Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.А. Белошапкова
«... сильной стороной работы Пешковского явились наблюдения над формальными различиями сочинения и подчинения и самая устремлённость к тому, чтобы искать различия именно в структуре, в формах, не отрываясь от языковой материи.... до этого в течение почти ста лет понятиями сочинения и подчинения пользовались, не показывая того, какие языковые факты лежат в основе этого противопоставления...
Последующее изучение этого вопроса не привело к обнаружению более определённых формальных различий между сочинением и подчинением. Скорее даже напротив... Было установлено, что в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях могут выражаться и те же или очень близкие смысловые отношения;... в некоторых типах имеются общие закономерности строения частей (например, неполнота второй части),... в использовании видовременных форм глаголов-сказуемых...
... это не два резко противостоящих друг другу типа строений сложного предложения, а скорее обладающие лишь относительной общностью объединения разнообразных видов, одни из которых... составляют центр, ядро области сочинения или подчинения, а другие... находятся на периферии того и другого, соприкасаясь с противоположной областью. Так, совершенно очевидно, что сложноподчинённые предложения с «присловными» придаточными (присубстантивные, прикомпаративные, изъяснительные) значительно дальше отстоят от сферы сочинения,чем те, для которых типична соотнесённость придаточной части со всей главной.» (1966, С. 189-190)
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённым (СПП) называется сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой с помощью подчинительных союзов и союзныхслов:
Существуют условия1, которые нельзя ставить человеку, не желая поранить в нем истинно человеческое2. (Бог.)
В сложноподчинённом предложении выделяются главная и придаточная части. Главной частью является та, которая не содержит в своём составе подчинительных союзов и союзных слов:
Как бы хорошо человек ни говорил1, помните2, что он обязательно скажет глупость3, когда говорит слишком много4. (Дюма) - главная часть - вторая.
Структура СПП может быть выражена схематически. Существует два вида схем -линейные и ступенчатые (уровневые, вертикальные). Каждый из видов схем имеет как
достоинства, так и недостатки.
В линейных схемах графические изображения располагаются в горизонтальной линии; эти схемы позволяют отражать последовательность расположения частей и пунктуацию в СПП. Главная часть в них обозначается квадратными скобками - [ ]. Если придаточная часть поясняет в главной одно слово, его частеречная принадлежность указывается в этих скобках. Придаточная часть обозначается круглыми скобками (), в которых словесно фиксируются союзы или союзные слова. Направление зависимостей придаточных частей указывают стрелки, над которыми обозначается вопрос. Линейная схема для приведенного выше предложения имеет следующий вид:
(как... ни...), [ х гл. ], (что...), (когда)
Линейные схемы СПП приняты в школьных учебниках русского языка. В теоретической части настоящего пособия при описании синтаксической структуры многочленных СП эти схемы тоже используются; они не приводятся только для громоздких построений из 7 - 8 и более предикативных частей, т.к. их невозможно поместить на одной строке.
На ступенчатых схемах предикативные части изображаются в виде прямоугольников (или кружков) и располагаются на разных уровнях по вертикали: на верхней строчке главная часть, ниже - придаточные. Ступенчатая схема приведенного выше предложения имеет следующий вид:
несмотря на что? О чём?
когда?
Эти схемы особенно удобны для развёрнутых построений, на них нагляднее представляются виды подчинения, но в них нельзя отразить последовательность расположения частей, пунктуацию.
СПП нерасчленённой структуры
В этих предложениях придаточная часть относится к одному слову (словосочетанию) в главной части и присоединяется к ней асемантическими союзами или союзными словами. К ним относятся:
Ø изъяснительные СПП
Ø присубстантивно-атрибутивные СПП
Ø местоименно-соотносительные СПП
Определение
| Средства связи и некоторые особенности строения
| Семантические разновидности и примеры
| Изъяснительные -
СПП нерасчленённой структуры, в главной части которых есть слова с семантикой речи, мысли, восприятия, чувства, оценки, бытия, обнаружения, нуждающиеся в объектном изъяснении, т.е. структура предложения определяется семантикой опорного слова в главной части. Опорное слово - чаще всего глагол или другие части речи, связанные с ним словообразованием или синонимией с отглагольными образованиями.
| - союзное подчинение
Союзы: что, как, будто, как будто, чтобы, как бы, как бы не, чем, нежели, ли (или)
-относительное подчинение
Союзные слова: кто, что, какой, который, как, откуда, где, почему и др.
| I.Изъяснительно-объектные
(придаточная часть, распространяя слово в
главной части, называет необходимый по
смыслу объект)
1) со значением сообщения (повествования) - союзы что, как, будто, как будто,
иногда союзные слова
Злой не верит, что на свете есть добрые.
2) со значением волеизъявления (побуждения) – союзы чтобы, чтобы не, как бы не, что (редко).
Знание отрицательных черт людей вовсе не
обязывает к тому, чтобыво имя мнимойправды высказывать им своё мнение. (Серебр.)
3) со значением вопроса - союз ли, (или - если есть однородность), союзные слова.
Неясно, можно лижить не отдыхая. (Гинзб.)
Я не знаю, ты жив илиумер. (Ахм.)
Сравнительно-объектные
(прикомпаративные)
(придаточная часть относится к компаративу в главной и называет объект сравнения) - союзы чем, нежели.
Гораздо легче стать отцом, нежелиоставаться им. (Ключ.)
Любить человечество гораздо легче, чемсделать добро родной матери. (Посл.)
| Присубстантивно-атрибутивные-
СПП нерасчленённой структуры, в которых придаточная часть распространяет существительное (с указательным словом или без него) в главной и выражает атрибутивные отношения, т.е. структура предложения определяется категориальными свойствами опорного слова. От главной части к придаточной задаются вопросы какой? который?
| Союзные слова какой, который, чей, что, где, куда, откуда, когда и др.
Предложения относительно гибкой структуры, т.к. придаточная часть может стоять только после определяемого слова, т.е. в постпозиции и интерпозиции к главной части.
| I.Атрибутивно-выделительные (в них при опорном существительном есть или возможны местоимения тот, такой,свидетельствующие о выделенности и единичности предмета, отличительный признак которого называет придаточная часть)
Острый язык - то единственное режущее оружие, котороеот постоянного употребления становится ещё острее. (Ире.)
В жизни каждого человека бывают дни и часы, когдавсе вчерашние беды начинают казаться ничтожными. (Алекс.)
II.Атрибутивно-распространительные(в них опорное слово автосемантично, и придаточная часть содержит дополнительную информацию о предмете, им названном)
Алиса Коонен, котораяумела гениально молчать, была великой актрисой. (Раневск.)
Орловская земля, чтокогда-то служила южным рубежом московского царства, особенно щедра на славные имена. (Газ.)
| Местонменно-соотносительные-
СПП нерасчленённой структуры, в которых соотносительное слово главной части (местоимение или местоименное наречие) намечает синтаксическое место для описательного обозначения, содержащегося в придаточной части, т.е. синсемантичное опорное слово наполняется конкретным содержанием благодаря придаточной части.
Смысловые вопросы определяются характером отношений, которые могут быть различными.
| Соотносительные
слова
тот, там, все, туда, всякий, оттуда, такой, столько, каждый настолько идр.
Союзы
что, будто, чтобы, словно, как бы, точно, как будто, как если бы
Союзные слова кто, чей, сколько, что, где, какой, куда и др.
Образуют устойчивые модели: тот...,кто всякий..., кто там...,где туда..., куда и т.д.Предложения относительного подчинения - гибкой структуры; предложения союзного подчинения - негибкой
| I. Предложения относительного подчинения
1) Атрибутивные:
Учитель не тот, ктостремится сотворить из ученика своё подобие, а тот, кто помогает ему стать самим собой. (Светл.)
Кточестным кормится трудом, таких зову я знатью. (Берне.)
Детей надо любить такими, какие они есть. (Кум.)
2) Изъяснительные
(в них то- субстантивированное; его можно заменить или дополнить местоимением всё, в отличие от то - служебного при глаголах в изъяснительных СПП)
То, чтоприходится обрывать, надо обрывать сразу. (Расп.)
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чегоне знаешь. (Фоне.)
3) Пространственные (места)
Выход чаще всего там, гдебыл вход. (Лец.)
4) Образа действия
Путешествие по Селигеру проходило именно так, каконо нам представлялось. (Песк.)
5) Меры и степени
Наш высокомерный XX век уничтожил столько людей, сколькоих не уничтожили
все известные нам тираны, вместе взятые.
(Меж.)
II. Предложения союзного подчинения
1) Качественно-следственные(соотносительное слово имеет качественное значение; придаточная часть называет следствие с оттенком образа действия)
Мывстретились в таком просторе, в таком безмолвии небес, чтобыло чудом из чудес пересеченье траекторий. (Дольск.)
2) Количественно-следственные(соотносительное слово имеет количественное значение степени; придаточная часть называет следствие)
Мытак безнадёжно расчеловечились, чтоза сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков. (Солж.)
Столько он перевидел рядам с собой смертей, чтои собственная казалась неминуемой. (Расп.)
3) Качественно (количественно) - _сравнительные
(соотносительное слово со значением образа действия или степени; придаточная часть выражает сравнение, часто предположительное)
Пение лилось так легко и естественно, как будтомальчик просто дышал. (Мак.) Много домов тут каменных, но построенных так, словно трудился здесь плотник. (Леек.)
Жить в нравственном отношении надо так, какесли бы ты должен умереть сегодня. (Лих.)
4) Качественно (количественно) — следственно - целевое(следствие при этом ирреальное (возможное или желательное) и осложнено целевым значением; последнее отчетливее при наличии в главной части слов надо, нужно, желание, должен и др.)
Но надо жить без самозванства. Так жить, чтобыв конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. (Паст.)
Не так уж у них и густо этой земляники, чтобына одном месте целый час топтаться. (Абр.)
|
Date: 2016-02-19; view: 1931; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|