Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что каждый предприниматель сферы малого бизнеса





 

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что каждый предприниматель сферы малого бизнеса, как начинающий, так и функционирующий, должен не только ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь чётко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Невозможно добиться стабильного успеха в малом бизнесе без чёткого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана дает немало выгод, например:

1. Заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы.

2. Позволяет осуществлять более чёткую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.

3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.

4. Заставляет менеджера чётче и конкретнее определять цели фирмы, стратегии и тактики их достижения.

5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации.

6. Устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счёте, отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос - стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Потребность в подготовке бизнес-плана чётко прослеживается при решении таких актуальных задач деятельности фирмы, как:

1. Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов.



2. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

3. Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности.

4. Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления её деятельности.

5. Получение государственных и муниципальных дотаций.

6. Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм.

7. Выход фирмы на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Структура бизнес-плана и его детализация определяются спецификой объекта, сферой деятельности, организационным состоянием, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста.

Цель дипломного проекта - провести анализ рынка и разработать проект бизнес-плана создания нового предприятия малого бизнеса в сфере бытовых услуг.

Объект исследования - стратегическое планирование и управление малым бизнесом.

Предмет исследования - процесс бизнес-планирования создания нового предприятия малого бизнеса в сфере бытовых услуг

Задачи дипломного проекта, поставленные в соответствии с темой:

1. Рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в малом бизнесе

2. Разработать основные разделы бизнес-плана создания нового предприятия малого бизнеса в сфере бытовых услуг

. Дать экономическое обоснование проекта по созданию предприятия малого бизнеса в сфере бытовых услуг.

Эмпирическая база исследования - ателье по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, штор.

Методологической базой данного дипломного проекта послужили труды таких авторов, как: Стрекалова Н.Д., Багиев Г.Л., Пелих А.С., Романов А.Н., Федько В.П., Федько Н.Г., Хачатуров Т.С. и др.

Методы исследования, применяемые при написании дипломного проекта: сравнение, обобщение, систематизация, анализ литературных источников, стратегический анализ, оценка, прогнозирование и планирование.

Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в том, что полученные результаты и разработанные предложения могут быть применены на практике для создания нового предприятия малого бизнеса аналогичного профиля.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе подробно рассматриваются теоретические вопросы, относящиеся к роли, методам, алгоритму составления бизнес-плана. Дано обоснование выбора вида бизнеса для индивидуального предпринимателя.

Вторая глава посвящена анализу будущей деятельности индивидуального предпринимателя. Здесь указаны общая характеристика деятельности индивидуального предпринимателя, проведены и представлены результаты маркетингового исследования по созданию нового бизнеса. Разработаны организационный и производственный планы будущей деятельности.

В третьей главе в качестве практического примера приведен финансовый план создания нового предприятия малого бизнеса в сфере бытового обслуживания.


Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования создания нового предприятия в сфере бытовых услуг



.1 Сущность и значение бизнес-плана для создания нового бизнеса

 

Первоначально дадим определение бизнес-плану. В литературе встречаются различные подходы к данному понятию, но в целом все они имеют одинаковый смысл. Обобщив результаты анализа литературных источников можно сказать, что бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;

· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

· документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

· результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке

Более систематизированное толкование понятия "бизнес-план" приводит в своей книге Н.Д. Стрекалова. Рассмотрим данные определения подробнее:

1. Бизнес-план - это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.

2. Бизнес-план - это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.

В первом определении Н.Д. Стрекалова толкует бизнес-план как результат регулярного планирования деятельности компании, во втором случае как результат единовременного планирования для решения конкретной бизнес-задачи. На наш взгляд оба определения верны и более полное отражают суть бизнес-плана.

Итак, мы выяснили, что бизнес-план относится к стратегическим планам предприятия (в соответствии с первым определением Н.Д.Стрекаловой) и позволяет детально разработать бизнес-проекты и оценить перспективы ведения бизнеса. Основное назначение бизнес-плана и состав его элементов представлен на рис.1.1.

 

Рис. 1.1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

 

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

· анализ и оценка текущего состояния предприятия;

· анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

· анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

· определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчётный период;

- разработка планов действий, обеспечивающих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение её границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 1.2.

Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности организации (стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, или тактическое планирование).

В наши дни стратегическое планирование - важнейшая предпосылка успешного выживания малого бизнеса. Известно, что не существует единой и "абсолютно правильной" модели поведения для всех форм бизнеса. Стратегия, в целом, строится на основополагающих принципах теории и практики деловой стратегии, несет отпечаток личности самого предпринимателя.

 


Рис. 1.2. Процесс бизнес-планирования

 

Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирования финансовой деятельности предприятия на длительный период. Ответственность за разработку несет руководство организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного охвата всей деятельности персонала.

Тактическое планирование так распределяет и управляет всеми ресурсами организации, чтобы обеспечить максимально полное достижение стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный, среднесрочный и частично долгосрочный периоды.

Порядок планирования:

1. Разрабатывается миссия организации.

2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

4. Определяются стратегические альтернативы.


Рис. 1.3. Комплексный характер планирования на предприятии

 

5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели.

6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

.1.Тактика. Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

6.2.Политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

.3.Процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

.4.Правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Бизнес-планирование является составляющей стратегического планирования - это определение цели развития управляемого объекта, методов и средств её достижения, разработка программы, плана действия на ближайшую и будущую перспективу.

Цель стратегического планирования - выявить наиболее перспективные направления деятельности организации (фирмы), которые обеспечат ее рост и процветание. В основе разработки стратегических планов лежит анализ перспектив развития компании с учетом предполагаемых тенденций изменения внешней среды.

Стратегическое планирование включает три этапа.

Этап 1. Стратегический анализ (включает анализ внешней окружающей среды и анализ ресурсного потенциал объекта).

Этап 2. Целеполагание - определение миссии, целей и задач развития планируемого объекта.

Этап 3. Стратегический выбор (включает разработку базовой и функциональных стратегий).

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы, воздействуют разнообразные факторы, например риск, учет опыта применения разных стратегий в прошлом, реакция на пожелания владельцев фирмы, учет фактора времени.

Сегодня планирование бизнеса по-прежнему остается одной из самых "болевых точек" российского менеджмента, а система планирования - наиболее слабое звено в управление российскими предприятиями. Это вызвано целым рядом причин, которые обозначила в своей книге Н.Д. Стрекалова:

. Планирование в условиях рынка, ориентированное на удовлетворение потребностей клиентов, само по себе является достаточно сложной интеллектуальной работой, требующей создания и использования информационной базы, аналитической обработки данных, проектирования будущего, постоянной активности участников процесса планирования, их творческого подхода к оценке рыночной ситуации и возможностей потребителей.

. Планирование бизнеса должно опираться на обобщение результатов исследований рынка и анализа достигнутых результатов работы с рынком. Однако для российских предприятий, с существующей системой управления бизнесом, стратегический маркетинг, являющейся основой для стратегического бизнес - планирования, еще не стал сильной стороной.

. Организация процесса планирования и его осуществление требует гибкого сочетания централизации и децентрализации в планировании, а также создание условий для участия в нем и в аналитических процессах, предшествующих и сопровождающих планирование, менеджеров, экономистов, плановиков, финансистов, маркетологов и т. д. Все это говорит о том, что это непростая задача, т. к. сопровождается организационными проблемами и свидетельствует о наличии коммуникационных трудностей, связанных с процессом планирования.

. Имеют место проблемы социально-культурного характера. Традиции советского периода, директивное планирование все еще сильны в российском менеджменте. Однако эти проблемы ни в коем случае не являются непреодолимыми. По мере обновления состава руководителей более молодыми, прогрессивно мыслящими менеджерами давление существующих традиций будут ослабевать.

. Становление планирования бизнеса в России имеет свою специфику. Социально - экономическая среда, правовые условия. В которых работают российские предприятия, отсутствие развитой инфраструктуры, а также необходимого информационного и аналитического обеспечения планирования российского бизнеса, часто не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методы разработки, представленные в литературе. Часто вопросы планирования, раскрываемые в литературе, работают в условиях развитой рыночной экономике. Они зачастую не соответствуют экономическим, хозяйственным, правовым и другим условиям российского бизнеса, а потому не могут быть использованы на практике.

. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт планирования в условиях рынка. Еще совсем недавно считалось, что менеджеру достаточно обладать интуицией и практическим опытом ведения бизнеса и это вполне может заменить бизнес-план. Как выяснилось, имеющиеся знания и практические навыки многих менеджеров не в полной мере отвечают профессиональным требованиям, предъявляемы сегодня к планированию бизнеса, поэтому менеджеры недооценивают роль и значение системы планирования.

В настоящее время российский бизнес входит в новую стадию своего развития, когда без стратегического планирования будущего, без постановки стратегических целей и задач на несколько лет разработки бизнес-планов и понимания того, куда и как нужно двигаться, что нужно делать уже сегодня для их достижения, невозможно успешно продвигаться вперед.

 


Роль и значение бизнес - планирования для малого и среднего бизнеса

 

Вне зависимости от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия.

Разработка бизнес-плана требует анализа многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но, не смотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так и для малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована.

Бизнес-план для малого и среднего бизнеса предусматривает решение таких стоящих перед предприятием вопросов, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабых сторон предпринимательской деятельности, формулирование целей деятельности на планируемый период.

Успех в мире малого и среднего бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

1. Понимание общего состояния дел на данный момент;

2. Представление того уровня, который вы собираетесь достичь;

3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью. Он эффективно помогает предприятиям малого и среднего бизнеса в реализации конкретной производственной, маркетинговой, технической, финансовой, кадровой политики, в выявлении и устранении недостатков в управлении и сбоев. Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, он используется также при установлении или расширении контактов с партнерами:

· посредниками в реализации продукции предприятия;

· поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования;

· возможными спонсорами.

Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса начинает "работать" еще до своего появления на свет. Сам процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководство непредвзято и беспристрастно рассмотреть планируемую деятельность во всех деталях, тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации.

Малые компании сегодня вынуждены заниматься бизнес - планированием, чтобы выжить. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что успешные предприятия действительно осуществляют стратегическое планирование и используют стратегический подход.

Использование стратегического планирования в малом бизнесе дает явные преимущества, но существует и ряд барьеров, препятствующих его широкому применению в процессе управления.

Отмечаются следующие препятствия у предпринимателей:

– дефицит времени;

– постоянная загруженность текущей работой;

– высокие затраты;

– недостаток специальных знаний, умений и опыта планирования;

– недостаток доверия по отношению к сотрудникам и консультантам, страх провала бизнеса.

Малая фирма имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам относят:

– простые организационно - управленческие связи;

– малое количество управленческого персонала;

– мобильность и гибкость перехода к новациям и другим видам деятельности;

– узкую специализацию по видам бизнеса;

– использование сфер деятельности, которые невыгодны для крупных предприятий;

– высокую приспособленность бизнеса к местным условиям;

– высокую восприимчивость к принципиальным нововведениям.

К недостаткам относят:

– ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);

– слабые кредитные возможности;

– подчинение целям крупного производства;

– большую перегрузку персонала (загрузка в неделю - 50-60 рабочих часов);

– относительно невысокую оплату труда.

Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и, предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления предприятия малого и среднего бизнеса выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

· инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

· прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

· оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

· координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

· безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

· упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

· контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

· воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

· документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Побудительными причинами планирования предприятия малого и среднего бизнеса своей деятельности можно считать следующие:

1. Сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очерёдность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2. Бизнес- план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять фирмой;

3. Законченный бизнес - план является средством предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников фирмы.

Далее необходима детальная проработка всех вопросов, связанных с конкретными мерами, которые предстоит реализовать в сфере производства, маркетинга и организационных структур управления. Это нужно и авторам проекта для оценки реальных возможностей воплощения их идей, и инвесторам, которые вряд ли рискнут своими средствами, не имея надежных гарантий осуществимости проекта.

Очевидно, что предприятию малого и среднего бизнеса важно с самого начала точно оценить общую стоимость проекта, долю участия в нем своими средствами и соответственно величину привлекаемых финансовых ресурсов. При этом следует заранее выбрать наиболее предпочтительную форму привлечения средств. Кроме того, желательно в начале разработки проекта иметь представление о конкретном круге инвесторов, которых может заинтересовать участие в проекте. Очевидно, что на этом этапе, как и на предыдущем, составление бизнес-плана позволит предпринимателям трезво оценить возможности отобранных проектов и сократить их число за счет малореальных и нерентабельных.

Разработка бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса позволяет решить еще одну задачу - прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. С одной стороны, это позволяет подготовить варианты действий по их реализации, а с другой, - убедить инвестора в том, что разработчики проекта мыслят реальными категориями и готовы к преодолению трудностей.

Не менее важна еще одна возможность, связанная с разработкой бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса. Речь идет о системе контроля за ходом реализации проекта. Система включает: набор конкретных показателей; периодичность их оценки; величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, после превышения, которых необходимо внесение корректировок; ответственных исполнителей. Традиционными направлениями контроля являются: контроль запасов; контроль производственных процессов; контроль качества продукции; контроль за долей рынка и уровнем продаж; контроль совокупных издержек; контроль денежной наличности; контроль сравнительного уровня рентабельности отдельных ассортиментных позиций; контроль уровня сервисного обслуживания.

Для того чтобы бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; носить всеобъемлющий характер, то есть включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; опираться на реальные факты и обоснованные предложения; иметь завершенный характер, то есть содержать стратегию достижения поставленных целей; обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

Целый ряд выгод от бизнес-планирования в малом бизнесе приводит Н.Д. Стрекалова:

1. Обеспечивается фокус на потребителя и гибкость в его обслуживании.

2. Повышается общая эффективность управления в силу ориентации на достижение результата и эффективное использование ресурсов.

. Улучшается интеграция и координация взаимодействия между отдельными звеньями и работниками, так как обеспечивает перевод стратегических целей в тактические цели и мероприятия по их достижению.

. Улучшается контроль, так как сравнение фактических результатов с плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.

. Обеспечивает эффективное распределение и использование времени, что позволяет не упустить момент для решения проблем долгосрочного характера.

Подводя итоги данного параграфа, можно сказать, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логике построения бизнес-плана предприятия малого и среднего бизнеса. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать разработкой бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т.д.

Таким образом, бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы предприятия. В любом случае решаются как внутренние, связанные с управлением предприятием, так и внешние вопросы, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими предприятиями и организациями.


1.3 Структура и содержание бизнес-плана для нового предприятия

 

Структура бизнес плана в малом, среднем и крупном бизнесе практически не различается. Однако, не существует жестко заданного, единого для всех формата бизнес-плана. Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспективами роста предприятия.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т. п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. При создании нового бизнеса все разделы следует проработать более полно.

Основные разделы бизнес-планов по своей сути одинаковы. Вместе с тем они могут содержать некоторые отличия как по форме предоставления материала, так и по составу и расположению отдельных частей. Все зависит с какой целью пишется бизнес-план и для решения каких задач он предназначен, будут определяться и различия в структуре его разделов и тех ключевых моментах, на которых следует акцентировать внимание читателя.

Одно из важнейших преимуществ бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его разделов, которая постепенно переводит читателя от глобальных проблем к конкретным, от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.

При использовании любых модификаций структур необходимо соблюдать следующие проверенные на практике требования (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 Требования к структуре бизнес-плана

Характеристика Описание характеристики (требования)
1. Количество разделов Должно быть таким , сколько необходимо и достаточно для достижения целей и задач бизнес-плана, раскрытия специфики той отрасли и сферы бизнеса, которым он посвящен.
2. Ключевые разделы В любом бизнес-плане так или иначе должны быть представлены ключевые вопросы, раскрывающие: цели бизнес-плана и его бизне-идею; анализ рынка; операционную деятельность компании; маркетинг; финансы и риски.
3. Четкость структуры Лаконичная и ясная структура разделов должна помочь читающему в условиях дефиците времени быстро сориентироваться и легко найти интересующую его информацию.
4. Логичность структуры Определенная последовательность согласованных между собой разделов должна раскрывать основную концепцию и логику бизнес-плана.

 

Бизнес-план должен дать краткую и предельно ясную информацию относительно рассматриваемого бизнеса.

Процесс создания бизнес-плана в организации малого бизнеса можно представить в виде следующего алгоритма. Вначале принимается решение о создании нового бизнеса или расширение текущей деятельности организации. После принятия данного принятия решения проводится анализ собственных возможностей и способности его осуществить. На следующем этапе выбирается и уточняется номенклатура товаров и услуг, которые намечаются к выпуску. Данный этап включает в себя следующие под этапы: исследование потенциального (целевого) рынка выбранных товаров и услуг и его взаимодействия с другими рынками, а также потенциальных конкурентов; оценка и прогнозирование объема продаж; оценка ареала потребителей и определение территориальной привязки планируемых производственных мощностей.

После этого разрабатывается план производства. Этот раздел очень важен, поскольку он позволяет оценить степень реалистичности выполнения бизнес-плана. Бизнес-план рассматривает операционную деятельность (по производству, оказанию услуг) как средство для достижения целей предприятия. Поэтому в данном разделе необходимо показать, как производственная деятельность будет способствовать достижению поставленных целей. Важные задачи данного раздела - определить производственные затраты, необходимые для изготовления продукции (услуг), а также требуемый объем инвестиций.

В бизнес-плане, связанном со сферой услуг, этот раздел, как правило, может не отличаться особой сложностью и детальностью рассмотрения. Для предприятий, ориентированно на оказание услуг, речь должна идти о способах предоставлении услуг, требуемом оборудовании и технологии обслуживания клиентов, оценке качества услуг и т. д.

На основе всех прогнозов и данных предыдущих этапов разрабатывается и моделируется финансовый план с различными временными горизонталями, детализацией и сценарными планами с обязательным моделированием всего спектра рисков.

Общие требования, предъявляемые к бизнес-плану, можно сформулировать следующим образом: он должен быть лаконичным. Четким, емким, грамотным, быть понятным финансистам инвесторов, партнерам по бизнесу и быть выполнен с учетом требований, стандартов инвесторов.

Бизнес-план может иметь следующую структуру:

· резюме (краткое содержание);

· описание бизнеса (описание и анализ отрасли, цели компании);

· описание продукта, услуги;

· план маркетинга;

· план производства (описание местоположения, производственный процесс, инвестиционные и производственные затраты);

· финансовый план (план прибылей и убытков, план денежных потоков);

· анализ и оценка рисков;

· приложения.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

Резюме

Резюме представляет собой краткие выводы бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с планом более 5 или 10 минут. Таким образом, резюме должно быть кратким. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется резюме сохраняя деловой стиль.

Описание бизнеса и анализ отрасли

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

· описание предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

· место нахождение предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия;

· уставный капитал предприятия;

· организационная структура предприятия;

· состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;

· структура активов (основной и оборотный капитал);

· специализация предприятия, объем оказываемых бытовых услуг;

· доля рынка бытовых услуг, представляемых предприятием;

· потребители бытовых услуг предприятия;

· позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположения источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

· анализ конкурентов.

Описание и анализ состояния и перспектив развития бизнеса решает две задачи:

· изучение состояния и тенденции развития сферы бытовых услуг;

· получение исходной информации для прогноза объема и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

Описание продукта

В этом необходимо дать краткое описание потребительских свойств бытовых услуг, предлагаемых предприятием. Описание продукции включает в себя следующее:

· наименование оказываемых услуг и его спецификация;

· функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначены услуги);

· показатели универсальности услуги;

· стоимостная характеристика;

· требования к контролю качества оказываемых услуг;

· концепция развития сферы бытовых услуг;

· структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;

· преимущества перед конкурентами.

План маркетинга

В разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на услугу определяют результаты реализации инвестиционного проекта.

Раздел состоит из нескольких частей.

Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуру рынка, конкуренцию, поставщиков сырья, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.

Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на услугу предприятия. Текущий спрос определяется общим количеством оказываемых услуг, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени. Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей.

При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать:

· основные предприятия, работающие на рынке;

· продукцию конкурентов;

· необходимую потребность в продукции, услуге, с учетом демографических факторов, географического месторасположения, сезонных тенденций;

· размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг);

· проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения);

· важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках;

· установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию, услугу при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;

· желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям, правительственным документам и др.).

Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:

· тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка);

· конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, ведущие сотрудники предприятия;

· препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки).

В третьей части раздела необходимо привести результат анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия его проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми методиками. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценка издержек предприятия на производство и реализацию продукции.

На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.

В данной части раздела описывается:

· стратегия проникновения на рынок;

· каналы распределения продукции;

· условия оплаты продукции: по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;

· сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Производственный план.

Главная задача раздела - показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемым качеством.

Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:

· структура производства, планируемого к использованию в рамках инвестиционного проекта;

· трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих;

· данные о квалификации персонала;

· структура персонала и виды затрат на персонал;

· перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимостные характеристики;

· основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок;

· необходимое количество энергии и стоимость единицы их потребления;

· затраты по перечисленным позициям.

Финансовый план

Раздел просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Отчет о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых двух лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки.

Отчет о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.

Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.

Система показателей эффективности проекта представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиций, рассчитанные по выбранной ставке дисконтирования.

Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости.

Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в проект: срок окупаемости, чистая приведенная величина дохода, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта), внутренняя норма рентабельности.

При расчете данных показателей часто вызывает затруднения у разработчиков проекта выбор ставки дисконтирования, поскольку отсутствуют методики по ее определению. При назначении ставки дисконтирования обычно ориентируются на существующую или ожидаемую ставку по банковским кредитам или депозитам или на субъективную оценку, основанную на опыте инвестора.

Анализ рисков проекта

В разделе описывается вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов предприятия, сокращению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации.

Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение доли факторов риска, что является более сложной задачей.

Как правило, критическими факторами являются: объем сбыта продукции предприятия, цена продукции, издержки производства, время задержки платежей за реализованную продукцию, условия формирования запасов (производственных запасов сырья, материалов и комплектующих изделий, а также запасов готовой продукции) - условия формирования капитала, показатели инфляции и др.

В результате определения чувствительности проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска, и устанавливается оптимальный вариант реализации проекта.

Приложения

В раздел включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться:

· копии всех относящихся к делу контрактов;

· результаты маркетинговых исследований;

· фотографии или видеоролик образцов продукции;

· список основных клиентов с указанием объемов годовых продаж и их условий;

· список основных поставщиков с указанием объемов закупок и их условий;

· статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

· любые другие относящиеся к делу официальные документы.

Приведенные рекомендации по построению разделов бизнес-плана относятся к достаточно сложному случаю компании, которая намерена производить новый продукт или оказывать услуги, и ищет финансирования или партнеров под свой проект.

В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и начинающим, и уже опытным руководителям составлять достаточно убедительные бизнес-планы.

В большинстве случаев создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишь команде профессионалов - каждого в своей области (управлении, финансах, маркетинге). На Западе при составлении бизнес-планов даже небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупных компаниях идет целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный бизнес-план слишком высока и не оправдывает сэкономленных при его составлении средств.

Вывод по первой главе:

В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса испытывают острую потребность в разработке бизнес-планов в силу необходимости планирования своей деятельности, привлечения инвесторов, партнеров и максимального учета возможных рисков.

Без бизнес-планирования, без постановки стратегических целей и задач на несколько лет вперед и понимания того, куда и как нужно двигаться, что нужно делать сегодня невозможно успешно продвигаться вперед даже в малом бизнесе.

Бизнес-план предприятия малого бизнеса позволит убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития собственного бизнеса, позволяющие эффективно осуществлять намеченные планы и, предприниматель имеет эффективную программу осуществления своих целей и задач в новом бизнесе. Мы установили, что инвестор вложит свои средства лишь в ту бизнес-идею, которая с наибольшей вероятностью будет гарантировать ему получение максимальной прибыли.

Таким образом, важность разработки бизнес-плана при создании предприятия малого бизнеса полностью доказана.







Date: 2016-02-19; view: 1381; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию