Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория двухступенчатого распространения информации ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений - люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах. Могут быть абсолютные лидеры, которым доверяют во всем, и относительные, к которым обращаются как к специалистам по определенным вопросам. В 1974 году группа ученых выдвинула теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях: • массы активно пользуются СМИ в соответствии со своими целями; • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку; • отдельные СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории; • люди достаточно хорошо представляют, что и почему интересует их в СМИ и то, что они от них получают; • люди могут использовать одну и ту же информацию по- разному. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями. Теория зависимости доказывает, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня конкретизирует активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Теневые стороны массовой коммуникации были вскрыты «спиралью умолчания» Э. Ноэль-Нойман. Ее идеи можно представить следующим образом: • у индивидов есть свои мнения; • они не будут их выражать, если большинство имеет другие, опасаясь изоляции; • СМИ свойственно нарушать плюрализм мнений с уклоном в позиции журналистов, которые представляют их как отражающие интересы общества; • группы умолчания не выступают открыто против, хотя внутренне не согласны с какими-то идеями; • общество подвергается манипулированию, а оппозиция этому не противодействует и отказывается от открытой борьбы. Для нормального развития демократического общества необходимо, чтобы люди не уходили в «спираль умолчания», а открыто выступали со своими идеями. • из СМИ люди узнают самое общее; • небольшая группа (инноваторов) принимает эти идеи; • об этом узнают лидеры мнений; • если они находят идеи полезными, то подключают к ним друзей и последователей; • затем их принимает большинство, а последними присоединяются самые консервативные. Теория диффузии доказывает необходимость подготовки агентов влияния для распространения нового. Она используется в маркетинге и продвижении известности в ПР. Теория усиления отводит СМИ роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМИ осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки. В той или иной мере эти и другие теории развивались в рамках парадигмы ограниченных эффектов СМИ, для которой свойственны следующие положения: • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований роли СМИ в обществе. При этом уже известно, что они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения. Последний пример - роль СМИ в перестройке и начале реформ в России; • когда СМИ вызывают социальные изменения, они часто разрушают стабильный порядок и обостряют социальные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ; • роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной; • одновременно СМИ помогают сохранению существующей социальной и политической системы. Таким образом, мы видим, что как нет единой теории коммуникации вообще, так нет и единой теории массовой коммуникации, хотя самих теории и существует предостаточн
[1] Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Политология. М., 1995. С.253. [2] МакКуэйл Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа // М.М.Назаров. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М., 2002 С. 180 [3] Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // из М.М.Назаров. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М., 2002 С. 139 [4] Там же. С. 144
|