Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российское общество сегодня: социальный срез





Обратимся к результатам крупных социологических ис­следований, целью которых было изучение стратификации российского общества, т. е. выявление основных групп на­селения, их численного соотношения, места в социальной иерархии, отношения к преобразованиям последних лет.

Одно из них проводилось во второй половине 90-х гг. По его результатам социальная структура нашего общества вы­глядит следующим образом. На вершине социальной лест­ницы располагается элита общества, включающая высших политиков, верхнее звено чиновничества, собственников крупнейших капиталов (бизнес-элита). Численность этого слоя крайне мала (менее 1%), но его влияние на ход разви­тия общества очень велико: именно люди, входящие в эту группу, принимают стратегические решения по основным проблемам развития нашей страны.

Следом за элитой располагается верхний класс (5—7% населения страны), охватывающий собственников и управ­ляющих крупных предприятий, банков. По качеству жизни,


стандартам потребления этот слой близок к среднему клас­су стран Запада. Эти люди положительно оценивают прово­димые реформы, активны, умеют добиваться успеха.

Далее следует средний слой, к которому в нашем обще­стве относятся мелкие и средние предприниматели, высоко­квалифицированные специалисты, среднее звено бюрокра­тии, высшее и среднее офицерство. По оценкам некоторых социологов, доля этого слоя около 15%. Почти половину (две трети работающих) исследователи отнесли к так назы­ваемому базовому слою. Это большая часть интеллигенции, технический персонал, рабочие, крестьяне, рядовые работ­ники сферы обслуживания. Здесь преобладают женщины, люди среднего и старшего возраста со средним образовани­ем, жители малых городов или сел. Средняя зарплата этих людей вдвое ниже, чем у представителей среднего слоя.

К нижнему слою общества (около 10%) отнесены неква­лифицированные рабочие, хронически безработные, боль­шинство пенсионеров и инвалидов. Их средства к жизни ми­нимальны.

Уже собственно за пределами социальной структуры на­ходится слой общества, названный социологами социальным дном, — бродяги, бомжи, алкоголики и наркоманы, беспри­зорные дети и подростки. Эти люди живут по собственным правилам, часто находящимся в полном противоречии с об­щественными нормами.

Несколько иной выглядит социальная картина нашего общества по данным исследования, проведенного в 2004 г.

После очень узкого слоя элиты общества первую позицию занимают «белые воротнички-1» —высшие руководители, высокие специалисты и интеллектуалы, крупные предпри­ниматели. Эта небольшая группа образует слой верхнего среднего класса России. У этой группы самый высокий до­ход и самое лучшее образование.

Далее идут «синие воротнички-1» —высококвалифициро­ванные рабочие. Исследователи обратили внимание, что эта группа по своим статусным позициям обогнала такие груп­пы, как «белые воротнички-2» (менеджеры среднего звена) и «голубые воротнички» (интеллигенция). Причины этой «социальной аномалии» выдвигаются различные: возврат к более примитивной экономике с небольшой научно-техниче­ской составляющей, перепроизводство образованных людей.

У высококвалифицированных рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке тру­да, чем у менеджеров среднего звена, но по количеству зна­ковых предметов (ими в исследовании были выбраны авто­мобили и стиральные машины) они практически равны. Эти две группы исследователи объединили в средний средний класс страны.


«Синие воротнички-2» (рабочие) и «голубые воротнички-1» (наиболее обеспеченные квалифицированные работники ум­ственного труда) составили нижний средний класс. Все эти пять групп вместе образуют средний класс России, состав­ляющий примерно четверть населения страны. Эта часть об­щества адаптировалась к рыночным условиям жизни. При этом не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Многие из тех, кого можно от­нести к среднему классу, работают в строительстве, на транспорте, в торговле.

Низший класс образуют «серые воротнички-3» — рабочие низкой квалификации — и «голубые воротнички-2» — работ­ники умственного труда со средним образованием. Их эко­номическое положение нестабильно, часть людей из этих групп в ходе опросов заявляли, что им не хватает на еду. За этими группами следуют самые бедные рабочие и безра­ботные. Это низший низший класс. Всего в «зону бедности» попадает почти 60% всего взрослого населения (40% соци­альной активной части общества). Большая часть людей, от­носящихся к низшим классам, — это жители сел и небо л ь-ших городов. Здесь довольно много женщин со средним или средним специальным образованием; семьи, как правило, имеют одного работающего. В отличие от среднего класса, большинство представителей низших слоев общества трудят­ся в государственном секторе. В эту же «зону бедности» приходится отнести и значительную часть пенсионеров.

Сопоставление результатов исследований позволяет вы­явить как относительно устойчивые характеристики соци­альной структуры нашего общества, так и отдельные на­правления ее изменений.

Date: 2015-12-13; view: 565; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию