Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядовЛ.Н. Лазарева. История и теория праздников. Уч. пос. Челябинск, 2004. ЧГАКИ. – 2 изд. Испр. – 278 стр. С.А. Токарев и его система календарных праздников из трех групп: зимние, весенние, летне-осенние. Предпочтения В.К. Соколовой в делении календарных праздников на зимние, весенне-летние и осенние. Неточность определения границ первой группы - зимних; согласованность второй и третьей. Возможность и логичность классификации календарных праздников на три группы: зимне-весенние, весенне-летние и осенние (по закону первой и последней ассоциации; начала-конца, по закону перехода из одного состояния в другое). Библиографический список 1. Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Париж, 1943-1958. - В кн.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев / Под ред. С.А. Токарева. - М: Наука, 1983. 2. Геродот. История. - В 9 кн. - Л., 1972. 3. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л.: Наука, 1991. 4. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. - М., 1974. С.30 Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников - от эпохи появления человека и до наших дней. Отсутствие полных и достаточно точных свидетельств о судьбе традиционных обычаев. Сложность самого рассматриваемого объекта - календарно-обрядового праздника по историческому происхождению, составу входящих в него элементов и разнообразию выполняемых функций. Оригинальная концептуальная позиция Геродота: образ жизни каждого парода управляется господствующими у него обычаями; обычаи и обряды сравнимы между собой и поддаются оценке; каждый народ предпочитает свои обычаи всем другим. Опора на основные теоретические положения Геродота и последующих авторов. Гиппократ, Аристотель, Посидоний о зависимости народных праздников от природной среды. Геродот, Страбон о заимствованиях обычаев одним народом у другого. Демокрит, Лукреций об эволюционной последовательности в развитии обычаев. Полибий, Тацит о влиянии обычаев на политическую историю и международные отношения. Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Малочисленность письменных источников об обычаях и обрядах. Редкие упоминания византийских писателей VI-X вв. (Прокопий, Маврикий, Константин), немецких церковных историков X-XII вв. (Адам, Титмар, Гельмольт), путешественников в восточные страны XIII в. (Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло). Отсутствие научного интереса. Заморские плавания и великие географические открытия эпохи Ренессанса, расширение умственного горизонта европейцев, знакомство с новыми странами и их порядками. Тенденция идеализации «доброго дикаря» в открытых новых странах. Итальянский гуманист начала XVI в. Пьетро Мартир и его позиция: «Это золотой век, без законов, без предубежденных судей, без книг». Теория «благородного дикаря» в трудах Жана де Лери, Бартоломе де Лас Касас, Мишеля Монтеня, Марка Лескарбо и других. Продолжение традиции идеализации первобытного человека в просветительской литературе XVIII в. - Руссо, Дидро и др. Положительная оценка традиционных обычаев. Отсутствие классификации праздника, чисто описательный характер повествования. Конец XVIII - начало XIX веков - проявление интереса к европейским народам. Романтическая идея немецкого мыслителя Гердера «о духе народа», о народе как источнике творческих сил, как творце величайших культурных ценностей. Оживленная работа по собиранию народных песен, сказок, преданий, поверий и обычаев во всех странах Европы. Генетическая связь песен с обрядами. Необходимость изучения последних. Появление в печати сборника старинных немецких песен «Волшебный рог мальчика» в 1806-1808 гг., составленный поэтами Арнимом и Брентано. 1812 - 1814 гг. - выход в свет немецких сказок братьев Якоба и Вильгельма Гримм; 1815 - «Эдды» с немецким переводом. Аналогичные публикации в славянских странах; создание общественно-издательских организаций «Матицы» во многих славянских городах. Вовлечение широкой общественности в поисково-исследовательскую работу: рассылка по всем глубинкам циркуляров собирать, записывать памятники народной старины. Первая в истории изучения обрядов систематическая публикация — капитальное сочинение московского профессора И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-1839 гг.). Историзм теоретических положений автора в вопросах происхождения праздников, разграничения народных и церковных элементов, сравнительного изучения обрядов у разных народов. Богатая информационность сочинения А.В. Терещенко «Быт русского народа» (1848 г.). XIX в. - формирование различных научных школ. Идейные истоки мифологической (натурмифологической, натуралистской, астрально-мифологической) школы - олицетворение солнца и других небесных явлений. Яркий представитель этой школы Шарль Дюпюи со своей работой «Происхождение всех культов» (1795 г.). Установление древней культурной общности индоевропейских народов, их астральной мифологии и пантеона богов. Представители мифологической школы: в Германии - Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, в Англии - Макс Мюллер, во Франции - Бюрнуф, Мишель Бреаль, в Италии - Анджело де Губернатис, в России - Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, О.Ф. Миллер. Отсутствие в их трудах специального изучения обычаев и обрядов, только в контексте мифологического мировоззрения. Первое серьезное внимание к календарным праздникам Вильгельма Маннхарда в его работах «Ржаной волк и ржаная собака» (1865) и «Хлебные демоны» (1868). Заслуга Маннхарда — обращение к непосредственному изучению живых народных поверий и обрядов. Составление и рассылка опросных листов (около 2 тыс.), разработка вопросника по жатвенным верованиям. Открытие разных мелких духов, связанных с хлебным полем, то в образе животного («ржаной волк», «ржаная собака», свинья, олень, заяц и т. д.), то в человеческом образе («хлебная матушка», «старик», «ржаная девушка»). Открытие Маннхардом неведомого до этого мира «низшей мифологии», более живого и стойкого в верованиях, чем «высшая мифология», - вера в великих богов. Универсально-историческая концепция английского (шотландского) этнографа Джеймса Фрэзера об умственном развитии человечества. Обобщение и расширение выводов Маннхарда в замечательном труде «Золотая ветвь» (1890). Основные положения Дж. Фрэзера: вера человека в свою способность воздействовать на окружающий мир магическими средствами и обрядами; эволюция взглядов человека на свои возможности; создание института духов и богов, которых необходимо ритуально умертвлять для их нового возрождения, закономерное умственное развитие человечества, прошедшее этапы: «век магии - век религии - век науки». Немецкий этнопсихолог Вильгельм Вундт - продолжатель концепции Маннхарда - Фрэзера. Теоретические концепции Вундта: определение основной роли «демонов плодородия» в обрядовой практике древних земледельцев; различие «внутренних» и «внешних» демонов плодородия, которые коренятся в самих растениях и в почве, а также в действующих на растения силах: ветре, облаках, дожде и т.д.; выявление сложного комплекса культов плодородия (вода, огонь); жертвоприношения. Выдающийся фламандско-французский этнограф Арнольд ван Геннеп и его труд «Обряды перехода» (1909). Включение им календарных обрядов во всеобъемлющую категорию обрядов, сопровождающих «переход» от одного к другому, например, из одной местности в другую, из одного жилища в другое, из одного семейного состояния в другое, из одного времени в другое. Идея автора - связать этапы человеческой жизни с этапами в жизни животных, растений, «с великими ритмами Вселенной». Заслуга русского фольклориста-литературоведа А.Н. Веселовского, создателя научного труда «Три главы из исторической поэтики» (1894— 1899). Введение автором понятия «первобытный синкретизм». Реализация форм хорического игрового синкретизма через песню, пляску, пантомиму, действие - символическое воспроизведение желаемого. Усложнение форм общественной жизни - усложнение хорического игрового синкретизма, имитация охоты, рыболовства, сеяния, жатвы и т.д. Вхождение в хорическое действо эротических игр как обязательного элемента - общение полов тоже подчиняется «календарному спросу». Продолжение концепции А.Н. Веселовского в труде Е.В. Аничкова «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян» (1903-1905). Отправной тезис автора: материальные потребности и хозяйственная деятельность древнего земледельца диктуют характер обрядового действа, связывают животворящую силу природы со своей собственной судьбой. Необходимость исследования песни в контексте обряда; продиктованность символизма песни знаковостью самого обряда. Первичность обрядового действа по отношению к художественной наполненности его фактуры. Шведский этнограф-фольклорист Карл фон Сюдов и его работа «Понятия первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям» (1939). Полное отторжение теории Маннхарда и его мифологии первого-последнего снопа и его духов. Введение положения радости по поводу окончания работы. Теория «эмоциональной ассоциации», при которой всякий «первый» и «последний» предметы привлекают к себе особое внимание человека, между собой связаны тем, что выделяются из массы повторяющихся явлений. Ошибочность теории Карла фон Сюдова и ее заслуги. Голландский ученый-филолог Йохан Хейзинга и его уникальный труд «Homo ludens» («Человек играющий»). Оригинальная попытка автора понять всю человеческую культуру как игру или нечто, основанное на игре. Определение особой природы игры: духовная или телесная деятельность, не имеющая практической цели и доставляющая радость человеку сама по себе, совершающаяся по установленным и взаимно признаваемым правилам. Близость игры к религии. Связь игры с сакральным миром, ее всесильная возможность прерывать гомогенность пространства и времени и отделять участников игры от повседневной жизни, создавать собственный, замкнутый в себе мир. Функциональная схожесть игры и обрядового праздника, особое место игры в обряде. Наличие в празднике игрового мира. Институт шутов, клоунов, скоморохов, хороводниц в народном обрядовом комплексе, роль этого института в священных церемониях. Исследования XX века. Оригинальная концепция П.Г. Богатырева и его работа «Вопросы теории народного искусства (1971). Попытка осмыслить народные обряды, исходя не из их древнего происхождения, а из их современной общественно-идеологической функции (метод, близкий к «функциональной» методологии). Признание автором синхронного и диахронного методов, предпочитание первого в связи с тем, что «невозможно определить первоначальное объяснение того или иного обрядового комплекса». Приоритетность «синхронного» метода, позволяющего изучать явления в их взаимной связи и в живом функционировании. Недостаточность теоретических положений П.Г. Богатырёва - отсутствие опоры на общественное сознание и общественную практику, в которых и таятся корни обычаев и обрядов. Теория материальной детерминированности обрядовых комплексов в труде В.И. Чичерова «Зимний период русского народного земледельческого календаря XV1-XIX веков» (1957). Основные положения автора: зависимость обрядовых действий от практической деятельности человека, восприятие их как своеобразное добавление к ней. Вторичность верований но отношению к отряду. Односторонность положений В.И. Чичерова - в забвении игровой, светлой, праздничной стороны народных обрядов. Обстоятельное исследование В.Я. Проппа «Русские аграрные праздники» (1963). Приоритет в научных рассуждениях религиозным представлениям, магическим обрядам и заклинаниям в ущерб оптимистической праздничности русского народа. Необычность концептуального поиска В.В. Иванова и В.Н. Топорова в книге «Исследования в области славянских древностей» (1974). Попытка реконструкции основного мифа о борьбе «бога грозы» с его «противником» и распространении солнечного бога Ярилы на славянской территории и народных обрядов, связанных с ним. Семиотический метод изучения календарно-обрядовых комплексов. М.М. Бахтин и его непревзойденный труд «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) в развитии теории смеховой культуры. Главные черты календарного праздника: карнавальность, стихия народного смехового начала, инверсия официального «верха» и народного «низа», низвержение установленных догм и правил. Историческая и художественная эволюция могучей народной смеховой культуры.
|