Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российские научные школы (теории) государственного управленияСтр 1 из 79Следующая ⇒
Вопросы к экзамену по Основам ГиМУ (примерный общий перечень основных вопросов) С. 1. Государство и государственное управление: понятия, содержание, цель и задачи 4 2. Российские научные школы (теории) государственного управления 8 3. Принцип разделения властей 11 4. Общая характеристика системы государственного управления в РФ 13 5. Государственно-территориальное устройство РФ. Территория как объект управления 14 6. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия и роль в системе государственного управления 16 7. Требования к кандидату на замещение должности Президент РФ и порядок его избрания 18 8. Администрация Президента РФ – правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении 20 9. Институт полномочных представителей Президента РФ 22 10. Уполномоченный по правам человека РФ - конституционно-правовой статус, порядок замещения должности и полномочия 24 11. Совет Федерации Федерального Собрания РФ – порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении 26 12. Государственная Дума Федерального Собрания РФ – порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении 28 13. Правовой статус члена Совет Федерации ФС РФ. Депутатский запрос 30 14. Правовой статус депутата Государственной Думы ФС РФ. Депутатский запрос 32 15. Правительство РФ - полномочия и роль в государственном управлении 34 16. Федеральные органы исполнительной власти, их полномочия и роль в государственном управлении 36 17. Федеральное министерство: статус, функции, структура 38 18. Федеральные агентства: статус, функции, структура, отличительные признаки 40 19. Федеральные службы: статус, функции, структура, отличительные признаки 41 20. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: статус, функции, структура 42 21. Конституционный Суд РФ - порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции 44 22. Суды общей юрисдикции в РФ 46 23. Верховный Суд РФ- порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции 48 24. Система арбитражных судов в РФ 50 25. Конституционные и уставные суды субъектов РФ - порядок формирования, правовой статус, функции 52 26. Институт мировых судей в России 54 27. Статус судей в РФ 56 28. Глава субъекта федерации – требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия 58 29. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ 61 30. Статус депутата органа законодательной власти субъекта РФ 63 31. Органы исполнительной власти субъектов РФ 65 32. Основные направления государственной социально-экономической политики РФ 67 33. Федеральная, региональная и муниципальная бюджетные системы в РФ 70 34. Понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» 72 35. Теории местного самоуправления 74 36. Российский опыт становления местного самоуправления 76 37. Общая характеристика системы муниципального управления в РФ 78 38. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения 81 39. Особенности системы управления Санкт-Петербургом и Москвой 83 40. Административные районы Санкт-Петербурга – статус, функции, полномочия 85 41. Заграничные представительства РФ (дипломатические, торговые, культурные и т.д.) 88 42. Прокуратура РФ: правовой основы деятельности, структура, полномочия 90 43. Следственный комитет РФ: правовые основы деятельности, структура, полномочия 92 44. МВД РФ: правовые основы, структура, полномочия 94 45. ФСБ России: правовые основы, структура, полномочия 96 46. ФСКН России: правовые основы, структура, полномочия 98 47. Проблемы государственного, регионального и муниципального управления в РФ 100 48. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 103 49. Прокуратура, правоохранительные органы, органы безопасности и судебная система РФ 106
1. Государство и государственное управление: понятия, содержание, цель и задачи Государство- организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Признаки государственного управления: • это вид государственной управленческой деятельности; • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); • характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений). Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления: 1) социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; 2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека; 3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния; 4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований. Цели государственного управления возникают на основе целей, лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Общий обзор целей государственного управления в современной России: 1)обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. 2)развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. 3)Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция. 4)формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. 5)поддержание благоприятной экологической обстановки. 6)регулирование рыночных механизмов. 7)грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра. Существуют оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели, которые должны соединяться между собой, образуя единую целостность. С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления: 1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования). 2. Обеспечение общественного порядка и безопасности (например, борьба с эпидемиями, наводнениями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности и так далее). Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т. е. здесь имеет место "принуждающее" ("правоохранительное") государственное управление. 3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики, отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов. Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. Общие (социально-правовые) принципы: • демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; • законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов; • объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации; • научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; • разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций; • федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; • эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. Организационные принципы: • отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.); • территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении); • линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства; • функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.); • двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления; • сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
(Чисто из лекций-презентаций Теребнева): Государство – это политико-правовой институт, система особого типа социальных институтов, образующая организацию политической власти. Государство – высшая форма организации человеческих сообществ; политический союз людей, подчиненных единой верховной власти, форма организации имеющая главную цель – выражение единой воли. Государство в контексте управления выступает и как субъект, икак объект управления, поскольку именно в процессегосударственного управления происходит государственноестроительство. Государственное управление – это целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему гос. органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. Государственное управление – это особый вид политической деятельность, основанный на полномочия, целях организации и удовлетворения цели развития общества. Принципы государственного управления: системность; целевая направленность; социальная справедливость; экономическая эффективность; экологическая безопасность; приоритетность Методы гос. управления: прямые и косвенные; правовые, административные и экономические. Российские научные школы (теории) государственного управления (Сложный вопрос, поэтому читаем внимательно – нашел, что мог) В России до 1917 г. существовала школа административного права, которая исследовала проблемы государственного управления. После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. Так как дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, то возникла потребность в развитии науки управления. Для этого был создан ряд НИО (научно исследовательских организаций): например, Центральный институт труда (Гастев А.К.); Центральная лаборатория по изучению труда (Бехтеров В.М.) и т.д. После Первой конференции под флагом НОТ (научная организация труда) начался период быстрого развития отечественной теории управления. Вокруг таких ученых как Гастев, Витке, Размирович, Бурдянский, Ерманский стали формироваться первые научные школы. Отечественные ученые в отличие от западных изучали не только технику, трудовой процесс, но и рабочего, рассматривая его творящим субъектом. В исследованиях определились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. 1) К первой относились концепции "организационного управления" А.А.Богданова, "физиологического оптимума" О. А. Ерманского, "узкой базы" А. К. Гастева, "производственной трактовки" Е. Ф. Розмирович. 2) Ко второй группе - концепцию "организационной деятельности" П. М. Керженцева, "социально-трудовую концепцию управления производством" Н.А.Витке, "торию административной емкости" Ф.Р.Дунаевского. Одной из основных разработок Центрального института труда (ЦИТ) стала концепция трудовых установок, содержащая элементы эргономики, инженерной психологии, организации рабочего места, теории трудовых движений, самоорганизации трудового процессе. Рекомендации ЦИТ в виде плакатов распространялись в производственных коллективах и вывешивались на видных местах. Подробно о концепциях: · Заслугой Богданова в его концепции «Организованного управления» является разработка фундаментальных методологических проблем теории организации. Исходя из анализа сущности организации, А.А. Богдановым была выдвинута идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Сформулированная и разработанная А.А. Богдановым «Тектология» явилась одной из первых концепций общего учения об организации. В ней автор дал общее описание процессов возникновения и распада организаций. В отличие от Ф. Тейлора и его последователей, рассматривавших организацию именно как замкнутую систему, находившуюся в неизменном окружении, А.А. Богданов отмечал взаимосвязь организации с внешней средой. В своем фундаментальном - труде А.А. Богданов по существу сформировал целостное представление об организационной науке, сформулировал её основные принципы и закономерности и объяснил механизм их проявления, показал ее роль и значение в мироздании и пути развития. · Согласно О.Ерманскому, основной вопрос теории рационализации организации труда заключается в определении критерия рациональности организации любой работы. Ученый полагал, что таким критерием не может быть время. Главное достоинство концепции состоит в том, что она содержит идеи о необходимости поддержания интенсивности труда на оптимальном, научно обоснованном уровне, так как отклонения от рациональной нормы в любую сторону приносят вред народному хозяйству и рациональному использованию всех сил. Следовательно, система организации и управления производством должна обеспечивать нормальную работу всех подразделений и всех работников. · А.К. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции: теория трудовых движений в производственном процессе; организация абочего места; методика рационального производственного обучения. А.К. Гастев разработал концепцию узкой базы. Суть ее в следующем: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Основной идеей «производственной трактовки» управленческих процессов Е.Ф. Розмирович были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. · Представитель социального направления П.М. Керженцев сформировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта – труд, производство и управление, П.М. Керженцев сконцентрировался на последнем, считая наиболее важным. · Н.А. Витке, сторонник социальной концепции в управлении, в выдвинутой им социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами (орудиями труда) и людьми, сконцентрировался на последнем. Главная задача управления видится ему целесообразной организацией людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Н.А. Витке управление представляет единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Н.А. Витке сформулировал такие требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники». · Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации. В начале 1960-х гг. была высказана точка зрения, согласно которой наука государственного управления должна быть комплексной, т.е. охватывать государственно-правовые, социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественно-научные аспекты управления. Среди направлений науки об управлении выделились общая теория социального управления; государственное управление; управление производством и в организациях. Советская школа управления ориентировалась на формационную теорию, политическую экономию. С 70-х годов государственное управление стало развиваться как самостоятельное направление обществознания, соприкасаясь, но не сливаясь, с «соседствующими» научными направлениями. Одно из таких направлений - общая теория социального управления была представлена в трудах В.Г.Афанасьева, К.И. Варламова, Д.М. Гвишиани, А.М. Омарова, Ж.Т. Тощенко, Н.М. Слепенкова, В.Г. Смолькова. Государственное управление как самостоятельная отрасль науки была представлена работами правоведов Г.В. Атаманчука, В.Г. Вишнякова, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, Б.Н. Курашвили, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова. Ими широко исследованы общие и частные вопросы государственного управления, его принципы, функции, организационные структуры и технологии Крах в начале 1990-х годов всей государственно-правовой системы страны среди длинного перечня внутренних и внешних причин был обусловлен несоответствием системы управления потребностям развития общества и экономики. Конституционное утверждение принципа разделения властей и переход к рыночным отношениям в хозяйственной и иных сферах жизнедеятельности, закрепление различных форм собственности обусловили изменение рода деятельности исполнительной власти. Произошло ограничение сферы использования методов непосредственного директивного управления его объектами (предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.). Наряду с этим получили широкое применение методы регистрации объектов управления, лицензирования, контроля и надзора, кредитования, налогообложения и др. Однако, сращивание в 90-е годы собственности и власти деформировало публичную природу управленческой системы: она стала корпоративной и перестала работать на общество. По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились. · Одни подчеркивают своеобразие форм российской государственности и полагают, что опыт западных стран не может служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они предлагают опираться на исторический опыт России в области административно-государственного управления, использовать преимущественно национальные формы и традиции. · Другая точка зрения абсолютизирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые ученые полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффективные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь. Начиная с нулевых годов ХХ века в России реализуется административная реформа, которая предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям: управление по результатам; стандартизация и регламентация; оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; обеспечение административной реформы.
Date: 2016-02-19; view: 5141; Нарушение авторских прав |