Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция: государство в политической системе общества
1.Природа и сущность государства. 2.Функции и формы государства. 3.Правовое государство.
Теократическая теория рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что “вся власть от Бога”. Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Договорная теория - государство как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Марксистская теория - государство возникает вследствие раскола общества на антагонистические классы в результате разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Теория насилия - государство является результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Государство как политический институт обладает признаков: 1. выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории; 2. представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом; 3. организует общественную жизнь на основе права, регулирует жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер; 4. представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. 5. располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей.
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и т. д. Среди внешних функций выделяют функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой и прочих сферах с другими странами и функцию обороны страны. С точки зрения формы, государство рассматривается в двух аспектах: как форма правления и как форма государственного устройства. Различие между президентским правлением и парламентским связывается с принципом разделения властей. При президентской форме правления, во-первых, нет “дуализма” исполнительной власти, ибо президент является и главой государства и главою правительства; во-вторых, президент избирается непосредственно всей нацией; в-третьих, президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не вправе сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент. При парламентаризме, во-первых, “дуализм” исполнительной власти, т.е. разделение ее на главу государства и кабинет министров; во-вторых, политическая ответственность кабинета министров перед парламентом; в-третьих, возможен досрочный роспуск одной или обеих палат парламента главой государства. Различают два главных типа парламентаризма: “по-французски” (большое количество партий, невозможность стабильного парламентского большинства) и “по-английски” (двухпартийная система, однопартийное стабильное большинство в парламенте, сильная исполнительная власть). Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие “форма государственного устройства”. Унитарное государство - общие для всей страны представительные, и исполнительные и судебные органы, единая система законодательства, единые правовая и денежная системы. Федеративное государство - два уровня власти: федеральный и субъектов федерации (штатов, кантонов, республик и т. д.): двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент, субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеральный договор и выйти из федерации. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия), или смешанному (Россия) признакам. Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны - конституции. Признаки правового государства: 1.наличие развитого гражданского общества; 2.ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3.мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4.правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5.всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6.суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер. 7.разделение властей; 8.приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: “ Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного - формально зафиксированных полномочий; 9.свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Социальное государство представляет собой такую форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия.
Date: 2016-02-19; view: 258; Нарушение авторских прав |