Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ





Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие


создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

В зависимости от типов социального объединения и об­щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профес­сионального труда. В отечественной социологии образ жиз­ни определяется совокупностью типичных видов жизнедея­тельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее опреде­ляющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведе­ния людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уров­нем, качеством жизни.

Понятие «стиль жизни» используется для характеристи­ки поведения человека в повседневной жизни, ее конкрет­ных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую оче­редь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни со­держатся специфические черты группы, к которой принад-


лежит человек, будь она профессиональная, демографичес­кая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей людей в обеспеченности по­требительскими благами и характеризуется преимуществен­но количественными показателями.

Уровень жизни свидетельствует о материальном и духов­ном потреблении личности. Хотя эта категория скорее эко­номическая, чем социологическая, тем не менее она являет­ся важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в ду­ховном и нравственном плане образ жизни. В принципе чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению вы­сокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого чело­века.

«Качество жизни» — это категория, выражающая качест­во удовлетворения материальных и культурных потребнос­тей людей (качество питания, одежды, комфортность жили­ща и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то каче­ство жизни раскрывает ее сущностно-содержательные сторо­ны, т. е. характер и содержание труда, качество окружаю­щей среды и пр.







Date: 2015-12-13; view: 504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию