Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии нормотворческого процесса. Понятие и принципы законотворческого процесса в Республике Беларусь
Правотворчество как особый вид деятельности представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов — стадий. В юридической науке также существует понятие «законодательный процесс», под которым понимается порядок принятия и вступления в действие законов как важнейших нормативных актов, процедура принятия которых строго регламентирована. Таким образом, законодательный процесс является частью правотворческого процесса, но имеет и отличительные особенности, обусловленные большой общественной значимостью законов. Особая процедура их принятия установлена нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 99—101). В обобщенном виде можно выделить следующие этапы (стадии) правотворческого процесса: 1. Принятие решения о подготовке проекта акта (правотворческая инициатива). Данный этап предполагает осознание назревшей потребности урегулирования каких-либо общественных отношений при помощи правовых норм, а также обращение в правотворческий орган с предложением принять тот или иной нормативный правовой акт. Применительно к законотворческому процессу эта стадия носит наименование законодательной инициативы. Конкретные субъекты законодательной инициативы, как правило, определяются в конституции государства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). 2. Подготовка проекта акта. На данном этапе происходит разработка текста; формулируются положения будущего нормативного акта; осуществляется привлечение необходимых специалистов; проводятся процедуры согласования текста проекта акта с иными государственными органами, имеющими непосредственное отношение к разработанному проекту. При работе над проектами нормативных актов большой общественной значимости возможно их предварительное обсуждение в средствах массовой информации с целью максимального учета общественного мнения, рецензирование проекта научно-исследовательскими организациями и иными учреждениями и др. Данная стадия завершается внесением проекта акта на рассмотрение правотворческого органа. 3. Обсуждение и принятие нормативного акта. Содержание данной стадии зависит от того, какой способ принятия управленческих решений — единоначальный или коллегиальный - предусмотрен в отношении конкретного вида нормативного правового акта. При единоначальном способе принятие нормативного акта может происходить и без обсуждения, путем подписания соответствующего документа руководителем. Однако предварительное обсуждение в коллегиальном органе (комитете, комиссии) возможно даже при данном способе. Обсуждение проекта акта осуществляется с целью наиболее глубокого и тщательного его анализа. Поступившие в ходе обсуждения замечания и предложения учитываются в дальнейшей работе над проектом акта. В отношении законодательного процесса в Республике Беларусь содержание данной стадии достаточно подробно регламентировано нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 100). 4. Опубликование акта и введение его в действие. Для того, чтобы обеспечить гражданам возможность знакомства с принятыми нормативными правовыми актами, последние подлежат обязательному официальному опубликованию — помещению подлинного текста акта в печатных изданиях. В Республике Беларусьданные издания определены Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь от 10.12.1998 г. (в ред. от 04.11.2008 г.). Наряду с понятием «официальное опубликование» существует также понятие «обнародование нормативных правовых актов» — доведение содержания нормативных актов до сведения населения любым способом (помещение в любых печатных изданиях, передача содержания нормативного акта по радио или телевидению, оглашение путем вывешивания его текста на информационных стендах, щитах и т. д.). Однако в Республике Беларусь неофициальное обнародование допускается только после официального опубликования. Введение нормативного правового акта в действие связано также с процедурой его обязательной регистрации в Министерстве юстиции и последующим включением в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Конкретные сроки вступления в юридическую силу зависят от вида нормативных правовых актов. Date: 2016-02-19; view: 787; Нарушение авторских прав |