Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие групп и коллективов. Виды групп. Стадии и уровни развития малой группы. Особенности групповых процессов в коллективе





Группа - совокупность, несколько. Группа - относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Трудовой коллектив -это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Трудовой коллектив-это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

Виды групп:

По величине различают большие и малые группы

По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные

По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа является для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее ценности, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность дорожит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личности, хотя она может формально входить в ее состав. Все что происходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р. С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеалы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста.

По наличию или отсутствию непосредственных связей между субъектами различают реальные и условные группы. Реальные группы - это объединения людей, существующие в действительности, между которыми имеют место непосредственные контакты и межличностные отношения. Условные группы - это искусственно создаваемые группы людей, между которыми нет непосредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом.

По форме организации группы бывают формальными и неформальными.

По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

По социальной направленности группы делятся на проссоциальные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят общественно-полезный характер.

Малая группа - небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Западная психология долгое время не признавала такого понятия как «коллектив», а оперировала понятием «малая социальная группа». В последние годы в менеджменте, в зарубежной и отечественной психологии признается наличие и социальной группы, и коллектива, связанных с понятием «малая социальная группа». Существует несколько определений малой группы. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. В отечественной социальной психологии общепринятым является определение, данное ученым-психологом Г. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

С точки зрения управления, наиболее общими качествами малой группы можно считать следующие:

1) направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);

2) организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

3) микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;

4) референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);

5) интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);

6) эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);

7) волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях).

3 фазы развития группы.

1) Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.

2) Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.

3) Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности.

Стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряженности, стадия нормализации, стадия деятельности

Date: 2016-02-19; view: 3741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию