Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старший дошкольный возраст





(5 - 7 ЛЕТ)

Обучение детей шестого года жизни проходит в три этапа.

Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: "объемная (бумажная) скульптура".

Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники - объемная фигура - закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Все эти новые способы конструирования включают в себя операции, усвоенные детьми ранее. Так, первый и четвертый - основываются на способе складывания квадрата пополам с совмещением противоположных сторон и углов, а второй и третий - на способе складывания квадрата по диагонали. Это значительно облегчает детям процесс усвоения более сложных способов.

Чтобы дети овладели новыми способами, необходимо провести не менее четырех занятий по общей схеме.

Так, вначале для знакомства детей с новыми способами конструирования используют игровую ситуацию типа "Загадочные превращения квадрата", которая модифицируется применительно к каждому из отобранных способов.

Далее дети сначала выполняют способ конструирования и получают определенную геометрическую фигуру, а затем им предлагают задача, решение которых способствует введению способов в процесс изготовления разных поделок.

Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы, величины, цвета, предлагая им расмотреть их и соотнести с полученной фигурой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают названные ими поделки.

Для получения разнообразных и вариативных поделок детям раздают различные наборы деталей, объединение которых с одинаковыми геометрическими фигурами дает возможность получить разные образы.

Дополнительные детали, используемые на первых занятиях, носят конкретный характер (листочки, ушки разных форм, крылышки, колючки из мягкой бумаги и т.п.) и в определенной степени подсказывают образ. На последующих занятиях детям дают более абстрактные детали (мелкие полоски, кружки, овалы и т.п.). Их соединение с исходной фигурой требует от детей активного включения воображения.

На первом занятии дети на основе сделанной ими фигуры (прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами) и включения дополнительных деталей создают такие поделки, как: телевизор, кроватка, стол, корзиночка, домик.

На втором занятии на основе сделанной другой фигуры (треугольника с отогнутыми к соответствующим сторонам углами) и использования новых деталей дети создают выразительные мордочки разных животных (заяц, волк, медведь, лиса), цветы тюльпаны и др.

На третьем занятии полученная детьми новая фигура - треугольник с отогнутыми к противоложным сторонам углами и дополнительные детали дают им возможность сделать разноплановые конструкции: шапочку, ведро, чашку, чайник, лейку, колокольчик и др.

На четвертом занятии дети, закручивая прямоугольник в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, получают бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.

Для того чтобы цилиндр получился ровным, квадрат можно разрезать пополам (по линии сгиба) и каждый из прямоугольников перед склеиванием предварительно либо намотать на карандаш, либо провести по краю стола. Вторым путем можно и выпрямлять скрученную бумагу.

Таким образом, дети, на каждом занятии используя одну и ту же основу и дополнительные детали, сами создают разные поделки. При этом одни из них строят образ путем только мысленного объединения основы и деталей, а другие - путем практического примеривания, прикладывания разных деталей.

Процесс построения образа у многих детей сопровождается речью: "Ой, я сразу узнала, что это зайчик, вот его ушки, а это глаза, голубые и круглые, зайчик чего - то испугался... " Такие речевые высказывания имеют важное значениедля понимания и передачи характера создаваемых образов. Они также помогают ребенку эмоционально включиться в практическую деятельность. Некоторые дети уже на этом этапе пытаются самостоятельно видоизменить полученную основу, чтобы поделка стала более выразительной. Так, одни дети обрезают верхние углы для получения округлых ушей медведя, другие - надрезают стороны пряоугольника для получения резных ножек стола и т.п.

Располагая по - разному одни и те же детали, дети могут получать новые образы. все это говорит о творческих проявлениях детей.

Второй эта. Его цель - формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи проблемного характера. Решение этих задач требует не только "прямого" переноса знакомых способов в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.

Все четыре занятия имеют единую структуру. Так, вначале детям предъявляют готовые образы новых для них поделок, которые они вместе с воспитателем анализируют и выделяют общий способ их изготовления; затем дети сами выбирают понравившуюся им поделку и выполняют ее. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает все работы, обращая особое внимание на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Важно, чтобы в процессе такого обсуждения дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Так, например, одна из девочек говорит: "Мой волк такой же, как и у Пети - сделан из треугольника. У него большие злые желтые глаза, острые уши и огромная пасть. Но только у моего волка - пушистая шерсть, я разрезала углы треугольника ножницами, а у Петеного - гладкая, он не разрезал..."

На первом занятии педагог дает детям образцы новых поделок: рыбку, пароходик, кувшинку, птичку, не объясняя (как и на всех других занятиях этого этапа) процесса их изготовления. Дети сами должны обнаружить основной, уже известный им способ, найти приемы его изменения: отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др., а также изготовить дополнительные детали для передачи образа.

На втором этапе занятии этого воспитатель дает детям четыре образца поделок по теме "Цирковые животные": свинка, слоненок, медведь, собачка и после их анализа предлагает сделать любую. Чтобы выполнить это задание, детям необходимо видоизменить фигуру, полученную способом скручивания прямоугольника в цилиндр - надрезать цилиндр, отогнуть клапаны и самим изготовить дополнительные детали.

Решение третьей задачи на следующем занятии предполагает использование детьми двух знакомых им способов: закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых сторон прямоугоьника к его центру. Эти способы дети должны увидеть сами при анализе образцов, найти нужную их комбинацию и прием соединения. В результате дети делают следующие поделки: цистерну, самолет, фигурки животных и др.

На четвертом занятии предлагаются новые готовые поделки, включенные в композицию: "Интерьер мебельного магазина". Для их изготовления дети сами должны сделать несколько цилиндров, разных по размеру, и объединить их в разные комбинации.

В начале этого этапа обучения не все дети сразу могут обнаружить знакомый способ в новых готовых поделках. Воспитатель, поддерживая правильные суждения других детей, помогает им с этим справиться.

Некоторые дети могут вносить в заданные образцы изменения с помощью дополнительных операций (надрезаний, отворачивание углов и т.п.) и деталей. При общем обсуждении готовых детских работ важно обратить на это внимание всех детей.

На третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная фольга и др.) и цветов и другие необходимые принадлежност (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку.

И если даже дети повторяют тематику, то, как правило, каждая из их поделок отличается от предыдущих структурой конструкции. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Например, делают не просто собачку, как это было ранее, а кокетливую цирковую собачку в воздушной короткой юбочке, с большим бантом на шее и с высоко поднятой мордочкой.

Некоторые дети наряду с уже знакомыми игрушками делают и новые, простые по структуре, но образные и выразительные. Другие могут делать несколько поделок и объединить их в компомзицию.

Воспитатель помогает детям включать поделки в разные виды деятельности, побуждая их к созданию новых, дающих возможность наиболее полно раскрыть игровой сюжет, театрализованное действие и др. Такое включение полезно организовывать на каждом занятии (а не только на занятии по замыслу), причем важно постоянно создавать композиции из отдельных поделок, сделанных детьми.

Так, например, включение фигурок забавных животных в игру, развертывание ее сюжета, побуждает детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через реку, колодца и др.

В конце учебного года можно провести еще одно занятие по созданию гирлядн техникой киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по - разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др.

Обучение детей седьмого года жизни проходит также в три этапа.

На первом этапе дети осваивают четыре новых способа известной им уже техники "объемная скульптура": закручивание круга в конус ("низкий"), закручивание полукруга в конус ("высокий"), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания, и новую технику - "плетение".

Этому посвящается пять занятий, имеющих общую структуру. В начале каждого занятия дети осваивают сам способ вне создания конкретной игрушки (получение конусов, коробочек и т.п.). А затем самостоятельно на их основе создают разные конструкции. При этом они изменяют основные способы, комбинируют их, дополняют полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталям.

Для знакмоства с новыми способами используются игровые ситуации загадочного превращения плоской формы в объемную типа "Как круг превратился в низкий конус". Однако на первых трех занятиях игровые ситуации (в отличие от предыдущих) содержат лишь словесные описания, детям не показывают процесса образования способа. Например, воспитатель говорит: "Красный круг так расхрабрился, взял и пополам сложился, половинки приподнял, в конус закрутил и встал". А дети, повторяя этот ритмический текст, практически делают высокий конус из половинки круга.

На последующих двух занятиях (освоение способов преобразования квадрата в куб и в брусок) используют бумажные образцы, каждый из которых фиксирует очередной промежуточный результат видоизменения квадрата с целью получения коробочек кубической и брусковой формы. Иначе говоря, серия таких образцов задает детям своеобразную "схему" действий, приводящих к конечному результату. Ребенок, гляда на каждый предыдущий и последующий образец, мысленно определяет операции способообразования, обеспечивающие последовательный переход от одного из них к другому.

Все описанные выше способы являются продуктивными; они используются детьми многофункционально, что позволяет им получить на одной основе несколько разных поделок.

Так, на первом занятии на основе низкого конуса дети могут создавать такие поделки как колокольчик, зонтик, грибочки, лягушку, шапочку, лукошко и др.

На втором занятии, используя "высокий" конус как основу, дети конструируют ёлочку, колпак петрушки, ракету, цветок, лису с сачком и др.

На третьем занятии дети техникой "плетения" создают разноцветный коврик, сумочку, вазочку для цветов, коробочку и др.

На основе коробочек кубической и брусковой формы (четвертое и пятое занятия) дети конструируют грузовую машину, автобус, домик, телевизор, стол, кухонную мебель, мордочки для кубикового театра и др.

Наиболее типичная организация обучения на этом этапе представлена в конспекте первого занятия.

На втором этапе обучения необходимо провести не менее пяти занятий, на которых детям последовательно предлагают задачи проблемного характера. Условия этих задач инициируют создание представлений о конструируемых предметах и нахождение правильных решений. Последние предполагают комбинирование и трансформирование знакомых способов.

На двух первых занятиях дети раотают индивидуально, поскольку каждый из них должен найти свое решение.

На первом занятии воспитатель вначале демонстрирует готовые конструкции домов разной конфигурации. Рассматривая их, дети выделяют способы создания каждого дома: преобразование квадрата в куб, в брусок; закручивание полукруга в конус. Затем дети выбирают понравившееся им здание, самостоятельно отбирают все необходимое и конструируют его.

В результате дети получают разные конструкции домов: с аркой, с мансрдой; одноподъездные и двухподъездные здания; высотный дом и т.п., которые составляют композицию "Улица города".

На втором занятии детям задают условия, которым должны соответствовать их поделки.

Например, сделать специальные кресла для карусели с резными ножками, овальными или квадратными спинками, удобными и цветными, чтобы на них было весело кататься. Для этого детям необходимо использовать видоизмененный способ преобразования квадрата в куб путем вырезания разной конфигурации всех сторон куба.

На последующих трех занятиях дети объединяются в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию.

На третьем занятии воспитатель показывает детям изображение фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и более конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющить или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

На четвертом занятии задача усложняется. Воспитатель только называет два известных детям способа конструирования - закручивание полукруга в конус и отгибание нижних углов треугольника к соотвествующим сторонам - и предлагает использовать их для изготовления персонажей сказки " Теремок". Каждая пара детей выбирает персонаж. Выбор детей обсуждается с учетом их интересов и необходимости создания всех персонажей сказки.

Пятое занятие предусматривает одновременное комбинирование нескольких освоенных детьми способов конструирования в этом учебном году и одного из освоенных ранее способов - закручивание прямоугольников в цилиндр. Детям предлагают только тему, например "Вокзал", и обсуждают, какие поделки можно сделать и какими способами.

Эту работу дети выполняют по подгруппам (4-5 человек). Готовые поделки: здание вокзала, поезд, билетная касса, скамейки и др. объединяются в общую композицию.

Решение системы постепенно усложняющихся задач проблемного характера способствует развитию у детей самостоятельного и творческого конструирования. Они сами анализируют предложенные взрослыми условия, находят необходимые способы решения, подбирают соответствующий материал, определяют последовательность выполнения работы. Все это является чрезвычайно важным для дальнейшего успешного обучения в школе.

На третьем этапе обучения необходимо организовать конструирование по собственному замыслу детей. Этому можно посвятить несколько занятий, на которых дети создают коллективные композиционные работы, используя весь свой опыт, в том числе конструкторский.

Поделки детей отличаются оригинальностью, выразительность, эстетичностью. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание использовать свои поделки в других видах деятельности: в сюжетно - ролевых и театрализованных играх, в составлении рассазов, в подготовке карнавальных шествий и др.

Поэтому очень важно создать условия для самостоятельного конструирования в свободное от занятий время. Для этого нужно выделить удобное место, оборудовать его и оснастить всеми необходимыми материалами. В такой специально созданной среде дети могли бы конструировать не только мелкие, но и крупные изделия: макеты зданий, костюмы для карнавалов и праздников, создавать художественно - эстетические композиции для украшения интерьера детского сада и многое другое.

Date: 2016-02-19; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию