Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий биографический справочник





АБДУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ Ксения Александровна (1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Она разработала концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложила оригинальное определение высших жизненных качеств личности, таких как активность, способность к организации времени, созна­ние и социальное мышление.

АДЛЕР Альфред (1870-1937) - австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. Он создал собственную научную школу, получившую название «индивидуаль­ная психология». В своем учении он отстаивал принцип внутрен­него единства сознательного и бессознательного. Своей деятель­ностью он оказал существенное влияние на гуманистическую пси­хологию.

АЙЗЕНК Ганс Юрген (1916-1997) - выдающийся немецко-англий­ский психолог. Он выдвинул оригинальную «биологическую» тео­рию интеллекта, является автором теории креативности, создал оригинальную двухфакторную типологию личности, получившей широкое распространение. Он автор 45 книг и 600 научных статей.

АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся россий­ский психолог. Является основателем ленинградской психологичес­кой школы. Автор фундаментальных работ в области чувственно­го восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрирова­ны данные различных наук.

АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974) - известный отечественный физиолог. Он по-своему (в отличие от Павловского) понимал под­крепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о со­ответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Предло­женная Анохиным теория функциональных систем способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма.

АНУФРИЕВ Александр Федорович (1943) - современный россий­ский психолог, доктор психологических наук, профессор. Специа­лист в области психодиагностики.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, который написал первое психологическое произведение трактат «О душе». Он выделял три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющее божественное происхожде­ние. Он дал объяснение многим психологическим явлениям (меха­низмам поведения, памяти, мышлению, разделил органы чувств на пять разрядов и др.).

БАНДУР Альберт (1925-1988) - американский психолог, автор тео­рии социального научения, социобихевиорист. Он предложил свою модель научения. Центральное место в этой модели он отводил на­блюдению за образцами поведения других людей и за последствия­ми этого поведения. На основе теории научения Бандура попытался дать интерпретацию агрессии. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфи­ческими формами поведения.

БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (1949) - заведующий лабораторией системных исследований психики Института психо­логии РАН, доктор психологических наук, профессор. В течение 30 лет занимается исследованиями фундаментальных механизмов восприятия. Его перу принадлежит более 160 научных работ.

БАРД П. - американский физиолог, исследователь физиологичес­ких механизмов эмоций, один из авторов теории Кеннона-Барда (1934 г.).

БЕРНС Р. В. - английский психолог, исследователь проблем «Я-кон-цепции», автор книги «Развитие Я-концепции и воспитание» (1976).

БЕРНШТЕИН Николай Александрович (1896-1966)- отечествен­ный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активнос­ти и формирования движений человека в норме и патологии, сфор­мулировал идею «рефлекторного кольца». На основе его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Вели­кой Отечественной войны и конструировались шагающие автома­ты, а также устройства, управляемые ЭВМ.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Разработал естественнонаучную теорию поведения (рефлексологию). Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, кото­

рая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологичес-кий институт, который и сейчас носит его имя.

БИНВ Альфред (1857-1911)- один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии. Основал в Сорбонне (1889) первую во Франции экспериментальную психоло­гическую лабЪраторию. Совместно с Т. Симоном создал тесты уров­ня умственного развития детей, ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался проблемами па­тологии сознания и личности, умственного утомления, понятийно­го мышления, индивидуальных различий памяти.


БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942)- российский педагог, психолог, философ. Он автор одной из признанных классификаций памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная), его иссле­дования касаются развития мышления, сексуального развития де­тей. Он выступал приверженцем новых форм обучения в единой по­литехнической трудовой школе.

БОДАЛ ЕВ Алексей Александрович (1923) - известный отечествен­ный психолог, академик РАО, действительный член АПСН, профес­сор, доктор психологических наук. Занимается проблемами меж­личностного восприятия и коммуникации.

БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) - известный отечест­венный психолог, ученица Л.С. Выготского. Божович создала свою оригинальную теорию личности, основанную на культурно-исто­рической теории Л.С. Выготского. Она автор известных работ по проблемам развития личности ребенка, формированию его моти­вации, экспериментальному исследованию аффективных конфлик­тов, самооценок, уровню притязаний, направленности личности и др.

БРУНЕР Джером Сеймон (1915) - американский психолог и педа­гог, чьи исследования восприятия, научения, памяти и других аспек­тов познания у детей наряду с работами Ж. Пиаже оказали влияние на американскую систему образования. Он доказал, что любого ре­бенка можно научить любому предмету на любой стадии развития, дело только в методике обучения.

БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2004)- известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профес­сор, был академиком РАО, директором Института психологии РАН. Занимался исследованиями в области онтологических и гносеоло­гических оснований психологии, а также проблемами психологии

личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Автор более 180 научных книг и статей.

Б ЮЛ ЕР Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Раз­рабатывал методики экспериментального исследования мышления, вопросы методологии научного познания, проблемы языка и речи, развития детской психики и пр.

ВЕБЕР Эрнст (1795-1878) - немецкий физиолог, основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Его опыты служи­ли подтверждением пороговой теории, согласно которой существу­ет момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он впервые применил математические методы измерения в психо­логии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем его исследования были дополнены Г.Т. Фех-нером.

ВЕККЕР Леонид Маркович (1916- 2001) - советско-американский психолог (окончил ЛГУ). Исследования Веккера посвящены про­блемам когнитивной психологии (психическим процессам, психо­физическим аспектам и др.).

ВЕКСЛЕР Дэвид (1896-1981) - американский психолог, создатель широко известных тестов оценки интеллекта для взрослых и детей.

ВЕЛИЧКОВСКИЙ Борис Митрофанович - современный россий­ский и немецкий психолог. Развил уровневую теорию когнитивных процессов.

ВЕН ГЕР Леонид Абрамович (1925-1992) - доктор психологических наук, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, автор книг по проблемам умственного развития дошкольника.


ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (1941)- российский психо­лог, специалист в области психолого-педагогических проблем выс­шего и непрерывного образования, автор теории контекстного обу­чения, доктор психологических наук, профессор.

ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880-1943) - выдающийся чешско-американский психолог, основатель гештальтпсихологии (совместно с другими пси­хологами). Он создал «детектор лжи», исследовал проблемы целост­ности восприятия, музыкального восприятия, мышления и др.

ВУДВОРТС Роберт (1869-1952) - известный американский психо­лог, развивающий направление «динамической психологии». Он считал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии, объяснял поведение, используя комбинацию мотива­

ции, восприятия, научения и мышления, провел серию эксперимен­тов по изучению внимания.

ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог, фи­лософ и языковед. В 1879 г. основал при Лейпцигском университе­те первую в мире экспериментальную лабораторию психологии, где изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на раз­ные раздражители. Он внес существенный вклад в становление ми­ровой психологии.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934)- выдающийся отечес­твенный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Занимался проблемами восприятия произведений искусства, общими методологическими проблемами психологии, создал новое направление в детской пси­хологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего разви­тия» ребенка, занимался проблемами аномального ребенка, пробле­мами мышления и речи и др. Его влияние на отечественную и миро­вую психологию весьма существенно, и не случайно его называют «Моцартом психологии».

ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) - известный отечествен­ный психолог. На основе общепсихологической теории деятельнос­ти им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтап­ного формирования умственных действий и понятий. Им разрабо­тана собственная теория внимания. Внимание для Гальперина - это внутренний контроль за поведением, идеальное, свернутое и авто­матизированное действие. Эти взгляды приобретают все большую попул я рность.

ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) - английский антрополог и психо­лог, один из основателей евгеники, впервые в мире использовал психологические тесты, анкеты и вопросники. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа.

ГАМЕЗО Михаил Викторович (1915) - отечественный психолог, профессор, доктор психологических наук, автор 100 научных тру­дов в области общей, социальной и педагогической психологиии, один из основателей психосемиотического подхода в современной отечественной психологии. Автор известных книг - «Атлас по пси­хологии», «Курс психологии» (в 3 частях), научно-методических по­собий для дистанционного обучения.


ГАНУШКИН Петр Борисович (1875-1933) - русский советский пси­хиатр. Он является создателем оригинальной отечественной кон­цепции малой психиатрии, учения о психопатиях. Создатель круп-

ной школы в советской психиатрии. Уделял большое внимание про­филактике психических заболеваний.

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540-474 вв. до н.э.) - известный древне­греческий философ-материалист. Он полагал, что началом всего яв­ляется огонь, душа - частица природы, атом огня, Вселенная не со­творена и вечна, но она не нечто безжизненное, куда движение нуж­но привнести извне, а несет в себе свое движение, свой «логос». У Гераклита логос означает «меру», объективный диалектический за­кон, управляющий мирозданием.

ГИБСОН Джеймс Джером (1904-1979) - американский психолог, развивший экологический подход к восприятию.

ГИЛФОРД Джон Пауль (1897-1987) - американский психолог, применил факторный анализ для всесторонней оценки личности. Его всесторонняя, систематизированная теория интеллектуальных способностей, известная как структура интеллекта (кубическая мо­дель), явилась основой для информационно-операционального на­правления в психологии.

ГИППОКРАТ (ок. 460-377 гг. до н.э.) - знаменитый древнегреческий врач. Его имя связывают с дошедшими до наших дней названиями тем­пераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Гиппократ считал, что люди различаются по соотношению в организме четырех жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотноше­ние этих жидкостей («соков») по-гречески обозначалось словом «кра-сис», которое потом заменили латинским словом «temperamentum»-«соразмерность». Преобладание крови (греч. сангве) характеризовало сангвинический темперамент, флегмы (прозрачная жидкость) - флег­матический, желтой желчи (холле) - холерический, а преобладание черной желчи (меланхоле) - меланхолический. И хотя объяснитель­ный принцип классификации в настоящее время имеет лишь истори­ческую ценность, Гиппократ положил начало научной типологии.

ГОРДОН У. - автор метода «синектики» - метода групповой дис­куссии.

ГРОФ Станислав (1931) - выдающийся чешско-американский пси­холог, один из основателей трансперсональной психологии, автор более 100 статей и 14 книг, переведенных на 12 языков.

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998) - видный российский психолог, философ и педагог, доктор психологических наук, про­фессор, специалист в области психологии обучения, детской и педа­гогической психологии, а также теоретико-методологических про­блем общей и возрастной психологии.

ДЕКАРТ Рене (1596-1650)- выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. В основе философии Де­карта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстан­ции. Взгляды Декарта оказали значительное влияние на психологи­ческую науку.

ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н.э.) - греческий философ и психолог, один из создателей атомистической теории мира. Он считал, что ду­ша и тело материальны и состоят из атомов (частиц природы, ато­мов огня).

ДЖЕЙМС Ульям (1842-1910) - выдающийся американский фило­соф и психолог, один из основателей прагматизма и функциональ­ной психологии. Один из первых предложил теорию личности, вы­делил в «эмпирическом Я» физическую, социальную и духовную личности. Он является автором и теории эмоций, известной как те­ория Джеймса-Ланге. Датский паталогоанатом К.Г. Ланге независи­мо от Джеймса высказывал сходные мысли. Идеи Джеймса оказали существенное влияние на исследования многих психологов начала XX века.

ДРУЖИНИН Владимир Николаевич (1955-2000) - доктор психоло­гических наук, профессор, был ректором Института практической психологии ИМАТОН, лауреат премии им. С.Я. Рубинштейна Рос­сийской академии наук за исследования в области способностей и творчества. Специалист по когнитивной психологии. Ему принадле­жит более 150 научных работ.

ЖИНКИН Николай Иванович (1893-1979) - известный психолог, специалист в области психологии языка, речи и мышления. Большое внимание уделял развитию речи учащихся, исследованию семантики текста, процессов его восприятия, понимания и порождения.

ЗАПОРОЖЕЦ (1905-1981) - советский психолог, выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была создана система сенсорного воспитания. Занимался исследованиями произвольных действий ребенка, разрабатывал теорию эмоций и др.

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) - известный отечест­венный психолог. В лаборатории К. Левина (Германия) осуществи­ла всемирно известные исследования забывания завершенных и не­завершенных действий. Занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления.

ЗЕЛЬЦ Отто (1881-1944) - немецкий психолог, представитель вюрцбурской школы. Развил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления.

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903-1969)- известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор работ по психологии. Занимался проблемами непроизвольного запоминания и выявил зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (в частности, от цели деятель­ности). Обосновал общность фундаментальных механизмов непро­извольной и произвольной памяти.

ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (1940) - отечественный психо­лог, доктор психологических наук, специалист в области психоло­гии мотивации и волевой регуляции.

ИЗАРД Кэрролл (1923)- профессор психологии Делаверско-го университета. Один из известных современных исследователей эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека.

ИЛЬИН Евгений Павлович - психолог, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта, автор 200 научных публикаций, в том числе 15 учебных пособий и монографий.

ЙЕРКС Роберт (1876-1956)- выдающийся американский психо­лог, зоопсихолог и этолог. Он экспериментально доказал, что силь­ная мотивация препятствует выработке навыков различения слож­ных стимулов, но она благоприятна для различения простых (закон Йеркса-Додсона). Многие его работы посвящены психологии и фи­зиологии животных.

КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) - российский пси­холог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в об­ласти педагогической психологии, дефектологии, психодиагности­ки. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др.

КЁЛ ЕР Вольфганг (1887-1967) - немецкий психолог, один из основа­телей гештальтпсихологии. В блистательных экспериментах над жи­вотными им были заложены новые методические принципы экспери­ментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, вы­делены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. Им было введено понятие «инсайт».

КЕЛЛИ Джордж Александер (1905-1967)- известный американ­ский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Автор оригинальной теории личности.

КЕННОН Уолтер Бредфорд (1871-1945) - американский физио­лог и психолог. Он создал новаторское учение о телесных механиз­мах эмоций. Он разработал схему этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов. Позднее П. Бард усо­вершенствовал эту схему, которая и легла в основу теории Кеннона-Барда. Изучение эмоционального поведения подготовило открытие Кенноном одного из важнейших принципов, объясняющих саморе­гуляцию жизни организма - принципа гомеостаза.

КЕТТЕЛЛ Джеймс Маккин (1860-1944)- американский психолог. Ему принадлежат классические исследования объема внимания. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. Кеттелл со­здал целую систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций. Он стал первым в мире профессором психологии (в Пенсильванском университете).

КЕТТЕЛ Раймонд Бернард (1905) - англо-американский психолог, создатель оригинальной факторной теории черт личности. Ученик Ч. Спирмена, Кеттел выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспек­ты личности с окружением, обстановкой и культурными влияниями. Ему принадлежат 35 книг и 400 статей.

КЛИМОВ Евгений Александрович (1930) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориен­тации.

КОН Игорь Семенович (1928) - доктор философских наук, канди­дат исторических наук, профессор РАО. Занимается проблемами со­циологии, теории личности, психологии юношеского возраста, ант­ропологии детства и сексологии.

КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957)- известный отечественный психолог, работал над созданием материалистичес­кой психологии, изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии.

КОФФКА КУРТ (1886-1941) - немецкий психолог, вместе с други­ми немецкими психологами является основателем гештальтпсихо-логии. Ему принадлежат исследования в области восприятия, обуче­ния, развития психики и социальных взаимоотношений.

КРЕЧМЕР Эрнст (1888-1964) - немецкий психиатр и психолог, ши­роко известен своей классификацией характеров, а также исследо­ваниями в в области медицинской психологии и психиатрии.

ЛЕВИН Курт (1890-1947)- выдающийся немецкий психолог, со­здатель полевой концепции личности и принципов групповой пси­хологии. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного и попуститель­ского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах.

ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890-1972) - доктор педагоги­ческих наук (по психологии), профессор. Область исследований: психология характера, психических состояний, психология труда, педагогическая психология.

ЛЕЙТЕС Натан Семенович (1918) - известный отечественный пси­холог, доктор психологических наук, профессор, специалист в об­ласти дифференциальной психологии, психологии умственной ода­ренности.

ЛЕОНГАРД Карл (1904-1988) - немецкий невролог, психиатр и пси­холог. Им разработана получившая широкую популярность в психиат­рии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) - известный отечес­твенный психолог. Разработал совместно с Л.С.Выготским культур­но-историческую теорию. Его экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инже­нерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности.

ЛИНДСЕЙ Питер - канадский когнитивный психолог, профессор университета Торонто.

ЛИЧКО Андрей Евгеньевич (1926)- советский психиатр, заслу­женный деятель науки РСФСР, основатель первой в нашей стране подростковой психиатрической клиники.

ЛОКК Джон (1632-1704)- выдающийся английский философ и психолог. Он заложил основы нового, эмпирического направления в психологии. Постулат Локка гласит, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях».

ЛОМБРОЗО Чезаре (1835-1909) - итальянский психиатр, кри­миналист, основатель итальянской школы, объясняющей обществен­ные явления биологическими факторами (наследственностью).

ЛОМОВ Борис Федорович (1927-1979) - советский психолог, раз­вивший системный подход в применении к анализу психических процессов. Один из основоположников создания инженерной пси­хологии в нашей стране. Основатель и первый директор Института психологии АН СССР (ныне РАН).

ЛУРИЯ Алексей Романович (1902-1977)- выдающийся отечест­венный психолог, один из основателей современной нейропсихоло­гии. Он занимался многими проблемами в разных областях психоло­гии. Основной вклад А.Р. Лурия в развитие психологической науки заключается в разработке теоретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Им были проведены исследования по нейропсихологии ре­чи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных дви­жений и действий.

МАСЛОУ Абрахам Харольд (1908-1970) - известный американс­кий психолог. Один из основателей гуманистической психологии. Автор иерархической классификации потребностей человека. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся лю­дей- независимости, креативности, философского мировоспри­ятия, демократичности в общении, продуктивности и др.

МАТЮШКИН Алексей Михайлович (1927 - 2004) - известный оте­чественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области проблем мышления и творчества, проблемно­го обучения и детской одаренности.

МЕРЛИН Вольф Соломонович (1892-1982) - известный отечест­венный психолог, занимался проблемами дифференциальной пси­хологии и психофизиологии, создал оригинальную концепцию тем­перамента человека.

МИД Джордж (1863-1931) - американский философ, один из ос­нователей современной социальной психологии. Главным достиже­нием Мида была его попытка показать, как в процессе социального взаимодействия формируется человеческое самосознание.

МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич (1893-1973) - известный со­ветский психиатр и психолог. Занимался исследованиями в облас­ти нейрофизиологии, изучением индивидуальных психических осо­бенностей человека, типологией личности и характера. Разработал теорию отношений.

НАИСЕР Ульрих (1928) - американский психолог, один из создате­лей когнитивной психологии. Он рассматривал познание и воспри­ятие как специфические формы активности, осуществляемые с по­мощью особого рода психологических образований - «схем», фор­мирующихся в течение жизни.

НЕБЫЛИЦИН Владимир Дмитриевич (1930-1972) - советский пси­холог, доктор психологических наук, профессор, видный исследова­

тель психофизиологических основ индивидуальных различий. Зало­жил основы дифференциальной психологии.

НОРМАН Дональд- американский когнитивный психолог, про­фессор Калифорнийского университета.

ОЛДЗ Джеймс (1922-1976)- выдающийся американский психо­лог и нейрофизиолог, открыл совместно с другими исследователя­ми эмоциональную карту мозга.

ОЛПОРТ Гордон (1897-1967) - выдающийся американский психо­лог, один из основателей диспозиционного направления в теории личности, дал свое определение личности. Разработал теорию лич­ности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Инициатор раз­работки системного подхода к изучению личности.

ОРЛОВ Юрий Михайлович- отечественный психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук. Создатель тео­рии и практики саногенного мышления.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - выдающийся русский фи­зиолог, автор учения о высшей нервной деятельности, о двух сиг­нальных системах человека, о типах высшей нервной деятельности и др.

ПЕТРЕНКО Виктор Федорович (1948) - современный российский психолог, специалист в области психологии сознания и психосеман­тики, основатель нового направления в психологии - эксперимен­тальной психосемантики, доктор психологических наук, профес­сор.

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (1924) - известный российс­кий психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки. Специалист в области психоло­гии личности, теоретической и социальной психологии, автор ря­да учебников.

ПИАЖЕ Жан (1896-1980)- выдающийся швейцарский психолог, выдвинул концепцию стадийного развития психики ребенка, раз­работал операциональную концепцию интеллекта. В своих иссле­дованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние, которые пре­вращаются в операции. Исследования Ж. Пиаже способствовали со­зданию научного направления, названного им генетической эписте­мологией.

ПОНОМАРЕВ Яков Александрович (1920-1997) - крупный отечес­твенный исследователь творческого мышления. Пономарев выде­лил два вида опыта человека: интуитивный и логический. Известны

его эксперименты по изучению интуитивного мышления. Автор те­ории творческого мышления.

РИБО Теодюль (1839-1916) - французский психолог, один из ос­нователей французской экспериментальной психологии. Разраба­тывал проблемы внимания, воображения, понятий, а позднее обра­тился к проблемам аффекта и эмоций. Открыл закон регрессии па­мяти (закон Рибо). Специалист в области изучения воображения.

РОДЖЕРС Карл Рэнсом (1902-1987) - выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разра­ботал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте. В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию» представ­ленную динамикой соотношения «Я-реальное» и «Я- идеальное».

РОРШАХ Герман (1884-1922) - швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, который носит его имя. Тест основан на человеческой склонности проецировать истолкования и чувства на неоднозначные стимулы, в этом случае - чернильные пятна. В экспериментах участвовало 300 психически больных и 100 нормальных людей.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960) - советский психо­лог и философ. Его исследования посвящены проблемам воспри­ятия, мышления и др., был непревзойденным систематизатором (учебник «Основы общей психологии», удостоенный Государствен­ной премии, до сих пор лучший учебник по психологии).

РУБЦОВ Виталий Вениаминович (1948)- отечественный психо­лог, доктор психологических наук, академик РАО. Занимается про­блемами развивающего образования, коммуникативно-ориентиро­ванных учебных средств и систем группового обучения.

РУСАЛОВ В.М.- современный отечественный психолог, специа­лист в области дифференциальной психологии, создатель структур­но-типологической модели темперамента.

САЙМОН Герберт (1916-2001) - американский психолог, профес­сор компьютерных наук и психологии университета Корнеги-Ме-лон, лауреат Нобелевской премии в области экономики. Является одним из лидеров информационного подхода к психологии. Раз­работал ряд информационных моделей мышления человека, в том числе Общий решатель задач, Общий индуктор правил. Развил так­же модель мышления профессионала.

СЕЛЬЕ Ганс (1907-1982)- канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понимании общего адаптацион­ного синдрома. При экспериментальных исследованиях человека в

экстремальных условиях на основании учения Селье были выделе­ны различные формы стресса и выделено понятие психологическо­го стресса.

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905)- русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической ре­гуляции поведения («Рефлексы головного мозга»).

СИМОНОВ Павел Васильевич (1926) - современный российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор. Специалист в об­ласти изучения эмоций, автор потребностно-информационной те­ории эмоций.

СКИН HEP Беррес Фредерик (1904-1990) - американский психо­лог, виднейший представитель современного бихевиоризма. Выдви­нул концепцию «оперантного» научения. На основе своих экспери­ментов он сформулировал принципы программированного обуче­ния.

СМИРНОВ Анатолий Александрович (1894-1980)- известный отечественный психолог, автор многочисленных работ по пробле­мам памяти. Он возглавлял Московский институт психологии около 30 лет и заслужил славу выдающегося организатора и руководителя одного из самых продуктивных научных коллективов.

СПИРМЕН Чарльз (1863-1945) - английский психолог, разработал цикл статистических методов для измерения структуры интеллекта. Предложил двухфакторную теорию интеллекта.

СТОПИН Владимир Викторович (1945) - современный россий­ский психолог, доктор психологических наук, профессор, специа­лист в области самосознания, психологии семьи.

ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (1923)- отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Все ее ис­следования связаны с разработкой деятельностной теории обуче­ния (моделирования, программированного обучения, усвоения зна­ний и др.).

ТАРТ Чарльз (1931) - американский психолог, занимается исследо­ваниями различных состояний сознания.

ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965) - известный отечествен­ный психолог. Занимался проблемами восприятия, представления и мышления. Проводил исследования индивидуальных различий, разработал концепцию способностей. В своих исследованиях зна­чительное место уделял психологии искусства.

ТЕРСТОУН Луис Леон (1887-1955) - американский психолог, пси-хометрист, один из первых стал применять математические методы

в психологии и социологии. Наибол ьпгую известность принесли ему исследования интеллекта путем множественного факторного анали­за.

ТИХОМИРОВ Олег Константинович (1933-2001)- российский психолог, специалист по мышлению, в течение ряда лет заведывал кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ.

ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874-1949) - американский психолог и пе­дагог. Первая работа Торн дайка «Ум животных» явилась важной ве­хой на пути внедрения объективного метода в исследование процес­са научения.

ТОРРЕНС Е.П. - современный американский психолог, исследова­тель креативности, разработчик одного из наиболее известных в на­стоящее время тестов креативности, носящего его имя.

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психо­лог и философ, разработавший общепсихологическую теорию уста­новки. Он разрабатывал также вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий и их усвоению.

УОТСОН Джон (1878-1958) - американский психолог, основопо­ложник бихевиоризма. В противовес интроспективной психологии предложил опираться исключительно на объективные методы, тре­бования к которым разработаны в естественных науках, а в качест­ве предмета психологии рассматривал поведение человека от рож­дения до смерти.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) -один из самых вы­дающихся русских физиологов. Он разработал одну из важнейших категорий как физиологической, так и психологической науки - по­нятие о доминанте. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импуль­сы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавля­ет активность других центров. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий класс психических актов, а в настоящее время он широко используется в психологии, медицине и педагогике.

ФЕСТИНГЕР Леон (1919-1989) -американскийпсихолог. Известен своими исследованиями по психологии мышления, коммуникации и др. Создатель теории когнитивного диссонанса.

ФЕХНЕР Густав Теодор (1801 -1887) - немецкий физик, психолог, философ. Один из авторов закона Вебера-Фехнера. Фехнер первый понял, что ощущение от звука и сам звук не одно и то же. Работая над

проблемой порогов чувствительности, предположил, что все стиму­лы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

ФРАНКИ Виктор (1905-1997)- выдающийся австрийский психи­атр, невропатолог, психотерапевт и философ, создатель метода пси­хотерапии и экзистенционального анализа, известного как логоте-рапия.

ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) - гениальный австрийский врач, пси­хопатолог и психолог, основатель психоанализа. Создатель особого психоаналитического метода, основанного на толковании ассоци­аций, сновидений, ошибочных действий больного. Создал ориги­нальную концепцию личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Чрезмерное увлечение Фрейда проблемами сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики.

ФРОММ Эрих (1900-1980)- известный немецко-американский психолог, философ и социолог, один из главных теоретиков нео­фрейдизма. Изучал проблемы социального характера.

ХЕББ Дональд Оулдинг (1904-1985) - выдающийся канадский пси­холог. Его работы касаются системы нейронов мозга. Он расширил представления о психических процессах и указал перспективный путь, по котором)' уже почти пятьдесят лет идут современные иссле­дователи.

ХЕННИНГ ХОМСКИЙ Ноэм (1928) - современный американский лингвист, автор трансформационной грамматики. Хомский опирал­ся на представление о поверхностной и глубинной структуре пред­ложений. Поверхностная структура - та, которую мы слышим, глу­бинная же связана со смыслом. Эта модель затем была перенесена на функционирование психики и использована в экспериментальных исследованиях.

ХОРНИ Карен (1885-1952)- известный немецко-американский психолог, создатель одного из вариантов неофрейдизма. В отличие от 3. Фрейда Хорни пришла к выводу о доминирующем влиянии об­щества, социального окружения на развитие личности человека. Она исходит из того, что доминирующими в структуре личности яв­ляются не инстинкты агрессии и либидо-, а бессознательное чувство тревоги, которое она называет чувством коренной тревоги. Для из­бавления от такой тревоги Хорни разработала особую психотера­пию.

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (1938) - современный россий­ский психолог, доктор психологических наук, автор теории систе-могенеза способностей, академик РАО.

ШЕЛ ДОН Ульям Герберт (1898) - американский врач и психолог. Ши­роко известен главным образом своей теорией основных типов темпе­раментов человека, в которой попытался наметить связь этих основ­ных типов темперамента с типом его соматического строения.

ШЕРРИНГТОН Чарльз Скотт (1857-1852) - английский физиолог и психофизиолог. Лауреат Нобелевской премии. Он был первым, кто предпринял попытку экспериментально проверить теорию Джейм-са-Ланге, ему принадлежит деление ощущений на экстероцептив-ные и интероцептивные.

ШМЕЛЕВ Александр Георгиевич - современный российский пси­холог, специалист по проблемам психосемантики и психодиагнос­тики, профессор МГУ.

ШМЕЛЕВ Александр Георгиевич - современный российский пси­холог, специалист по проблемам психосемантики и психодиагнос­тики, профессор МГУ.

ЭББИНГАУЗ Герман (1850-1909)- выдающийся немецкий психо­лог. Изучал экспериментально процессы ощущений и памяти, про­цессы заучивания и забывания. Вывел «кривую забывания», изобрел тест для изучения умственных способностей детей, который носит его имя.

ЭРИКСОН Эрик Хомбургер (1902-1994) - один из основателей эго-психологии. Развивая психоанализ, он внес существенные изме­нения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Эриксон, не отказываясь от основ психоанализа, развил идею веду­щей роли социума в развитии представлений человека о своем «Я». В развитии личности он предложил периодизацию, состоящую из 8 стадий.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - выдающийся швейцарский психо­лог, философ и психиатр, основатель одного из направлений в пси­хоанализе - «аналитической психологии». На основе символов сно­видений Юнг предположил, что в психическом развитии челове­ка помимо индивидуального бессознательного, существенная роль принадлежит «коллективному бессознательному». Юнг разработал также типологию характеров, в основе которой критерий направ­ленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстраверсия или интроверсия) и доминирование определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции).

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915) - известный отечест­венный психолог и философ, доктор психологических наук, профес­сор, почетный академик РАО, действительный член АПСН, действи­тельный член Нью-Йоркской академии наук. Признанный специа­лист в области историко-теоретических проблем психологии. Ав­тор многочисленных трудов по истории психологической науки и соответствующих учебников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных поня­тий. - М.: МГОПИ, Изд-во «Альфа», 1995. - 160 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

3. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М.: Когнито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. - 240 с. (Университетское психологическое образование)

4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терми­нов: В 2 т. // Под ред. канд. мед. наук Бокова СН. - Ростов -на-Дону, 1996-Т. 1-480 с, Т. 2-448 с.

5. Роберт А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2000. - Т. 1 (А-О) - 592 с; Т. 2 (П-Я) - 560 с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». 3-е изд. - М.: Педагогическое об­щество России, 2003. - 276 с: ил. 260.

7. Герасимова B.C. Методика преподавания психологии: Курс лекций. -М.:Ось-89,2005.- 112с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996.-336 с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. Н.Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с. (Серия «Мастера психологии»)

11. Изард К.Э. Психология эмоций /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -464 с: Ил. (Серия «Мастера психологии»

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Пите», 2002.- 512 с. (Серия «Мастера психологии»).

13. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 288с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.- 752 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

15. История психологии в лицах. Персоналии /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРС СЭ, 2005. - 784 с.

16. Конюхов Н.И. Словарь-справочние. М. - 160 с.

17. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Дружи­нина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

18. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 384 с.

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1985. - 73 с.

20. Майерс Д. Психология /Пер. с англ. И.А. Карликов, В. А. Старовой­това; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 2001. - 848 с.

21. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2000. - 592 с.:ил. (Серия «Учебник нового века»)

22. Марциновская ЕД., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НП «МО-ДЕКО, 1996.-320 с.

23. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заве­дений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владс, 1994 и поел, издания. - 576 с.

24. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с, ил.

25. Общая психология. Словарь // Под ред. А.В. Петровского // Пси­хологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. -251 с.

26. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, ВА.Болотов,Л.С.Глебова и др. - М.: Большая Рос­сийская энциклопедия, 2003. - 528 с: ил.

27. Петровский АВ., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб­ное пособие для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Акаде­мия, 2003. - 496 с.

28.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 1984. - 174 с.

29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. / Ред.-состав. ДЛ. Райгородский. - Самара, 1998 и послед.изд. - с.

30. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, АВ. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с, ил.

31. Психология. Словарь /Под общ. ред. АВ. Петровского, М.Г.Ярошев-ского. - 2-е изд. испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

32. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н. Дружи­нина. - СПб.: Питер, 2003. - 651 с.:ил. (Серия «учебник нового века»).

33. Психология: Учебник. - М.: Проспект,1999. - 584 с. (Коллектив авто­ров)

34. Ратанова Т.А Домашенко ИА. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М., 1999.

35. Рогов Е.Н., Скрипкина Т.П. Общая психология: курс лекций первой ступени педагогического образования. - Ростов-на-Дону, 1995. - 464 с.

36. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - 4-е изд. - СПб.: Пи­тер, 2002; - 720 с. (Серия «Мастера психологии»)

37. Сапогова Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для ву­зов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.

38. Словарь практического психолога /Сост. СЮ. Пзловиню- Минск: Харвест, 1997. - 800 с.

39. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с.

41. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». - 3-е изд. М.: Смысл, 1997.-653 с.

42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, иссле­дования и примечание). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. (Серия «Масте­ра психологии»)

43. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юр-чук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

ЧАСТЬ I. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ7

Раздел 1. Введение в психологию9

Тема 1 • Предмет психологии9

Тема 2 • Развитие психики в филогенезе16

Тема 3 • Психология деятельности26

Тема 4 • Психология как наука34

Тема 5 • Методы психологии41

Раздел 2. Психические процессы48

Тема 6 • Ощущения48

Тема 7 • Восприятие64

Тема 8 • Внимание82

Тема 9 • Память90

Тема 10 • Мышление102

Тема 11 • Речь114

Тема 12 • Воображение123

Тема 13 • Эмоции и чувства132

Тема 14 • Психические состояния146

Тема 15 • Воля152

Раздел 3. Психические свойства личности161

Тема 16 • Личность161

Тема 17 • Потребности и мотивы личности172

Тема 18 • Способности181

Тема 19 • Интеллект189

Тема 20 • Темперамент195

Тема 21 • Характер203

Тема 22 • Самосознание 211

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ПСИХОЛОГИИ217

2.1. Работа преподавателя психологии

с психологическим тезаурусом219

2.2. Семиотические аспекты преподавания психологии222

2.3. Роль учебных задач в усвоении психологического знания234

ЧАСТЬ III. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК239

3.1. Общий терминологический словарь241

3.2. Краткий биографический справочник328

Литература346

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК


 

Гамезо Михаил Викторович, Герасимова Валентина Сергеевна, Машурцева Дарья Александоровна, Орлова Любовь Михайловна

Общая психология

Учебно-методическое пособие

Издательство «Ось-89», 109202, Москва, 2-й Карачаровский пр-д, 1/1 Лицензия на издательскую деятельность ИД № 01563 от 17.04.2000 г.

Подписано в печать 25.11.2006 г. Формат 60x88/16. Гарнитура «Баскервиль». Печать офсетная. Физ. печ. лист. 22,0. Заказ № 1750. Тираж 3000 экз.

Отпечатано в Подольской типографии - филиале ОАО «Чеховский полиграфический комбинат» 142110, г. Подольск Московской области, ул. Кирова, 15







Date: 2015-12-12; view: 894; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.088 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию