Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды памяти
Произвольно хорошо запоминается материал, который представляет для человека большой интерес или необходим для удовлетворения важных жизненных потребностей. Ученый за короткое время при чтении специальной литературы хорошо запоминает большой объем информации, которая входит в круг его научных интересов. Студенты при подготовке к экзаменам иногда за несколько дней запоминают такой объем информации, для усвоения которой в обычных условиях им потребовалось бы значительно больше времени. Объясняется это тем, что при таких занятиях имеет место очень высокая интенсивность внимания, которая постоянно поддерживается волевым усилием. Запоминание может быть механическим и смысловым. Типичным примером механического запоминания является зубрежка, когда человек старается запомнить материал, не понимая его смысла. Смысловое запоминание характеризуется тем, что при нем ведущее значение имею" процессы мышления. Труднее запомнить бессмысленный текст. Его можно воспроизвести только после многократного повторения, т. е. механического запоминания. И наоборот, текст такого же объема, но имеющий определенный смысл, запоминается гораздо быстрее и легче. Механически запоминаются номера телефонов, даты, фамилии, внешние особенности предметов и явлений. Этот вид памяти участвует в запоминании дорожных знаков. Смысловая память направлена на запоминание логических связей и смысла материала. В зависимости от продолжительности запоминания различают долговременную и кратковременную память. Свойства долговременной памяти используются при запоминании на длительное время Правил дорожного движения, технической информации, методов безопасного управления автомобилем и других сведений, связанных с профессией или необходимых в быту. Все знания, весь опыт водителя хранятся в его долговременной памяти. Задача долговременной памяти состоит в сохранений того, что пригодится в будущем. Кратковременная память служит для запоминания чего-либо на непродолжительное время. Она необходима, когда человек, например, ведет запись лекций, выполняет вычислительные операции. Длительность хранения этой информации не превышает десятков секунд (в лучшем случае - нескольких минут). Одним из видов кратковременной памяти является оперативная память, которая всегда связана с трудовой деятельностью человека. Оперативная память - это запоминание информации, необходимой только для выполнения определенной деятельности. Она нужна водителю для запоминания на короткое время постоянно меняющейся текущей информации. Так, например, кратковременно сохраняя в памяти дорожную обстановку впереди автомобиля, водитель получает возможность переключать свой взгляд на зеркало заднего вида или на обочину дороги. При движении автомобиля оперативная память участвует в кратковременном запоминании показаний дорожных знаков, контрольных приборов, месторасположения пешеходов, автомобилей, состояния отдельных участков дорожного покрытия и т. д. После проезда соответствующих участков дорога и выполнения необходимых управляющих действий надобность в этой информации исчезает, и она забывается, но возникают новые объекты для восприятия и запоминания. Эти объекты также запоминаются на короткое время и забываются, когда надобность в них миновала. Таким образом, оперативная память обеспечивает оперативное запоминание текущей информации на время необходимое для оценки обстановки и принятия решения, без чего невозможно управление автомобилем. Образная память заключается в запечатлении и последующем воссоздании образов объектов, ранее воспринятых органами чувств. Представления бывают зрительными, двигательными, вкусовыми, слуховыми и т. д Зрительная память обеспечивает запоминание таких характерных особенностей маршрута, как нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, мосты, железнодорожные переезды, ремонтируемые участки дорог и т. д. Слуховая память обеспечивает своевременное реагирование при перебоях в работе двигателя, восприятие звуковых сигналов, на основании которых можно судить о состоянии дорожного покрытия или о скорости судить по шуму, возникающему при трении автомобильных шин о дорогу. У одних людей преобладает зрительная, у других слуховая память. При преобладании зрительной памяти материал лучше усваивается, если читать самому. Если преобладает слуховая память, материал лучше запоминается, когда читают другие. У большинства людей резкого преобладания слуховой или зрительной памяти нет. Такое преобладание имеет место лишь в 1 % случаев. Двигательная память выражается в запоминании и воспроизведении движений. Чтобы научиться управлять автомобилем, необходимо, чтобы правильно выполняемые при обучении движения запоминались. Правда, эти движения при воспроизведении не повторяются точно в том же виде, что и раньше - это зависит от многих дорожных условий, например от крутизны подъема, но общий характер движений сохраняется. Двигательная память имеет большое значение при выработке двигательных навыков водителя как в процессе обучения, так и при совершенствовании его профессионального мастерства. Эмоциональная память заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании чувств и переживаний. Так, например, водитель при воспоминании о дорожно-транспортном происшествии, участником которого он был, может пережить связанные с ним чувства. Это явление называется «эхо чувств». Словесная или словесно-логическая память заключается в воспоминании или воспроизведении мыслей. Все упомянутые виды памяти (образная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная и смысловая) обычно не существуют друг без друга. Они всегда выступают совместно, дополняя и уточняя друг друга. Только в одних проявлениях памяти определяющим является один ее вид, а в других - другой. Выявление типа памяти у лиц, обучающихся вождению автомобиля, может помочь мастеру-инструктору рекомендовать им полнее использовать тот или иной способ запоминания как при изучении теории, так и при обучении практическому вождению. Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Новые знания приобретаются и запоминаются значительно лучше людьми, которые регулярно занимаются умственным трудом. Хорошо запоминается все, что связано с трудом человека, особенно если он в нем очень заинтересован. Существует также понятие «профессиональная память». Опытный водитель быстрее и точнее запоминает все особенности нового маршрута, чем новичок. Память ухудшается у лиц пожилого возраста, при утомлении, в болезненном состоянии, после приема алкоголя. Однако профессиональная память сохраняется довольно долго. Старый человек может хорошо выполнять сложную профессиональную деятельность, но затрудняется при переучивании или при переходе на другую, пусть даже более легкую работу, если это требует приобретения новых знаний и новых навыков. Память совершенствуется и тренируется в процессе профессиональной деятельности, но этот процесс будет более успешным, если водитель будет знать некоторые общие правила лучшего запоминания, совершенствования и тренировки памяти. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность водителя, тем лучше у него развиваются необходимые качества памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память. Усвоение Правил дорожного движения и запоминание последовательности действий в различных ситуациях будут тем успешнее, чем больше водитель Правила и действия будет связывать с конкретными дорожными условиями. Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логической цепи. Водитель лучше запоминает не отдельные двигательные операции, а весь комплекс действий, который необходим при выполнении того или иного маневра. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Повторение является одним из важнейших условий, влияющих на прочность запоминания. Пассивное повторение - это повторение одного и того же материала слово в слово. Такое запоминание малоэффективно. Активное повторение - это пересказ прочитанного своими словами. Рекомендуются следующие промежутки времени между запоминанием и повторением: через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Большой по объему текст нужно повторять по частям, а затем весь целиком. Через 40-45 минут напряженной умственной работы для запоминания материала у большинства людей требуется все большее волевое усилие, так как начинает развиваться утомление. Однако утомление и затруднение запоминания у некоторых людей возникают через большие промежутки времени. В таких случаях целесообразно делать перерывы тогда, когда возникает чувство усталости и затруднения в усвоении материала. Продолжительность перерывов каждый должен определить для себя сам, но в среднем она должна составлять 10-15 минут. Чтобы быстро и хорошо запомнить материал, во время занятий нужно быть очень внимательным, что требует постоянного волевого усилия, особенно если материал нужный, но интереса не представляет. Очень важно отделять главное от второстепенного, для чего необходимо хорошо понять смысл прочитанного. Новые данные необходимо увязывать и сопоставлять с уже известным материалом, так как это способствует более прочному запоминанию. Начинать занятия следует с трудного материала, но рекомендуется чередовать его с более легким. Запоминание происходи лучше, если используются все виды памяти. При запоминании трудного материала рекомендуется повторять его вслух и про себя, записывать и конспектировать, повторять перед сном, так как сон создает благоприятные условия для запоминания. При заучивании материала он лучше воспроизводится на другой день. Мозг как бы перерабатывает полученную информацию и сохраняет более важную. Контрольные вопросы 1. Что такое мышление? 2. Что такое понятие, суждение и умозаключение? 3. Как связаны между собой умозаключение и суждение? 4. Охарактеризуйте наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое мышление. 5. Что называется моделью в инженерной психологии? 6. Расскажите об информационной и концептуальной моделях. 7. Что такое память? 8. Расскажите о видах запоминания. 9. Расскажите об оперативной, образной и эмоциональной памяти. 10. Расскажите о влиянии повторения на прочность запоминания .
Тема 9 Эмоции и воля Цель – ознакомить студентов с понятиями эмоция и воля. 1. Понятие – эмоция. 2. Настроения, аффекты, страсти. 3. Положительные и отрицательные эмоции. 4. Стрессы. 5. Воля. 1. Понятие – эмоция Человек не только воспринимает окружающие предметы, явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающееся в тех или иных чувствах и переживаниях, которые называются эмоциями. Французское слово «эмоция» − emotion происходит от латинского emovere - волновать, возбуждать. Эмоции - это переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, своим действиям, к самому себе. Эмоции выражаются в любви и ненависти, удовольствии и неудовольствии, радости и горе, уважении и неуважении, восхищении и презрении, страхе, гневе и т. д. Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда. Эмоциональный подъем, который испытывают люди творческого труда (композиторы, художники, ученые), позволяет им работать много часов без отдыха и при этом не чувствовать усталости. Эмоции играют важную роль в любой деятельности человека. Хороший психологический климат в рабочем коллективе способствует повышению производительности труда, а плохое настроение делает труд менее эффективным. Ученые подсчитали, что плохое настроение снижает производительность труда в среднем на 10%. По другим данным, плохое настроение работающего снижает его производительность на 18%, а хорошее повышает на 4 − 5%, поэтому такое большое значение придается всем факторам, которые способствуют душевному подъему и хорошему настроению во время работы. К этим факторам относятся соответствие выполняемой работы способностям, интересам и возможностям человека, эстетическое оформление рабочих мест, хорошая организация труда и оплата в соответствии с его количеством и качеством. Эмоции весьма разнообразны по своему проявлению и вызвавшим их причинам. В основе низших эмоций лежит чувство самосохранения, половой и пищевой инстинкты. Они врожденные, их удовлетворение вызывает положительные, а неудовлетворение - отрицательные эмоции. К высшим эмоциям относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Моральные чувства выражаются в отношении человека к людям, работе, самому себе, родине (патриотические чувства). Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Они выражаются в любознательности, любви к новому, пытливости, возникают при решении теоретических и практических задач, при открытиях, изобретениях. Эстетические чувства - это восхищение прекрасным. Они возникают при восприятии красот природы, предметов искусства, музыки, поэзии, высокоморальных действий и поступков людей. Date: 2016-02-19; view: 907; Нарушение авторских прав |