Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российское общество сегодня: социальный срез
Обратимся к результатам крупных социологических исследований, целью которых было изучение стратификации российского общества, т. е. выявление основных групп населения, их численного соотношения, места в социальной иерархии, отношения к преобразованиям последних лет. Одно из них проводилось во второй половине 90-х гг. По его результатам социальная структура нашего общества выглядит следующим образом. На вершине социальной лестницы располагается элита общества, включающая высших политиков, верхнее звено чиновничества, собственников крупнейших капиталов (бизнес-элита). Численность этого слоя крайне мала (менее 1%), но его влияние на ход развития общества очень велико: именно люди, входящие в эту группу, принимают стратегические решения по основным проблемам развития нашей страны. Следом за элитой располагается верхний класс (5—7% населения страны), охватывающий собственников и управляющих крупных предприятий, банков. По качеству жизни, стандартам потребления этот слой близок к среднему классу стран Запада. Эти люди положительно оценивают проводимые реформы, активны, умеют добиваться успеха. Далее следует средний слой, к которому в нашем обществе относятся мелкие и средние предприниматели, высококвалифицированные специалисты, среднее звено бюрократии, высшее и среднее офицерство. По оценкам некоторых социологов, доля этого слоя около 15%. Почти половину (две трети работающих) исследователи отнесли к так называемому базовому слою. Это большая часть интеллигенции, технический персонал, рабочие, крестьяне, рядовые работники сферы обслуживания. Здесь преобладают женщины, люди среднего и старшего возраста со средним образованием, жители малых городов или сел. Средняя зарплата этих людей вдвое ниже, чем у представителей среднего слоя. К нижнему слою общества (около 10%) отнесены неквалифицированные рабочие, хронически безработные, большинство пенсионеров и инвалидов. Их средства к жизни минимальны. Уже собственно за пределами социальной структуры находится слой общества, названный социологами социальным дном, — бродяги, бомжи, алкоголики и наркоманы, беспризорные дети и подростки. Эти люди живут по собственным правилам, часто находящимся в полном противоречии с общественными нормами. Несколько иной выглядит социальная картина нашего общества по данным исследования, проведенного в 2004 г. После очень узкого слоя элиты общества первую позицию занимают «белые воротнички-1» —высшие руководители, высокие специалисты и интеллектуалы, крупные предприниматели. Эта небольшая группа образует слой верхнего среднего класса России. У этой группы самый высокий доход и самое лучшее образование. Далее идут «синие воротнички-1» —высококвалифицированные рабочие. Исследователи обратили внимание, что эта группа по своим статусным позициям обогнала такие группы, как «белые воротнички-2» (менеджеры среднего звена) и «голубые воротнички» (интеллигенция). Причины этой «социальной аномалии» выдвигаются различные: возврат к более примитивной экономике с небольшой научно-технической составляющей, перепроизводство образованных людей. У высококвалифицированных рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке труда, чем у менеджеров среднего звена, но по количеству знаковых предметов (ими в исследовании были выбраны автомобили и стиральные машины) они практически равны. Эти две группы исследователи объединили в средний средний класс страны. «Синие воротнички-2» (рабочие) и «голубые воротнички-1» (наиболее обеспеченные квалифицированные работники умственного труда) составили нижний средний класс. Все эти пять групп вместе образуют средний класс России, составляющий примерно четверть населения страны. Эта часть общества адаптировалась к рыночным условиям жизни. При этом не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Многие из тех, кого можно отнести к среднему классу, работают в строительстве, на транспорте, в торговле. Низший класс образуют «серые воротнички-3» — рабочие низкой квалификации — и «голубые воротнички-2» — работники умственного труда со средним образованием. Их экономическое положение нестабильно, часть людей из этих групп в ходе опросов заявляли, что им не хватает на еду. За этими группами следуют самые бедные рабочие и безработные. Это низший низший класс. Всего в «зону бедности» попадает почти 60% всего взрослого населения (40% социальной активной части общества). Большая часть людей, относящихся к низшим классам, — это жители сел и небо л ь-ших городов. Здесь довольно много женщин со средним или средним специальным образованием; семьи, как правило, имеют одного работающего. В отличие от среднего класса, большинство представителей низших слоев общества трудятся в государственном секторе. В эту же «зону бедности» приходится отнести и значительную часть пенсионеров. Сопоставление результатов исследований позволяет выявить как относительно устойчивые характеристики социальной структуры нашего общества, так и отдельные направления ее изменений. Date: 2015-12-13; view: 631; Нарушение авторских прав |