Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие средств массовой коммуникации и информации





Наиболее распространенными и открытыми каналами информирования населения являются средства массовой коммуникации, или СМК.

 

Традиционно к СМК относят печать, радио, телевидение. Однако перечень этот может быть правомерно расширен.

 

Мы будем опираться на определение, предложенное В.П. Пугачевым и А.И. Соловьевым. По их мнению, СМИ представляют собой «учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»[1]. К отличительным характеристикам СМИ они относят: публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделённое в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнёров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный случайный характер их аудитории. Что касается структуры СМИ, то, по мнению исследователей, в нее входят: пресса, массовые справочники, радио, телевидение, звукозапись и видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами.

 

Социальная роль средств массовой коммуникации определяется той системой функций, которые они выполняют, собирая, перерабатывая и распространяя актуальную, общественно-значимую информацию.

 

Поскольку печать исторически предшествует всем другим перечисленным здесь средствам массовой коммуникации — ее родословная начинается чуть ли не с изобретения человечеством алфавита, — к ней, как к новому социальному институту, обратились взоры просветителей, политиков, философов, царедворцев. Какую роль будет играть пресса в системе общественных отношений?

 

Так авторитарная теория печати, сложившаяся в XVI— XVII вв., определяла главное предназначение прессы — поддерживать и проводить политику правительства, служить государству.

 

Теория, сформировавшаяся в конце XVII в. из трудов Д. Мильтона, Д. Локка, Д. Милля, — основанная на свободе воли, — цели печати определяла так: информировать, развлекать, продавать, но, главным образом, помогать “открывать правду”, контролировать действия правительства.

 

В конце XIX века в рабочем движении возникла теория пролетарской печати. Ее главное назначение классики марксизма-ленинизма видели в разоблачении капиталистических порядков, пропаганде социалистических и коммунистических идей, ведении идеологической борьбы с классовым противником. В. Ленин рассматривал печать как орудие коммунистического строительства.

 

Середина XX века ознаменовалась появлением еще одной теории. В США Комиссия по свободе печати вместе с группой ученых, на основе изучения практики и кодексов журналистов, сформулировала концепцию социально-ответственной печати. Понятно, что здесь речь шла уже не собственно о печати, а о совокупности средств массовой коммуникации. Согласно концепции, их назначение в обществе — информировать, продаёшь, развлекать, переводить конфликты в план дискуссии.

 

По мнению одного из западных исследователей массовой коммуникации Т. Петерсона, в свободном обществе у печати семь функций: служить политической системе; обсуждать общественные дела; просвещать публику, с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению; ограждать права личности от правительства; служить экономической системе, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью средств рекламы; обеспечивать развлечения; поддерживать свою собственную финансовую независимость.

 

Французские исследователи публицистики А. Катля и А. Каде выделяют пять основных функций средств массовой коммуникации:

Функция антенны: она снабжает общество разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран) и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляет обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. Как сами поднимаемые вопросы, так и формы подачи материала приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.

 

Функция усилителя: функция антенны, выполняемая средствами массовой коммуникации, вызывает нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощущение “непригодности его схем поведения”; функция “усилителя” обостряет и распространяет названный дисбаланс, пока это явление не охватит все общество. Выполняя функцию усилителя, средства массовой коммуникации драматизируют и преувеличивают факты и события местного значения.

 

Функция призмы: "так же как призма преломляет свет, каждое средство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую, доступную Форму с атрибутами повседневной жизни каждого индивидуума, и предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов выполняется специализированной прессой и ее бесчисленными Разновидностями (журналами для домохозяек; журналами мод; секс-направленными изданиями; журналами для мужчин, женщин, юношества; специализированными техническими журналами)".

 

Функция эхо: функция защиты и сохранения определенной социальной структуры, социального порядка. Эти средства информации противостоят инновациям, выступают против иностранной модели. Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, эти средства информации стараются примириться с ними и способствуют их натурализации... Они начинают говорить о становлении “новых тенденций”. К таким средствам массовой коммуникации относятся opefde всего афиши, провинциальные газеты, издания для детей и семейного чтения, “дамские” журналы.

 

Очевидно, нет оснований возражать против такой трактовки функций СМК. Можно даже продолжить дальнейшую их детализацию.

 

Существуют различные мнения по поводу того можно ли отождествлять средства массовой информации и средства массовой коммуникации — СМИ и СМК. Многие авторы и словари не делают между ними разницы.

 

Строго говоря, различие между ними существует. Средства массовой коммуникации понятие более емкое и кроме привычных прессы, радио, телевидения на полном основании может включать в себя и кинематограф, и театр, и почту, и телеграф, и телефон, и массу справочных служб. Высказываются мнения, что к СМК можно отнести железные дороги, авиалинии — все формы и средства связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции. Поразмышляйте над этим. Взвесьте все “за” и все “против”.

 

Когда же говорят о системе средств массовой информации, то под компонентами этой системы обычно понимают:

 

прессу — общероссийскую, местную, многотиражную; официозную, общественно-политическую, популистскую, бизнес-прессу, юношескую и детскую; научную и специализированную;

издательства — общероссийские, местные, научные, специализированные;

телевидение — общероссийское, местное; государственное, коммерческое;

радиовещание — общероссийское, местное; государственное, коммерческое;

информационные агентства;

службы связи с общественностью и прессой;

рекламные агентства.

 

Как видно, классифицирующим признаком, по которому определялись компоненты системы, является производство информации, рассчитанной на массовую, а также специализированную аудиторию.

 

Если же за основу брать участников процесса распространения массовой информации, то количество подсистем значительно увеличится.

Так, в систему СМИ можно будет включить и Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, и Государственный комитет по печати и средствам массовой информации, Союзы журналистов, факультеты журналистики, агентства по распространению периодической печати, библиотеки и т. д.

 

Вся эта грандиозная система СМИ занимается сбором, анализом, переработкой и распространением актуальной, общественно- значимой информации. Одни подсистемы только этим и занимаются, другие — как союзы журналистов, Судебная палата, факультеты журналистики, агентства по распространению периодики — в разной степени обслуживают этот процесс.

Наличие системы, обеспечивающей массовое информирование населения, — необходимое условие существования современного цивилизованного общества.

Date: 2016-02-19; view: 893; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию