Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок проведения квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений
На территории Российской Федерации выдаются национальные и международные водительские удостоверения. Международные водительские удостоверения выдаются на основании национальных водительских удостоверений и действительны только при управлении транспортными средствами, участвующими в международном дорожном движении. Образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: 1) категория "А" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; 2) категория "В" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8; 3) категория "С" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; 4) категория "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; 5) категория "Е" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. 5. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой "трамвай" подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой "троллейбус" - только троллейбусами. 6. Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах "D" и "Е" водительского удостоверения. 7. Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории "В", "С" или "D", могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "В". Водителям транспортных средств категорий "А" или "В" предоставляется право на управление мотоколясками. К сдаче экзаменов допускаются лица: 1) прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - медицинская справка); 2) прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (далее именуется - образовательное учреждение). Подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно. Подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции; (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106) (см. текст в предыдущей редакции) 3) достигшие возраста: шестнадцать лет - для категории "А"; восемнадцать лет - для категорий "В" и "С"; двадцать лет - для категории "D", а также для управления трамваями и троллейбусами; 4) имеющие стаж управления транспортным средством категории "В", "С" или "D" не менее 12 месяцев - для категории "Е".
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категорий "В" и "С" допускаются также лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания. Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту их фактического проживания. Требования к экзаменатору Прием экзаменов осуществляется сотрудником Государственной инспекции не моложе 23 лет (далее именуется - экзаменатор). На экзамене могут присутствовать представители образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, автотранспортных предприятий, военных комиссариатов, воинских частей, других организаций. Экзаменатор должен иметь: высшее или среднее специальное образование; водительское удостоверение на право управления транспортными средствами тех категорий, по которым будет проводиться практический экзамен, за исключением категории "D", для которой достаточно наличие водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "С"; стаж управления транспортным средством не менее 3 лет. Допуск к сдаче экзаменов Лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий (далее именуется - кандидат в водители), представляет в Государственную инспекцию: 1) заявление; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации); 4) медицинскую справку; 5) документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке); 6) водительское удостоверение (если ранее выдавалось); 7) фотографию (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции); 8) квитанцию (платежное поручение) об оплате сдачи экзаменов. 17. В случае отказа кандидата в водители от сдачи экзаменов деньги, внесенные за сдачу экзаменов, подлежат возврату в установленном порядке. После рассмотрения представленных документов кандидату в водители назначается место, дата и время сдачи экзаменов. Порядок сдачи экзаменов У кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С" или "D", проверяются теоретические знания и навыки управления транспортными средствами соответствующих категорий, категории "Е" - только навыки управления, а трамваями и троллейбусами - только теоретические знания. Экзамены сдаются в соответствии с методикой, утверждаемой Главным управлением Государственной инспекции. (п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2000 N 670) (см. текст в предыдущей редакции) Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. (п. 21 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2000 N 670) (см. текст в предыдущей редакции) Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 3 месяцев. Теоретический экзамен может приниматься: путем письменного опроса по экзаменационным билетам, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции; при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин по программам, соответствующим требованиям, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции. Практический экзамен принимается в два этапа: первый - на закрытой для движения других транспортных средств площадке или автодроме; второй - на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения. Практический экзамен на получение права на управление транспортным средством категории "А" проводится только на закрытой площадке или автодроме. Практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен: 1) "А" - на мотоциклах; 2) "В" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 километров в час; 3) "С" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов; 4) "D" - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров; 5) "Е" - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: "В" - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; "С" - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; "D" - на сочлененном автобусе. При приеме экзаменов у отдельных категорий граждан, в сельской местности, отдаленных районах по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации может быть установлен порядок использования иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 метра, грузовых автомобилей, относящихся к категории "С", с разрешенной максимальной массой менее 7000 килограммов). (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 106) (см. текст в предыдущей редакции) Практический экзамен принимается, как правило, на транспортном средстве, предоставляемом образовательным учреждением, которое осуществляет подготовку кандидата в водители. Автомобили, используемые при проведении практического экзамена, должны быть обозначены опознавательными знаками "Учебное транспортное средство" и оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора. Об отказе в допуске к экзаменам Государственная инспекция обязана сообщить кандидату в водители в письменной форме с указанием причин отказа. Причины отказа, а также результаты экзаменов могут быть обжалованы кандидатом в водители в административном или судебном порядке. Содержание экзаменов При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители: 1) Правил дорожного движения Российской Федерации; 2) Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; 3) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей транспортных средств; 4) технических аспектов безопасного управления транспортным средством; 5) факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий; 6) элементов конструкции транспортного средства, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения; 7) методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии. При проведении практического экзамена проверяется соблюдение кандидатом в водители требований Правил дорожного движения Российской Федерации при управлении транспортным средством в условиях реального дорожного движения, умение оценить дорожную ситуацию, своевременно и правильно реагировать на нее, а также выполнять следующие маневры и действия: 1) трогание с места на подъеме; 2) разворот при ограниченной ширине проезжей части при одноразовом включении передачи заднего хода; 3) движение и маневрирование задним ходом; 4) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку; 5) управление на малой скорости (для транспортных средств категории "А"). Выдача водительских удостоверений Кандидату в водители, сдавшему экзамены, при представлении документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения оформляется и выдается под расписку соответствующее водительское удостоверение. Кандидату в водители, сдавшему экзамены в порядке, установленном пунктом 11 настоящих Правил, водительское удостоверение заполняется (изготавливается) и выдается по достижении им восемнадцатилетнего возраста. При выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.
В графе водительского удостоверения "Особые отметки" проставляются разрешающие отметки на право управления трамваем, троллейбусом, а также другие необходимые данные (водительский стаж, группа крови и другие). Водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет за исключением случаев, предусмотренных пунктом 45 настоящих Правил, по истечении которого они считаются недействительными. Замена водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном пунктами 38 - 40 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2001 N 808) (см. текст в предыдущей редакции) Водительские удостоверения, выданные до введения в действие настоящих Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи. Водительские удостоверения, выданные до 1 июля 1990 г., действительны до 1 июля 2000 г. Международное водительское удостоверение выдается без сдачи экзаменов на срок 3 года, но не более срока действия национального водительского удостоверения. Замена водительских удостоверений Для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения. Замена водительских удостоверений, в том числе водительских удостоверений с отличительным знаком "SU" (СССР), выданных в бывших республиках Союза ССР до 1 января 1992 г., и национальных водительских удостоверений государств - участников СНГ, выданных взамен указанных, если это подтверждается соответствующими документами, а также выдача водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) и временных разрешений в случае, предусмотренном пунктом 41 настоящих Правил, производится без сдачи экзаменов. Замена полученных гражданами Российской Федерации в других государствах международных или национальных водительских удостоверений этих государств производится после сдачи теоретического экзамена при представлении документов, указанных в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа о прохождении обучения), заверенной в установленном порядке копии водительского удостоверения, а также документа об оплате изготовления и (или) выдачи водительского удостоверения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2001 N 808) (см. текст в предыдущей редакции) В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий. Возврат водительских удостоверений лицам, срок лишения которых права управления транспортными средствами истек, производится в установленном порядке после представления ими медицинской справки. Водительское удостоверение, взамен которого выдано новое, считается недействительным и подлежит сдаче в Государственную инспекцию, которая, по желанию владельца, возвращает ему после аннулирования указанное удостоверение. Международные и национальные водительские удостоверения других государств (далее именуются - иностранные национальные водительские удостоверения), на основании которых выданы новые удостоверения, возвращаются их владельцам. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2001 N 808) (см. текст в предыдущей редакции) Выдача и замена водительскихудостоверений лицам, временно пребывающимна территории Российской Федерации В Российской Федерации лица, временно пребывающие на ее территории, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита. Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык. Иностранными национальными водительскими удостоверениями считаются также водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР. Указанные лица при управлении транспортными средствами могут иметь российские водительские удостоверения, полученные в порядке, установленном настоящими Правилами. Лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений, выдача российских водительских удостоверений производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации. Лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, замена их иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения, а также выдача им российских водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных водительских удостоверений не производится, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и членам их семей, сотрудникам международных организаций и их представительств, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения, выданные Министерством иностранных дел Российской Федерации, по их желанию выдаются российские водительские удостоверения при наличии у этих лиц действительных иностранных национальных водительских удостоверений. Выдача российских водительских удостоверений указанным лицам осуществляется без прохождения ими медицинского освидетельствования и сдачи экзаменов. При отсутствии у этих лиц иностранных национальных водительских удостоверений российские водительские удостоверения выдаются им на общих основаниях. Иностранное национальное водительское удостоверение лица, переехавшего на постоянное жительство в Российскую Федерацию, на территории Российской Федерации считается недействительным по истечении 60 дней с даты получения в органах внутренних дел Российской Федерации разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации или с даты въезда на территорию Российской Федерации, если разрешение на постоянное проживание было получено в дипломатическом представительстве либо консульском учреждении Российской Федерации в иностранном государстве. Замена такого удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 40 настоящих Правил.
Тема 5 Технические средства обучения вождению Цель – ознакомление с техническими средствами обучения вождению. 1. Автомобильные тренажеры. Классификация, преимущества и недостатки каждого вида. 2. Автодромы, оборудование автодромов. 3. Учебные автомобили оснащенные дополнительным оборудованием. 1. Автомобильные тренажеры. Классификация, преимущества и недостатки каждого вида Автомобильным тренажером называется комплекс устройств, предназначенных для подготовки и тренировки водителей автомобилей и состоящих из элементов, моделирующих рабочее место водителя и дорожную обстановку. В автомобильный тренажер, как правило, входит рабочее место мастера производственного обучения. Автомобильные тренажеры появились почти одновременно с автомобилями. Первый списанный автомобиль стал первым автомобильным тренажером. Уже в 20-е гг. XX в. подготовка водителей проводилась с помощью автомобильных тренажеров, которые обеспечивали имитацию движения по дороге, что позволяло будущим водителям быстрее приобрести навыки управления автомобилем. Первоначально создание автомобильных тренажеров преследовало следующие цели: отработку навыков управления рычагами и педалями автомобиля; знакомство с управлением автомобиля в стационарных условиях. Затем появились автомобильные тренажеры с имитацией дорожной обстановки, с помощью которых водители уже могли тренироваться в определенных дорожно-транспортных ситуациях. В настоящее время создаются автомобильные тренажеры, позволяющие тренировать водителей в сложных и критических дорожных условиях. Искусственное создание таких тренажеров в реальных дорожных условиях сопряжено с большим риском совершения ДТП. По назначению все автомобильные тренажеры можно разделить на две группы: функциональные и комплексные. Функциональные тренажеры предназначены для обучения и тренировки отдельных элементов вождения, отработки поведения водителей в строго определенных условиях. В настоящее время чаще разрабатывают комплексные тренажеры, предназначенные в первую очередь для формирования комплекса навыков будущих водителей. Эти тренажеры позволяют повышать мастерство водителей в определенных условиях, например в сложных дорожно-транспортных ситуациях. По конструкции различают автомобильные тренажеры с неподвижным или подвижным рабочим местом водителя. Имеются также одноместные (индивидуальные) и многоместные тренажеры. По способу предъявления дорожной обстановки автомобильные тренажеры можно разделить на пять групп: с подвижным полотном дороги (ленточные тренажеры); теневые; кинофицированные; телевизионные и тренажеры на базе ЭВМ. Тренажеры с подвижным полотном дороги (ленточные тренажеры).Первые тренажеры с подвижным полотном были разработаны в США, затем они широко применялись в Европе. Позднее их применение стало ограниченным, и только в последние годы начался новый этап разработки тренажеров этого типа в качестве аттракционов или для демонстрационных целей. С их помощью будущих водителей учат основам управления автомобилем в ненавязчивой игровой форме. В классическом исполнении ленточный тренажер представляет собой следующее. Рабочее место водителя с таким же расположением, формой, усилиями для перемещения педалей, поворотов рулевого колеса, рычага переключения передач, как и на реальном автомобиле, размещается в классе. Перед автомобилем в горизонтальной плоскости располагается «бесконечная» лента, размеры которой зависят от площади учебного класса. На ленте нарисована автомобильная дорога с дорожными знаками, дорожной разметкой, примыкающими пересечениями. Над дорогой на кронштейне подвешен макет автомобиля. «бесконечная» лента приводится в движение при помощи электродвигателя. Скорость вращения вата электродвигателя определяется числом оборотов двигателя автомобиля и зависит от трансмиссии автомобиля и открытия дроссельной заслонки карбюратора. Миниатюрная модель автомобиля над дорогой перемещается в поперечном направлении при повороте рулевого колеса. Задача учащегося, кроме знакомства с органами управления автомобиля (первый этап обучения), заключается в том, чтобы «удержать автомобиль на дороге». Запатентованы дополнительные устройства, позволяющие разнообразить дорожные ситуации. Одно из них заключается в том, что под невидимой (нижней) частью гибкой ленты помещается специальный ящик, в который укладывается излишек ленты, что позволяет увеличить длину ленты до 30 — 40 м и таким образом уменьшить повторение дорожных ситуаций. Другое устройство имеет под лентой узел, смывающий изображение дороги, после чего краскопульт или простой кусок мела наносит новое изображение проезжей части, что позволяет ввести в процесс обучения элемент неожиданности. Управление поворотным краскопультом находится на рабочем месте мастера производственного обучения. Крупным недостатком ленточного тренажера является отсутствие других участников движения, поэтому на нем можно отрабатывать только элементы вождения одиночного автомобиля по пустынной дороге. Для устранения этого недостатка применяется дополнительное устройство — кассета, в которой находятся миниатюрные модели автомобилей, по своим размерам соответствующие размерам модели управляемого автомобиля. В определенный момент по указанию мастера производственного обучения открывается заслонка и автомобиль «выезжает на проезжую часть дороги». Учащийся обгоняет (объезжает) этот автомобиль или применяет маневр торможения. Теневые тренажеры. Наиболее распространенным в России является теневой тренажер. Принцип его работы заключается в следующем. Рабочее место водителя оборудуется всеми стандартными органами управления и приборами. Усилия рычагов и педалей управления стараются подобрать аналогично усилиям реального автомобиля. Наибольшую трудность вызывает усилие рулевого привода, так как даже на лучших образцах теневых тренажеров усилие на рулевом колесе макета автомобиля не совпадает с усилиями на обычном автомобиле. Дорожная обстановка создается на экранепри помощи теневой проекции. Обычно для этой цели используется сферический прозрачный диск снанесенными на нем темной краской жилыми массивами или зеленой — газонами. Точечный источник света 5, расположенный неподвижно на кронштейне, отбрасывает теневую проекцию на экран (отсюда и название тренажера). Жилые массивы и зеленые газоны выглядят на экране темными силуэтами, а дорожное полотно — светлым с нанесенной на нем дорожной разметкой. Сферический диск установлен на четырех роликах, поворачивающихся в соответствии с углом поворота рулевого колеса. Педали сцепления, тормоза и коробка перемены передаччерез систему реостатовсвязаны с электродвигателем, изменяя таким образом скорость вращения вала электродвигателя. Механическая или электрическая связь соединяет вал электродвигателя макета автомобиля с ведущим резиновым роликом, что дает четкую обратную связь по скорости движения. Прижимной ролик 6 находится сверху и обеспечивает перемещение диска без проскальзывания. Кабинаустанавливается на подвижном основании, которое позволяет перемещаться кабине в продольном направлении или поворачиваться на и отрабатывать упражнения, связанные с движением задним ходом. Ошибки учащегося выводятся регистратором ошибокна пульт мастера производственного обучения. Теневые тренажеры обеспечивают довольно полную имитацию движения, они хорошо зарекомендовали себя при отработке навыков вождения в условиях одиночного движения по городским улицам при отсутствии других участников движения, являются хорошим учебным пособием для первоначальной подготовки учащихся по технике вождения автомобиля. Для имитации динамических нагрузок автомобиля имеются конструкции теневых тренажеров, в которых макет рабочего места водителя установлен ведущими колесами на беговые барабаны. Основными достоинствами теневых тренажеров можно считать четкое изображение автомобильной дороги на экране и гибкую обратную связь, позволяющую даже опытным водителям относиться к процессу обучения с большой ответственностью. Кинофицированные тренажеры (тренажеры с кинопроектором). Они получили достаточно широкое распространение за рубежом, у нас в стране этот тренажер применяется очень ограниченно. Проектирование на большом экране дорожной обстановки, возможность изображения ее в цвете позволяют обеспечить создание условий движения, близких к реальным, что практически невозможно ни на теневых, ни на ленточных тренажерах. Особую ценность представляют такие тренажеры для отработки навыков управления автомобилем в строго определенных, конкретных дорожно-транспортных ситуациях. Хорошо отснятый в методическом отношении фильм позволяет поэтапно отрабатывать управляющие действия не только в сложных дорожных условиях, но и в опасных и аварийных ситуациях, причем с участием других участников движения. Однако при несомненном преимуществе, заключающемся в четкости и реальности создания условий движения, кинофицированный тренажер имеет очень существенный недостаток, из-за которого он и не нашел широкого применения, — отсутствие обратной связи. В Германии выпускался кинофицированный тренажер «Элан», имеющий восемь рабочих мест легкового автомобиля, рабочее место мастера производственного обучения с комплектом контрольно-измерительных приборов, кинопроектор и киноэкран. На этом тренажере мастер выполнял определенные управляющие действия, в результате изменялась дорожно-транспортная ситуация, учащиеся выполняли рабочие действия, которые записывались на специальное регистрирующее устройство, что давало в дальнейшем возможность прорабатывать ошибки учащихся и делать соответствующие выводы. Такой тренажерный класс часто располагался в кузове седельного автомобильного полуприцепа, что позволяло перевозить его с одной учебной базы на другую и максимально использовать в учебном процессе. Интересна конструкция кинофицированного тренажера, разработанного в Калифорнийском университете. Рабочее место водителя установлено задними колесами на беговые барабаны. В классе два кинопроектора: первый, установленный на поворотной турели, проецирует изображение на небольшой экран шириной 2,5 м, остальное изображение «съедается» черными шторами; второй проецирует дорожную обстановку позади автомобиля, и учащийся в зеркало заднего вида может наблюдать убегающую дорогу. Мастер производственного обучения поворачивает кинопроектор, и при правильном ответном действии обучающегося дорога возвращается в исходное положение. В случае ошибки на экране проецируется не дорога, а элементы придорожного ландшафта или встречный транспортный поток. С помощью такого тренажера очень эффективно отрабатывать элементы движения по извилистой или горной дороге. Только точное соответствие угла поворота рулевого колеса позволяет удержать автомобиль на дороге. Для научно-исследовательских целей (отработки отдельных узлов автомобиля, компоновки рабочего места водителя, проведения психофизиологического обследования и т.д.) по заказу концерна «Фольксваген» сконструирован комплексный телекинофицированный тренажер. Обслуживает тренажер ЭВМ, по командам которой могут меняться изображение дорожной обстановки, скорость движения, кривизна участка и т.д. Изображение дороги подается на дисплей, а с него с помощью телевизионной камеры — на киноэкран. Для усиления иллюзии восприятия между экраном и глазами наблюдателя размещается специальная линза. Тренажер позволяет воспроизводить поперечные, продольные и угловые ускорения автомобиля, что достигается вращением кабины рабочего места водителя вокруг трех взаимно перпендикулярных осей, точка пересечения которых расположена в зоне вестибулярного аппарата водителя. Водителю передается также слуховая' информация о работе двигателя, шуме на дороге и других реальных шумах при движении автомобиля. На таком уникальном тренажере исследовались вопросы управляемости автомобиля. Результаты исследований показали хорошую зависимость между реальными испытаниями на дороге и работой на тренажере, позволившую в дальнейшем ограничиться испытаниями на стенде-тренажере и отказаться от некоторых сложных и дорогих испытаний на дороге. Телевизионные тренажеры. Они хорошо зарекомендовали себя при подготовке летчиков, особенно при обучении одной, достаточно сложной ситуации, например взлета или посадки. Обучение же водителей автомобилей с помощью таких тренажеров проводилось в редких случаях. Достоинства телевизионных тренажеров очевидны: во-первых, четкая обратная связь и по скорости движения, и по углу поворота управляемых колес, во-вторых, возможность обучения вождению при наличии помех или других участников движения; в-третьих, возможность записи действий водителей на видеомагнитофон и дальнейший детальный анализ их ошибок. В конструкции телевизионного тренажера входит три основных узла: 1. Модель автомобиля, имитирующая рабочее место водителя с телеэкраном (монитором), на который передается дорожная обстановка. В одной из конструкций телевизионного тренажера модель грузового автомобиля может поворачиваться вокруг горизонтальной оси, проходящей на уровне груди водителя, имитируя таким образом поперечные ускорения и повороты с разными радиусами кривизны. Шумовую информацию о работе двигателя, движении других участников движения, шуме автомобильных шин с дорожным покрытием и т.д. водитель получает при помощи головных микротелефонов. С помощью такого тренажера проводится исследование (не обучение) определенных параметров системы водитель—автомобиль—дорога (изменение коэффициента сцепления шин с дорогой, кривизны дороги, наличие виражей и т.д.). 2. Электронно-вычислительная машина, основная задача которой — оперативно передавать управляющие действия водителя на рабочем месте на передвижение телекамеры. Макет местности (2 — 3 городских квартала с жилыми и административными зданиями, тротуарами, пешеходными переходами, улицами с нанесенной дорожной разметкой, дорожными знаками, светофорными объектами), который располагается на стене учебного класса. Над макетом местности установлены две горизонтальные направляющие, по которым может перемещаться вертикальная направляющая, по которой, в свою очередь, может перемещаться поворотная площадка с телекамерой (принцип работы мостового крана). Такая конструкция позволяет отрабатывать движение по кривым разных радиусов. Существуют конструкции макетов местности, которые могут располагаться на полу одного учебного класса, а рабочее место водителя — в соседнем классе или даже в другом корпусе здания. Но у такой конструкции есть самый существенный недостаток — отсутствие других участников движения. Был разработан довольно оригинальный тренажер на базе игрового аттракциона электрических автомобилей. На электропроводящей сетке, расположенной над участниками движения, смонтирован макет местности — микрогород с улицами, дорожной разметкой, дорожными знаками, светофорными объектами и т.д. Контакт с электропроводящей сеткой осуществляется по токосъемнику через модель автомобиля, а система визуализации через систему зеркал и экран, установленный перед рабочим местом водителя. Автомобиль на площадке и, соответственно, модель автомобиля на сетке перемещаются, выполняя конкретное задание инструктора. На площадке могут одновременно находиться несколько автомобилей, отрабатываемых определенные совместные маневры, т.е. достигается активное присутствие других участников дорожного движения. Тренажеры на базе ЭВМ. В настоящее время ведется активная разработка тренажеров, в которых система визуализации предъявляется при помощи персонального компьютера. Рабочее место такого тренажера может моделировать любую марку или модель автомобиля. Перед водителем располагается монитор (дисплей) ЭВМ. Современные компьютеры имеют в своем наличии дисплеи больших размеров с хорошей цветовой гаммой, с помощью которых можно предъявлять практически любую дорожно-транспортную ситуацию. Создание дорожно-транспортных ситуаций зависит от квалификации инженера-программиста. Количество таких ситуаций зависит от оперативной памяти ЭВМ (на современных ЭВМ можно создать практически все возможные ситуации, встречающиеся на дорогах). Тренажеры на базе ЭВМ имеют ряд преимуществ: 1) комплексность, возможность применения в широком диапазоне дорожных ситуаций. Проезд регулируемых и нерегулируемых пересечений, проезд железнодорожных переездов, обгон, маневрирование — все эти сложные ситуации имеют очень большое разнообразие (количество нерегулируемых пересечений может достигать 8 тыс.), и только с помощью ЭВМ можно их все смоделировать; 2) возможность ввода других участников движения (пешеходов, обычных транспортных средств, транспортных средств со спецсигналом, общественного транспорта, велосипедистов и т.д.), которые могут в случайном порядке или по определенному нами закону двигаться по дороге; 3) функциональность, возможность решения одной конкретной задачи. Допустим, необходимо отработать тему «Объезд и обгон». Из памяти ЭВМ извлекается эта тема и учащийся начинает ее отработку, оценивая скорость и расстояние до попутного автомобиля, до встречного автомобиля, наличие помех на траектории движения, просматривая в зеркало заднего вида идущие сзади автомобили и т.д., выполняя таким образом указания мастера производственного обучения, причем по его желанию или по требованию мастера может меняться скорость других участников движения; 4) все управляющие действия учащегося остаются в памяти ЭВМ, их можно по желанию вывести на экран монитора и совместно с мастером производственного обучения детально просмотреть, сделать соответствующие выводы; 5) в процессе совершенствования Правил дорожного движения могут изменяться положения; требования, могут быть разработаны новые, более совершенные программы для обучения водителей, введение которых не требует разработки новых тренажеров. В таких случаях можно просто ввести эти дополнения в память компьютера, 6) такие тренажеры можно использовать не только для обучения вождению, но и для контроля знаний, проверки навыков, тестирования водителя. Кроме того, сам компьютер можно использовать непосредственно как персональный компьютер для решения обычных инженерных или каких-то других задач. Date: 2016-02-19; view: 1392; Нарушение авторских прав |