Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды правовых норм





1) По субъектам правотворчества

а) исхо­дящие от государства - это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент)

б) исхо­дящие непосредственно от гражданского об­щества - нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системе

а) учредительные (нормы-принци­пы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества.

б) регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей

i) управомочивающие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

ii) обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий);

iii) запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения)

в) охранитель­ные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов

г) обеспечительные (нормы-га­рантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования

д) декларативные (нормы-объявления) включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления

е) дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.)

ж) коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями

з) опера­тивные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования

а) материальные правила поведения субъектов

i) нормы конституционного,

ii) гражданского,

iii) уголовного,

iv) административ­ного,

v) трудового и иных отраслей права.

б) процессуальные содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил

4) По методу правового регулирования

а) Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

б) Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило.

в) Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По сфере действия

а) федеральные функционируют на всей территории государства;

б) субъектов федерации на территории субъекта;

в) местного самоуправления - МО;

г) локальные действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

6) по времени ( по­стоянные и временные ),

7) по кругу лиц

а) общего действия - распространяются на неопределенный круг лиц;

б) специальные - распространяются только на лиц, указанных в норме;

8) по сущности:

а) отправные нормы (нормы-начала) - определяют основы правого регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы: - положения конституции, закрепляющие основы политического, государственного, экономического устройства;

б) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий (противоречий) между нормами права;

в) нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категории;

9) по назначению:

а) основные - определяет начало правового регулирования общественных отношений, с их помощью закрепляются его правовые категории, понятия, цели и задачи;

б) производные - обеспечивают детализацию основных норм, обычно входит в особенную часть той или иной отрасли права.







Date: 2016-02-19; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию