Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ дорожно-транспортных ситуаций. Ситуационный подход
Дорожно-транспортной ситуацией (ДТС) называют фрагмент дорожного движения, рассматриваемый в развитии дорожной обстановки. Обычно оценивают ДТС, завершающуюся ДТП либо дорожным конфликтом, т. е. нарушением или ошибкой одного (или нескольких) из участников движения, приведшим к необходимости экстренного маневра или торможения другого (других) участника (участников) движения. Суть ситуационного подхода в том, что объектом изучения водителя являются ДТС повышенной опасности. Предмет изучения: ошибки водителей, приведшие к происшествиям; признаки и особенности, по которым можно заранее определить возможную опасность; прогнозирование развития ситуации и т. п. Опытные водители держат в уме (чаще — в подсознании) большое число признаков ДТС, по которым можно прогнозировать ее опасное развитие. Разбор типичных ситуаций является элементом ситуационного обучения водителей. Ситуационный подход наиболее эффективен при обучении водителей навыкам безопасного управления автомобилем, особенно если процесс обучения подкреплен статистикой и анализом реальных ДТП. Наибольшую важность для изучения представляют случаи ошибочного взаимодействия участников дорожного движения. Опасные и критические ДТС и ДТП в подавляющем большинстве случаев вызываются самыми разнообразными (но одинаково неадекватными) действиями участников дорожного движения. Статистическими исследованиями установлено, что 97 % причин возникновения ДТП связано с нарушениями или ошибочными действиями участников дорожного движения (по их общему количеству, без учета значения отдельных причин и факторов) и только 3 % связаны с отказами технической части системы «водитель — автомобиль — дорога». Очень часто причиной ДТП становится пренебрежение одного участника дорожного движения к другому, управление автомобилем с повышенным риском, сознательное грубое нарушение Правил дорожного движения, перенесение риска на других водителей или пешеходов и т. д. Ситуационное обучение в качестве основной задачи имеет целью создание у водителя психологических установок, позволяющих ему привести в соответствие собственную субъективную оценку ситуации и ее объективную безопасность. Основой ситуационного обучения является выделение момента возникновения опасности в ДТС и описание способов ее распознавания. Дается описание ситуации в этот момент (положение всех участников события, объектов обстановки) и ставятся вопросы: когда для каждого водителя возникла опасность, обязывающая его принять меры к предупреждению ДТП, и самое главное — как надо действовать в подобной ситуации? Как показала зарубежная и отечественная практика, метод этот очень эффективен, а необходимость обучения очевидна, т. к. наблюдается существенная разница между оценкой водителем своей квалификации и ее реальным уровнем. Ситуационное обучение позволяет сформировать у водителя два типа принятия им решений: опережающий и оперативный. Различие заключается в том, какое из двух событий — обнаружение помехи или начало изменения режима движения — происходит раньше. Когда обнаружение помехи происходит раньше изменения режима движения, говорят об оперативном типе решений или оперативной реакции. И наоборот, если изменение режима движения предшествует обнаружению помехи, то говорят, что имеет место опережающее принятие решения (опережающая реакция). Варианты дорожно-транспортных ситуаций. I группа ДТС с опасностью наезда на пешехода 1.1. Наезд на пешеходов в зонах остановок общественного транспорта. Характерным признаком опасности является наличие стоящего на остановке автобуса (троллейбуса, трамвая), производящего посадку пассажиров. Следующим признаком является ограниченные обзор и видимость людей, выходящих из автобуса, следовательно, неопределенность их поведения. Третьим признаком является сравнительно узкая проезжая часть (двухполосная дорога), поэтому вероятность возникновения у пешехода желания «побыстрей» ее пересечь достаточно высока. 1.2. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе. Первым признаком опасности является наличие пешеходных переходов. Несмотря на то, что для пешеходов включен запрещающий сигнал, водители обязаны предвидеть худшее - недисциплинированность и безответственность многих из них. Другим признаком опасности является ограниченный обзор проезжей части. Характерным признаком следует считать то, что стоящие справа транспортные средства не начинают движение не разрешающий сигнал светофора, значит, это опасно. Другим характерным признаком является достаточно широкая проезжая часть, для перехода которой некоторым пешеходам могло не хватить времени, в течение которого горит зеленый сигнал светофора. 1.3. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Ситуации, аналогичные по смыслу и по характеру развития предыдущим. Важнейшим признаком опасности здесь (помимо уже перечисленных ранее) является наличие нерегулируемого пешеходного перехода, на котором любой пешеход может сознавать свое преимущество и вправе рассчитывать на безусловное выполнение водителями автомобилей требований п. l4.I Правил дорожного движения. Такая уверенность может придавать дополнительный психологический мотив поведению - нарочитое спокойствие: Date: 2016-02-19; view: 4419; Нарушение авторских прав |