Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие групп и коллективов. Виды групп. Стадии и уровни развития малой группы. Особенности групповых процессов в коллективеГруппа - совокупность, несколько. Группа - относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. Членство человека в группе определяет его статус и роли. Трудовой коллектив -это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Трудовой коллектив-это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Виды групп: По величине различают большие и малые группы По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа является для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее ценности, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность дорожит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личности, хотя она может формально входить в ее состав. Все что происходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р. С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеалы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста. По наличию или отсутствию непосредственных связей между субъектами различают реальные и условные группы. Реальные группы - это объединения людей, существующие в действительности, между которыми имеют место непосредственные контакты и межличностные отношения. Условные группы - это искусственно создаваемые группы людей, между которыми нет непосредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом. По форме организации группы бывают формальными и неформальными. По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми. По социальной направленности группы делятся на проссоциальные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят общественно-полезный характер. Малая группа - небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Западная психология долгое время не признавала такого понятия как «коллектив», а оперировала понятием «малая социальная группа». В последние годы в менеджменте, в зарубежной и отечественной психологии признается наличие и социальной группы, и коллектива, связанных с понятием «малая социальная группа». Существует несколько определений малой группы. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. В отечественной социальной психологии общепринятым является определение, данное ученым-психологом Г. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». С точки зрения управления, наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие: 1) направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм); 2) организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности); 3) микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства; 4) референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач); 5) интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка); 6) эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах); 7) волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях). 3 фазы развития группы. 1) Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей. 2) Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы. 3) Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряженности, стадия нормализации, стадия деятельности
|