Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютизм





17 и 18 века - время расцвета абсолютизма. Разнообразны его политические формы и модели, различна его эволюция в отдельных странах, однако все они имеют нечто общее в культурно-бытовой сфере. Абсолютизм диктует обществу определенные правила поведения, навязывает целевые установки, санкционирует моральные нормы. Абсолютистская идеология формирует роялистскую психологию в различных слоях общества. Королевская особа выделяется не по принципу знатности, богатства или власти (хотя все это имеет место), она выше простых смертных в силу божественного характера монаршей власти, и потому имеет право начертать своим девизом: "Государь - образ и подобие Божие", как это сделал Карл Евгений, герцог Вюртембергский. Льстивый эпитет "король-солнце", данный придворными Людовику XIV, адекватно отражает тот божественный статус, который, согласно абсолютистской идеологии, неотъемлемо принадлежит государю: он подобен Богу, трактуемому не в христианской, но в языческой традиции. Придворные молятся, стоя спиной к алтарю, лицом к своему монарху. Показательна в этом контексте "солярная" символика Версаля. Монарх олицетворяет собой государство, его людей, богатство, культуру. Все, прямо или косвенно, принадлежит ему. Фраза, ставшая крылатой: "Государство - это я", является программным лозунгом абсолютизма. Апологеты английской, французской монархий, как и сами короли, обосновывали высшие права монарха на имущество его подданных. О том же свидетельствовала продажа должностей, пополнявшая королевскую казну (особенно распространенная в Англии при Якове I Стюарте, а во Франции при Людовике XIV). Яркое подтверждение тому дает институт королевских монополий75, якобы за-

74 Характеристика этого периода принадлежит У. Гладстону, лидеру либералов.

75 Английская корона практиковала продажу патентов на монополию производства и торговлю, что вызывало резкий протест буржуазии и нового дворянства.

щищавший "национальные интересы". Английский историк К. Хилл так описывает жизнь англичанина: он строит дом из монопольного кирпича, отапливает его монопольным углем, спит на монопольной перине, носит монопольные кружева, "из монопольных оловянных кружек он пьет монопольное пиво, сделанное из монопольного хмеля, хранящегося в монопольных бочках и продаваемого в монопольных пивных". Существовала даже монополия на продажу мышеловок76. Государю принадлежало не только имущество его подданных, но и они сами. Для маленьких абсолютистских государств Германии показательна практика торговли рекрутами. Они поставлялись в разные части света, туда, где шли войны.

Божественность и всевластие монарха требуют создания соответствующих форм обихода, что находит свое выражение в тщательной разработке придворного церемониала. Наследница бургундского двора Испания Габсбургов все более теряет в 17 в. свое влияние. Ее закосневший церемониал не отвечает новым требованиям, и она вынуждена уступить пальму первенства Франции. Придворный этикет последней со второй половины 17 в. становится эталоном для всех королевских дворов Европы, закладывая на долгие годы основы "супрематии французского языка, манер, мод, удовольствий"77. Парадная, полная роскоши придворная жизнь в версальской резиденции представляется "колыбелью хорошего просвещенного тона". Она ассоциируется с высокими достижениями культуры и искусства: драматургией Расина и Мольера, музыкой Люлли, постройками Перро и Ардуэна-Мансара, декоративным искусством Лебрёна, парковыми ландшафтами Ленотра.

Рассчитанный до тонкостей церемониал создает упорядоченность обихода. Он чрезвычайно сложен: кто, где и когда занимает то или иное место, имеет те или иные права, получает тот или иной титул? Придворный этикет - настоящая наука, в которой должен хорошо разбираться король и его окружение, здесь все преисполнено глубочайшего смысла и чрезвычайно важно. Придворная аристократия придавала огромное значение любым мелочам, борясь за обладание теми или иными привилегиями. Очень почетным считалось разрешение сидеть в присутствии высочайших особ, так называемое "право на табурет". (Имевшие его дамы именовались "табуретками". Были пол-

76 В первой половине 17 в. существовало около 700 монополий (Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991).

77 Савин А.Н. Век Людовика XIV. М., 1930.

78 Так обучали тонкостям этикета будущую герцогиню Бургундскую, жену внука короля.


ные и частичные "табуретки" - последним полагалось сидеть только по утрам. Кого-то из них следовало целовать, кому-то подавать руку78 и так до бесконечности.) Этикетность пронизывает весь служебный, общественный, семейный быт, она формирует "массовую однотипную организованность", особо регламентируемые формы поведения подданных. Это касается внешнего облика, манер, в том числе речи, походки. Постепенно изменяется речевая артикуляция - появляется декламация, риторичность, пластика приобретает минуэтную выступку, специфическую постановку корпуса, ясно видимые на картинах того времени79.

Чинное, размеренное течение придворной жизни, подобное пьесе классицизма, прерывается суматошным безумием праздников, когда, не считаясь с расходами, все спешат поразить, блеснуть, ослепить. Кавалеры и дамы сражаются из-за портных и модисток, парикмахеров и прочих мастеров. Их переманивают деньгами, силой увозят друг у друга. Роскошны празднества Версаля. "В большой галерее Версальского дворца зажгли тысячи огней. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем. Было точно во сне, точно в заколдованном царстве. Блистали красота и величие" - описывал в восхищенных выражениях праздник посол Венеции80.

Формируется верноподданническая психология. Королевский двор и царственная особа становятся регулятивным центром, мерилом всех ценностей. Монарх окружен аристократической элитой. Хотя от имени короля во Франции торговали дворянскими грамотами и король назначал мещан на высокие посты в административном аппарате, ко двору они не допускались81. В Англии правила были менее строгими. При английском дворе бывали лица, не обладавшие почтенной родословной. В Испании, наоборот, чересчур чопорный церемониал вообще приобретает гипертрофированные формы, производит мертвящее впечатление, как если бы двигались не люди, а манекены. Бюргерство подражает нравам и модам, царящим при дворе. Стоит высокопоставленной особе обратить на что-то внимание, похвалить что-либо, как эта вещь приобретает необыкновенную популярность. Казакова описывал очереди перед табачной лавкой, где похвалила табак герцогиня Шартская. Обычай воспринимать все, что

79 Яворский Б.П. Избранные труды. М., 1987.

80 Савин А.Н. Цит. соч.

81 Могли присутствовать дворянстве, имеющие за собой более чем двухсотлетнюю генеалогию.

относится к королевской семье, с особым благоговением, надолго переживет абсолютизм, превратится в стойкую традицию. Так, еще перед Второй мировой войной в Англии особо модными были голубые цвета, любимые королевой Марией, а имена королевских детей являлись самыми распространенными. Наследует эти традиции и современное общество. Гибель принцессы Дианы была воспринята в Англии как национальная трагедия, а сам институт европейской монархии благополучно перешагнул рубеж тысячелетий.

Все население, не имевшее дворянского звания, считалось чернью, недостойной называться людьми. Согласно господствовавшим воззрениям, род людской начинается с баронского звания. Простолюдинам был строжайше запрещен доступ в сады и парки, окружавшие резиденции государя. От них требовалось оказывать почтение даже символам власти. Так, в Вюртемберге мещане под страхом телесного наказания обязаны были отдавать честь часовым герцога, снимая перед ними шляпу. Что уж говорить о простолюдинах, если дамы и кавалеры приветствовали короля, склонив голову и преклонив колена. Такие же почести воздавались королевской карете, проезжающей мимо (даже в том случае, если она была пуста).


Особая роль при абсолютизме принадлежит армии, так как она непосредственно олицетворяет военную силу государства и являет собой атрибут абсолютистской символики. На смену рыцарскому ополчению приходит регулярная армия (рекруты и наемники). Война все более механизируется, а армия унифицируется и подчиняется дисциплине. Массовая армия отвечает новым функциональным принципам, таким, как маневренность, гибкость и подвижность войск. Ее идеологи находят в этом особую эстетику - парадность единообразия, совершенство муштры. Военное дело - любимое занятие монархов, как нельзя более отвечающее честолюбивым устремлениям государей. Властители различного ранга и калибра с упоением занимаются организацией войска (вплоть до создания формы), стратегией и тактикой. Монархи играют в "солдатиков", заботясь зачастую не о боеспособности войск, а о внешней стороне: линейности строя, бравом виде солдат, их выучке и выправке. Декоративность порой доходит до смешного, как в случаях с лейб-гвардейцами Вюртемберга82 или Пруссии. (Характерный штрих декоративности - "воротничковые перемирия" 17 в. Они объявлялись, чтобы выстирать и высушить необходимую деталь туалета - большие отложные воротники.) Важная

82 Из-за своей нелепой вычурной формы высокорослые молодцы не в состоянии были самостоятельно встать после падения.

страница политической жизни - всевозможные парады, военные сборы. Последние, как правило, превращаются в придворные праздники, как, например, большой лагерный сбор французской армии в Компьене в 1698 г. Из-за своей зрелищности он стал нарицательным: солдаты ходят в парадной форме, офицеры покупают себе новые мундиры, держат открытый и дорогой стол (у главнокомандующего 72 повара и 340 человек прислуги), в лагерь приезжают дамы. Неудивительно, что расходы двора и армии на этот сбор составили колоссальную сумму, которую впоследствии пришлось возмещать из казны, раздавая субсидии офицерам.

Одной из характерных черт эпохи становится публичность. Тон задает монарх. Жизнь короля и его семьи протекает прилюдно, на глазах придворных. Им всегда известно, кто и что делает в любое время дня и ночи. Такие процедуры, как леве (утренний туалет короля) и куше (отход ко сну) совершаются также при большом стечении народа83. Придворные борются за право присутствовать на них, за почетное место на любой церемонии, тем более что по степени близости к королевской особе измеряется значимость того или иного лица. Публично женятся, рожают детей, умирают. Такова, по описанию Сен-Симона, смерть дофина в 1711 г.: шумная толпа придворных демонстрирует свое горе, они напоказ стонут, плачут и даже рычат, с жадностью следя за горем королевской семьи. Нет и не может быть ничего тайного. Общество желает знать малейшие детали частной жизни, и поэтому все выставляется напоказ - отношения, чувства, мысли. Все демонстрируется перед зрителем, играет на публику. Дух публичности распространяется на все стороны повседневности. Многочисленные приметы свидетельствуют об этом: костюмы, прически, украшения, предназначенные для демонстрации; зеркала, позволявшие насладиться своим представительным видом и ставшие непременным атрибутом не только дворца, но и любого состоятельного дома; мемуарная литература, заполнившая частные библиотеки, так как множество выдающихся, знаменитых или просто именитых современников спешили увековечить себя в воспоминаниях.


Подобная открытость жизни на первый взгляд противоречит тому, что именно в это время появляется такое понятие, как интимность. Идеи и культура Возрождения, Реформации и Просвещения вызывают определенные изменения во внутренней, духовной организации человека, его ментальности. Они стимулируют индивидуализацию

83 Даже такая интимная церемония, как "ночное судно", происходит прилюдно, тем более что "заведует" им особа в сане герцога.

жизни, осознание своей отделенности, изолированности от коллектива. На бытовом уровне это находит свое выражение в "интимизации" повседневного обихода, в стремлении скрыть от наблюдателей те или иные стороны жизнедеятельности. (Многие жизненные проявления уже признаются личным, приватным делом, скрываются от посторонних.) Двойная установка: на публичность и одновременно на интимность дает странный симбиоз - появляется феномен пикантности. Возникает своеобразная ситуация "подглядывания" - сторонний наблюдатель вторгается в интимную сферу. Пикантность чрезвычайно любима эпохой и культивируется в различных формах, о чем свидетельствует, в частности, изобразительное искусство (например, мотив качелей в жизни и искусстве).

Пышность и великолепие имели и обратную сторону. Во многих помещениях роскошного версальского дворца тесно и грязно. Все должны оберегать свои карманы, так как процветает воровство84. За карточным столом много и азартно играют, но игра зачастую ведется краплеными картами, и нередки скандальные истории с шулерами. Как и в 16 в., при дворе процветает колдовство, тайно служатся "черные мессы", отравители используют свое страшное, наводящее ужас оружие, все боятся быть отравленными. И наконец, характерное для этого времени печальное отсутствие гигиены: моются редко и мало85. Роскошные прически и наряды кишат насекомыми. Дамские волосы из-за сложности укладки не расчесываются неделями, что вызывает болезни кожи, глаз, ушей. В блестящем обществе мало у кого можно найти здоровые и крепкие зубы, и потому их белят.

 







Date: 2015-12-12; view: 341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию