Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 3. Тема: устная и письменная речь ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ТЕМА: Устная и письменная речь. Самый массовый вид общения людей в социуме (обществе) - деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определённым набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения делового общения.
Устная и письменная речь
Прежде всего, сконцентрируем внимание на характеристике устной и письменной речи. Устная и письменная разновидности речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Это объясняется тем, что в основе и устной, и письменной речи находится речь внутренняя, с помощью которой формируется человеческая мысль. Кроме того, устная речь может быть записана на бумаге или с помощью технических средств, в то время как любой письменный текст может быть прочитан вслух. Существуют даже специальные жанры письменной речи, специально предназначенные для произнесения вслух: драматургия и ораторские произведения. А в произведениях художественной литературы часто можно встретить диалоги и монологи персонажей, которые присущи устной спонтанной речи. Несмотря на общность устной и письменной речи, между ними есть и различия. Как отмечается в энциклопедии «Русский язык» под ред. Федота Петровича Филина, отличия между устной и письменной речью заключаются в следующем: — устная речь — речь звучащая, произносимая. Она является первичной формой существования языка, формой, противопоставленной письменной речи. В условиях современного научно-технического прогресса устная речь не только опережает письменную по возможностям фактического распространения, но и приобретает такое важное преимущество, как моментальность передачи информации; — письменная речь — это речь, изображённая на бумаге (пергаменте, бересте, камне, полотне и т.п.) с помощью графических знаков, предназначенных для обозначения звуков речи. Письменная речь является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, противопоставляемой устной речи. Между устной и письменной речью выделяется и ряд различий психолого-ситуативного характера: 1) в устной речи говорящий и слушающий видят друг друга, что позволяет в зависимости от реакции собеседника изменить содержание разговора. В письменной речи этой возможности не имеется: пишущий может лишь мысленно представлять себе потенциального читателя; 2) устная речь рассчитана на слуховое восприятие, письменная — на зрительное. Буквальное воспроизведение устной речи, как правило, возможно лишь при помощи специальных технических устройств, в письменной же речи читающий имеет возможность неоднократно перечитывать написанное, равно как и сам пишущий — неоднократно совершенствовать написанное; 3) письменная речь делает общение точным, фиксированным. Она связывает общение людей прошлого, настоящего и будущего, выступает основой делового общения и научной деятельности, устная же речь часто отличается неточностью, неоконченностью, передачей общего смысла. Таким образом, в устной и письменной речи имеются как сходства, так и различия. Сходства основаны на том, что основой и той, и другой разновидности речи является литературный язык, а различия заключены в средствах его выражения. Особенности культуры устной речи Устная речь формируется в момент говорения. Материальная основа устной речи — звуковые волны, возникающие в результате произносимых звуков, издаваемых речевым аппаратом человека. Это обусловливает её богатые интонационные возможности, проявляющиеся в мелодике речи, её интенсивности, темпе и тембре. Большую роль в устной речи играет ударение, чёткость произношения и паузирование. Для устной речи характерны следующие признаки: 1) Многоканальность. Во время общения восприятие устной речи собеседником происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому довольно важно пространственное расположение общающихся, ситуация общения, психологическое состояние собеседников, а также невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимика и др.); 2) Необратимость. Для устной речи характерен необратимый характер, точно подмеченный в русской пословице: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!» Устная речь развивается поступательно и линейно, что затрудняет возможность повторного возврата в какой-то момент сказанного. Тем не менее, говорящий имеет возможность интонационно выделять наиболее важные моменты речи, использовать повторы, уточнения, отступления от основной линии повествования, комментарии и т. д.; 3) Спонтанность. Степень спонтанности речи определяется степенью её подготовки. Подготовленная речь, например, в виде лекции или доклада, отличается меньшей спонтанностью, чем неподготовленная. Она более продумана и структурирована. Неподготовленная речь, встречающаяся чаще, более спонтанна, она создаётся в момент говорения постепенно, по мере осознания того, что нужно сказать дальше. Поэтому для неё более характерны: остановки, паузы, срывы начатых фраз и речевых конструкций, короткие предложения, замена причастных и деепричастных оборотов, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, меньшая точность словоупотребления, а иногда и речевые ошибки. Кроме того, в устной речи часты расчленения высказывания за счёт употребления присоединительных и вставных конструкций, вводных слов и т. п. Прямая речь, как правило, передаётся говорящим не дословно. Формирование культуры устной речи связано с изучением и знанием орфоэпических норм. Если правописание связано с соблюдением норм орфографии, то правильное произношение регламентируется орфоэпией. Оба этих слова являются однокоренными, при этом общий корень «орфо-» (от греч. orthos) означает «прямой, правильный». И подобно тому, как трудно считать образованным того, кто не умеет грамотно писать, невозможно считать таковым и того, кто неправильно произносит слова, а также ставит в них неверные ударения. В первом случае человек нарушает орфоэпические нормы (единственно возможный вариант правильного произношения), во втором — акцентологические (принятый обществом вариант правильной постановки ударения). Нормы ударения в устной речи делового человека Пожалуй, ничто так сильно не портит впечатление об уровне речевой культуры делового человека во время беседы, как неправильные ударения в словах. Поэтому необходимо уделить особенное внимание нормам ударения в устной речи. Можно назвать ряд слов, в которых особенно часто ставится неправильное ударение, среди них: алфАвит, вероисповедАние, докУмент, дОсуг, дОцент, инстрУмент, катАлог, квАртал, килОметр, магАзин, нАчать, незаконнорОжденный, свеклА, ходатАйство и др. Правильным вариантом произношения этих слов будет следующий: алфави/т, вероиспове/дание, докуме/нт, досу/г, доце/нт, инструме/нт, катало/г, кварта/л, киломе/тр, магази/н, нача/ть, незако/нноро/ждённый, свё/кла, хода/тайство. Следует отметить, что ряд ошибок в постановке ударений часто указывает на профессиональную принадлежность говорящего: медики часто говорят наркоманИя вместо правильного варианта наркома/ния, эпилепсИя — вместо эпиле/псия; музыканты произносят флейтОвый вместо фле/йтовый и т. п.
В заключение необходимо отметить, что акцентологические нормы со временем могут претерпевать изменения, и то, что является нормой сейчас, завтра может устареть и быть вытесненным новыми вариантами ударения. Так, например, стало со словом диало/г, которое раньше произносили диАлог. Кроме того, в зависимости от целей и задач общения, от ситуации, возможно и сознательное отступление от нормы. Ничто так не позволяет чувствовать прелесть отступления от нормы, как воспитанное чувство нормы. Языковая норма не является догмой, требующей абсолютного и неукоснительного выполнения. Тем не менее всякая культура, в том числе и речевая, возникает на основе запрета, регламентирования и нормирования, необходимости соблюдать правила и нормы. Это касается не только культуры устной, но и письменной речи, которой также необходимо уделить внимание.
Особенности культуры письменной речи Письменная речь, замысел которой полностью определяется пишущим, создаётся без непосредственного собеседника. С одной стороны, она выступает вспомогательной по отношению к устной речи знаковой системой, используемой с целью её фиксации. Материальной основой письменной речи являются знаки (буквы или иероглифы), с помощью которых обозначаются речевые звуки. С другой стороны, письмо можно считать вполне самостоятельной системой коммуникации, имеющей ряд специфических свойств, особенностей и функций. К основным функциям, которые выполняет письменная речь, относятся следующие: 1) фиксация устной речи с целью её сохранения во времени и пространстве, расширение рамок непосредственного окружения личности; 2) обеспечение возможности познания и усвоения опыта культуры, накопленного человечеством (книжные тексты оказывают огромное влияние на развитие культуры, выполняя цивилизационную (для специальных текстов) и эстетическую (для художественных текстов) функции; 3) обеспечение коммуникации между людьми, лишёнными возможности непосредственного общения временными и пространственными барьерами (с древнейших времен эту функцию выполняли письменные послания на бумажных носителях, сейчас всё больше для этой цели используются возможности Интернета); 4) обслуживание научной и официально-деловой сфер общения (с помощью письменной речи проводятся конгрессы, конференции, симпозиумы, заседания, совещания); 5) обслуживание публицистики и художественной культуры, при этом язык художественной литературы допускает любые языковые элементы (из жаргонов, диалектов, просторечия и т. п.), которые в контексте художественного произведения получают эстетическую мотивированность. К особенностям письменной речи относится также следующее: 1) она опирается на строго нормированный книжный язык, хотя допускает и некнижную лексику; 2) основной единицей письменной речи является предложение, которое выражает логико-смысловые связи между предметами и явлениями окружающей действительности; 3) письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции: обстоятельства, определения, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции и т. п.; 4) для письменной речи характерен закреплённый порядок слов в предложении, инверсия (обратный порядок слов) ей либо несвойственна, либо вообще недопустима (в официально-деловом стиле); 5) грамотная и эффективная письменная речь обладает чёткой структурированностью: имеет систему нумерации страниц, деление на главы и параграфы, шрифтовые выделения, схематизацию и т. п. Ключевым свойством письменной речи является способность к длительному хранению информации. В отличие от устной, письменная речь раскрывается не столько во временнОм, сколько в статическом пространстве. Это позволяет пишущему детально продумывать речь, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его, менять слова, уточнять детали в словарях и справочниках и т. п. Деловому человеку чрезвычайно важно развитие культуры письменной речи, поскольку с незапамятных времён грамотность человека оценивают, прежде всего, по тому, как он пишет. Понятия «грамотность» и «культура письменной речи» в массовом сознании являются синонимичными: человека, допускающего орфографические ошибки, трудно назвать грамотным независимо от уровня его образования, в том числе наличия учёных степеней и званий. В заключение приведём ряд слов, которые наиболее часто вызывают орфографические ошибки и правописание которых желательно запомнить:
Грамотное письмо — это и залог успешной карьеры, и вопрос престижа, и уважение к традициям своего народа и его культуре, и расширение возможности полноценного общения с людьми. Поэтому любому человеку, желающему быть грамотным, компетентным и успешным, необходимо знать, учитывать и применять орфографические правила, а также при необходимости формировать привычку пользоваться орфографическими словарями и справочниками.
Культура ведения диалога, монолога и полилога Немаловажную роль в деловом общении играет знание особенностей культуры ведения диалога, монолога и полилога. Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — форма речи, заключающаяся в обмене высказываниями двух говорящих. Данные высказывания, чаще всего связанные с конкретной ситуацией, называются репликами. Несколько реплик, объединённых по смыслу в соответствии с затронутой темой, образуют диалогическое единство — основную единицу диалога. Каждая реплика правильно построенного диалога обусловливается предыдущим высказыванием собеседника.
В структуре диалога можно выделить: - зачин («Добрый день!», «Как поживаете?», «Который час?», «Скоро Новый год!» и т. п.); - основную часть (она может быть как короткой, так и долгой, и зависимости от его содержания, настроения участников, ситуации беседы и т. п.); - концовку («Пока!», «До скорого!», «Всего хорошего!», «Скоро буду!» и т. п.)
Для диалога характерны: - наличие элементов разговорного стиля речи, обращения, повторы, восклицания и вопросы; -нацеленность на восприятие партнёра по общению и активизацию его активности; -широкое использование интонационных возможностей речи; -использование минимума словесных средств выражения, компенсируемых невербальными средствами (мимикой, жестами, поклонами, кивками головой и т. п.); -спонтанность, незапланированность, отсутствие или незначительная степень предварительной подготовки ( особенно в бытовом диалоге ); -наличие заранее подготовленных вопросов ( для деловой беседы, интервьюили дискуссии ), но с учётом возможности отклонения от темы, разнообразия обсуждаемых тем, поскольку невозможно предсказать характер реплик и реакцию собеседника; -различная степень информативности: диалог может быть как очень информативным, так и не информативным («Как поживаете?», «Спасибо, хорошо!», «Передавайте привет супруге!», «Обязательно передам!» и т. п.). Культура ведения диалога предполагает учёт данных его характерных особенностей. Однако встречаются люди, которые не склонны выражать свои мысли чётко и ясно, они любят говорить чрезмерно долго, пустословят, произносят много ненужных слов и выражений, превращая диалог в монолог. Что же такое монолог, и в каких ситуациях делового общения он уместен? Монолог (от греч. monos —один и logos —слово, речь) — развёрнутое высказывание, обращённое человеком к другим людям или самому себе (внутренний монолог) и обладающее смысловой законченностью.
Монологическая речь произносится в основном с целью: а) информирования, т. е. передачи знаний; б) убеждения, т. е. склонения к своей точке зрения; в) побуждения, т. е. призыва к определённым действиям.
Иногда в одном монологе могут присутствовать все эти цели. Монолог не направлен непосредственному собеседнику, не рассчитан на его быструю ответную реакцию. Монологи чаще всего имеют относительную протяжённость по времени, разнообразие по словарному составу.
Полилог (от греч. роlу — много, многое и logos — слово, речь) — форма речи, в которой высказываниями обмениваются более двух собеседников. В полилоге, имеющем форму группового общения (застольная беседа, дискуссия, совещание, собрание, игра и т. п.), чаще всего обсуждается единая тема. Он характеризуется ситуативной связанностью, нелинейностью, активностью участников. Для ведения полилога чрезвычайно важно в каждый момент обсуждения находиться в курсе того, что говорится, что было сказано другими участниками. Это обеспечивает возможность накопления информации и принятия эффективного решения. Культура участия в полилоге предполагает, помимо этого, умение говорить коротко и убедительно, внимательно слушать собеседников и стремиться их понять, уметь задавать и отвечать на вопросы, отстаивать собственную позицию, но при этом оставаться дружелюбным, корректным и «не переходить на личности». Таким образом, культура устной и письменной речи делового человека имеет чрезвычайно большое значение в налаживании деловых отношений, выстраивании эффективной карьеры и личной успешности. Но не менее важную роль в этом играет умение выстраивать собственную речь с учётом особенностей существующих функциональных стилей речи, характеристика которых даётся в следующей лекции.
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний 1. В чём заключается отличие между устной и письменной речью? 2. Охарактеризуйте особенности культуры устной речи. 3. Какие признаки характерны для устной речи? 4. Назовите ряд особенностей ударения в русском языке. 5. Какие функции выполняет письменная речь? 6. Какие особенности письменной речи? 7. Охарактеризуйте культуру ведения диалога. 8. Дайте определения монолога, полилога. 5. Домашнее задание: А.М. Руденко «Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах», стр.24-35.
|