Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемно-ориентированное консультирование
19. Направление психотерапии, интегрирующее психоанализ, когнитивно-поведенческую психотерапию, гештальт-терапию и телесно-ориентированню психотерапию, отличительными особенностями которой является направленность на решение конкретной проблемы пациента, на обучение его способам самостоятельного преодоления проблемных ситуаций. 20. Проблемно-ориентированная психотерапия разработана в начале 1980-х гг. в Бернском университете. Авторы: Блазер (Blaser A.), Хайм (Heim E.), Рингер (Ringer Ch.), Томмен (Thommen M.). ПОПт представляет собой индивидуальный краткосрочный интегративный метод психотерапии, включающий элементы психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии и телесно-ориентированной психотерапии. 21. Предшественник ПОПт - краткосрочная психодинамическая психотерапии Малана (Malan D. Н.) и Манна (Mann J.). ПОПт позиционируется как активная, структурированная и недорогая по стоимости психотерапия, довольно универсальная в решении разных проблем разных пациентов. Главной целью ПОПт является улучшение способности пациента решать свои проблемы. 22. Основные принципы проблемно-ориентированной психотерапии: 23. Под проблемой авторы понимают чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента. При проблемном подходе психотерапевт совместно с пациентом определяет главную проблему, решение которой возможно за ограниченное время, или же проблему, для решения которой сейчас может быть разработана стратегия, а само ее решение осуществляется позже. 24. Ориентированность на пациента означает, что психотерапевтическая работа строится в первую очередь в зависимости от характера проблемы пациента, понимания ее, его представления о цели психотерапии. Психотерапевт должен вдуматься в модель объяснения, предлагаемую пациентом, проанализировать ее вместе с ним и затем предложить определение проблемы, содержание конкретной стратегии ее решения. В ПОПт важно, чтобы психотерапевтический процесс был "прозрачным" для пациента. 25. Плюрализм методов означает не беспорядочное обращение к множеству психотерапевтических методов, а дифференцированное использование их для решения частных задач. 26. Принцип структурирования состоит из внешнего, внутреннего аспектов. Внешнее структурирование связано с лимитом времени. Взаимодействие с одним пациентом ограничено 15-20 сессиями (один раз в неделю, продолжительность одного сеанса от 25 до 50 минут в соответствии с заключенным контрактом). 27. Внутреннее структурирование это основные составляющие, ступени процесса психотерапии: 28. Как правило, к середине курса психотерапии следует достичь 5-й ступени (проработка проблемы), чтобы осталось достаточно времени для конкретного осуществления изменений и своевременного завершения психотерапии. 29. 1-я ступень. Создание устойчивых межличностных отношений и конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом. Первый уровень отношений - обычные (нормальные) межличностные отношения, свободные от ролевой игры. Бывают кратковременными, спорадическими и спонтанными, обычно в начале и конце психотерапии. Второй уровень отношений - рациональные отношения, которые определяются психотерапевтическим контрактом, ролями, которые играют пациент и психотерапевт. Третий уровень отношений - "уровень проблем", который обычно связывают с переносом и контрпереносом. Часть проблематики пациента может заключаться в том, что он распространяет свой прошлый опыт на психотерапевта и это проявляется в иррациональных, анахроничных и неосознаваемых реакциях (перенос). Четвёртый уровень отношений - "уровень стечения обстоятельств". Отношения имеют место в тех случаях, когда психотерапевт увязывает то, что представляет для него проблему, с пациентом и его переносом. Термин "контрперенос" используется лишь в этом смысле. 30. 2-я ступень. Пациент излагает свою точку зрения на проблему. Используется понятие "субъективная теория болезни". Одним из центральных элементов терапии является внимание к теоретическим концепциям пациента, особенно если они связаны с его проблемной ситуацией. В ПОПт вмешательства эффективны лишь тогда, когда встраиваются в конструкцию, созданную пациентом. 31. 3-я ступень. Анализ проблемы. Схема анализа проблемы: 32. 4-я ступень. Определение проблемы, постановка цели и планирование психотерапии. 33. 5-я ступень. Проработка проблемы и перенос полученных изменений в реальную жизнь, за пределы психотерапии. Важно подавлять две тенденции: 34. 6-я ступень. Завершение психотерапии. Окончание курса психотерапии и расставание пациента с психотерапевтом становится главной темой трех-четырех последних сессий. Если проблематика пациента прорабатывается сознательно и откровенно, то он начинает ориентироваться на поведение психотерапевта, служащее для него моделью. 35. Показания к ПОПт. Выраженные нарушения: острые депрессии, состояния страха, фобии, стрессы и переутомление, истерические и функциональные психосоматические нарушения, "нервные срывы". Нарушения, которые могут быть объяснены "недостатками поведения", такими как неспособность человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности. 36. Изменения, происходящие с пациентом в процессе ПОПт: 37. При активизации сознания используются выбор определенного психодинамического фокуса, конфронтация, интерпретация в виде гипотезы, спонтанный перенос (не провоцируется невроз переноса), работа со сновидениями (прежде всего с открыто проявляющимся содержанием сновидения), сном наяву и фантазиями. 38. Применяются методы распознавания и изменения мешающих схем мышления и неадекватных установок (таких, как сверхобобщение, мышление по типу "все или ничего", преувеличение, избирательное восприятие, эмоциональное мышление, произвольные и иррациональные выводы, противопоставление достоинствам недостатков, нормативное мышление, утопические ожидания, автоматические мысли). 39. Для коррекции схем мышления и неадекватных представлений применяются следующие шаги: 40. Последовательность изменения установок: 41. Некоторые приемы, входящие в основной арсенал проблемно-ориентированной психотерапии: Date: 2016-02-19; view: 1467; Нарушение авторских прав |