Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общий терминологический словарь 7 page
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. ЭКСТРАВЕРСИЯ - ориентация личности на объект, на внешний мир. ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ - страстный. ЭМОТИВНОСТЬ (лат. emoveo — возбуждать) — повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быс тро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность. ЭМОЦИИ (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности (деятельность, поведение, психические процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь организм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин). В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. ЭМОЦИИ АСТЕНИЧЕСКИЕ - действуют противоположно стеничес-ким. Обычно человек переживает либо положительную, либо отрицательную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность. ЭМОЦИИ БАЗОВЫЕ (эмоции в узком смысле), собственно эмоции - носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковре-менны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. ЭМОЦИИ ВЫСШИЕ - социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Присущи только человеку. ЭМОЦИИ НИЗШИЕ - эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку. ЭМОЦИИ СТЕНИЧЕСКИЕ (греч. sthenos - сила) - эмоции повышающие активность, вызывают прилив энергии и подъем. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ - эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГЛУБИНА - интенсивность переживаний, сила эмоций. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ-РИГИДНОСТЬ - эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ - восприимчивость, чувствительность, близка по смыслу к эмоциональной возбудимости. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности. ЭМПАТИЯ - способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание - переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.). ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis — суждение, решение) - филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - отрасль философии, которая изучает происхождение, характер, методы и пределы человеческого знания. ЭРГИЧНОСТЬ - выносливость нервной системы (В.М. Русалов), ЭРГОНОМИКА - наука о «соответствии» деятельности и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и психологией индивида и требованиями, предъявляемыми определенными видами деятельности. ЭТИМОЛОГИЯ - наука, изучающая происхождение и развитие лингвистических форм. ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, изучение) -межотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравнительную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой теоретических характеристик этого поведения. ЭФФЕКТ «ГОРЬКОЙ КОНФЕТЫ» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспериментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца, подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нормам (делать, как сказано - не вставая со стула). ЭФФЕКТ Б.В. ЗЕЙГАРНИК (1927) - лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий по сравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационного компонента в структуре мнемической деятельности. При получении задания у человека появляется потребность (квазипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в процессе выполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевыми изменениями. ЭФФЕКТ ГЕНЕРАЦИИ - люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно. ЭФФЕКТОР - исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей части (рецептора). ЭФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ - нервный путь, проводящий не рвные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу. я Я-ЗЕРКАЛЬНОЕ - представление о том, каким человека воспринимают другие. ЯЗЫК - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека. Я-ИДЕАЛЬНОЕ - представления о том, каким человек хочет быть; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. Я-КОНЦЕПЦИЯ, САМОСОЗНАНИЕ - совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р. Берне). В основе самосознания - способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Я-ОБРАЗ - знания и представление личности о себе, о своих физических свойствах, способностях, качествах. Я-РЕАЛЬНОЕ - представление о том, каким человек является сейчас; (по К. Роджерсу) совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас». Я-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно. Date: 2015-12-12; view: 400; Нарушение авторских прав |