Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказываем руками

Тарновская Н.М.

Вот раковина….

Если ты долго будешь смотреть на неё,

то вдруг тебе придёт в голову, что как-то утром

солнечный свет упал на эту раковину

и так на ней и остался на вечные времена.

К.Г.Паустовский [1]

 

Процесс обучения основам актёрского мастерства театра кукол во всех театральных школах начинается с развития пластики рук. Руки кукольника – главный, очень важный инструмент, самая послушная и подвижная кукла. Как много они должны уметь, как чутко и умно обязаны ими владеть актёры! Поэтому уже в первый год обучения руки студентов должны стать ловкими, пластичными, выразительными, способными ощущать руку, будущую куклу, быстро реагировать на малейшие импульсы внутренней жизни актёра.

Первые уроки по мастерству актёра-кукольника состоят из череды постоянных тренингов, заданий на различные жизненные темы и наблюдения. Учащиеся придумывают ряд пластических этюдов, используя пластику рук, постепенно день за днём развивают, тренируют определённые навыки и умения, воспитывают в себе способность жить и работать сообща, в одной театральной команде. Это очень важно, так как искусство театра кукол в основном коллективное творчество, чувство партнёрства в нём незаменимая вещь.

Для освоения мастерства владения куклой каждый педагог, опираясь на исторически сложившуюся на кафедре методику, разрабатывает свой поэтапный план на основе личного творческого и педагогического опыта.

Хочу остановиться на одном из этапов обучения: «Развитие образного мышления, творческой фантазии и воображения, вырабатывающих способность в обычном видеть необычное. Начальное понимание образа».

«Воображение важнее, чем знание», считал Альберт Эйнштейн. В искусстве, как и в науке, оно способствует открытию нового, неизведанного. Цель педагога – помочь будущему актёру и режиссёру раскрыть свои индивидуальные способности. Постижение последовательного, непрерывного познания и анализа творческого процесса является для студентов открытием неизведанного и нового. Итак, развиваем воображение и анализируем логику творческого процесса.

Что такое воображение? «Психологический процесс, обеспечивающий создание новых, ранее неизвестных человеку образов, представлений» [2].

Существует много тем для тренинга по развитию образного мышления. Кто-то берёт музыкальные композиции, поэтические произведения или картины различных художников…Исходный материал для развития воображения безграничен, можно взять любой, важно, чтобы он мог послужить толчком для творческой фантазии.

 

Мне на помощь всегда приходит ПРИРОДА. Что может быть чудесней и величественней, загадочнее и мудрее? Какие фантазии, мысли, сюжеты возникают в голове человека, созерцающего её творения!. Поэтому на занятиях первого семестра мной были предложены морские ракушки как предмет для развития воображения. Возраст моллюсков (раковин) исчисляется тысячелетиями, их находили при раскопках многих стоянок каменного века. Представьте, сколько сюжетов может возникнуть, когда мы их рассматриваем. Вот что пишет знаменитый чешский писатель Карел Чапек: «Наибольшее наслаждение я получил от созерцания раковин. Потому что вид у них такой, будто игривый Дух божий, вдохновлённый собственным всемогуществом, сотворил их для своего развлечения… розовые и пухлые, как девичьи губы, пурпурные, янтарные, перламутровые, чёрные, белые, пёстрые, тяжёлые, изящно-филигранные, как пудреница королевы Мэб, гладко отточенные, покрытые бороздками, колючие, округлые, похожие на почки, на глаза, на губы, стрелы, шлемы и ни на что не похожие, они просвечивают, переливаются красками, как опалы, нежные, странные, не поддающиеся описанию» [3]. Чудесный объект для пробуждения творческой фантазии будущих режиссёров.

Даётся задание: «Сочинить историю ракушки». В какой форме? Никаких

ограничений - фантазируйте.

Не все студенты сразу поняли полученное задание. Проще было придумать небольшой этюд и показать его по принципу «я в предлагаемых обстоятельствах», что и было сделано некоторыми студентами. Сложнее написать литературную основу (рассказ) и попытаться раскрыть его через пластику рук и тела.

Задание уточняется: «Написать рассказ о ракушке и с помощью пластики рук показать его, используя тренировочные упражнения для развития гибкости и пластичности рук».

Рассмотрим процесс создания одной работы. Студентка Д. выбрала понравившуюся ракушку в форме веера. Возникла мысль о том, что это одна половинка, но где же тогда другая?.. Начинает работать фантазия. Перед глазами возникает арена древнего Колизея с ревущей толпой… Бой гладиаторов с трагическим финалом… Постепенно формируется замысел - «О чем?»

«Замысел – творческое решение, найденное с точностью до жанра, зерно художественного образа» [4]. Воображение ведёт студентку дальше, к ответу на вопросы: что случилось? что за герой? что произошло с героем? Это подводит к фабуле, т.е. определению логики и последовательности развития конфликта. Происходит раскрытие принципа пятиактности фабулы: 1. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Перипетия действия. 4. Кульминация. 5. Развязка.

Постепенно рождается история о маленькой ракушке, живущей в море и выловленной ловцом жемчуга, который дарит её своему сыну на счастье. Но жизнь складывается так, что юноша погибает от руки гладиатора на арене Колизея.

 

Выстраивая события, придумывая героев, их способ существования и взаимодействия друг с другом, студентка на основе придуманной фабулы приходит к созданию сюжета о жизни ракушки.

 

В начале обучения термины «фабула», «сюжет» ещё не открыты учащимися, всё происходит интуитивно, и данное задание способствует освоению и осознанию процесса действенного анализа. Далее происходит длительная работа по осмыслению, поиску и применению изобразительного ряда.

Прежде всего, как изобразить ракушку руками? Конечно – это ладонь, чуть согнутая в запястье, условно – ракушка. Нужно отобрать упражнения тренинга, необходимые для выполнения задания: «показать историю с помощью пластики рук». Это значит, найти в физических упражнениях психологически верную пластику рук, тела, голоса. Об этом писал М.Чехов: «Развитие тела с помощью психики …Что все физические упражнения будут пониматься и выполняться как упражнения психологические» [5]. Поэтому в рамках придуманного сюжета очень важно почувствовать и показать отношения отца к сыну, сына к отцу, ракушки к хозяину – всё через наши чувства и эмоции с помощью пластики наших рук.

Уроки актёрского мастерства в этот момент состоят из каждодневного внимания к ходу самостоятельного творческого поиска студента. Идёт тщательный отбор слова и жеста. Постепенно шаг за шагом осуществляется создание рассказа-этюда «говорящих рук».

«РАКУШКА»

На площадке - стол. Подходит студентка и, глядя в зал, начинает рассказ…

- А в самом центре Колизея – лежит ракушка.

Руки ещё не готовы к истории. Студентка поднимает (закатывает) рукава, обнажая руки,– они главные рассказчики. Начинается действие:

- Это было давно.

Руки изображают морской прибой (упражнение «волна»). Море живое, дышит покоем и безмятежностью.

- Она была молода.

Ладони соединяются, получается ракушка. Медленно и плавно она падает на дно (на стол). Подводное течение переносит её с одного места на другое. Ракушка (руки) медленно двигается по дну, останавливаясь в раздумье.

- Лежала себе на дне Средиземного моря и не думала ни о каких переменах…

В море она родилась – это её стихия (чувство безмятежной юности).

- Но судьба её была предрешена.

Взмах руки, как будто рыбак увидел красивую ракушку и захотел достать ее.

- Ловкие руки человека однажды схватили её и вытащили на поверхность воды.

Рука рыбака (студентки) опускается на дно, хватает и достаёт ракушку (вторую руку). Две ладошки (целая ракушка) перед глазами того, кто её вытащил (рыбака).

- Так она увидела дневной свет.

Рыбак-отец, протягивает руку:

- Сын мой, возьми эту ракушку, пусть она хранит тебя.

Вторая рука забирает подарок в кулак и подносит к груди.

- Да, отец.

Сын раскрывает руку (две ладони студентки соединяются). Перед лицом своего хозяина предстала чудесная ракушка, они смотрят друг на друга.

- Так она впервые увидела «того человека»…

Он любуется ею. Ладони вращаются в запястье, плавно переходя в движение маятника, так талисман движется на груди сына при ходьбе. (Упражнение на гибкость запястья ).

- Пять лет они были неразлучны, она висела у него на груди.

Из маятника руки превращаются в сердце (два кулачка вместе, запястье бьётся об запястье – тук – тук, тук – тук…) Студентка поднимает руки к уху, прислушивается.

- Слышала каждый удар его сердца.

Всё хорошо, сердце стучит спокойно и ровно.... Вдруг студентка останавливается, пауза, напряжённо с тревогой смотрит на зрителей.

- Но пришла беда!

Ритм движений меняется, он становится более динамичным, резким, с нарастающим напряжением.

- Яркий свет ослепил её.

Руки превращаются – в свет (упражнение «солнышко»: попеременное закрывание и открывание пальцев кисти от большого к мизинцу и от мизинца к большому пальцу). Но этого упражнения недостаточно, поэтому студентка добавляет движение всей руки, работают локти, плечи, корпус. Теперь руки – свет. Они как бы охватывают всю арену Колизея. Продолжая вращение корпуса по кругу, кисти соединяются в запястьях и продолжают делать круговые движения (круговорот – упражнение на гибкость и координацию кисти рук). Круг…ещё один, темп движений нарастает.

- Сердце человека стучало сильнее и сильнее.

Руки в «замке», это уже не спокойное сердце – идёт бой – оно стучит, вырываясь из груди. Руки делают круг, один, второй, третий …

- Удар.

Рука наотмашь бьёт, как меч, рассекая воздух

- Шшшшшы … Ещё удар!

Повторяется движение, но уже другой рукой

- Шшшшшы ……

Кульминация битвы, что скажет император? Рука студентки медленно поднимается, кулак с большим пальцем опускается вниз (смертельный приговор).

- Шшшшшы ……

Пронзая грудь «героя», меч попадает в ракушку и разбивает её пополам. Хлопок, как удар литавры, руки взлетают, последний взмах, и две половинки чудесной ракушки медленно падают. Одна рука остаётся на столе – это половинка от ракушки, та самая в форме веера, которую выбрала студентка для задания.

- А в самом центре Колизея лежит ракушка.

К о н е ц.

 

При соединении рассказа с пластическим действием рук получилось так, что руки не показывают то, что говорит студентка, то есть язык слова и язык пластики рук, существуют параллельно; мы будто бы ставим многоточие после слова, но действие продолжаем, это получается эмоционально сильнее. Банально было бы сказать «И вот его убили». Гораздо сильнее: «Удар, ещё удар …» - и ракушку разрубили пополам. (Только ли ракушку?) Таким образом, воздействие на зрителя увеличивается.

Подведём итог. Работа над этим заданием вырабатывает у студентов:

- конкретность образного мышления;

- умение пластически выразить свою мысль, пробудить и развить свою фантазию, оформить её в виде литературной основы и прикоснуться к началу осознания, что такое образ и характер;

- способность отобрать из всего комплекса тренировочных упражнений именно то, что является наиболее соответствующим данной истории, чтобы использовать их, как выразительное средство, учит студента пониманию основ художественного языка театра кукол;

- сочинение истории, построение фабулы этюда – рассказа подводит студента к началу освоения метода действенного анализа, через пластику действия будущей куклы (руки).


<== предыдущая | следующая ==>
Расчеты | Визначення сум податкового (грошового) зобов`язання. Податкове повідомлення-рішення

Date: 2015-12-12; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию