Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Публичная речь





 

Нельзя никого тронуть, не будучи в душе тронутым, нельзя никого убедить, не будучи в душе убежденным.

Ж.Даламбер

 

Виды речей: информационная, убеждающая, призывающая к действию, по специальному поводу: рамочная, траурная, торжественная, в дружеском кругу.

Эффектное начало выступления:

· сопереживание;

· парадоксальное начало;

· неожиданный вопрос;

· интригующее описание;

· интересный или необычно поданный факт;

· оригинальная цитата;

· комплимент собравшимся;

· наглядный пример;

· шутка;

· обращение к непосредственным интересам аудитории.

Задачи заключения:

· обобщить самое существенное в выступлении;

· усилить впечатление, закрепить сказанное;

· поставить конкретные задачи.

В заключении не должно быть новых мыслей и новых фактов – это психологически бесполезно.

Тест «Умеете ли вы выступать?»

Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

1. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

2. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя?

3. Приходите ли задолго до начала выступления?

4. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать?

5. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

6. Любите ли вы во время выступления двигаться?

7. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?

8. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Ответы

Более 12 баллов – вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей

 

Менее 12 баллов – вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

 

Упражнения на развитие дикции

 

Упражнение 1. Дыхательное упражнение

 

Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги на уровне плеч. Расслабьтесь. Вдохните медленно через нос, как будто к чему-то прислушиваясь. По окончании вдоха грудь должна быть высоко приподнята, а живот и диафрагма напряжены и втянуты. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте по обратной схеме: грудь – диафрагма – живот.

 

Многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

 

Для выполнения упражнения надо сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания, пока процесс не станет автоматическим и будет снимать сонливость и усиливать бодрость.

 

Упражнение 2. Для губ

 

Мышцы губ и языка обычно плохо развиты. Многие люди говорят, не шевеля губами, почти не двигая нижней челюстью, чуть приоткрыв рот.

 

Возьмите в руки зеркальце, посмотрите в него и сформируйте губами хоботок, будто вы хотите кого-то поцеловать на дальнем расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

 

Выполните это упражнение 10 раз, попеременно формируя хоботок и улыбку.

 

Упражнение 3. Для губ

 

Глядя в зеркало, зафиксируйте хоботок, а затем поднимите его вверх, опустите вниз. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Добиться этого совсем не просто. Тут нужна выдержка и терпение. Проделайте упражнение 10 раз. Не торопитесь, медленно поднимите хоботок вверх, медленно вниз. Это нелегко, но, когда вы освоите эти упражнения – улучшится ваша дикция.

 

Упражнение 4. Для языка

 

Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфету. Проделайте это упражнение 10 раз. Чувствуете, как сильно устал язык, потому что сопротивляются щеки.

 

Упражнение 5. Для языка

 

Упритесь кончиком языка изнутри в верхнюю губу, а теперь в нижнюю, снова в верхнюю, в нижнею. И так 10 раз. Сделайте несколько жевательных движений для снятия напряжения.

 

Упражнение 6

 

Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

 

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

 

БУ БО БА БЭ БИ БЫ

 

КУ КО КА КЭ КИ КЫ

 

ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

 

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз.

 

Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, то есть нет ощущения, что в горле «першит».

 

Упражнение 7

 

Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

 

ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА

 

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

 

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

 

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

 

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

 

Упражнение 8

 

Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:

 

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

 

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

 

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

 

РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ

 

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ

 

ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА

ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ

 

Упражнение 9

 

Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по складам прочитать:

 

О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.

 

Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей. Получается?

 

По этой же методике поупражняйтесь с другими скороговорками, например:

 

· Курьера курьер обгоняет в карьер.

 

· Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

 

· Водовоз вез воду из-под водопровода.

 

· Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

 

· Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

 

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

 

· Дробью по перепелам, да по тетеревам.

 

· Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

 

· Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену.

 

· Протокол под протокол протоколом запротоколировали.

 

 

Тема 12. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

 

К каждому подбирать отмычку. В том искусство управлять людьми.

 

Бальтасар Грасиан

 

Приемы, стимулирующие общение

 

1. Открытость для убедительных аргументов.

 

2. Условность принятия доводов оппонента (например, «Допустим, что вы правы…», «Предположим, что это так…» и др.)

 

3. Обращение за советом.

 

4. Вовлечение клиента в совместную выработку решения (попросите его поделиться своими соображениями).

 

5. Настройка на волну оппонента.

 

6. Использование «метода Сократа». С самого начала беседы не давайте собеседнику повода сказать «нет».

 

Пример диалога.

 

- Вы ведь заинтересованы в получении прибыли?

 

- А хотели бы вы расширить рынок сбыта?

 

- У меня есть для вас сюрприз. Хотите узнать, какой?

 

- Вы ведь предпочитаете прежде всего гарантии?

 

- Вы ведь настроены на плодотворное сотрудничество?

 

- Вы ведь заинтересованы в том, чтобы иметь больше партнеров в вашем секторе рынка?

 

- Вы хотите иметь отношения с надежным партнером?

 

- Вы одобрите выгодное для себя предложение?

 

7. Избегание категоричности в высказываниях.

 

Замените категоричные утверждения на более мягкие высказывания.

Категоричные утверждения

Некатегоричные утверждения

 

1. Вы всегда опаздываете

 

2. Вы всегда противоречите мне

 

3. Ты никогда не доводишь свои планы до конца

 

4. Ты никогда не дослушиваешь меня до конца

 

5. Вы всегда оправдываетесь

 

6. Ты никогда не делаешь ничего вовремя

 

7. Вы всегда на что-то жалуетесь

 

 

8. Использование «позитивных» вопросов. В зависимости от постановки вопроса «негативной» («У вас нет такой услуги?») или «позитивной» («Вы ведь позвоните мне завтра вечером?») можно отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника.

«Негативная» постановка вопроса

«Позитивная» постановка вопроса

 

1. Не затруднит ли вас это сделать?

Вы ведь сможете это сделать? Вы мне поможете?

 

2. У вас нет такой услуги?

 

3. Вы не находите, что это выгодное предложение?

 

4. У вас не найдется для меня 5 минут?

 

5. Вы не позвоните мне сегодня вечером?

 

6. Вы не поможете мне в этом вопросе?

 

 

9. Использование в общении «Вы-подхода».

«Я-подход»

«Вы-подход»

 

1. Я считаю, что вы неправы

1. Вы не находите, что в этом вопросе мы оба частично неправы?

 

2. Я утверждаю, что данный проект несовершенен

2.

 

3. Я хочу видеть вас в 18 часов

3.

 

4. Я хочу, чтобы вы выполнили это задание

4.

 

5. Я докажу вам сейчас

5.

 

6. Я считаю, что вы должны извиниться

6.

 

 

10. Использование стратегии «Мы-высказывание».

«Вы-высказывание»

«Мы-высказывание»

 

1. Вы действительно заинтересованы в обсуждении этого вопроса

1. Мы с вами, безусловно, заинтересованы в обсуждении этого вопроса

 

2. Вы наш единомышленник

2.

 

3. Вы приложили немало усилий, чтобы решить эту проблему

3.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое ведущая репрезентативная система?

 

2. Какие приемы психологического присоединения вы знаете?

 

3. Какие вербальные сигналы позволяют диагностировать ведущий сенсорный канал?

 

4. Для чего необходимо знание психотипов партнеров?

 

5. Как использовать знания психотипов в работе с клиентами?

 

6. Как в работе рекламного агентства можно использовать информацию о психотипах людей?

 

7. Как использовать знание психотипов в управлении персоналом?

 

8. Можно ли программировать деловой контакт и прогнозировать его эффективность?

 

9. Каковы основные психологические характеристики поведения «квадрата», «треугольника», «круга», «зигзага», «прямоугольника»?

 

10. Дайте «невербальный портрет» «квадрата», «треугольника», «круга», «зигзага», «прямоугольника».

 

11. Каковы основные коммуникативные трудности общения с «квадратом», «треугольником», «кругом», «зигзагом», «прямоугольником»?

 

12. Как продать свой товар покупателю-«квадрату», «треугольнику», «кругу», «зигзагу», «прямоугольнику»?

 

Тест «Определите свой ведущий орган чувств»

 

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

 

2. Часто напеваю свою любимую мелодию.

 

3. Не признаю моду, которая доставляет неудобства.

 

4. Обожаю ходить в сауну.

 

5. В автомашине для меня важен цвет.

 

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

 

7. Меня развлекает подражание диалектам.

 

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

 

9. Люблю, когда мне делают массаж.

 

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

 

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

 

12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

 

13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

 

14. Часто читаю во время еды.

 

15. Очень часто разговариваю по телефону.

 

16. Склонен к полноте.

 

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

 

18. После неудачного дня мой организм в напряжении.

 

19. Охотно и много фотографирую.

 

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

 

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

 

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

 

23. Стараюсь вести записи своих личных дел и мыслей.

 

24. Часто разговариваю сам с собой.

 

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

 

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

 

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

 

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

 

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель – это для меня мука.

 

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

 

31. Очень люблю ходить в кино.

 

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

 

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

 

34. Умею слушать собеседника.

 

35. В свободное время люблю танцевать, заниматься спортом или гимнастикой.

 

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

 

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

 

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

 

39. На отдыхе люблю рассматривать памятники архитектуры.

 

40. Не выношу беспорядка.

 

41. Не люблю синтетических тканей.

 

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

 

43. Люблю слушать концерты.

 

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

 

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

 

46. Серьезная дискуссия – это захватывающее дело.

 

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

 

48. В шуме не могу сосредоточиться.

 

Ответы

 

Тип А (видеть): 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

 

Тип В (ощущать): 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

 

Тип С (слышать): 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

 

 

Date: 2016-02-19; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию