Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотезы-следствия





1. В ходе изучения социального феномена «семья» на теоретико- методологическом уровне, будут выделены несколько теорий и подходов к понятию семьи.

2. При анализе образа семьи в обществе в разные исторические периоды выяснится, что образ семьи постоянно со временем менялся, и соответствовал общественному устройству в определенный исторический период.

3. При изучениифилософских представлений о семье, можно будет отметить, что мысли и концепции античных философов служили истоками для дальнейших теорий.

4. Основными факторами влияющими на содержание в структуре, формах и функциях современной семьи будут: государственные программы поддержки молодых семей, экономическая стабильность, опыт родительский отношений.

5. При изучении представлений о семье и семейных отношениях, можно будет сделать вывод, что содержание взглядов и мнений у разных респондентов схожи и различия в них незначительны.

6. В основное содержание современного образа семьи у молодежи входят следующие критерии: пары, не обязательно состоящие в зарегистрированном браке, без детей или имеющие 1 ребенка.

 

 

Обоснование и определение концептуальных понятий исследования

Образ - результат отражения объекта в сознании человека, образ есть нечто субъективное, идеальное.

Студенческая молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающая возрастными рамками и своим статусом в обществе. Молодые люди и девушки в возраст от 16 до 30 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях, имеющие статус студента.

Семья как социальная группа – основанная на браке, кровном родстве или факте усыновления/удочерения малая группа, которая связана общностью была, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт – совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Семья - социальный институт, обладающий исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, что детерминированно социальной потребностью в воспроизведении человеческого рода, как физического, так и духовного обновления общества.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологическое изучение семьи, как объекта исследования.

1.Теоретико-методологические особенности социального феномена «Семья».

Семья это важнейший социальный институт воспроизводства и социализации новых поколений. Это сложная система, она объединяет не только супругов, но и их детей, бабушек, дедушек, а также других родственников. Семья это и социальный институт и одновременно малая социальная группа. От сюда и несколько определений семьи. Первое, семья как социальная группа – основанная на браке, кровном родстве или факте усыновления/удочерения малая группа, которая связана общностью была, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Второе, семья как социальный институт – совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Но существуют и общее определения семьи, первое определение данное А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским: «Семья - социальный институт, обладающий исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью, что детерминированно социальной потребностью в воспроизведении человеческого рода, как физического, так и духовного обновления общества». Следующее определение семьи дает А.И. Антонов: «Семья – основанная на общесемейной деятельности общность людей, связанной узами супружества, родительства, родства». К основным функциям семьи относятся: преемственность поколений, социализация, поддержания, и главная для семьи функция-воспроизводство.

Институту семьи характерны аналитика семейных норм и функция, динамика этих элементов, их специфика в различных социальных группах. Семейные нормы и ценности сравниваются благодаря исследованиям, проводимым на разных уровнях, в том числе и международном. Изучается взаимодействие других социальных институтов с институтом семьи, его история.

Семья как малая социальная группа уже, чем семья как институт, но тоже имеет свои особенности и отличительные черты от других социальных групп. К особенностям можно отнести, временный интервал, семья существует дольше, чем другие группы, семья предполагается на всю жизнь. Состав, семья состоит из поколений. Семья включает в себя более широкую систему родства.

Существует несколько теоретических подходов к изучению семьи, они доступно и полно описаны в книге Гурко Т.А. «Теоретические подходы к изучению семьи».

Первый подход, который следует рассмотреть на основе выше названной книги это - символический интеракционизм. Основные положения этого подхода сформулировали Чарльз Кули, Джордж Г. Мид, Герберт Блумер. Также значимый вклад в развитие данного подхода внесли Ф. Знанецкий и У.И. Томас. Сторонники подхода отмечают, что общность нравов и обычаев влияет на образцы семейного взаимодействия на протяжении истории, также как и на различия субкультурных норм в обществе.[] Следует также отметить теорему Уильяма Томаса: «если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Так, если, например, родители приписывают злобные намерения плачущему ребенку, эта «реальность» будет вовлечена в то, как родители будут общаться с ребенком. Приписывание злобных намерений увеличивает вероятность, что родители будут физически наказывать ребенка.[] Также, изучая данный подход, нельзя не сказать о работе Э. Берджесса, он определил семью как «объединение взаимодействующих личностей».[] Общность семейной жизни существует как результат взаимодействия членов семьи, а не в результате какого-либо правового процесса или формального договора. Э. Берджесс полагал, что семейные роли динамичны, и поведение одного человека в семье может изменить поведения других членов семьи.

Следующий подход – функционализм. С этим подходом связанные такие фамилии как: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Б. Малиновский, А. Редклифф-Браун, Дж. Мердок, также весьма значительный вклад в развитие данного подхода внес Т. Парсонс. Толкотт Парсон разработал теорию о разделении половых ролей. Он считал, что семья выполняет две основные функции –функцию социализации детей, под которой понималось приспособление к культурным ценностям и нормам. Другая важная функция – стабилизация членов общества.[] Парсонс считал, что семья, которая основана на принципе разделения половых ролей, оптимальна для индустриального общества. Исходя из этого принципа, муж должен выполнять инструментальные роли, а мать – экспрессивные, создавать в доме атмосферу комфорта, поддерживать отношения со всеми родственниками и соседями. Также у функционалистов присутствует концепция модернизации семьи, автор этой концепции Вильям Гуд. Основная идея модернизации семьи состоит в ее изменениях в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному. Изменяется структура семьи, следовательно, изменяются и ее функции. Основой брака становится добровольный выбор супругов. И поскольку многие функции семьи, такие как, например, образование, производство, перешли к обществу, семейные структуры будут не столь организованны как раньше. От сюда увеличится число разводов, конфликтов с семье. В понимании функционалистов семья это социальная субструктура общества, в которой существует взаимодополнительность социальных ролей, и которая выполняет функции социализации и стабильности членов общества (Т.Парсонс)[].

Подход социального обмена и рационального выбора. Представители данного подхода Дж. Левингер, А. Най, Р. Левайс, Г. Спениер, Дж. Коулман, К. Леви-Стросс, М. Мосс. Центральный элемент теории обмена это мотивация человека. В теории рационального выбора- то, что человек всегда преследует выгоду для себя. Под семьей понимается экономическая ячейка, домохозяйство. Брак представляет собой объединение людей с целями обмена материальными и нематериальными ресурсами, совместного производства или потребления[]. В рамках данного подхода следует также рассмотреть микроэкономическую теорию семьи Г. Беккера. Отправной точкой служит желание людей улучшить свое благосостояния благодаря определенным поступкам, например, вступление в брак, рождение детей и т.д. Беккер вводит понятие брачного рынка, мужчины и женщины здесь рассматриваются как товары. При вступлении в брак рассматриваются выгоды и издержки. Данные теории используются в практиках семейного консультирования и семейной политики.

Следующий подход – социального конфликта. В рамках этого подхода работали Г. Зиммель, К. Маркс и Ф. Энгельс. Семья здесь понимается как группа, где неизбежно существуют конфликты между полами и поколениями, эти конфликты имеют как эндогенную, так и экзогенную природу. В последнем случае конфликты заложены в социальной системе (марксизм считает причиной - капитализм, феминизм-патриархат)[]. Данный подход критикуют, за то, что делается акцент на конфликте, а не порядке, подчеркиваются отрицательные стороны конфликта а не его процессуальная диалектическая сторона.

Системный подход. Основоположником системного подхода к семье считается Грегори Бейтсон. Семья это целеориентированная система, состоящая из подсистем[]. В теории данного подхода сказано, что в семье существуют свои правила, свой язык общения, и члены семьи за ее пределами ведут себя иначе. Следующие теоретическое допущение это взаимосвязанность членов семьи. То, что происходит с одним из ее членов, затрагивает и остальных. Выделяют отдельные подсистемы в семье – супружескую, родительскую, детско-родительскую, личностную. Каждая из этих подсистем имеет свои границы, которые измеряются эмоциональной близостью между членами семьи. Семейная система взаимодействует и с другими системами, такими как детский сад, школа, больница и т.д. что касается применения на практике, системный подход наиболее широко применяется в семейной терапии.

Подход развития семейного жизненного пути. В основе данного подхода лежит три теории Первая-теория жизненного развития, которая акцентирует внимание на онтогенетическом развитии в контексте социальных норм и исторического периода. Вторая - теория семейного развития, т.е. развитие семьи как группы взаимодействия. И третья - теория жизненного пути, в которой анализируется влияние определённых событий (ранее рождение ребенка, развода родителей) на последующие события в жизни человека. Основателями теории развития семьи являются Пол Глик, Эвелин Дувал и Рубен Хилл. В рамках данного подхода выделяется понятие стадия развития семьи - это период времени, в течение которого структура и ролевые отношения в семье понятийно и качественно отличаются от другого периода времени[]. Данный подход используется в образовательных программа, в которых рассматривается стрессовые ситуации связанные с переходом от одной стадии жизненного пути в другую.

Биоэкологический подход. Эрнест Берджес и Роберт Парк анализировали адаптацию института семьи к новой городской среде обитания, адаптацию семей мигрантов в других странах, они выявили пространственную гомогенность при освоении новой местности разными этносами. Семья в данном подходе это биосоциальная система, первичная среда развития ребенка. Биоэкологический подход широко используется в программах обучения родителей.

Феминистский и постмодернистский подходы. Семья – этнокультурная система норм и обязательств, переплетение любви и доминирования, источник женского угнетения и его воспроизводства в процессе социализации. Домохозяйство - экономическая категория, означающая совместное проживание, совместные доходы и расходы, труд внутри него и вовне (М. Ферри)[]. Феминистский подход рассматривает гендерные особенности в отношении родительства, применяется в области семейной политики и феминистской семейной терапии.

Выводы: Первой задачей исследования было, изучить социальный феномен «семья» на теоретико-методологическом уровне. Как и предполагалось в гипотезе, были выделены несколько подходов к изучению семьи. Так как семья это сложное социокультурное явление и ее нужно изучать не только с точки зрения малой группы, но и как социальный институт, мы рассмотрели разные определения семьи. Семья уникальна тем, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности. Не существует универсального понятия семьи и подхода к ее изучению, семьи существуют в разных культурах, разные типы отношений, в разные исторические периоды изучать семью тоже следует по разному. Все это и обуславливает такое множество подходов и концепций к изучению семьи.

 

 

2.Образ семьи в обществе в историческом аспекте.

На протяжении истории наше общество эволюционировало, изменялись его формы, нормы, обычаи. Общество развивалось, и представления и семьи менялись вместе с ним. Историческими изменениями в семейных отношениях, в формах брака, в представлениях о семье занимались многие ученые, исследователи. Мы рассмотрим самые известные и обсуждаемые теории.

Льюис Г. Морган в своих работах «Системы родства и свойства человеческой семьи» 1870 г., «Древнее общество» 1877г., обращает внимание на то, что человечество начало с беспорядочных половых связей - промискуитета и различных форм группового брака и лишь гораздо позже, пройдя длинный путь развития, дошло до индивидуального брака. Морган говорит о том, что семья активна, она развивается от низшей формы к высшей, подобно общественному развитию. Одним из главных методов Моргана является анализ систем родства и восстановление по ним форм семьи и брака.

Формы семьи по Моргану:

1. Кровнородственная семья - семья, основанная на браке между кровными родственниками.

2. Пуналуальная семья – семья, образованная от кровнородственной постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений.

3. Синдиасмическая или парная - частично индивидуализировавшаяся семья, в которой место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары.

4. Патриархальная семья – семья, представляющая собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных.

5. Моногамная семья – полностью индивидуализировавшаяся семья. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей.

В рамках генетической социологии работал Этнограф М. М. Ковалевский. Автор создал свою концепцию по развитию семьи.

Этапы:

0. Промискуитет

Данному этапу характерно не признание никаких других связей кроме тех, которые соединяют ребенка с матерью и единоутробными родственниками. Отсутствовали обособленные семейные группы, существовали неограниченные половые отношения между членами общества.

1. Матриархат

Сущность матриархата: строгая экзогамия, родство по материнской линии, групповой брак, матрилокальность (проживание внутри материнской группы), стадия матриархата универсальна для всех сообществ. Причиной перехода на другой этап считается то, что муж-добытчик, и это увеличило его авторитет.

2. Патриархат

Роль жены здесь сводиться к роли друга для мужа, власть в руках отца, но ее мог ограничить семейный совет. Муж не пытался поработить жену, а стремился к духовной близости и благополучию в семье. Характерна моногамность, выделялась одна главная жена. Наследство переходило от отца к сыну. Причиной перехода на другой этап является экономический фактор, желание лично-индивидуально распоряжаться имуществом.

3. Индивидуальная семья

Этому этапу характерны: союз по добровольному соглашению; равноправие; взаимные права и обязанности; основная обязанность-любовь; развод мог быть как по желанию мужа, так и жены; обоюдные принятия решений.

 

Можно выделить несколько общих моделей семейных отношений, которые изменялись со временем, с развитием общества в целом.

Первая модель патриархальная. Количество детей в такой семье неограниченно, основная идея - жизнь в соответствии с Божьими заповедями. Такой семье свойственна строгая иерархия в отношения, авторитарный стиль воспитания детей. Семейные ценности стоят на первом месте.

Следующая модель – детоцентристская. Такие семьи, в сравнении с патриархальными, малодетны. Детей меньше, но концентрация на их воспитании более сильная. Дети - смысл жизнь в такой семье. Родителям свойственна гиперопека над детьми. Что касается отношения внутри семьи, то между супругами складываются относительно равноправные отношения, но с детьми присутствует иерархия.

Модель семьи, которая свойственна современному обществу - супружеская. Зачастую в такой семье либо 1 ребенок, либо детей нет. Члены семьи автономны, главные ценности для них внесемейные, они изначально развиваются в карьере, в хобби, а уже потом думают о семье. Таким семьям характерны равноправие между супругами и демократический стиль воспитания детей.

 

Рассмотрим изменения в представлениях о семье на конкретном примере истории России XX-XXI веков. Российское общество кардинально менялось на протяжении этого времени, и путь к современной России был очень сложным. Интересно как на семье отражались все реформы, трансформации, которые происходили с государством в этот период времени.

Российская империя. Семья и семейные ценности были главенствующими в обществе того периода. Авторитет семьи был необычайно высок. Семья была хранительницей и передатчицей из поколения в поколение жизненного опыта, нравственности, здесь проходило воспитание и обучение детей. Зачастую это были больше патриархальные семьи, семьи, состоящие из нескольких поколений. Роль кормильца в семье выполнял мужчина. Роль женщины заключалась в воспитании детей и уходом за домом. Если рождался мальчик, он всегда считался опорой для всех членов семьи, в то время как девочка всегда уходила в семью мужа. Это служило причиной того, что мальчики всегда были более желанны. Семьи были многодетным, семья из 5 детей считалась малодетной и нетипичной. Именно в этот период истории у страны был самый высокий демографический потенциал по абсолютному годовому приросту численности населения. И прогнозы демографов были исключительно положительными.

Годы после революции. Смена общественного строя повлияла и на семейные традиции и ценности семьи. Традиционная семья видоизменялась, и принимала абсолютно нетрадиционные формы. Появились органы для общественной фиксации браков под названием «Запись актов гражданского состояния» (ЗАГС). В новой семье изменились социальные роли супругов. Теперь кормильцем мог быть не только мужчина, но и женщина. Жена вышла за рамки просто хранительницы очага, она стала социально активной личностью. Все это способствовало демографическому спаду, количество детей в семье резко снизилось: городская семья – до 4 детей, сельская – до 6 детей. Семья теперь была малым коллективом, союзом людей, который супруги могли прервать в любой момент, по желанию любого из них.

Послевоенные годы. Этот исторический период и представления о семье в нем, также не менее важно рассмотреть, это значительная часть нашей истории, становления России и ценностей в сознании всего общества. В это время пропагандируются преимущества малодетной семьи. Одного-двух детей проще вырастить на родительские невысокие зарплаты, а затем дать образование. В массовую практику входят медицинские аборты. Женщины начинают стремиться к получению высшего образования и престижных профессий, все больше уходят от семьи.

Период после перестройки. В 90-е годы в стране обозначается депопуляция русского этноса, низкая рождаемость, высокая смертность. Тяжелые времена в экономическом, культурном, социальном, политическом смысле. Страна переживала настоящих кризис во всех сферах общества. Конечно же, все это отражалось на семейном благополучии. Женщины все больше и больше уходят в работу, все меньше задумываются о рождении детей. Жена может иметь не только собственные профессиональные интересы, но и стремиться к карьере. Растет число разводов, психологическая обстановка в семьях зачастую носит негативный характер из-за сложностей, в том числе, и в материальном плане. Роль материально-денежного фактора в то время вышла на первый план. Что касается домашних обязанностей, теперь весь быт не ложится только на плечи жены, бытовые обязанности супруги должны делить поровну, поскольку признается, что ведение домашнего хозяйства - тяжелая работа, а брак должен основываться на взаимном уважении супругов, доверии и поддержке. Ребенка зачастую воспитывают лояльно, он развивается свободно, а не по предписаниям родителей. В этот период отмечается борьба между супругами за доминирование, главенство в семье. Также развиваются альтернативные формы семейно-брачных отношений.

Современная семья. Сегодня семья также имеет множество проблематичных зон. Ценность семьи падает. Под угрозой сегодня находится главная функция семьи - репродуктивная или функция продолжения рода. Семья стала меньше по численности. Современная семья менее стабильна. Уменьшилось число семей, где глава муж. Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно. Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Выводы: второй задачей исследования было, проанализировать образ семьи в обществе в разные исторические периоды. Мы рассмотрели несколько теоретических концепций по эволюции форм семейных отношений, развитию семьи. Также изучили, как изменялись ценности и представления о семье в ходе самых значимых исторических событий в России. Как и отмечалось в гипотезе, образ семьи постоянно со временем менялся, и соответствовал общественному устройству в определенный исторический период. Это еще раз доказывает, что институт семьи отражает на себе все события и явления, происходящие в обществе. Все общественные процессы, реформы, перестройки, кризисы, все это влияет на семью, следовательно, на рождаемость, на численность населения и более глобально на существования страны и нации в целом.

 

3.Философские представления о семье

Первые мысли о сущности семьи, брака появились в античные времена. Мысли философов того времени можно считать начальным этапом для дальнейшего развития теорий и концепций семейных отношений. Брак в античности был моногамным, господство мужчины было неоспоримо. Это служило истоком для изучения сущности семейно-брачных отношений.

Платон был одним из первых философов, который пытался разобраться в характере брачных, семейных связей. Семью, в которой властвует, мужчина Платон определял как исходную общественную ячейку. Все остальные более сложные и крупные общественные и государственные образования возникают, по его мнению, в результате соединения семей. Но позже Платон пересматривает свои идеи. И в проекте «идеального государства» он уже видит семью иначе. Он говорит, что общество может успешно существовать и без моногамного брака и семьи. Любой брак должен быть полезен для государства, так как важнее общественное благо, нежели личное, считает Платон. Поэтому, создавая модель идеального государства, выразил это в общности жен и детей, все жены, дети должны быть общими.

Аристотель действовал в противоположном от Платона направлении, и был не согласен с его идеями, он развивал идею о семье, исходной ячейке общества, в которой мужчина господствует над женой и детьми. Семью Аристотель выводит из природы человека, определяет ее как общение, возникшее естественным путем для удовлетворения последних надобностей. Главной задачей семьи философ считал репродуктивную функцию. Соединение семей дает «селение», соединение «селений» это «государство». Аристотель рассматривал патриархальную семью, анализирую семейно-брачные отношения, мужчина, в силу своей природы, считался властвующим. Также Аристотель на первое место ставил воспитание молодого поколения, он считал, что это должно быть не безразлично государству, которое стремится к совершенствованию.

Еще один представитель античности – Демокрит, напротив, говорил о неупорядоченном общении полов как стадии, предшествующей браку. Норм, регулирующих отношения полов, у первых людей не существовало. Это состояние в дальнейшем при изучении эволюции семейных отношений получит название промискуитет (от латинского promiscuis – «смешанный», «всеобщий»).

В эпоху Нового времени можно выделить английского философа Ф. Бэкона. К семье, детям философ относился неоднозначно. Он считал семью, жену, детей препятствием для личного роста, развития, для свершения великих открытий.

Философская мысль во второй половине XVII—XVIII вв. развивалась под влиянием идей Т. Гоббса, Д. Юма. Т. Гоббс утверждал, что семья должна основываться на законном браке. Д. Юм, изучая семью, подразумевал существование различных форм брака, но был сторонником моногамного семейного союза. Брак он видел, как брак соглашение, в которое вступают по взаимному согласию, и это соглашение имеет своей целью продолжение рода. Д. Юм выступал с критикой добровольных разводов и многоженства, последнее он называл бесчеловечным, так как «состояние возлюбленного полностью исключается и ухаживание не может иметь места, также это показывает плохое отношение к женщине. Так же он выделял, что плохое воспитание детей является неизбежным следствием многоженства. Наиболее оптимальной формой семьи Д. Юм называл взаимный союз мужчины и женщины, который основывается на любви и заботе.

Ж.-Ж. Руссо, представитель либерального крыла французского Просвещения, считал, что благополучие семьи зависит от соблюдения нравственных норм с обеих сторон. Руссо отвергал равенство двух полов. По мнению философа, семья является первым образцом политического общества: отец – прообраз вождя; дети – прообраз народа.

В XVIII веке представители немецкой классической философии активно занимались изучением института семьи. Родоначальник немецкого классического идеализма И. Кант (1724-1804), вопросы брака и семьи рассматривал в разделе философии права. Кант был приверженцем мыслей о превосходстве мужчины над женщиной, которая, по его мнению, не является гражданской личностью, не обладает гражданской самостоятельностью. Рассматривая брак как сферу вещно-личного права, он называет женщину «предметом» владения. Супруги должны хранить друг другу пожизненную верность. Вещный характер отношения полов в буржуазном браке, по его мнению, не умаляют достоинства человеческой личности, поскольку пользование личностью в отношениях между супругами происходит взаимно. Кант считал, что основание брака на половом союзе не допустимо, так как половое влечение чувство животное и унизительное для человека. Половое общение допускается только в пределах брака. Половое общение составляет особый аспект брачного отношения, оно завершает и утверждает этот союз. По Канту, морален и правомерен моногамный брак. Внебрачные дети появляются вне закона, следовательно, общество может игнорировать их существование. Содержание и воспитание ребенка, родившегося в браке, является нравственным долгом родителей, они не вправе требовать впоследствии возмещения расходов, затраченных на детей, а могут рассчитывать только на благодарность. Брак по Канту это договор, который может регулироваться государством по средствам нравственности и права.

Формирование представлений о семье в философии Г. Гегеля базировалось на идее Аристотеля. Семья — основа общественного развития. Так, согласно Гегелю, общество в своем развитии проходит три ступени:

1. Семья

2. Гражданское общество

3. Государство

Брак и семья непосредственно связываются с частной собственностью. О семье как реальном социально-правовом институте можно говорить тогда, когда она обладает частной собственностью. Семья служит ячейкой сохранения и укрепления частной собственности, которая выступает непременным условием становления цивилизованного общества. Становление и развитие моногамной семьи, а, следовательно, и цивилизованного общества, осуществляется на базе частной собственности, которая появляется вместе с возникновением семьи. Так же Гегель в своем учении говорил о воспитании, в первые годы воспитание особенно важно, ведь социализация начинается в детстве, и для формирования личности семья просто необходима.

Крупнейшим событием в истории изучения эволюции брака было появление концепции И. Я. Бахофена и его работа «Материнское право». Он характеризовал самую раннюю стадию развития человечества неупорядоченными отношениями полов. В дальнейшем, по его мнению, пришли индивидуальный брак и семья, основанные на материнском праве, которое выражалось не только в счете родства по матери, но и в господстве женщины в общественной жизни. А уже после началась эпоха отцовского права.

Также интересно отметить, что независимо от Баховена, Дж. Мак-Леннан, в своей работе «Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях», пришел к выводу, что исходным пунктом в развитии брачных отношений был промискуитет и что отцовскому счету родства у всех народов предшествовал счет происхождения по матери. Не менее важно, то что он впервые указал на явление, которое он назвал экзогамией (от греческих экзо – «вне» и гамос – «брак»). Экзогамия заключалась в строжайшем запрете браков внутри определенной человеческой группы, необходимости вступать в брак исключительно лишь с членами других человеческих групп.

Буквально в то же самое время Льюис Морган описал схему эволюции брака и семьи, этапами которой стали кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая или парная, патриархальная семья и моногамная семья (которые подробно описаны во втором параграфе данной главы). Морган говорит о едином развитии человеческого общества и об универсальности родовой организации.

Идеи Моргана о семье и браке развил Ф. Энгельс в историческом исследовании «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс поставил семью в ряд с общественным производством, тем самым он подчеркнул определяющую роль того и другого фактора в развитии общества. Определяющим моментом в истории является производство и воспроизводство. Производство средств жизни (питание, одежда, жилище и необходимые для этого орудия) — с одной стороны; с другой — производство и воспроизводство самого человека. Таких же взглядов придерживался и К. Маркс. В целом вся марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. Согласно теории Ф. Энгельса, по существовавшему в тот период разделению труда в семье на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для этого орудий труда, а значит, и право собственности на последние, следовательно, в случае расторжения брака он забирал их с собой. Муж был также собственником нового источника пищи — скота, в дальнейшем же и нового орудия труда — рабов. Женщины теряли право наследования, и вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии. По оценке Энгельса, это было полным поражением женского пола. Этот результат обнаруживается в формирующемся патриархальном типе семьи. Такой тип семьи отличается значительно большей прочностью брачных уз, которые не могли быть расторгнуты по желанию любой из сторон. Только муж имел право расторгнуть брак. Моногамия, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки, — именно победа частной собственности. Такая тенденция прослеживалась в буржуазных семьях.

Выводы: Третей задачей нашего исследования было изучить историю философских представлений о семье. Как и предполагалась в гипотезе мысли и концепции античных философов служили истоками для дальнейших теорий. Например, в работах Платона мы находим истоки той концепции, которая в дальнейшем получила название «патриархальной теории», а в работах Аристотеля эта теория получила свое более или менее законченное выражение. И далее в истории мы не раз сталкивались, изучая работы разных философов, с подтверждением той самой «патриархальной теории». Но в античное время кроме концепции об извечности возглавляемой мужчиной семьи, возникли также представление об общности жен, разработанной Платоном, которое послужило исходным моментом для появления в дальнейшем понятия о групповом браке, и представление о состоянии беспорядочного общения полов. Это состояние в дальнейшем получило название промискуитет (от латинского promiscuis – “смешанный”, “всеобщий”), и разрабатывалось в работах Баховена, Моргана и других ученых.

Изучая философские представления о семье, можно также сделать вывод, что спектр точек зрения многообразен и бывает даже противоречив. Что способствует более полному изучению объекта, более подробному рассмотрению различных факторов и дает почву для критического осмысления изученного материала.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию