Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

 

 

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ Н.Н. Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методического объединения медицинских и фармацевтических вузов   И.Н. Денисов
10 сентября 2001 г.   30 августа 2001 г.

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов

Специальность:
№ 040123 «Травматология и ортопедия»

 

Москва - 2001


 

 

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «травматология и ортопедия» (040123) подготовлен сотрудниками кафедры травматологии ФППО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова:

 

 

Авторы:

 

- Заведующий кафедрой
академик РАМН, профессор С.П. Миронов

- профессор Н.А. Шестерня

- доцент Б.В. Гусев

- доцент С.В. Иванников

 

 


Содержание

 

1. Введение  
2. Пояснительная записка  
3. Квалификационная характеристика травматолога-ортопеда  
3.1 Общие знания  
3.2 Специальные знания  
3.3 Манипуляции и операции  
3.4 Смежные дисциплины  
3.5 Фундаментальные науки  
3.6 Общественное здоровье и здравоохранение  
3.7 Перечень практических навыков клинического ординатора  
3.8 Перечень практических навыков интерна  
4. Методические рекомендации по преподаванию травматологии и ортопедии  
5. Интернатура (учебный план)  
6. Клиническая ординатура (учебный план)  
7. Переподготовка - общее усовершенствование (учебный план)  
8. Сертификационный цикл (учебный план)  
9. Циклы тематического усовершенствования  
10. Тесты для проведения итоговой аттестации  
11. Список литературы  

 




ведение

Травматолог-ортопед – специалист с высшим медицинским образованием, имеет право самостоятельно оказывать диагностическую помощь при повреждениях и заболеваниях органов опоры и движения.

Внедрение в повседневную практику новейших медицинских технологий требует совершенствования системы постдипломной подготовки специалиста.

Обучение в интернатуре, клинической ординатуре, проведение общего усовершенствования, сертификационных и тематических циклов призваны поднять стандарт специалиста на приемлемый уровень.

Сочетание фундаментальных знаний с основами диагностики и лечения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, наряду с освоением новейших технологий позволяет обеспечить модернизацию традиционной подготовки специалистов.


Пояснительная записка

На должность травматолога-ортопеда назначается врач лечебного профиля, освоивший программу постдипломной подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

Преподавание базовых знаний по травматологии и ортопедии осуществляется в ВУЗах, медицинских Академиях и Университетах, однако более существенная часть осваивается на кафедрах постдипломного образования.

Основными задачами постдипломной подготовки травматолога-ортопеда являются:

- подготовка к самостоятельной диагностической и лечебной работе с ортопедическими пациентами, а также при травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата;

- улучшение практических навыков посредством освоения технологий, применяемых в травматологии и ортопедии;

- формирование клинического мышления квалифицированного врача, способного осуществлять дифференциальную диагностику в сложных ситуациях, где требуются знания в смежных дисциплинах. Все это предполагается обеспечить путем создания стандарта подготовки специалиста по данному профилю.

Высшее учебное заведение, работающее в соответствии с данным стандартом, должно располагать соответствующей материально-технической базой. Речь, прежде всего, идет о наиболее полном наборе клинических отделений, где лечатся больные как с повреждениями опорно-двигательного аппарата, так и заболеваниями у детей и взрослых. Достаточное количество операционных должно способствовать индивидуальной подготовке специалиста.

Наличие в клинике новейшей диагностической техники позволяет освоить молодому специалисту основы диагностики.



Важным условием для последующей свободной работы специалиста является обучение во время приема больных с амбулаторной травмой и с последствиями ее в поликлинических условиях.

Важно учитывать норматив – не менее 18 м2 учебных и учебно-лабораторных помещений на одного обучаемого. При размещении кафедры на территории научно-исследовательского института травматологии и ортопедии обычно создаются наиболее оптимальные условия для подготовки и переподготовки специалистов.

Постдипломная подготовка включает два этапа. Первый этап представлен интернатурой (первичная специализация) и ординатурой (более углубленное изучение проблем травматологии и ортопедии и более активная самостоятельная работа, но под контролем опытного сотрудника клиники).

Постдипломная подготовка специалиста осуществляется с учетом базисных знаний, полученных врачом в высшем учебном заведении и не должна дублировать их.

Первичная специализация – интернатура включает глубокую теоретическую подготовку, освоение принципов и методов диагностики, консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

При этом важнейшим элементом является освоение навыков оказания врачебной помощи при неотложных состояниях, особенно при сочетанных и множественных повреждениях.

Форма обучения – очная. Продолжительность обучения 1 год – 1728 часов, 48 недель. Профессиональная подготовка должна составлять 90% всего учебного времени, т.е. 1556 часов и 10% - элективы: клиническая часть программы занимает 80% времени, фундаментальная подготовка – 7% времени, общественное здоровье и здравоохранение - 3%. Занятиям в поликлинике (травмпункт) отводится 4 недели.

Задачи подготовки в интернатуре:

- совершенствование профессиональных знаний и практических навыков по всем разделам травматологии и ортопедии;

- интерн знакомится с вопросами организации травматолого-ортопедической службы.

Обучение в интернатуре должно происходить на клинических базах и под руководством преподавателей кафедр травматологии и ортопедии, а также на базе крупных многопрофильных больниц. В этих больницах, безусловно, должны быть реанимационное отделение, где осваивается интенсивная терапия при неотложных состояниях, особенно при кровотечении, травматическом шоке, коматозных состояниях, жировой эмболии, тромбоэмболии. Важно, чтобы молодой специалист на практике видел эффективность экстренной хирургической помощи, первичной хирургической обработки ран, огнестрельных повреждений.

Оптимальным числом интернов на одной базе следует считать 5 человек, что обеспечивает формирование полноценной группы под руководством ассистента или доцента, клинический разбор больных, проведение деловых игр, семинаров и других форм обучения.

Интерн по окончании срока обучения сдает экзамен и может в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность с последующим самостоятельным освоением современных технологий по различным направлениям травматологии и ортопедии (например, диагностическая артроскопия крупных суставов, чрескостный остеосинтез, эндопротезирование крупных суставов, вертебрология, костная патология у детей и взрослых, лечение детских ортопедических заболеваний и т.п.).

Целью обучения в клинической ординатуре

является подготовка высококвалифицированного травматолога-ортопеда.

Практически по уровню достигнутых знаний и практических навыков травматолог-ортопед по окончании клинической ординатуры вполне претендует на присвоение второй квалификационной категории.

Задачи обучения в клинической ординатуре:

- углубление теоретических знаний по травматологии и ортопедии;

- совершенствование практических навыков;

- овладение современными методами диагностики повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата;

- овладение широким спектром методов консервативного и оперативного лечения больных с травмой и ортопедической патологией;

- углубление теоретических и практических знаний и навыков по смежным дисциплинам;

- детальное изучение узких направлений по травматологии и ортопедии и смежным дисциплинам;

- освоение элементов научного анализа клинических данных.

Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзамен и прошедшие по конкурсу.

Срок обучения в клинической ординатуре составляет 2 года (3456 часов, 96 недель). Обучение предусматривает только очную форму.

Профессиональная подготовка составляет 90% всего учебного времени и предусматривает теоретическую и клиническую подготовку.

Теоретическая подготовка должна составлять не менее 5% времени обучения, т.е. 4 недели и включать в себя теоретические аспекты специально травматологии и ортопедии, вопросы управления здравоохранением, принципы страховой медицины, ведение медицинской документации и т.п.

Клиническая часть программы должна занимать 80% учебного времени, т.е. 76 недель.

Вопросы амбулаторного приема больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата занимают не менее 2 недель в течение каждого года обучения в клинической ординатуре.

Элективы в программе обучения клинического ординатора составляют 10% всего учебного времени. Они должны быть направлены на более углубленную подготовку по специальности, ее отдельным разделам. Элективы должны быть включены в учебный план.

Учебная и лечебная деятельность клинического ординатора осуществляется под непосредственным руководством профессоров, доцентов и ассистентов кафедр. Естественно, что учебный процесс ведется в клиниках, научно-исследовательских институтах травматологии и ортопедии и крупных многопрофильных больницах, являющихся клиническими базами кафедр травматологии и ортопедии факультетов постдипломного образования.

Повышение квалификации проводится с целью углубления теоретических знаний и освоения новых технологий в области травматологии и ортопедии. Для достижения этой цели наиболее подходящими являются циклы тематического совершенствования (144-288 часов), общего усовершенствования по специальности (576 часов), а также сертификационные циклы (288 часов), на которых кроме тотального контроля знаний возможно обновление и углубление знаний и практических навыков по узким направлениям травматологии и ортопедии.

Постдипломное повышение квалификации травматологов-ортопедов должно преследовать главную цель – улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению путем освоения новых и современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения как у детей, так и у взрослых, а также освоение различных аспектов реабилитации.

Целью обучения на сертификационном (аттестационном) цикле является проверка глубины теоретических аспектов травматологии и ортопедии (основы регенерации тканей опорно-двигательного аппарата, современные методы лучевых и неинвазивных методов диагностики, классификация травм и заболеваний, патогенетические аспекты процессов, развивающихся при травме и патологии, дифференциальная диагностика и др.).

Важным элементом сертификационного цикла является уточнение реальных практических навыков специалиста., его способность выполнить остеосинтез, сшить связки, сухожилия, произвести грамотно первичную хирургическую обработку ранений, в том числе огнестрельных; произвести репозицию отломков костей, выполнить иммобилизацию и др.

На сертификационном цикле могут восполняться пробелы знаний по организационным вопросам.

Тотальный контроль знаний с использованием автоматизированных систем (на персональных компьютерах), а также учет фактов характеристики о практической деятельности травматолога-ортопеда позволяет наиболее полно, наиболее объективно оценить уровень квалификации специалиста.

Программы сертификационного цикла по травматологии и ортопедии составляются с учетом, что на профессиональную подготовку приходится 90% от всего времени обучения, а 10% составляют элективы по специальности и смежным дисциплинам.

Целью тематического усовершенствования является освоение травматологом-ортопедом теоретических знаний и методик оперативного или консервативного лечения по конкретным разделам общей программы постдипломной подготовки специалистов (например, артроскопическая диагностика повреждений тазобедренного сустава, оперативное лечение сколиоза; консервативное лечение врожденного вывиха бедра, микрохирургические операции в травматологии и ортопедии и т.д.).

 


3. Квалификационная характеристика травматолога-ортопеда.

В соответствии с требованиями специальности травматолог-ортопед должен знать и уметь:

3.1. Общие знания:

- принципы врачебной этики и деонтологии;

- основы законодательства и директивные документы по вопросам организации здравоохранения;

- организация травматолого-ортопедической помощи в Российской Федерации, а также система оказания скорой медицинской помощи;

- анатомия опорно-двигательного аппарата;

- основные вопросы нормальной патологической физиологии, биомеханики;

- причины развития патологических процессов в организме, клинические проявления;

- влияние факторов внешней среды на организма;

- доброкачественные и злокачественные опухоли:

- классификация;

- клинические проявления;

- диагностика;

- принципы лечения;

- травматический шок, кровопотеря:

- диагностические критерии;

- принципы лечения;

- физиология и патология системы гемостаза; коррекция нарушений свертывающей системы крови;

- показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;

- общие и специальные методы исследования в травматологии и ортопедии;

- основные принципы рентгенодиагностики в травматологии и ортопедии, преимущества компьютерной томографии и ЯМР-томографии;

- преимущества артроскопических методов диагностики и оперативного лечения; противопоказания к артроскопии;

- роль биопсии в диагностике опухолевых поражений опорно-двигательного аппарата;

- принципы асептики в медицине, хирургии и травматологии и ортопедии;

- значение иммунологических тестов в обследовании больных с травматическими повреждениями и гнойными осложнениями;

- генетика и классификация врожденных ортопедических заболеваний;

- методы обезболивания в травматологии и ортопедии; показания к общему обезболиванию; место перидуральной анестезии; местная анестезия в лечении травм опорно-двигательного аппарата;

- основы реанимации и интенсивной терапии у больных ортопедо-травматологического профиля;

- основы инфузионной терапии при травматическом шоке, кровопотере, интоксикации; характеристика препаратов крови и кровезаменителей;

- основы фармакотерапии в травматологии и ортопедии;

- основы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных с травмами и заболеваниями органов опоры и движения;

- роль и методы реабилитации в травматологии и ортопедии;

- основы физиотерапии, роль санаторно-курортного лечения при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

- основы рационального питания;

- оборудование и оснащение операционных, отделения реанимации, инструментарий и специальная техника, применяемая при травматолого-ортопедических операциях;

- принципы работы с мониторами;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы в чрезвычайных ситуациях;

- правовые аспекты деятельности травматолога-ортопеда, страхование деятельности специалиста.

Общие умения:

- получить информацию об общем состоянии больного, особенно в случаях, требующих неотложной помощи и интенсивной терапии;

- оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь;

- определить алгоритм специальных методов исследования (биохимических, рентгенологических, ультразвуковых и др.) уметь интерпретировать их результаты;

- провести клиническое обследование пострадавшего с сочетанной травмой и множественными повреждениями; определить очередность оказания специализированной помощи;

- обосновать методику обезболивания у больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

- обосновать наиболее целесообразный план операции при повреждениях мягких тканей, травматических вывихах и переломах;

- осуществлять профилактику послеоперационных осложнений;

- участвовать в системе выявления ортопедических заболеваний у новорожденных и детей раннего возраста;

- выявлять состояние остеопороза у лиц пожилого и старческого возраста и принимать профилактические меры;

- оформлять необходимую медицинскую документацию;

- анализировать результаты своей клинической работы;

3.2. Специальные знания и умения:

- травматолого-ортопед должен знать клиническую картину и диагностику переломов костей скелета, повреждений суставов, связок, сухожилий, сосудов, нервов;

- он должен уметь распознать на ранних стадиях заболевания опорно-двигательного аппарата приобретенного и врожденного характера;

- травматолого-ортопед должен свободно читать рентгенологические снимки, компьютерные и ЯМР-томограммы, данные ультразвукового обследования, ангиографии, радионуклидного сканирования, функциональных методов исследования, в том числе электрокардиографии, электромиографии;

- должен уметь интерпретировать результаты измерения ЦВД, объема циркулирующей крови, эритроцитов, результаты биохимических и иммунологических исследований;

- определить степень тяжести травматического шока, обеспечить инфузионную терапию шока, провести новокаиновые блокады зон поражения;

- должен знать клинику, диагностику и оказывать лечебную помощь при:

- синдроме длительного сдавливания тканей;

- жировой эмболии;

- тромбоэмболических осложнениях;

- должен знать дифференциальную диагностику и быть способным установить типы и стадии черепно-мозговых повреждений:

- сорясение головного мозга;

- ушиб головного мозга;

- субарахноидальное кровоизлияние ;

- эпидуральная гематома;

- субдуральная гематома.

Травматолог-ортопед должен:

- уметь правильно классифицировать различные ранения, уметь произвести первичную и вторичную хирургическую обработку ран и вести адекватно послеоперационный период, а также вести больных с гнойным и огнестрельными ранами;

- знать принципы оказания специализированной помощи при сочетанных и комбинированных повреждениях, в частности, при термических поражениях;

- знать ультраструктуру костной, хрящевой и соединительной ткани;

- основные закономерности регенерации тканей опорно-двигательного аппарата;

- оптимальные условия регенерации костной и хрящевой ткани, а также биомеханические основы остеосинтеза;

- знать показания и противопоказания к тотальному эндопротезированию крупных суставов: тазобедренного коленного, плечевого, локтевого и др.;

- знать показания к реэндопротезированию;

- знать классификацию механических травм;

- уметь диагностировать повреждений позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах;

- знать показания к оперативным методам лечения повреждения позвоночника;

- знать классификации переломов костей, быть способным поставить правильлный диагноз при переломах различной локализации и оценить степень тяжести общего состояния пострадавшего;

- диагностировать импинджмент-синдром плечевого сустава;

- диагностировать перелом ладьевидной кости запястья;

- знать классификацию и диагностические критерии при переломах костей таза;

- знать показания к артродезированию крестцовоподвздошного сочленения;

- диагностировать повреждение уретры при переломах переднего отдела таза;

- знать тактику при переломах таза, осложненных повреждением тазовых органов;

- знать классификацию переломов шейки бедра по Garden и Pauwels;

- знать классификацию переломов проксимального конца большеберцовой кости и механизмы повреждения, а также показания к оперативному лечению;

- знать показания к оперативному лечению внутренних повреждений коленного сустава, в том числе путем артроскопии;

- знать клиническую симптоматику и рентгенологическую диагностику многочисленных вариантов переломов пяточной кости;

- быть способным диагностировать переломы и переломо-вывихи таранной кости;

- знать туннельные синдромы и методы их лечения;

- диагностировать переломовывих в суставах Шопара и Лисфранка;

- знать особенности переломов у детей;

- знать клиническую симптоматику при повреждениях периферических нервов и показания к оперативному лечению;

- диагностировать повреждение магистральных сосудов;

- знать показания к реплантации сегментов конечности;

- знать клинику и диагностику синдрома длительного сдавливания мягких тканей или ишемии и показания к оперативному лечению;

- знать генетические аспекты ортопедической патологии;

- классификацию наследственных ортопедических заболеваний;

- знать показания к оперативному и консервативному лечению сколиозов у детей и подростков,а также врожденного вывиха бедра, эпифизиолиза головки бедра;

- диагностировать аваскулярный некроз головки бедра и болезнь Пертеса;

- знать патогенез, клинику и диагностику ревматоидного артрита, диагностику и принципы лечения деформирующего артроза крупных суставов;

- принципы лечения эпикондилитов, импинджмент-синдрома, плече-лопаточного периартрита;

- показания к паллиативным операциям при последствиях полиомиелита, спастических центральных параличах;

- знать дифференциальную диагностику метаболических нарушений в костях селета;

- знать клинику и диагностику доброкачественных и злокачественных опухолей скелета;

3.3. Манипуляции и операции:

травматолог-ортопед должен выполнять

- антропометрические измерения, выявить угловые деформации и ассиметрию сегментов конечностей;

- выявить отек мягких тканей, флюктуацию, крепитацию, наличие болевых точек;

- определить объем движения в суставах;

- определить уровень мышечной силы;

- изучить состояние позвоночника (кифоз, лордоз, ротация);

- исследовать неврологический статус больного;

- производить пункцию суставов:

- плечевого;

- локтевого;

- лучезапястного;

- тазобедренного;

- коленного;

- голеностопного;

- производить артротомию: плечевого, коленного, локтевого, голеностопного, тазобедренного суставов;

- производить первичную или вторичную хирургическую обработку ран;

- производить пластику кожных дефектов расщепленным лоскутом кожи;

- уметь пользоваться дерматомом и перфоратором;

- сшивать сухожилия:

- длинной головки бицепса;

- сухожилие бицепса плеча при его отрыве от лучевой кости;

- собственной связки надколенника;

- Ахиллова сухожилия и других локализаций;

- производить трансплантацию сухожилий при врожденных и приобретенных заболеваниях;

- производить закрытую репозицию отломков, устранять вывихи в суставах;

- участвовать в операции по замене крупных суставов эндопротезами;

- уметь использовать костный цемент для фиксации имплантатов в костной ткани;

- уметь оказывать первичную врачебную и специализированную помощь при:

- закрытых переломах;

- открытых переломах;

- огнестрельных повреждениях опорно-двигательного аппарата;

- уметь произвести накостный, внутрикостный, чрескостный, интрамедуллярный остеосинтез при переломах: ключицы, плеча, локтевого отростка, костей предплечья и кисти, шейки бедра, вертельной зоны, диафиза бедра, мыщелков бедра и большеберцовой кости, надколенника, диафиза костей голени, повреждений в зоне голеностопного сустава и стопы;

- уметь вправлять вывихи в: плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном суставах;

- производить реконструктивные операции на капсульно-связочном аппарате при привычном вывихе плеча;

- произвести операцию при импинджмент-синдроме плечевого сустава; разрыве манжетки ротаторов; застарелом вывихе головки лучевой кости;

- произвести закрытую репозицию при переломах луча в типичном месте и при повреждениях в зоне голеностопного сустава и осуществить иммобилизацию гипсовой повязкой;

- осуществить консервативное лечение переломов костей таза и в зоне вертлужной впадины;

- осуществить оперативную фиксацию при разрыве лонного симфиза;

- владеть методом чрескостного остеосинтеза спицевыми и стержневыми аппаратами;

- произвести сшивание собственной связки надколенника и сухожилия четырехглавой мышцы бедра;

- владеть методикой остеосинтеза стягивающей петлей (по Weber) при переломах локтевого отростка, надколенника;

- уметь выявить симптоматику при повреждениях менисков, боковых и крестообразных связок коленного сустава;

- пунктировать коленный сустав и устранить гемартроз;

- произвести операцию при разрыве межберцового синдесмоза;

- уметь оказывать специализированную помощь при переломах пяточной кости, в том числе – закрыто репонировать отломки, накладывать гипсовую повязку, фиксировать отломки путем чрескостного остеосинтеза;

- произвести репозицию и гипсовую имобилизацию;

- уметь оказывать специализированную помощь при переломах у детей;

- уметь произвести невролиз и первичный шов поврежденного нерва;

- уметь наложить шов при повреждениях магистрального сосуда;

- уметь произвести первичную хирургическую обработку раны при травматической ампутации конечности;

- уметь произвести ампутацию или реконструкцию культи конечности;

- уметь обследовать и выявить ортопедическое заболевание как у детей, так и взрослых;

- уметь проводить консервативное лечение у детей в раннем детском возрасте при выявлении:

- врожденного вывиха бедра или дисплазии;

- косолапости;

- кривошеи;

- нарушений осанки;

- уметь выявить остеохондроз позвоночника, спондилолистез;

- производить операции при стенозирующих лигаментитах, контрактуре Дюпюитрена;

- произвести операцию при вывихе надколенника;

- произвести оперативное лечение статических деформаций стоп, в том числе, hallux valgus;

- произвести синовэктомию при пигментно-вилезном синовите коленного сустава;

- оперативное лечение при различных вариантах остеохондропатии;

- оператвиное лечение остеомиелитических поражений скелета;

- произвести удаление, резекцию доброкачественных опухолей скелета;

3.4. Знать основные проблемы смежных дисциплин:

I. Внутренние болезни:

- пневмония;

- дыхательная недостаточность;

- тромбоэмболия ветвей легочной артерии;

- бронхиальная астма;

- гипертоническая болезнь;

- инфаркт миокарда;

- ушиб сердца как элемент сочетанных повреждений; вегето-сосудистые дистонии;

- ревматизм и ревматоидные полиартриты;

- коллагенозы;

- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, ее дифференциальная диагностика с хроническим гастритом;

- хронический калькулезный холецистит;

- цирроз печени;

- острый и хронический пиелонефрит;

- уремия;

- сахарный диабет;

- узловой и диффузный токсический зоб; гипотиреоз;

- врожденные и приобретенные пороки сердца;

- сердечная недостаточность;

- заболевания гипофиза;

- анемия;

- заболевания коры надпочечников;

- патология кроветворной системы;

- анафилактический шок и аллергические реакции.

II. Хирургические болезни:

- острый живот;

- флегмоны;

- медиастинит;

- острый гематогенный остеомиелит.

III. Неврология:

- вертебро-базиллярная недостаточность;

- миело-радикулопатии при шейном остеохондрозе;

- спастические параличи;

- последствия полиомиелита;

- менингиты и менингоэнцефалиты;

- субдуральная гематома;

- абсцесс головного мозга и мозжечка;

- опухолевые процессы в головном мозге;

- арахноидиты.

IV. Инфекционные болезни:

- дифтерия;

- туберкулез;

- сифилис;

- грибковые поражения;

- ВИЧ-инфекция;

- острые респираторные заболевания, грипп;

- особо опасные инфекции:

- холера, оспа, чума, сибирская язва, столбняк, бешенство;

- острые кишечные инфекции:

- дизентерия; брюшной тиф и паратифозные заболевания; сальмонеллез;

- инфекционный гепатит.

3.5. Фундаментальная подготовка

предусматривает на додипломном этапе формирование широко образованного врача-лечебника с гуманистическим и естественнонаучным мировоззрением, высокой культурой общения, ориентированного на работу в современных условиях.

Исходя из этого, при постдипломной подготовке специалиста необходимо углублять фундаментальные разделы знаний по травматологии и ортопедии.

Травматолого-ортопед должен знать:

- структурно-функциональные механизмы обеспечения жизнедеятельности человека;

- барьеры внешней и внутренней среды организма;

- физиологические механизмы поддержания гомеокинеза;

- роль дыхательного аппарата, пищеварительного тракта, печени, почек, ретикулоэндотелиальной системы в поддержании гомеостаза организма;

- внутренние барьеры:

- гемато-энцефонический;

- гемато-офтальмический;

- гемато-лабиринтный;

- гемато-ликворный;

- гемато-плевральный;

- гемато-тестикулярный;

- плацентарный;

- внутриклеточные барьеры:

- мембраны (их проницаемость, механизмы транспорта веществ через мембраны);

- иммунные основы гомеостаза;

- гуморальный и клеточный компоненты иммунитета;

- регуляция иммунитета;

- взаимодействие нейрогуморальных и иммунных механизмов;

- аутоиммунные заболевания ;

- коагуляционный гомеостаз;

- механизмы свертывания крови;

- взаимодействие коагуляционной и фибринолитической систем крови; фибринолиз;

- гемофилии, геморрагические диатезы и тромбозы;

- этиотропная и патогенетическая терапия. Симптоматическая терапия. Комплексная индивидуальная терапия, основы интенсивной терапии. Полихимиотерапия, применение цитостатиков, иммуномодуляторов, гормональных препаратов;

- Нелекарственные методы воздействия на организм больного:

- рефлексотерапия;

- мануальная терапия;

- психотерапия и др.;

- Представления об интегральной медицине:

- общая этиология:

- роль внешних и внутренних факторов в развитии болезни;

- свойства патогенных факторов;

- патогенное действие физических и химических факторов;

- роль лекарственных препаратов в трансформации болезней человека;

- патогенез и морфогенез:

- повреждение как начальное звено патогенеза и морфогенеза болезни; уровни повреждения;

- основные закономерности патогенеза и морфогенеза болезни, причинно-следственные связи; порочные круги;

- первичное повреждение, его локализация и генерализация;

- местные и общие реакции на повреждение; их связь;

- целесообразность и адаптация в патологии; компенсаторно-приспособительные реакции;

- теоретические основы патогенетической терапии; заместительная терапия; симптоматическая терапия;

- роль реактивности в патологии;

- типовые патологические процессы повреждения:

- связь нарушений обмена веществ, структура и функции на клеточном и тканевом уровне;

- основные причины повреждения клетки и межклеточной ткани (экзогенные и эндогенные повреждающие факторы). Значение физических, химических и биологических агентов в патологии клетки и межклеточной ткани;

- ведущие механизмы повреждения клетки и клеточной ткани:

- роль чрезмерной активации свободнорадикальных и лизосомальных процессов нарушения биологического окисления, хранения и считывания генетической информации;

- обратимые и необратимые проявления повреждения;

- основные пути нормализации деятельности клетки при ее повреждении;

- иммунологические процессы:

- структурная и функциональная организация иммунной системы;

- наследуемые и приобретенные формы иммуннодифицитных состояний;

- ВИЧ-инфекция;

- формы, механизмы и роль в патологии иммунной толерантности;

- пути коррекции иммунных дефицитов, аллергии. Понятие десенсибилизации;

- воспаление:

- причины возникновения, роль реактивности организма, состояние иммунной и эндокринной систем в регуляции воспалительной реакции;

- местные и общие проявления воспаления;

- основные компоненты воспалительного процесса;

- лихорадка:

- причины лихорадочных реакций;

- пирогенные вещества;

- стадии лихорадки и типы лихорадочных реакций;

- участие нервной, эндокринной и иммунной систем в развитии лихорадки;

- отличие лихорадки от экзогенной гипертермии;

- основы жаропонижающей терапии; пиротерапия;

- гипоксия и гипероксия:

- гипоксия в патогенезе различных заболеваний;

- степень устойчивости разных органов и тканей к гипоксии;

- механизмы изменения газового состава артериальной и венозной крови при экзогенной, дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной и тканевой гипоксии;

- нарушение обмена веществ, физиологических функций и структуры тканей и органов при острой и хронической гипоксии;

- лечение гипоксических состояний;

- гипербарическая оксигенация;

- мембранопротекторы;

- метаболическая терапия гипоксических состояний;

- механизмы повреждающего действия кислорода при гипероксии:

- роль свободно-радикальных процессов;

- система антиперекисной защиты организма;

- принципы лечения гипероксии;

- инфекционный процесс:

- одна из форм взаимодействия макро- микроорганизма, роль реактивности организма в развитии инфекционного процесса;

- острые и хронические инфекции;

- аутоинфекция;

- транслокация бактерий при стрессовых ситуациях;

- стадии инфекционного процесса;

- исходы инфекционного процесса; осложнения и рецидивы;

- сепсис и септические осложнения в травматологи и ортопедии;

- основы профилактики и лечения септических осложнений. Антибактериальная терапия и роль антисептиков в лечении раневого процесса;

- опухоли:

- общее представление о канцерогенах, онковирусах, онкогенах;

- антибластомная резистентность, не иммунные и иммунные механизмы резистентности;

- основы профилактики и лечения опухолей;

- лучевая иммуно- и химиотерапия опухолей;

- хирургические принципы лечения опухолей;

- экстремальные состояния:

- общая характеристика экстремального состояния;

- экстремальные факторы;

- стресс:

- стадии, механизмы развития и проявления; «Триада Селье»;

- защитно-приспособительное и патогенетическое значение стресса;

- шок:

- основные виды шока;

- патогенез шока; роль ЦНС и вегетативной НС;

- стадии шока;

- изменения обмена веществ, физиологических функций, микроциркуляции;

- понятие о «шоковом легком», «шоковой почке», «шоковой печени»;

- наиболее характерные клинические проявления шока;

- коллапс:

- общая характеристика;

- классификация;

- патогенез и патоморфология;

- расстройства обмена веществ; микроциркуляции и функции органов;

- коллапс как компонент шока и комы;

- кома:

- виды;

- патогенез;

- экзогенные и эндогенные интоксикации;

- алкогольное и лекарственное отравление;

- механизмы развития и проявления коматозных состояний;

- принципы лечения;

- дезинтоксикационная терапия;

- патология органов и систем:

- патология сердечно-сосудисой системы:

- основные принципы лечения;

- уменьшение нагрузки на сердце;

- восстановление коронарного кровотока и энергопотребления миокарда;

- патология системы внешнего дыхания:

- дыхательная недостаточность (клинические проявления);

- удушье;

- основные патологические процессы в легких;

- альвеолярная гипо- и гипервентиляция;

- нарушение эфективного легочного кровотока;

- патологическое шунтирование венозной крови;

- механизмы и причины нарушения эффективной альвеоло-капиллярной диффузии;

- лечение;

- восстановление проходимости дыхательных путей;

- патология системы крови:

- причины и общие механизмы расстройств системы крови;

- основы профилактики и лечения;

- использование гемотрансфузий и стимуляторов гемо- и лейкопоэза, дезинтоксикация;

- воздействие на систему гомеостаза;

- патология пищеварительной системы:

- основные причины и механизмы расстройств пищеварения;

- роль нейрогенных и гуморальных факторов;

- состав пищи и режима питания;

- инфекции, интоксикации и др.;

- основные причины нарушения функции печени;

- виды желтухи, причины;

- синдром холемии и ахолии;

- печеночная кома;

- основы предупреждения и лечения болезней системы пищеварения;

- патология почек:

- причины и механизмы нарушения функции почек;

- нарушение почечной гемодинамики;

- затруднение оттока мочи;

- поражение паренхимы почек;

- нарушение эндокринной регуляции мочеобразования;

- клиника и диагностика почечной недостаточности;

- уремическая кома;

- принципы консервативного лечения;

- гемодиализ, гемосорбция, трансплантация почки;

- патология эндокринной системы:

- основные формы патологии эндокринных желез:

- гипо-, гипер- и дисфункция;

- заместительная гормонотерапия и использование антагонистов гормонов;

- патология нервной системы:

- механизмы нарушения деятельности нервной системы;

- патогенетические факторы;

- травматические повреждения мозга;

- сосудистые поражения мозга;

- невриты, невралгии;

- опухоли мозга и особенности их лечения.

- 3.6. Общественное здоровье и здравоохранение.

- Травматолог-ортопед должен знать:

- основы управления здравоохранением;

- владеть меодами медицинской статистики;

- уметь пользоваться медицинской литературой;

- знать проблемы экономики здравоохранения и страховой медицины;

- знать структуру учреждений, оказывающих амбулаторную и стационарную помощь при травматологических повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

- знать основные директивные документы Министерства здравоохранения РФ по вопросам травматологии и ортопедии.

Перечень практических навыков

клинического ординатора – выпускника кафедры травматологии и оропедии.

Общие знания:

1. клиническое обследование больного с травмой опорно-двигательного аппарата(курация не менее 100 больных);

2. клиническое обследование больного с заболеванием опорно-двигательного аппарата (курация не менее 100 больных, в том числе 50 детей и подростков);

3. проведение инфузиогнной терапии, определение объема необходимых для инфузии жидкостей (не менее 50 больных);

4. участие в реанимационных мероприятиях (до 10 случаев);

5. проведение местной анестезии - 100 случаев;

6. проведение проводниковой анестезии - 25 случаев;

7. новокаиновая блокада при переломах ребра – 10 случаев;

8. обосновать план оперативного лечения – не менее 200 случаев;

9. обосновать тактику реабилитации у больных с острой травмой и после плановых ортопедических заболеваний – не менее 200 случаев;

10. оценка степени консолидации перелома по данным рентгенографии – не менее 50 больных;

Манипуляции и операции:

- артроскопия коленного сустава – участие в операциях;

- парциальная менискэктомия - участие в 5 операциях;

- реинсерация передней крестообразной связки – 1-2 операции;

- пластика передней крестообразной связки – участие в 2-3- операциях;

- артроскопическое шейвирование коленного сустава – участие в 2-3- операциях;

- артроскопия других суставов – участие в 3-5 операциях;

- спинальная пункция – 3-5 манипуляций;

- первичная хирургическая обработка ран – не менее 10;

- вторичная хирургическая обработка ран – 2-3 случая;

- пластика расщепленным лоскутом кожи – до 10 случаев;

- пластика лоскутом на ножке – 2-3 случая;

- сшивание сухожилий при подкожных разрывах – до 10 случаев;

- тотальное эндопротезирование крупных суставов (коленного, тазобедренного) – участие в операции до 5 случаев;

- применение костного цемента для фиксации имплантатов – 2-3 случая;

- участие в операции краниовертебральной стабилизации – 1-2 операции;

- атланто-аксиальный спондилодез – участие в 1-2 операциях;

- задний спондилодез шейного отдела позвоночника – участие в 1-2 операциях;

- декомпрессивная ламинэктомия – участие в 2-3 операциях;

- удаление копчика – 1-2 операции;

- репозиция отломков ключицы, иммобилизация – 3-5 случаев;

- оперативное восстановление связок при разрыве ключично-акромиального сочленения – участие в 1-2 операциях;

- репозиция и гипсовая иммобилизация перелома проксимального конца плечевой кости – 2-3 случая;

- остеосинтез диафиза плечевой кости – участие в 2-3- операциях;

- репозиция метаэпифизарных переломов плеча в зоне локтевого сустава – 3-5 случаев;

- остеосинтез при внутрисуставных переломах дистального конца плеча – участие в 2-3- операциях;

- остеосинтез стягивающей петлей при переломе локтевого отростка – участие в 2-3 операциях;

- чрескостный остеосинтез при переломах плечевой кости – участие в 2-3 операциях;субакромиальная декомпрессия при импинджмент-синдроме – участие в 1-2 операциях;

- восстановление манжетки ротаторов плеча – участие в 1-2 операциях;

- вправление травматического вывиха предплечья - 2-3 случая;

- остеосинтез внутреннего надмыщелка плеча – 2-3 операции;

- невролиз локтевого нерва – участие в 2-3 операциях;

- удаление головки лучевой кости – участие в 1-2 операциях;

- репозиция при переломах диафиза костей предплечья – 3-5 больных;

- закрытая репозиция и иммобилизация при переломе луча в типичном месте – 5-10 больных;

- накостный остеосинтез при переломах диафиза костей предплечья - участие в 2-3 операциях;

- чрескостный остеосинтез при оскольчатых переломах луча в типичном месте – участие в 1-2 операциях;

- закрытая репозиция при повреждениях кисти – до 10 больных;

- остеосинтез спицами при переломах пястных костей – 2-3 операции;

- гипсовая иммобилизация при переломе ладьевидной кости запястья – 1-2 случая;

- скелетное вытяжение при переломахкостей таза; - участие в операции;

- остеосинтез винтами при переломе одной из стенок вертлужной впадины – участие в операции;

- остеосинтез при переломе шейки бедра – участие в 2-3 операциях;

- скелетное вытяжение при вертельных переломах – участие в 2-3 операциях;

- остеосинтез при вертельных переломах – участие в 2-3- операциях;

- интрамедуллярный остеосинтез при переломе диафиза бедра – участие в 2-3 операциях;

- накостный остеосинтез при переломе диафиза бедра – участие в 2-3 операциях;

- остеосинтез спице-стержневыми аппаратами при переломе диафиза или дистального метафиза бедра – участие в 2-3 операциях;

- остеосинтез при переломе мыщелков бедра – участие в 2-3 операциях;

- остеосинтез надколенника стягивабющей проволочной петлей – 3 операции;

- чрескостный остеосинтез при переломе проксимального эпиметафиза большой берцовой кости – участие в 2-3 операциях;

- сшивание собственной связки надколенника – 1-2 операции;

- пункция коленного сустава – 10 манипуляций;

- пункция плечевого, тазобедренного и голеностопного сустава – по 2-3 манипуляции;

- чрескостный остеосинтез при переломе диафиза костей голени – участие в 2-3 операциях;

- накостный или интрамедуллярный остеосинтез при переломах диафиза большеберцовой кости – 2-3 операции;

- закрытая репозиция и гипсовая иммобилизация при повреждениях в зоне голеностопного сустава – 10 больных;

- трансартикулярная фиксация голеностопного сустава – 2-3 случая;

- скелетное вытяжение при переломо-вывихе в голеностопном суставе – 3-5 манипуляций;

- репозиция и гипсовая иммобилизация при переломе костей стопы – 5 больных;

- скелетное вытяжение при переломах у детей – 5 больных;

- закрытая репозиция и гипсовая иммобилизация при переломах у детей – 5 больных;

- эпи- и периневральный шов нерва – участие в 2-3- операциях;

- сосудистый шов при повреждении магистральных артерий и вен – участие в 2-3 операциях;

- реконструктивные операции на культях конечностей – 1-2 операции;

- операции при мышечной кривошее – участие в 1-2 операциях;

- операции на тазобедренном суставе при дисплазии у детей – участие в 1-2 операциях;

- консервативное лечение новорожденных и детей раннего возраста при врожденном вывихе бедра – 2-3 больных;

- операции при врожденной косолапости – 1-2 операции;

- консервативное лечение сколиоза –2-3 больных;

- оперативная стабилизация грудного и поясничного отдела позвоночника – участие в 1-2 операциях;

- оперативное лечение стенозирующего лигаментита –2-3 операции;

- коррегирующая межвертельная остеотомия бедра –участие в 2-3- операциях;

- удлинение бедра и голени – участие в 2-3 операциях;

- операции при статической деформации стопы – участие в 2-3 операциях;

- удаление хондромных тел из коленного сустава – участие в 2-3 операциях;

- синовэктомия коленного сустава – участие в 1-2 операциях;

- пересадка сухожилий при последствиях полиомиелита и спастическом церебральном параличе – участие в 2-3- операциях;

- секвестрэктомия при гематогенном остеомиелите – участие в 2-3 операциях;

- удаление доброкачественных опухолей на верхней и нижней конечностях – 1-2 операции;

- резекция злокачественных опухолей опорно-двигателлного аппарата – участие в 2-3 операциях.

 

3.8. Перечень практических навыков выпускника интерна кафедры травматологии и ортопедии практически повторяет требования, предъявляемые к травматологу-ортопеду, окончившему клиническую ординатуру, с той лишь разницей, что количество участия в операциях и количество курируемых больных уменьшено в два раза.


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Последипломное профессиональное образование врачей имеет свои существенные особенности, которые откладывают свой отпечаток на всю организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий.

Основными формами учебной работы являются:

1. лекции

2. семинары

3. практические занятия

4. контроль и оценка знании

5. анализ конкретных ситуаций

б самостоятельная работа слушателей

7. написание рефератов.

Учебная лекция - одна из форм систематических учебных занятий. На лекции выносятся наиболее сложные теоретические разделы курса.

Различают следующие виды учебных лекций - вводные, тематические, обзорные, заключительные, комплексные, проблемные и клинические.

Курс лекций может быть систематическим, специальным, посвящен избранным главам.

Объем лекций в часах определяется учебным планом и программой обучения. К каждой лекции необходимо составление методической разработки. Методическая разработка должна содержать название лекции, цели и задачи ее, для какого контингента слушателей она предназначена, объем учебного времени, план лекции, характер иллюстрированного материала, перечень основной литературы

Для клинических ординаторов и интернов лекции читаются 1 раз в месяц. Продолжительность лекции - 2 академических часа.

Одной из форм систематических учебно-теоретических практических занятий является семинар. Это эффективная форма организации учебных занятии, способствующая наиболее глубокому и детальному усвоению учебного материала. В настоящее время семинары следует считать ведущей .формой обучения. На клинических кафедрах распространенной формой семинара является утренняя конференция. Проведение утренних конференций фиксируется в расписании. На семинары предпочтительно выносить более сложные разделы, требующие глубокого осмысливания и логических действий. В подготовке к семинару следует четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета, составить методическую разработку семинара, содержащую порядок работы семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При этом необходима предварительная самостоятельная работа обучающихся. Время, отведенное на семинар, составляет от 2 - 4 - б часов, что должно быть отражено в расписании занятий.

Одной из форм семинара является клинический разбор, целью которого является развитие клинического мышления, формирование дифференцированного подхода к лечению больного, умение применить свои знания на практике.

Одной из форм проведения семинара является "Деловая игра". Это активная форма организации учебной работы, при которой знания, умение, навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем. В задачу деловой игры входят процесс выработки и принятия решения конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов и анализа информации. Одна из форм проведения семинара - работа в "малых группах". Работа в малых группах включает в себя информационную и контролирующую функции.

Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, на которых обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки по тому или иному разделу специальности.

Одной из форм практических занятий является клинический обход. Клинический обход осуществляют заведующие кафедрами, профессора и доценты кафедр. Клинический обход проводится не реже одного раза в неделю. Продолжительность клинического обхода не должна превышать двух академических часов. За 1 клинический обход осматривается от 10 до 20 больных. Завершается клинический обход вне палаты разбором каждого осмотренного больного.

Одной из форм практических занятий на клинических кафедрах являются поликлинические занятия. Методика проведения поликлинических занятий определяется профессиональной направленностью. Объем поликлинических занятий определяется учебным планом и программой обучения.

Курация больных одна из форм систематических практических учебных занятий, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, овладению необходимыми умениями и навыками, предусмотренными учебным планом и программой.

Одной из форм практического занятия являются дежурства, которые являются обязательными для клинических ординаторов и интернов. Целесообразно сочетать дежурства клинических ординаторов и интернов с дежурствами преподавателей кафедры.

Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа может включать в себя работу с учебной литературой и учебными пособиями, работу со справочной литературой, подготовку рефератов, научных докладов, курацию больных, работу в операционной, перевязочной, гипсовой и др.

Контроль обучения - одна из важнейших форм учебных занятий. Контроль обучения проводится на всех этапах обучения. Различают предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний. Контрольные вопросы, задачи и задания должны в полной мере соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной компетентности и квалификации обучаемого. В настоящее время распространенной формой контроля знаний является тесвый контроль, преимуществом которого является значительный объем разнообразного учебного материала, возможность контроля на необходимом уровне, возможность предварительного самоконтроля, возможность использования технических средств обучения и др.

Оценка обучения является также важной составной частью контроля и представляет собой определение и выражение (в баллах) степени усвоения обучающимся знаний, умений, навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения.


МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СЕМИНАРОВ И ЛЕКЦИЙ (унифицированная).

1. Название темы

1. 2. Форма обучения, название цикла

2. Контингент обучающихся

3. Продолжительность занятия

4. Место проведения (для практического занятия)

5. Цель занятия

6. Задачи занятия (лекции, семинара, практического занятия)

7. Коды по унифицированной программе (для сертификационных циклов, циклов тематического усовершенствования, общего усовершенствования)

8. План лекции, семинара, практического занятия с примерным распределением времени

9. Перечень оборудования, инструктивный и регистрирующей документации, объектов изучения

10. Методическое оснащение:

- иллюстративный материал

- история болезни, индивидуальные карты больных

- вопросы для разбора на семинаре

- вопросы для программированного контроля знаний и ситуационные задачи для практического занятия.

12. Расширенный план занятия (лекции, семинара, практического занятия) в тезисном варианте.

13. Литература,

14. Рекомендации для внедрения в практику здравоохранения.

15. Практические навыки (для практического занятия). Требования к кадровому обеспечению учебного процесса: Реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием должна обеспечиваться кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой специальности и систематически занимающимися научно-педагогической деятельностью.

Преподаватели должны иметь ученую степень ( не менее 10% - доктора наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере ( не менее 5 лет).

Основой обучения травматолога-ортопеда является индивидуальный план специализации, в котором предусматриваются следующие разделы:

Последовательность освоения всех разделов программы с указанием сроков и места обучения по каждому из них, а также непосредственного руководителя в этот период. Перечень тем докладов и рефератов, с которыми интерн выступает на семинарах, клинических разборах, конференциях. Темы лекций и бесед, место и сроки проведения. Формы участия в научно-практической работе.

Индивидуальный план составляется на основе "Типового учебного плана и программы" с учетом реальных возможностей базового учреждения, будущего места работы молодого специалиста.

Усвоение практических навыков врачом-интерном обеспечивается во время работы на рабочем месте. Для этого среди 8 -10 больных, которых ведет интерн, должно быть 3-4 тематических в соответствии с изучаемым по индивидуальному плану разделу программы. Не исключается возможность одновременного изучения нескольких взаимосвязанных разделов. Овладение навыков необходимо оценивать на всех этапах подготовки специалиста: в начале интернатуры, при сдаче зачетов по разделам программы, на квартальных аттестациях, в ходе реферативных докладов и на заключительном экзамене.

Все виды контроля за ходом подготовки следует отражать в дневниках работы врачей - интернов. В нем должны быть записи по следующим рубрикам: список больных с указанием номера истории болезни и диагноза, перечень приобретенных навыков с указанием объема их применения, участие в работе семинаров с выделением темы собственных сообщений, участие в общебольничных, клинических, научно-практических и патологоанатомических конференциях, заседаниях ЛКК, научного общества, санитарно-просветительная работа, список литературы, проработанный интерном при изучении соответствующего раздела программы, при подготовке к семинару или конференции, тема и результат собеседования, зачета, аттестации. При реализации подготовки специалиста в интернатуре (первичная специализация) должны быть предусмотрены в учебном плане стандарта по специальности 8 недель работы обучаемых в поликлинике. Все записи интерна в дневник визируются непосредственным руководителем подготовки.

Итоги аттестации оценивает и оформляет преподаватель вуза. Важным элементом в подготовке врача-интерна является его реферативная работа, призванная обучить молодого специалиста работе с научной литературой по специальной и смежным дисциплинам, тему реферата следует рекомендовать с первых дней изучения того или иного раздела учебного плана, стремясь сформулировать ее максимально конкретно с проекцией на клинические аспекты проблемы (диагностику, в том числе раннюю, экспрессную, и терапию, в том числе интенсивную), вопросы диспансеризации и реабилитации. Возможно использование в качестве реферативной работы выполнение интерном переводов и обзоров иностранной научной литературы по избранной теме.

При разборе реферата интерна, руководитель должен оценить соответствие содержания выбранной теме, объем представленной информации и ее новизну, актуальность для практической деятельности, ясность изложения, правильность оформления списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями, а также изложить свои замечания и пожелания. Полезно использовать практику предварительного перекрестного рецензирования рефератов другими интернами, обучающимися на базе. При подготовке реферативной работы интерн обязан грамотно оформить библиографическую карточку на каждый использованный литературный источник. Заполненные карточки можно использовать для каталогов на базах интернатуры. Лучшие рефераты необходимо доложить врачам базовой больницы, использовать для сообщения на конференциях.

Клинический разбор - обязательная форма работы с интернами, предметом клинического разбора могут быть наиболее сложные в диагностическом отношении случаи заболевания, осложненные формы с особенностями тактики их ведения, истории болезни с протоколами аутопсий умерших больных. Разборы следует проводить не реже 1 раза в месяц с тем, чтобы все участники разбора могли подготовиться. Клинический разбор проводят профессора, доценты, ассистенты кафедр, главные специалисты города, руководители подготовки интернов. Тема и дата проведения разбора сообщается всем участникам заблаговременно, тогда же интерны получают индивидуальные задания: подготовить демонстрацию больного, необходимые иллюстрации (таблицы, слайды, графики и т.п.). Ход подготовки материалов к разбору контролируется руководителем интерна для своевременного исправления недостатков и помощи.

Прогрессивной формой подготовки интерна является участие в научно-практической работе для приобретения навыков самостоятельной творческой работы, повышения интереса к избранной специальности, углубления знаний и умений, формирования способности к анализу выявленных факторов и их клинической интерпретации.

В качестве основных форм научно-практической работы интерна можно использовать:

- изучение и анализ особенностей течения отдельных нозологических форм по материалам данного стационара,

- оценку непосредственных и отдаленных результатов лечения больных с использованием новых средств терапии или комплекса терапевтических мероприятий,

- анализ ошибок в диагностике, а также оперативного лечения;

- разработку данных по эффективности внедрения новых методов диагностики и оперативного лечения;

- анализ показателей деятельности базового учреждения за месяц (квартал, полугодие, год) и участие в составлении отчетов больницы или отделения.


<== предыдущая | следующая ==>
Функция полезности | 





Date: 2015-12-12; view: 134; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.154 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию