Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выживут ли дикари?





 

Для ответа на этот вопрос я позволю себе привести два примера.

Несколько лет назад нас с доктором А. Ю. Салиховым пригласили для показа наших новых глазных операций в город Манаус (Бразилия), расположенный в самом центре бассейна Амазонки. Через неделю напряженного хирургического труда нас повезли на лодках в глубь амазонских джунглей, чтобы показать местную экзотику.

Ночью нам предложили поохотиться на крокодилов. Оказывается, при свете галогеновой лампы у крокодила зеленым светом светятся глаза, и на моторной лодке можно подплыть к нему буквально вплотную. Ослепленного светом крокодила можно ткнуть палкой, а маленького крокодильчика можно даже поймать руками. Охота на крокодилов запрещена, поэтому мы ограничивались только леденящим душу нарушением покоя огромных рептилий. Но меня поразило огромное число крокодилов: каждые 150— 200 метров можно было видеть светящиеся крокодильи глаза.

Утром доктор А. Ю. Салихов наловил на удочку пираний, используя в качестве приманки остатки пищи со стола. Мы засунули в рот полуживой пиранье ветку с, палец толщиной, которую она перекусила легким движением страшных челюстей.

Далее нам решили показать местных полудиких индейцев. Когда мы подплывали к их деревушке, гид сказал, что вчера здесь видели огромную анаконду около 20 метров длиной.

Предельная убогость отличала индейские жилища. Они были сколочены из досок, напоминали сарайчики для кур и были установлены на невысокие сваи над поверхностью воды у берега. Индейцы справляли нужду через отверстие в полу и оттуда же брали воду для питья. Циновка и небольшой набор посуды составляли весь домашний скарб. Трусы и майка — набор необходимой одежды. Температура на Амазонке стабильная и держится на уровне 30‑35 градусов. Здесь нет комаров и других кровососущих насекомых.

Амазонские индейцы живут за счет сбора латекса с каучуковых деревьев и рыбной ловли. Они ставят сети, сплетенные из веревок, на рыбу‑пираруку, вес которой достигает 300 килограммов. Если поймать рыбу — едят ее всей деревней, если нет — все голодают.

— Скажите, — спросил я одного из индейцев, мало‑мальски говорившего по‑английски, — крокодилы и анаконды нападают на людей?

— Конечно, — ответил индеец. — Крокодилы едят женщин, а анаконды — мужчин.

— Почему так выборочно?

— А вон, посмотрите на мою вторую жену, — кивнул головой индеец в сторону реки. — Она моет посуду на берегу. Так же моя первая жена мыла посуду на берегу, когда к ней незаметно приплыл крокодил, утащил ее в воду и растерзал.

— И часто такое случается?"

— Часто, очень часто. У моего соседа крокодил съел двух жен. Много детей было съедено крокодилами.

— А вы боитесь за свою вторую жену?

— Боюсь, конечно. Но, наверное, ее тоже съест крокодил. Один раз уже нападал, но она убежала. Женщина ведь должна мыть посуду на берегу. Если и ее съест крокодил, то я возьму третью, — угрюмо проговорил индеец.

— А анаконды нападают на мужчин?

— Да, много мужчин гибнет от анаконд в сельве.

— Почему?

— Вы, наверное, видели, что сельва очень густая. Ходить по ней можно только по тропинкам. Все звери ходят по тропинкам. Мы, мужчины, тоже ходим по этим тропинкам, когда собираем латекс. А змея‑анаконда находит такую тропинку, повисает на деревьях над ней и ждет добычу. Анаконда нападает на все живое; будь то человек, будь то тапир (дикая свинья)… Вот в прошлом году анаконда проглотила моего двоюродного брата, только фуражка осталась. До этого в сельве исчез его сын. Тоже анаконда…

— А анаконды большие?

— Есть очень большие, а есть и поменьше, которые глотают только детей.

— У вас есть ружья, чтобы защищаться?

— Нет, ружей у нас нет. У нас есть только это, — индеец показал на свою лачугу.

— Почему у вас нет ружей?

— Это очень дорого.

— Неужели трудно заработать на ружье? — настаивал я. — Ну в конце концов, рыбу можно коптить, солить и продавать в городе, а не сразу съедать всей деревней. Можно делать мебель из красного дерева и продавать ее. Можно делать поделки из дерева или чучела пираний — они должны пользоваться спросом. Можно собирать и продавать дикие плоды. Можно выращивать маис, сахарный тростник, кофе, какао, ананасы… Почему вы не делаете этого?

— Мы не умеем этого, — грустно сказал индеец.

— Среди вас есть образованные люди?

— Нет.

— Все безграмотные? Вы не умеете читать?

— Да.

— У вас есть вождь?

— Да.

— Он, наверное, умеет читать и писать?

— Нет. Он живет как и мы, — проговорил индеец.

— А откуда вы знаете английский язык?

— Еще мальчиком я ушел в город и много лет прожил рядом с туристическим отелем. Там я научился говорить по‑английски.

— Чем вы занимались в городе? — продолжал настойчиво расспрашивать я.

— Просил милостыню, помогал носить чемоданы, убирал мусор, — сказал индеец.

— А где жили?

— На улице… Потом сделал дом из ящиков.

— А государств® пытается дать вам образование, научить жить как белые люди?

— Да. Но мы не умеем жить как белые люди. Я замолчал. Глухая безысходность сквозила от этого человека. Мне стало жалко его. Хотелось помочь. Я понимал, что эти люди не выдерживают контакта с белыми людьми; они начинают чувствовать психологически давящий комплекс неполноценности и от этого еще быстрее деградируют и вымирают. Эти люди еще не совсем одичали, еще не полностью живут инстинктами, они еще способны чувствовать унижение от своей недоразвитости. Эти люди, наверное, были счастливы среди дикой природы, чувствовали свое превосходство над дикими зверями. Они, наверное, и не предполагали, что другие группы людей ушли далеко вперед: создали механизмы, образование, построили города и т. п. Возможно, в глубине души они туманно осознают, что время безвозвратно потеряно, что они сладко и бездарно катились по регрессивному наклону эволюции, все более и более забывая своих великих предков и все более и более приближаясь к дикой бездуховной природе. Эти люди, конечно же, не понимают того, что эволюция не терпит стабильного состояния, что есть только два выбора — прогресс или регресс, а для прогресса нужно делать усилия, огромные усилия. Нас посадили в лодку и довезли до отеля. Далее на автомобиле нас довезли до парома через Амазонку. Я залез на паром и оглядел окрестности: по берегам Амазонки ютились жалкие деревенские лачуги. Рядом со мной стоял индейский мальчуган в грязной майке с нелепой надписью «Ковбой». Он тоскливо глядел на лачуги, откуда, видимо, был родом. Я смотрел на мальчишку и думал, что никогда ему не получить образование, что судьба его определена регрессивной праздностью его далеких предков, и проведет он жизнь в одной из этих лачуг, если не будет съеден крокодилом или анакондой.

Мальчишка перехватил мой взгляд и подобострастно улыбнулся. А я стоял рядом с ним — высокий, белый и уверенный в себе. Мне повезло — мои далекие предки, упорно работая, шли по пути прогресса.

Другой пример, который я хотел привести, относится к Сибири (район полуострова Таймыр). Мы шли маршрутом высшей категории сложности и забрели в места, где, как говориться, нога человека не. ступала. Шел снег с дождем. Кругом была тундра, изрезанная каменистыми ущельями. Было очень холодно, хотелось спрятаться от вездесущего пронизывающего ветра.

Вдруг в тундре мы увидели оленеводческий чум. Обрадовавшись мы подошли к чуму. Залаяли собаки, из чума вышло несколько человек, одетых в малицы из оленьих шкур. Старший из них похлопал себя по груди и сказал:

— Начальник.

Я скинул с себя рюкзак и тоже, постучав себя по груди, сказал:

— Начальник.

Оленевод показал на чум и сказал:

— Хорошо.

Мы вошли в чум и уселись на оленьи шкуры. Стало тепло. Я сказал:

— Хорошо.

Чувствовалось, что хозяин чума знает по‑русски только два вышеотмеченных слова. Он посмотрел на меня, показал на котел с вареной олениной и сказал:

— Начальник, хорошо.

Мы стали кушать. Я сбегал к рюкзаку, достал фляжку со спиртом, показал ее хозяину и сказал:

— Начальник, хорошо.

Хозяин окинул строгим взглядом свою семью и наших ребят, потом показал на себя и на меня и сказал:

— Начальник, хорошо.

Из этих слов я понял, что выпить можно только ему и мне — начальникам. Я налил спирт, и мы выпили. Хозяин порозовел и сказал:

— Начальник, хорошо.

Я закусил олениной и тоже сказал:

— Начальник, хорошо.

«Беседа» затянулась. Наступила ночь, стали ложиться спать. Вдруг хозяин показал на одну из женщин в чуме и четко сказал:

— Начальник, хорошо.

Я знал об этом обычае северных народов, но сконфузился и, показав руками, что хочу спать, сказал:

— Начальник, хорошо.

Хозяин подошел к женщине, похлопал ее по спине и сказал:

— Начальник, хорошо.

В конце концов хозяин устал уговаривать меня. Мы заснули.

Утром хозяин, провожая нас, поднял один из наших рюкзаков, поохал, показывая, что это тяжело, а потом снова подошел к указанной женщине, похлопал ее и с укором сказал:

— Эх, начальник, хорошо.

Мы взяли азимут и пошли. Через несколько километров, пересекает ущелье, мы неожиданно встретили одинокого оленевода, ехавшего на нартах. Он говорил по‑русски довольно хорошо. Остановились, заговорились. Выя9нилось, что он несколько лет жил в поселке, окончательно спился и вот сейчас кочует вместе с семьей оленеводов, у которых мы были.

— Старик («начальник». — Э.М.) очень мудрый. Он кочует в самых безлюдных местах, остерегается встретиться с белыми людьми. Он знает, что наш народ (ненцы. — Э. М.) плохо переносит контакт с белыми людьми, спивается и умирает. Если бы я жил вместе с белыми людьми, я бы уже умер. Старик спас меня. Но в тундре белых людей становится все больше и больше, они летают на вертолетах, ездят на вездеходах. Мы уходим все дальше на север, скоро будет некуда идти.

Итак, выживут ли дикари и полудикари? Наверное, все‑таки нет. Создание тепличных условий для них бессмысленно, потому что прогресс возможен только за счет воли, желания бороться и преодолевать трудности ради будущего. Регрессивная праздность далеких предков, позволившая постепенно дичать, обернулась смертельным грехом.

 

 

Date: 2015-12-12; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию