Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ формирования прибыли на предприятии





Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его работы в целом, и прибыли в частности, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе.

При этом порядок формирования прибыли предприятия предполагает изучение:

1. «Баланса предприятия» (форма №1),

2. «Отчета о финансовых результатах» (форма №2),

3. «Отчета о движении капитала» (форма №3),

4. «Отчета о движении денежных средств» (форма №4).

Объектом анализа, как правило, выступает бухгалтерская прибыль или убыток. Формирование прибыли (убытка) представлено на рисунке 2.

 

 


Расчет балансовой прибыли может быть представлен следующим образом:

ПБ=ПР + ПП + ПВН, (1)

где ПБ – балансовая прибыль (убыток);

ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

ПП – то же от прочей реализации;

ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость превышает стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации может быть представлен в виде формулы:

ПР=ВД - Зпр - НДС, (2)

где ВД – валовой доход (выручка) от реализации товаров, продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;

Зпр – затраты на производство и реализацию (полная себестоимость);

НДС – налог на добавленную стоимость.

При определении прибыли от реализации следует учитывать, что из выручки исключаются не все затраты, а только те, которые относятся к реализованной продукции (работам, услугам).

В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств, в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Доходы (расходы) от внереализационных операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя элементы, представленные на рисунке 3.

     
 
 
 

 


Рис. 3 – Показатели, входящие в состав доходов (расходов) от внереализационной деятельности

Таким образом, финансовый результат (прибыль или убыток) коммерческой организации до налогообложения слагается из финансового результата от операций, являющихся предметом ее основной деятельности, прочей операционной и внереализационной деятельности, а так же от операций, возникающих как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйствования.

Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'):

ЧП=ПБ' - Н' (3)

 

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия, выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.

Для оценки способности предприятия приносить необходимую прибыль, применяются различные методы анализа финансовых результатов деятельности, которые позволяют определить:

- насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы;

- какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

- какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты;

В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

В его основе лежит факторный анализ прибыли, который заключатся в выявлении различных факторов, оказывающих влияние на сумму получаемой прибыли или уровень рентабельности и определение их влияние на результативный показатель.

Величина получаемой предприятием прибыли и изменение отпускных цен на его продукцию находятся в прямо пропорциональной зависимости. При этом, для правильного определения эффекта от изменения отпускных цен на продукцию, целесообразно отслеживать общую динамику цен на компоненты сырья и материалов, используемых предприятием при изготовлении продукции.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объем реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

При дальнейшем анализе следует выделить факторы, повлиявшие на изменение себестоимости - изменения цен на материалы, тарифов на перевозку и энергию и т.д. Кроме того, необходимо установить причины структурных сдвигов в реализации продукции. В тех случаях, когда предприятие для получения большей прибыли увеличивает выпуск наиболее рентабельных изделий в ущерб заданному ассортименту, полученную прибыль нельзя считать достижением предприятия. В случаях, когда отдельные высокорентабельные виды продукции не находят сбыта, необходимо ограничить их производство либо улучшить потребительские свойства продукции.

Анализ формирования прибыли состоит из следующих этапов:

- анализируется бухгалтерская прибыль (убыток) по составу в динамике;

- проводится факторный анализ прибыли (убытка) от продаж;

- анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и т.п.;

- анализируется формирование чистой прибыли (убытка) от продаж и влияние налоговых регулятивов и налога на прибыль, сумм штрафных санкций по расчетам с бюджетом;

- анализируется использование прибыли на капитализацию и потребление;

- дается оценка эффективности распределения прибыли на капитализацию и потребление;

- разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

Для оценки рентабельности рассчитываются два типа показателей:

1. Рентабельность предприятия - оценивается с помощью следующих показателей.

Показатели рентабельности капитала:

1.1.1 Показатель собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия:

, (4)

где СК – средняя величина собственного капитала;

Пч – величина чистой прибыли.

1.1.2 Показатель акционерного (уставного) капитала:

, (5)

где УК – средняя величина акционерного (уставного) капитала.

1.1.3 Показательинвестиционного(перманентного) капитала:

, (6)

 

где Кинв. – средняя величина инвестированного капитала.

Этот показатель характеризует эффективность использования капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

2. Рентабельности активов - оценивается с помощью следующих показателей.

2.1. Рентабельность использования имущества - этот показатель отражает эффективность использования имущества предприятия:

 

, (7)

где – средняя величина инвестированного капитала.

2.2 Показатель рентабельности оборотных активов:

 

(8)

где – средняя величина оборотных активов.

Средняя величина капитала определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

Рассмотренные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства.

Факторный анализ рентабельности продукции в процессе финансового анализа осуществляется с помощью «Отчета о прибылях и убытках» Этот анализ проводится на основе модели:

, (9)

где П – прибыль от реализации продукции; С – полная себестоимость реализованной продукции; ВР – объем реализации в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов).

Для факторного анализа используют метод цепных постановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость – качественным.

Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться по формуле:

 

(10)

 

Таким образом, прирост рентабельности определяется двумя факторами - влиянием изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции () и влиянием изменений объема реализации ().

Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели «Дюпон». Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE).

В основу данной модели анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:

 

, (11)

 

где Pn чистая прибыль;

S – выручка от продаж;

А – стоимостная оценка совокупных активов фирмы;

Е – собственный капитал

LTD – заемный капитал (долгосрочные обязательства);

CL – краткосрочные обязательства.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов:

1) рентабельности продаж,

2) ресурсоотдачи,

3) структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.

Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает «Отчет и о прибылях и убытках», второй актив баланса, третий пассив баланса.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существеннее для формулирования обоснованных выводов.

Первая связанна с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Здесь возможны решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска или наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковой с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является коммерческая организация.

Данная модель Дюпона широко известна в экономической литературе. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

Таким образом, финансовые результаты организации отражаются множеством показателей, каждый из которых имеет свое значение.

 

Date: 2016-02-19; view: 1228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию