Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура российского общества в 17 веке. Становление сословной системы через закрепощение социальных групп
В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» - стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники - получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии - они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением. Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники - «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение «черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни. Крестьянство составляло основную часть населения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%), черносошные или государственные (11%), монастырские (13%). Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов. Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири. Некоторые историки называют Россию этого времени «служилым государством»: - закрепощение крестьян ещё в большей степени привязало землевладельцев к государству, так как только оно могло обеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянской общиной барских и государственных повинностей; - горожане так же оказались закрепощенными государством, а не платившие тягла верхи города находились на государевой службе. Закрепостительная политика русского государства, ухудшение материального положения масс, укрепление самодержавия привели в 17 веке к ряду народных выступлений. Недаром это столетие было прозвано «бунташным». Характерной особенностью социальных движений 17 века было участие в них самых разнообразных слоев населения: посадских и служилых людей, дворян, казаков, крестьян, стрельцов, а иногда и бояр. Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 года в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Б. Морозова. Поводом послужил разгон стрельцами 1 июня делегации, пытавшейся подать жалобу царю на произвол чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Царь вынужден был отдать на расправу народу думного дьяка Чистого, начальника Земского приказа Плещеева, окольничего Траханиотова. Царю удалось спасти лишь своего «дядьку» Морозова. Восстание в Москве получило широкий резонанс - волна социальных антиправительственных выступлений летом 1648 г. охватила многие города Центральной России. Возмущение охватило даже Сибирь, где восставшие служилые и посадские люди в Томске, поддержанные крестьянством, недовольным установлением «государевой пашни», арестовали местного воеводу. Однако самые продолжительные и упорные восстания были отмечены в 1650 г. в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить хлеб в Швецию. Все выступления были подавлены, однако этими событиями воспользовались дворяне и посадские верхи, которые вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новый сборник законов. В 1662 году произошел Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалованье солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и торговцах. Возбужденная толпа двинулась в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству войска. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 было повешено. Тем не менее, хождение медных денег было отменено.
Date: 2016-02-19; view: 5105; Нарушение авторских прав |