Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия





СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ

Античная философия (VI в. до н.э. - V в. н.э.). 2

Философия средневековья (V - XIV вв.). 5

Философия эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.). 6

Западноевропейская философия XVII - XVIII вв. 6

Философия эпохи Просвещения (XVII - нач. XIX в.). 9

Немецкая классическая философия. 10

Западная философия XIX - ХХ вв. 11

Социалистическая философия:

Утопический социализм. 13

Марксизм. 13

Марксисты. 14

Ревизионизм. 15

Русская философия. 15

Теории исторического процесса. Формации и цивилизации. 17

Словарь 19

Тесты 25

ФИЛОСОФИЯ

Философия в переводе с греческого - это любовь к мудрости.

В современном понимании термин «философия» имеет двояко значение. Во-первых, это наука о самых общих законах функционирования и развития природы, общества и мышления. Во-вторых, это мировоззрение человека, т.е. система его взглядов на устройство природы и общества.

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI в. до н.э. - V в. н.э.)

Античная, прежде всего греческая, философия представлена множеством течений. Но им присущи общие черты. Это стремление к рациональному объяснению мира и постижению смысла человеческой жизни. Устройство Космоса (Вселенной) грекам казалось совершенным; многие из них пытались понять, возможно ли построение совершенного общества.

 

Фалес (VII - VI в. до н.э.) - основоположник европейской науки и философии. Фалес был первым, кто высказал мысль о том, что в основе всего существующего лежит некая субстанция, некая первосущность. Таковой он считал воду, веря при этом, что жизнь данной субстанции придает божество.

 

 

Пифагор (VI в. до н.э.) - математик и философ, автор учения о бессмертии души и переселении душ. Пифагор и его последователи - пифагорейцы - утверждали, что основу гармонии космоса составляют определенные числовые пропорции.

 

Гераклит (530 - 470 до н.э.) - утверждал, что все находится в состоянии потока, движения. Ему принадлежат афоризмы: «Все течет», «В одну реку нельзя войти дважды». Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей. Образом движения для него был огонь. По мнению Гераклита, мир никем не создан, ни богами, ни людьми, и представляет собой «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий».

 

Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (V - IV в. до н.э.) основоположники атомизма. Утверждали, что все состоит из неделимых и неразрушимых атомов, что число атомов и их разновидностей бесконечно, что они отличаются друг от друга только формами и размерами и находится в постоянном движении.

 

Софисты - мыслители, доказывавшие относительность (релятивизм) знаний, ценностей, невозможность абсолютной истины. Софисты были преподавателями красноречия и иных общественных наук. Спрос на их искусство чрезвычайно возрос в V в. до н.э., когда во многих городах Греции установился демократический строй, возникли такие публичные учреждения, как народные собрания и суды, и от граждан потребовал ось умение владеть словом. Софисты утверждали, что в зависимости от ситуации могут доказать правильность или ошибочность любой точки зрения. Позднее подобный тип рассуждений стал называться софистикой. Софисты явились первой философской школой, поставившей в центр своего внимания проблемы человека, а не природы. Общественные отношения они оценивали в зависимости от того, как живется при них человеку. Идеология софистов получила классическое воплощение в афоризме самого знаменитого из них, Протагора (V в. до н.э.): «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Иными словами, что хорошо одному, то плохо другому; нет ничего абсолютно хорошего или абсолютно плохого.

Сократ (469 - 399 до н.э.) - афинский мыслитель, скорей мудрец, чем ученый. Сократ верил в объективность истины и в то же время сомневался в возможности познания мира. Эти сомнения он выразил словами: «Я знаю, что ничего не знаю». Сократ полагал, что, прежде чем познавать мир, человек должен разобраться в себе самом. Такой подход соответствовал известному греческому девизу: «Познай самого себя!» Время Сократ проводил в беседах и спорах, видя свою миссию в том, чтобы пробудить в людях стремление к истине. Абсолютными, главными для людей истинами он считал добро, справедливость, знание.

Сократ был противником афинской демократии. Он полагал, что власть в стране должна принадлежать «лучшим», т.е. честным, справедливым, обладающим опытом государственного управления гражданам. Правители Афин привлекли Сократа к суду за «введение новых божеств и развращение молодежи»; в действительности в основе обвинения лежали политические мотивы. Народное собрание приговорило Сократа к смерти. Друзья предложили ему бежать. Сократ от этой возможности отказался и погиб, выпив яд. (Таков был принятый в Греции способ казни.)

Платон (427 - 347 до н.э.) __ о ученик Сократа, основоположник идеализма, точнее, идеализма объективного. Платон утверждал, что вне мира чувственных предметов и явлений существует невидимый, но вполне реальный мир идей (эйдосов), т.е. универсальных и совершенных понятий. Идеи Платон считал источниками существования земных вещей. Он полагал, что земной мир создал Демиург (творец) по подобию занебесного мира идей. Платон верил в богов, в бессмертие человеческой души и полагал, что в телесную оболочку она переселяется из царства идей.

В диалоге «Государство» Платон сформулировал свой политический идеал. В сущности, это было первое в мире изложение коммунистической доктрины. Платон писал, что в душе человека есть три начала, и, значит, в идеальном государстве должны быть три сословия. Вожделеющему началу соответствуют купцы, земледельцы, ремесленники, яростному - воины-стражи, разумному - правители-философы. Деятельность правителей и стражей, согласно Платону, должна быть посвящена исключительно благу страны. Поэтому для них устанавливается самый настоящий коммунизм. Они не имеют собственности, денег, семьи, живут как в лагере, питаются в общей столовой, женщины и дети у них общие. После рождения дети отбираются у родителей, так что родители не знают, кто их дети, а дети - кто их родители. Детей правители и стражи воспитывают сообща.

Платон выделял семь типов государственного устройства. Первый, идеальный тип общежития, по его убеждению, стоит выше государства и законов и в них не нуждается. Реально существующими Платон считал шесть типов. Два из них он полагал правильными, основанными на законе. Это монархия и аристократия. Остальные он называл искаженными, Это тимократия (правление честолюбцев), олигархия (правление немногих), демократия (правление большинства), тирания (правление деспота).

Аристотель (384 - 322 до н.э.) - ученик Платона, автор трактатов по самым разным научным и практическим вопросам («Метафизика», «Риторика», «Поэтика» и т.д.). Государство, семью, собственность Аристотель рассматривал как явления естественные, существующие от природы. Высшим социальным институтом он считал государство. Вслед за Платоном интересы государства он ставил выше интересов человека. В то же время цель государства Аристотель видел в том, чтобы доставить, гражданам «счастливую и прекрасную жизнь». Человека он

определял как «политическое животное» (в точном переводе «общественное животное»). При этом варвары и рабы, по убеждению Аристотеля, гражданами быть не могут, ибо вследствие умственной неразвитости способны только к физическому труду. (Так же думал и Платон.)

Аристотель вычленял шесть типов государственного устройства. Три он считал правильными: монархию, аристократию и политию. Полития для Аристотеля - некий идеал. Это государство, где сочетаются элементы аристократии и демократии, где правит средний класс. Другие три формы Аристотель считал искаженными. Так, отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии - олигархию, от политии - демократию.

Эпикур (341 - 270 до н.э.) - считал наслаждение благом и в получении наслаждений видел цель жизни человека. Но наслаждение для него - это безмятежность, отсутствие страстей, это постоянное, ровное блаженство, это беседы с друзьями и поиски истины.

Эпикур полагал справедливыми только законы, которые приносят пользу людям. По его мнению, не человек существует для государства, а государство - для человека. Государство, на его взгляд, возникло благодаря потребности людей и основано на некоем заключенном между ними договоре.

Диоген (IV в. до н.э.) - представитель школы киников (циников). «Киник» в переводе на русский означает «собачий». Диоген отвергал все блага и законы цивилизации и считал, что добродетель и свобода заключаются в отказе от желаний. Себя он называл гражданином мира. По преданию, Диоген жил в бочке (или в погребальном сосуде) и кормился подаянием.

 

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XIV вв.)

Средневековье - время господства в Европе христианской теологии, христианской церкви. Философская

мысль в эту эпоху приобретает религиозную окраску. Главными принципами средневековой философии становятся: теоцентризм - представление о Боге как центре мироздания; креационизм - представление о сотворении мира Богом из ничего; провиденциализм - понимание истории как осуществления воли Бога, как реализации его замысла спасения человека.

 

Августин Аврелий (Блаженный) (354 - 430) ­выдающийся христианский мыслитель. В своем главном сочинении - «О граде божием» - он попытался найти закономерности всемирно-исторического процесса. Историю Августин рассматривает как сферу действия божественного Провидения. Началом ее он считает сотворение человека Богом, концом - Страшный суд. Исторический процесс, по его мнению, есть возвращение человека к Богу. Путь человека лежит через бедствия, поскольку он вынужден расплачиваться за грехи Адама. Августин приходит к выводу, что в своем развитии человечество образует две общности - «град земной» и «град божий». «Град земной» это светское государство, которое основано на «любви к себе, доведенной до забвения Бога». «Град божий» - это духовная общность, которая основана на «любви к Богу, доведенной до забвения себя». В настоящем, по мнению Августина, они перемешаны, но когда грянет Страшный суд, предопределенные и отверженные, т.е. праведники и грешники будут разделены. Первые соединятся с Богом и обретут вечное блаженство, вторые отправятся в ад.

В возможность же осуществления идеала на Земле Августин не верил. Так, он полагал, что насилие есть результат греховной испорченности человека и потому неискоренимо; столь же неизбежным он считал социальное неравенство.

Фома Аквинский (1225 - 1274) - выдающийся христианский мыслитель, систематизатор средневековой католической теологии. Фома рассматривал Бога как воплощение абсолютного блага, а человеческого индивида - как единение души и тела. В то же время, вслед за Аристотелем, человека он считал существом общественным. Фома полагал, что социальные институты сотворены Богом, что государственная власть должна следовать божьим установлениям. Церковную власть он ставил выше власти светской. Аналогичным образом Фома строил свою этику. На его взгляд, Бог вложил в сердца людей «естественный закон», суть которого состоит в том, чтобы делать добро и избегать зла. В гармонии с этим законом и над ним находится «божественный закон».

Целью государства Фома считал достижение «общего блага». Фома был сторонником монархии и противником тирании; он утверждал, что народ вправе свергнуть правителя, ставшего тираном.

Философия Фомы Аквинского - томизм - стала официальной доктриной католической церкви. Главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV - XVI вв.)

Возрождение (Ренессанс) возникло в Италии в конце XIII в. и распространилось на всю Западную Европу. Характерные черты Возрождения - обращение к наследию античности (отсюда происходит и название данной эпохи) и распространение гуманистического мировоззрения, со свойственными ему верой в безграничные творческие возможности человека, полученные им от Бога, признанием права человека на свободное развитие, стремлением избавить его от корпоративных и религиозных пут. Эта эпоха ознаменовалась необычайным расцветом искусств, великими географическими открытиями и одновременно - упадком морали и деятельностью инквизиции.

Н. Макиавелли (1469 - 1527) - политический мыслитель и государственный деятель Флоренции. Был сторонником республиканского правления, идеализировал Римскую республику. Полагал, однако, что свобода может существовать лишь в том обществе, где развита гражданская ответственность. Упадок Италии объяснял влиянием католической церкви, ослабившей, по его убеждению, светскую государственность.

В трактате «Государь» Макиавелли утверждал, что поступки правителей следует оценивать не с точки зрения морали, а с точки зрения достигнутых ими результатов, с точки зрения блага государства. Государь, по его мнению, должно сочетать «качества льва и лисицы». Термином «макиавеллизм» обозначается, возможно, незаслуженно, интриганство, неразборчивость в средствах, избранных для достижения цели.

 

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский писатель, богослов, критик католической церкви, предшественник Реформации, которую, однако, не принял. Представитель «христианского гуманизма», Эразм пытался соединить культурные традиции античности и раннего христианства. Самое известное произведение - «Похвала глупости».

 

Ш. Монтень (1533 - 1592) - французский философ, скептик. В сочинении «Опыты» Монтень доказывал ограниченность человеческого познания. Он верил в Бога, но отрицал бессмертие души. Монтень не был поклонником цивилизации и полагал, что люди были счастливы только в «естественном состоянии», когда жили в гармонии с природой и когда отсутствовало сословное и имущественное неравенство. Суровому средневековому христианству он пытался придать гуманистические черты. Христа он описывал не как жестокого судью, а как любящего людей Спасителя.

 

Дж. Бруно (1548 -1600) итальянский философ. Защищал гелиоцентрическую теорию Коперника, выдвинул идею бесконечности Вселенной.

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII - XVIII вв.

XVII - XVIII столетия - период свержения феодализма и станов­ления капитализма, эпоха научной и промышленной революций. Эти перемены нашли отражение и в философии Нового времени.

Ф. Бэкон (1561 - 1626) - английский философ, основоположник современной научной методологии. Бэкон высказал мнение, что источником знания является опыт. В исследованиях он рекомендовал применять индуктивный метод, Т.е. делать общие выводы на основе анализа частных фактов. Цель науки Бэкон видел в том, чтобы дать человечеству возможность овладеть силами природы. Такая постановка вопроса была совершенно новаторской; ранее о покорении природы никто и не думал. Бэкон - автор знаменитого афоризма «знание ­сила».

 

Г. Гроций (1583 - 1645) - голландский юрист государственный деятель, один из основоположников теории общественного договора и учения о естественном праве, т.е. праве, присущему человеку в силу его рождения.

Т. Гоббс (1588 - 1679) - английский философ, один из авторов учения об общественном договоре. Гоббс отверг античные представления о том, что государство существовало всегда, пока существовало человечество. На его взгляд, государство было создано человеком, а не установлено Богом. Гоббс полагал, что первоначально человечество находилось на естественной, догосударственной стадии, когда люди, существа по своей природе эгоистичные, жили в состоянии «войны всех против всех». Войну Гоббс считал обычным состоянием человеческого рода, будучи убежденным, что «человек человеку – волк». В то же время он был уверен, что в человеке есть силы, действующие в противоположном направлении. В их основе лежит «естественный закон», заставляющий человека заботиться о самосохранении и удовлетворении своих потребностей. Под влиянием этих сил заключается неформальный общественный договор. Суть его такова: люди в целях обеспечения своей безопасности и благосостояния образуют государство и отдают ему все свои права. Гоббс был сторонником абсолютной власти суверена (государя). Могущество государства он уподоблял мощи библейского чудовища - Левиафана. (Одно из главных произведений Гоббса называется «Левиафан».) Однако он полагал, что государство должно функционировать в рамках «естественного права», порожденного общественным договором и стремиться к обеспечению мира и благоденствия.

 

Р. Декарт (1598 - 1650) - французский философ, основоположник дуализма. Декарт выделял мыслящую субстанцию (дух) и протяженную субстанцию (материю) и полагал, что в человеке они существуют независимо друг от друга. В теории познания Декарт придерживался концепции рационализма, признающей разум источником познания, и верил в наличие врожденных идей. Декарт полагал, что основой философской системы должно быть очевидное и достоверное утверждение. Абсолютно несомненным он считал существование мыслящего субъекта. «Я мыслю, - писал Декарт, - следовательно, существую».

 

Б. Паскаль (1623 - 1662) - французский физик, математик, философ. Паскаль не верил в гармонию мира. Его ужасало «вечное молчание безграничных пространств» космоса. Паскаль писал о трагичности и хрупкости человеческого существования. По его выражению, человек - это «мыслящий тростник».

 

Б. Спиноза (1632 - 1677) - голландский философ, сторонник жесткого детерминизма. Спиноза утверждал, что в мире нет случайностей, что, допустим, состояние А полностью предопределено предшествующим ему состоянием Б. Спиноза был последовательным приверженцем пантеизма - учения, отождествляющего Бога и природу. Пантеизм очень близок к атеизму. Из-за своего вольнодумства Спиноза был отлучен от иудейской общины Амстердама.

 

Дж. Локк (1632 - 1704), английский философ, автор эмпирической теории познания, приверженец теории и практики либерализма. В противоположность Декарту, Локк не верил в существование врожденных идей и доказывал, что источником любого знания служит опыт внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия). Такой подход в теории познания называется сенсуализмом; его, со значительными, впрочем, различиями, придерживались также Беркли и Юм.

Локк развил теорию общественного договора. В отличие от Гоббса, он полагал, что люди передают государству только часть своих прав (право судия, обороны, внешних сношений) и делают это ради защиты остальных (свободы слова, совести, неприкосновенности личности и собственности). Локк защищал преимущества конституционной монархии, выдвинул идею разделения властей, призывал правительство подчиняться закону. Локк разделял концепции естественных прав и естественного закона. Этот закон он формулировал следующим образом: «Поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободы или собственности другого». Безусловным сувереном Локк считал народ и полагал, что он имеет право не только не поддерживать, но и даже свергнуть нарушающее естественные права, нс соблюдающее общественный договор правительство. Взгляды Локка стали идеологическим обоснованием того государственного строя, который установился в Англии после «славной революции» 1688 - 1689 гг.

 

Дж. Беркли (1685 - 1753) - английский философ, основоположник субъективного идеализма. Беркли утверждал, что достоверны только ощущения, поэтому материя существует не сама по себе, а только в наших ощущениях, и вещи являются не чем иным, как комбинацией чувственных качеств. По мнению Беркли, вещи присутствуют в реальности только благодаря Богу, вызывающего в человеке идеи материальных предметов.

Д. Юм (1711 - 1776) - английский философ, сторонник крайнего скептицизма. Утверждал, что человек не может познать причинную связь явлений, а опыт не может дать достоверного знания. По мнению Юма, когда мы говорим, что «А является причиной Б», мы имеем в виду только то, что эти предметы постоянно соединены, и не можем знать, существует ли между ними связь в действительности.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII - нач. XIX в.)

Просвещение - идейно-политическое течение эпохи крушения феодализма и становления капитализма. Просветители были убеждены в решающей роли разума, науки в прогрессе общества. Источник всех несчастий человечества они видели в невежестве и религиозном фанатизме. Противники церкви, абсолютизма, общественным идеалом они считали свободу и равенство. Но просветители не были революционерами. Они призывали правителей просвещать народ, чтобы подготовить его к свободе.

К этому направлению относятся Локк, Вольтер, Монтескьё, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Д'Аламбер, Лессинг, Гете, Гердер, Джефферсон, Радищев.

 

М. Вольтер (1694 - 1778) - французский философ, писатель, драматург, «Властитель дум» европейского общества, Вольтер сыграл немалую роль в идейной подготовке Великой французской революции. В своих произведениях он утверждал, что на смену деспотизму придет царство разума, свободы и закона, где человек будет в полной мере иметь свои «естественные права» ­неприкосновенность личности и собственности, свободы слова, печати, совести. Резко критикуя клерикализм и католическую церковь, Вольтер, однако, полагал, что без веры в Бога общество существовать не может. В религиозных вопросах Вольтер придерживался популярной в среде просветителей и их приверженцев концепции деизма. Согласно этой теории, Бог создал мир, привел его в движение, а затем предоставил ему развиваться по его собственным законам.

 

Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778) - французский философ, представитель радикального крыла Просвещения. Руссо полагал, что сначала люди жили как звери. Однако по мере развития человечества возникают и общественные институты, такие как семья и народность. Человек, по мнению Руссо, был свободен только в переходном периоде между дикостью и цивилизацией. Это время он называл «самой счастливой эпохой». Цивилизация же, на его взгляд, порождает имущественное и политическое неравенство и уничтожает свободу. Неравенство, согласно Руссо, есть следствие установления частной собственности на землю. С этого момента на смену естественному равенству приходит гражданское общество. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «это мое» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, и был подлинным основателем гражданского общества», ­писал Руссо. Но к уничтожению частной собственности он не призывал. В ней он видел экономическую основу правового государства.

Свое главное сочинение - «Об общественном договоре» - Руссо начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах». Разделяя теорию общественного договора, он считал его уловкой богатых для закабаления бедных. Руссо призывал свергнуть тиранов и заключить новый общественный договор, основанный на суверенитете народа. Суверенитет народа он понимал как осуществление им всей полноты законодательной власти.

Идеи Руссо во многом подготовили Великую французскую революцию.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

И. Кант (1724 - 1804) - последовательный скептик. В своей основной работе - «Критике чистого разума» - Кант провел различие между вещью как явлением и ею же как «вещью в себе». Кант утверждал, что человек способен познать вещь как явление, Т.е. так, как она воспринимается органами чувств. Но это не дает никаких достоверных знаний относительно ее действительного устройства, т.е. ее устройства как «вещи в себе». Кант доказывал, что не все человеческое знание является эмпирическим, т.е. следующим из опыта. Он считал, что имеются и априорные суждения, присутствующие в человеческом сознании до всякого опыта. Таковы, например, закон причинности, математические суждения.

В работе «Критика практического разума» Кант сформулировал категорический императив, служащий основным законом его этики. Этот императив требует, чтобы каждый человек относился и к себе самому, и к каждому другому человеку, и ко всему человечеству только как к цели и никогда - как к средству.

 

И. Фихте (1762 - 1814) - приверженец идеализма. Основой реальности Фихте считал человеческое «Я». Философию Фихте рассматривал как основу всех наук, как «учение о науке». (Его главное сочинение называется «Наукоучение»). Фихте доказывал противоречивость учения Канта: с одной стороны, «вещь в себе» не имеет ничего общего с областью явлений, с другой ­определяет их причину.

Ф. Шеллинг (1775 - 1854) - приверженец классического немецкого идеализма. Шеллинг пытался обобщить достижения естествознания, установить общие, пронизывающие всю природу закономерности. Такой подход был назван «натурфилософией». Шеллинг рассматривал природу как космический организм, обладающий мировой душой, утверждал «тождество» духа и материи («философия тождества»). Критерием общественного прогресса он считал степень утверждения правопорядка.

 

Г. Гегель (1770 - 1831) приверженец объективного идеализма и диалектического подхода. Гегель полагал, что мир находится в постоянном развитии, каковое он понимал как развитие «мирового, абсолютного духа». Историю Гегель воспринимал как «прогресс духа в сознании свободы», как прогресс в достижении и осознании индивидами все большей свободы, но свободу - лишь как «осознанную необходимость».

Руководствуясь критерием расширения свободы, Гегель выделял четыре этапа мировой истории: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. Немецкий народ он считал носителем мирового прогресса. Гегель рассматривал государство как божественную идею в земной оболочке и полагал, что история находит свое идеальное завершение в прусской монархии, а религия - в протестантизме.

Гегель сформулировал три закона диалектики:

· единства и борьбы противоположностей указывающим, что источником развития служит противоречие;

· перехода количественных измерений в качественные, указывающим как происходит развитие;

· отрицания отрицания, указывающим направление развития и предполагающим, что последующая стадия не только отрицает предыдущую, но и вбирает некоторые ее черты.

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX -XX вв.

О. Конт (1798 - 1857) - французский философ, основоположник позитивизма. Утверждал, что наука не нуждается в стоящей над ней философии и что «позитивное» (положительное) знание о природе и обществе могут дать только конкретные (эмпирические) науки. Конт полагал, что открыл основной закон духовного развития как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности. Согласно данному закону, в этом развитии выделяются три стадии. Первая стадия - теологическая. Все явления здесь получают религиозное объяснение. Вторая стадия - метафизическая. Сверхъестественные факторы в объяснении явлений здесь уступают место естественным. Этот этап Конт рассматривал как подготовительный к третьей, завершающей, позитивной (научной) стадии, когда возникает наука об обществе - социология. (Именно Конт изобрел этот термин.)

Социология заняла высшее место в созданной им иерархии наук. Это иерархия такова:

Date: 2015-12-13; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию