Кроме того, он верил, что в будущем возникнет третий тип, когда служение обществу станет вызываться личными потребностями.

Ф. Ницше (1844 - 1890) - немецкий философ, представитель «философии жизни» направления, призывающего рассматривать саму жизнь в качестве первичной реальности. Ницше осуждал христианство за его проповедь смирения, проповедовал культ «белокурой бестии», сверхчеловека, жизненным стимулом которого является воля к власти, который не связан нормами морали и находится «по ту сторону добра и зла». Придерживаясь в своих исследованиях методологии «иррационализма», Ницше не доказывал, а провозглашал свои убеждения. Основные произведения: «Воля к власти», «По ту сторону добра и зла». Ницше - один из духовных предшественников нацизма.

 

Г. Риккерт (1863 - 1936) и В. Виндельбанд (1848 - 1915) - немецкие философы, представители неокантианства, авторы учения о ценностях. Полагали, что высшие из них - благо, истина, красота, святость - носят надысторический характер. Противопоставляли науки о природе наукам о культуре. Виндельбанд определял первые как науки о законах, вторые - как науки о событиях. Первый тип мышления он называл «номотетическим» (законополагающим), второй - «идиографическим» (описывающим единичное, частное). Риккерт противопоставлял «генерализующий» (обобщающий) метод наук о природе «индивидуализирующему» методу наук о культуре.

З. Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог и психиатр, основоположник психоанализа. Психоанализ исследует бессознательные, n.е. вытесненные из сознания процессы и мотивации, и именно бессознательному отводит решающее место в анализе личности. Фрейд видел в нем источник и созидательной, и разрушительной деятельности. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений, главным образом сексуальных, он считал основным источником неврозов и иных патологических явлений. Фрейдовский психоанализ констатирует следующую структуру личности: бессознательное Оно - область влечений; сознательное Я, сдерживающее те импульсы, которые направляет Оно; Сверх-Я - область социальных норм.

 

Ж. П. Сартр (1905 - 1980) - французский философ и писатель, виднейший представитель экзистенциализма - «философии существования» (к этому направлению принадлежали также Хайдеггер, Ясперс, Камю, Бердяев). Философия экзистенциалистов пессимистична и иррациональна, существующий мир они считают «абсурдным». Они полагают, что, по выражению Сартра, «человек свободен в своем внутреннем существовании», но свободу понимают как «бремя», которое он должен нести.

 

Теория индустриального общества - выдвинута в середине ХХ в. (Р. Арон, У. Ростоу). Согласно этой теории, социальный прогресс заключается в переходе от «традиционного», т.е. отсталого, аграрного общества, основанного на натуральном хозяйстве и сословной иерархии, к обществу «индустриальному», т.е. передовому, промышленно развитому, основанному на массовом рыночном производстве и демократическом строе. Такой переход именуется «модернизацией». Движущей силой этого перехода служит технический прогресс, сочетающийся с побудительными психологическими мотивами национализмом, личной инициативой, конкуренцией, протестантской этикой и т.п. Главным критерием прогрессивности общественного строя, согласно этой теории, является уровень промышленного производства, точнее, уровень производства товаров массового потребления длительного пользования - автомобилей, телевизоров, холодильников и т.д.


Ростоу выделял пять стадий экономического роста:

традиционное, аграрное общество;

· переходное общество, когда появляется предпринимательство;

· «сдвиг» («взлет»), когда совершаются промышленная и политические революции;

· зрелость, когда происходит научно-техническая революция и быстро растет городское население;

· эра высокого уровня массового потребления, когда сфера услуг и производство потребительских товаров становятся основными секторами экономики.

 

Теория постиндустриального общества - выдвинута во второй половине ХХ в. (Д. Белл, А.

Тоффлер, З. Бжезинский, А. Турен). Согласно данной концепции общество в своем развитии проходит три стадии:

· доиндустриальное, традиционное общество;

· индустриальное общество (капитализм и социализм);

· сверхиндустриальное (электронное, технологическое, информационное) общество.

В основу общественного развития в данной теории кладется технический прогресс. (Такой подход называется технологическим детерминизмом.) Предполагается, что на первой стадии ведущей сферой человеческой деятельности является сельское хозяйство, на второй - промышленность, на третьей - сфера услуг, а главным образом, наука и образование.

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ. Социалисты-­утописты призывали к мирному переустройству общества на коллективистских началах. Нередко они обращались к государственным, общественным деятелям, к крупным предпринимателям с просьбами пожертвовать средства на реализацию подобных преобразований. Они были противниками революций и источником общественного прогресса считали не классовую борьбу, не пролетариат, как марксисты, а нравственные и религиозные идеи.

 

Т. Мор (1478 -1535) - политический мыслитель и государственный деятель, канцлер Англии в 1529 -1532 гг. Убежденный католик; отказался признать короля главой английской церкви, за что был казнен. Автор книги «О новом острове Утопии», где изобразил идеальное коммунистическое общество. (Слово «утопия» изобретено самим Мором. В переводе с греческого оно означает «место, которого нет», «Нигдения»). Утопийцы не знают частной собственности, имеют общее имущество, заняты исключительно коллективным (1478 -1535) трудом и потому совершенно счастливы. В то же время у них есть рабы. Это военнопленные и отбывающие наказание преступники. Но рабство не является пожизненным и наследственным. Трактат Мора положил начало целому направлению общественной мысли - утопическому социализму.

 

К. Сен-Симон (1760 - 1825) - французский мыслитель. Пытался выявить закономерности общественного развития, свою концепцию именовал «социальной физиологией» и видел в ней орудие переделки мира. Сен-Симон выделял следующие ступени общественного развития: первобытное идолопоклонство, рабство, феодализм. С возникновением же научного мировоззрения, распространением позитивного мышления на смену феодализму приходит рациональное общество - «промышленная система». Общество при этом превращается, согласно Сен-Симону, во «всеобщую ассоциацию», труд становится обязательным, осуществляется государственное планирование производства, устанавливается всеобщий мир, уничтожаются национальные границы. Капиталисты сохраняют предприятия в своей собственности, но действуют во всеобщих интересах; буржуазию и пролетариат Сен-Симон считал единым классом «индустриалов». Все это ведет к гигантскому росту производства. Гармонию интересов различных социальных групп в схеме Сен-Симона обеспечивает новая религия, «новое христианство», с его лозунгом «Все люди - братья».


 

Т. Кампанелла (1568 - 1639) - итальянский философ, доминиканский монах, борец против испанского владычества, 27 лет провел в тюрьмах. В книге «Город Солнца» нарисовал идеальное коммунистическое государство. В этом обществе господствует коллективный труд, семья и частная собственность упразднены, труд является обязательным, но рабочий день длится всего четыре часа, развиваются наука и образование. Управляет городом каста ученых­-жрецов.

 

Р. Оуэн (1771 - 1858) - английский предприниматель. Призывал к созданию коллективных предприятий, которые, на его взгляд, одолеют частные в конкурентной борьбе. Во исполнение этой идеи Оуэн основал коммунистические колонии в Англии и США. Все его эксперименты, однако, завершились крахом.

 

Ф. Фурье (1772 - 1837) - французский мыслитель. Пытался создать «социальную науку», определяющую законы общественного развития. Фурье полагал, что любое общество проходит стадии первобытного «эдемизма» (Эдем, по Библии, - рай), дикости, варварства, цивилизации. На смену последней, согласно Фурье, неизбежно придет строй ассоциации, гармонии. Частная собственность при этом сохраняется, но господствующее положение занимает коллективное хозяйство. Общество делится на «фаланги», каждая фаланга живет в отдельном дворце «фаланстере», занимаясь и промышленным, и сельским трудом. Тем самым промышленность соединяется с сельским хозяйством, стирается грань между городом и деревней.

 







Date: 2015-12-13; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию