Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение. Лекция 41. Русская культура в XVIII векеЛЕКЦИЯ 41. Русская культура в XVIII веке. Продолжение лекции 33 «Культура в первой четверти XVIII века). В XVIII веке ускорились темпы культурного развития, на смену средневековой, традиционной, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII веков приходит «новая культура». Характерные черты «новой культуры» XVIII века: - светский характер (культура обмирщилась; приобрела нерелигиозный характер); - следование европейским образцам (расширение культурных связей с другими странами); - сословный характер (в России возникли как бы две культуры: дворянская, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной); - в искусстве первой половины XVIII-середины XVIII века господствовал стиль барокко- «причудливый», «склонный к излишествам», Для барокко характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью и великолепием, -в искусстве II половины XVIII века утверждается классицизм- характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры. БЫТ. Важнейшая черта – наличие значительных различий в образе жизни разных сословий (дворянство, купечество, крестьянство). Жизнь крестьян, их интересы, досуг тесно связаны с хозяйственной деятельностью. Подавляющее большинство крестьян было неграмотным. Досуг обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками. Ничего общего с деревенским, не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер дома, ежедневный стол помещика отличались не только богатством, но самим типом. Помещик носил мундир, а позднее фрак. Богатые дворяне выписывали поваров из-за границы, имели многочисленную дворню: лакеев, кучеров…
ПРОСВЕЩЕНИЕ. При Петре Первом распространение образования стало неотъемлемой частью государственной политики, так как государство испытывало потребность в кадрах. Особенности образования в XVIII веке: · Светский характер и соединения обучения с практикой (богословские дисциплины уступили место арифметике, геометрии, инженерному делу и другим наукам); · Появление профессиональных учебных заведений (Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Инженерная школа, Медицинское училище); · Система образования приобретает сословный, замкнутый характер ( формирование системы закрытых учебных заведений для дворянских детей - Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус, Пажеский корпус, Смольный институт для девушек-дворянок) · Расширение сети учебных заведений (в конце века были губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах – двухклассные народные училища. В первых двух классах преподавали чтение, письмо, счет, закон Божий. В старших классах – историю, географию, геометрию, физику. К концу XVIII века в 288 народных училищах обучалось более 22 тысяч учащихся (однако дети крепостных по-прежнему были лишены возможности получить образование)
В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова (приближенный Елизаветы) был основан Московский университет. Его устав предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета. В 1757 году открыта Академия художеств (по инициативе И.И. Шувалова), ставшая центром художественного обучения. В 1764 году для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, нравственные ориентиры. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых). В 1783 году открылась Академия по изучению русской словесности, ее возглавила одна из самых образованнейших женщин Екатерина Дашкова (подруга и сподвижница Екатерины II).
|