Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доктрина двух мечей
Выдвигая положение о существовании «двух Градов», Августин, однако, не высказывался в пользу непосредственного подчинения государства Церкви. Он отчетливо указывал на легитимный характер политических институтов, которым добрый гражданин и христианин должен подчиняться, поскольку так пожелал Бог. После смерти Августина в конце V в. папа Гелазий I, следуя учению Августина, также различает две власти - духовную и земную. Истоки разделения власти духовной и земной следует искать в самом порядке, установленном божественным Основателем Церкви. Думая о слабости человеческой, он позаботился о том, чтобы обе эти власти оставались разделенными и чтобы каждая из них оставалась бы в своей особой, предписанной ей области. Христианские государи должны пользоваться духовной властью в делах, касающихся спасения. Священнослужители же, со своей стороны, должны соотносить свои действия с тем, что установили государи во всем, что касается земных событий, и, таким образом, солдат Господа не вмешивается в дела этого мира, и земной суверен не затрагивает своим словом дела религиозные. Итак, обе власти остаются разделенными, ни одна из них не имеет преобладающего влияния, и каждая должна оставаться преданной вверенной ей миссии. Однако равновесие властей, провозглашенное Гелазием, оставалось довольно шатким, поскольку наряду с принципом разделения светской и религиозной власти Гелазий утверждает моральное превосходство власти духовной, в частности Церкви и ее главы. Следующий шаг в сфере нарушения равновесия двух властей в пользу власти Церкви делается папой Григорием I (конец VI - начало VII в.), провозгласившим политику одной из сторон морали, а следовательно, одним из многих средств реализации сверхъестественных целей, которые только и придают политике ее значимость. И вот уже Карл Великий в первый день Рождества 800 г. получает царский венец из рук папы Льва III, а окружающие его франки и римляне приветствуют его криками: «Победа и здравие Карлу, Августу, Богом венчанному, великому и миротворящему императору римлян!» Это событие завершило процесс подчинения Града земного и империи Граду Божьему и Церкви - процесс подчинения светской политической власти власти религиозной и создания государства совершенно нового теократического характера, имеющего религиозные основания и цели. В теоретическом отношении идея превосходства власти религиозной над властью светской нашла свое оформление в концепциях Бернара Клервос- ского и Гуго Сен-Викторского. Гуго Сен-Викторский (1096-1141) обосновывал единство власти, опираясь на эсхатологию апостола Павла. В начале своей истории человек, по его мнению, пребывает в состоянии греха, но не осознает этого. Бог дает человеку Закон, чтобы открыть ему греховность его природы, а затем открывает ему благодать, дабы укрепить его веру. Тем самым Бог преследует две цели - рассеять невежество и зажечь сердца верой. Благодать воодушевляет всех христиан, превращая их в единое тело: благодаря своей вере все люди становятся членами этого тела, а благодаря любви участвуют в его жизни, т.е. вера в Бога и любовь к нему обеспечивают единство человеческого сообщества. Такова Церковь, тело Христово, оживляемое единым духом и объединенное одной верой. Две стороны человеческой жизни - телесная и духовная - взаимосвязаны, но при этом тело подчинено душе, а душа - Богу. Для того чтобы управлять миром телесным и миром духовным. Бог создал два порядка власти - власть временную, сосредоточенную в руках земного властителя, и власть духовную, принадлежащую папе. Но власть духовная, небесная, выше власти земной, потому что только благодаря единству Церкви осуществимо единство общества. Таким образом, дуализм власти, формально провозглашенный Гуго, носил лишь внешний, видимый характер, поскольку вся власть и вся сила зависят от единственного принципа и единственной власти - власти божественной. В творчестве Бернара Клервосского (1091-1153) эта идея нашла свое символическое выражение и обоснование. Его аллегория двух мечей широко использовалась в Средние века для подтверждения теории превосходства духовной власти. Образ меча появляется в Евангелиях в повествовании о страстях Христовых. Обращаясь к апостолам, Христос говорит: «Продай одежду свою и купи меч». На что апостолы отвечают: «Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (От Луки, XXII, 36-38). Этот эпизод лег в основу аллегорической теории Бернара Клервосского. По его мнению, два меча символизируют духовную и земную власть, оба они находятся в распоряжении апостолов (в частности, апостола Петра), следовательно, в распоряжении Церкви. Однако же меч, символизирующий власть земную, в отличие от меча власти духовной, не может быть использован апостолами (т.е. Церковью) непосредственно, но только с благословения или по приказу Церкви. Разъясняя свою позицию по этому вопросу в обращении к папе Евгению III, Бернар писал: «Меч духовный и меч материальный - оба принадлежат Церкви, но первый должен быть поднят за Церковь, тогда как второй самой Церковью; первый вложен в руку священника, второй - в руку солдата, но по знаку священника и по приказанию императора». Папа Григорий VII в 1075 г. изложил основные положения теории превосходства духовной власти (plenitudo potestas) в памятной записке, получившей название Dictatus Papae. Она состоит из двадцати семи утверждений и дает общие представления о власти римского понтифика. Приведем некоторые из этих утверждений: «...статья IX. Папа - единственный человек, чьи ноги целуют государи; статья XII. Ему дозволяется низлагать императоров; статья XVIII. Его слово не может быть никем изменено, и только он один может изменять слово всех и каждого; статья XIX. Папа не подвластен суду смертных». Итак, в VI-XII вв. в рамках средневековой философии формируется теория, полностью подчиняющая политическую власть власти религиозной. Суть ее можно резюмировать в следующих положениях. 1. Существуют две различные, но взаимосвязанные власти, созданные для того, чтобы вместе управлять сообществом христианского мира, представляющим собой высший тип человеческого сообщества, который когда-либо знала история. 2. Духовная власть является высшей по отношению к земному владычеству. Она первична по отношению к королевской власти, но она никогда непосредственно не занимается решением земных, мирских вопросов, ведь в противном случае существовала бы только одна власть, а не две. 3. Именно папской власти принадлежит заслуга создания западной империи. Император - христианин, обладающий властью, данной ему папой. Он должен защищать общие интересы христиан. Date: 2016-02-19; view: 2184; Нарушение авторских прав |