Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь занятия





Детерминирующий - определяющий.

Плюрализм - многообразие чего-либо.

Экзогамия - запрет браков в пределах одной родственной группы в эпоху первобытнообщинного строя.

Эндогамия - брачные связи внутри определенной общественной группы в эпоху первобытнообщинного строя. Эндогамной группой обычно считалось племя.

 

8. Принципы права: понятие и классификация.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

9. Понятие и виды власти. Особенности государственной власти.

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. (Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающееся в литературе, словосочетание, как "социальная власть", ибо власть всегда социальна). То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функционирования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее носители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление - явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное. Суть этого момента более полно раскрывается в следующем признаке власти.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.
6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: "авторитет силы" и "сила авторитета" - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие "принуждение" по объему шире понятия "насилие". Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.
7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.

Существуют различные виды власти.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);
в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия "легальная власть" и "легитимная власть". Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой - они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

10. Международные нормы как форма (источник) внутригосударственного (национального) права: понятие, признаки, характеристика.

 

11.Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Имеются два подхода к типологии государств:

формационный

цивилизационный

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный.

Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х гг. XX в.

Другой подход — цивилизационный — кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация»', ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизацией ного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крю-гер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурньк, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

• первичные;

• вторичные.

К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Цивилизация (луг. civilis — гражданский, городской) — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень С1юбоды личности — экономической, политической, социальной и лухоппой.

 

12. Функции права: понятие и классификация.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права - основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права классифицируют на: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность, закрепляет ее формы, регулирует переход имущества от одного к другому.

2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы- государства, полит. партий

3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.

4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом

К специально-юридическим функциям относят:

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы специально-юридическим функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-ия выражаетсяся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выражается в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную функцию. Она выражается в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией является г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции

 

13. Понятие, значение и классификации функций государства. Формы реализации государственных функций.

Функции государства- основные направления его деятельности внутри страны и на международной арене.Вопрос о функциях государства имеет как теоретическое так и практическое значение.Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования.С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.

ПРИЗНАКИ:1) выражают и конкретизируют социальную и политическую сущность государства; 2) в них воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политической системы,реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене; 3) они охватывают деятельность государства в целом; 4) носят комплексный,собирательный характер.

ВИДЫ:1)по продолжительности- постоянные и временные; 2)по социальной значимости- основные (наиболее важнейшие направления деятельности государства по осуществлению конкретных стратегических целей и задач,стоящих перед ним в определенный исторический период); производные (структурные части основных функций); 3)по сфере гос.деятельности- внутренние - экономическая (формирование гос.бюджета, контроль за его расходованием,создание благоприятных условия для предпринимательской деятельности), политическая (направление гос.деятельности по обеспечению незыблемости гос.строя, организация и функционирование органов гос.власти) социальная (оказание соц.помощи,выделение средств на здравоохранение) экологическая (система мероприятий,направленных на сохранение и улучшение природных условий жизни человека); внешние- оборона страны, поддержка мирового порядка, интеграция в мировую экономику, гос.поддержка иностранных инвестиций.

Формы реализации функций государства

Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на две формы:

1) правовые – деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке: правоустановительные (правотворческие) – государственная деятельность по созданию правовых норм, их изменений и отмене деятельность; правоисполнительные – государственная деятельность по реализации предписаний правовых норм; правоохранительные государственная деятельность по охране правовых норм от нарушений, а также в применении принудительных мер к их нарушителям;

2) организационные – выражается в инспектировании и инструктировании организаций, учреждений, не требует полного и строгого юридического оформления: организационно регламентирующая – текущая организационная работа по решению конкретных политических задач; организационно-хозяйственная – текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций; организационно-идеологическая – воспитательная, разъяснительная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

 

14. Теории происхождения права.

Происхождение права, так же как и происхождение государства является дискуссионным в науке, но протяжении длительного времени сформировались различные теории, характеризующие данный процесс.

Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права. В своей аргументации теория ссылается на положения Библии, где утверждается, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. В основе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром, его нельзя ставить под сомнение. Вторым по значению идет естественный закон, который отражает вечный закон в людях и находит выражение в позитивном праве.

Оценить данную теорию довольно сложно, поскольку она опирается на вопросы веры, тем не менее, теологическая теория распространена и по сей день среди ученых западных католических университетов, мусульманских правоведов.

Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и т.п.) гласит, что кроме установленного государством права существует и естественное, присущее человеку от рождения, социально-оправданное и дарованное природой (Богом). Естественные права личности неотчуждаемы, неприкосновенные, являются основным условием жизни индивида. Естественные права приоритетны по отношению к позитивному, задачей государства является их обеспечение и защита.

Теория естественного права не объясняет происхождение права, указывая, что естественные права личности, определяющие позитивное правовое регулирование есть у человека с рождения, снимает, по существу, проблему происхождения права. Однако значение данной концепции сложно переоценить, ее идеи легли в основу теории современного правого государства.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г. Гуго и др.) сложилась в XIX веке в противовес естественно-правовой теории, ее представители утверждали, что право не создается законодателем и появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Задача правоведов состоит в том, чтоб уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель – переработать их в законодательство. Право первоначально существует в форме обычаев, за тем в деятельности юристов и нормативных актах, никогда не теряя связи с народным сознанием. Именно народный дух и отражающие его правовые обычаи способствовали различиям между правовыми системами государств.

Указанная концепция имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненным достоинством является указание на объективную природу права, на правовой обычай как исторически первую форму права, на особенности менталитета как фактор становления права. Меж тем, историческая школа права гиперболизирует значение народного духа, игнорирует правовую рецепцию, восприятие правовых норм посредством завоевания, насаждения, например, в колониях, недооценивают эволюцию права.

Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, советские теоретики). Согласно данной концепции право неразрывно связано с государством, и, так же как и государство, зависит от экономического базиса общества. Право возникает с появлением государства, и также как и оно носит классовый характер, то есть выражает волю экономически господствующего класса. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемых, утверждали сторонники данной теории. Необходимость в праве обусловлена переходом к производящей экономики, появлением частной собственности и процессом классообразования, именно тогда появляются правила, регламентирующие порядок экономических и вслед за ними политических отношений, обеспеченные государственным принуждением.

15.Понятие.виды и характеристика внутренних функций государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. Они делятся:

1. Охранительные. К ней относится:

функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (является ключевой функцией).

Согласно Конституции РФ 93 года человек, его права и свободы – высшая ценность, их обеспечение и охрана главная обязанность государства. В реализации данной задачи должны участвовать все государственные органы.

Государство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон, с помощью специальных органов: прокуратуры; милиции, органов безопасности; судов; системы органов и учреждений, исполняющих наказания.

2. Регулятивные: экономическая; социальная; налоговая; финансовая; культурная; экологическая.

Финансово-экономическая функция осуществляется с помощью: - принятия, исполнения бюджета и контроля за ним; - принятия государством иных нормативно-правовых актов в экономической сфере; - сбора налогов; - выпуск денежных знаков и поддержания порядка в финансовой и экономической сфере; - предоставление кредитов, льгот.

Налоговая функция – государство устанавливает и собирает налоги с физических и юридических лиц, находящихся на его территории.

Под функцией социальной защиты подразумевается государственная помощь и обеспечение приемлемого уровня жизни инвалидам; сиротам; матерям и малолетним детям; иным категориям граждан, нуждающихся в государственной поддержке.

Культурная функция выражается в поддержке государством развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования.

Экологическая функция (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания; применяет меры государственного воздействия к нарушителям).

16.Законодательный процесс: понятие,принципы,стадии.

Законодательный процесс - урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятие нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Следует обратить внимание па то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; осуществляется высшими органами власти в государстве; законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий. Рассмотрим это па примере Российской Федерации.

Отправным моментом в процессе создания закона является законодательная инициатива - т.е. принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Право законодательной инициативы осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

В теории правотворчества признано, что процесс создания законов носит не одномоментный характер, а "растянут" во времени. Сначала в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеет значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее значимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты (лидеров, средства массовой информации, науку) может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить тогда, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.). Например, демократические реформы в России потребовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений. В результате появился Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". В ст. 3 указанного Закона гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. В данном случае правовая форма (федеральный закон) является приоритетным способом государственного регулирования таких важных вопросов, как личные и политические свободы.

Право принятия законотворческого решения по судьбе законопроекта принадлежит законодательному органу. В Российской Федерации таковым является Государственная Дума. Именно этот орган осуществляет собственно "творчество права": создает, изменяет или отменяет нормы права, там происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Поскольку правотворческая работа носит длительный характер (от нескольких месяцев до одного-двух и более лет), работа над законопроектом может быть разбита на несколько стадий, логично и последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия, внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы п рассмотрение законопроекта в первом чтении. На этой стадии Совет Государственной Думы и соответствующий комитет Государственной Думы ведут работу по подготовке законопроекта к рассмотрению на заседании Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок или отклонить законопроект.

Для принятия проекта федерального закона в первом чтении требуется не менее 226 голосов депутатов, для проекта федерального конституционного закона необходимо не менее 300 голосов депутатов.

Вторая стадия: доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Цель этой стадии - проанализировать содержание законопроекта с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. В рамках этой стадии происходит обсуждение поступивших от субъектов права законодательной инициативы, указанных в ст. 104 Конституции РФ, поправок к тексту законопроекта, проводится голосование по принятию этих поправок, а также по принятию доработанного законопроекта во втором чтении. Отклонение законопроекта в процессе второго чтения влечет отказ от последующего рассмотрения законопроекта.

В ряде зарубежных стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия. Так, в Великобритании для частных законопроектов установлены сроки между стадиями - четыре дня (между первым и вторым чтением), три дня - между стадией доклада и третьим чтением. В России пока не установлено четкой регламентации сроков рассмотрения законопроекта, что создает возможность для определенных политических сил затруднить прохождение законопроекта.

Третья стадия: рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

При рассмотрении законопроекта на заседании Государственной Думы в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных глав, статей.

Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. При положительном исходе голосования одобренный закон направляется па рассмотрение Совета Федерации.

Четвертая стадия: рассмотрение закона Советом Федерации. На эту процедуру высшей палате Федерального Собрания отводится 14 дней. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 89 членов Совета Федерации (для федерального конституционного закона требуется не менее 118 голосов "за"). Если Совет Федерации не рассмотрел закон в установленный срок, то он считается одобренным и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исключение составляют федеральные конституционные законы, которые приобретают статус закона исключительно после одобрения (а не принятия, как в случае с федеральными законами) Государственной Думой и одобрения Советом Федерации.

Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 106 Конституции РФ.

Пятая стадия: рассмотрение федеральных законов Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ, который обязан в течение 14 дней подписать федеральный закон и обнародовать его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

Шестая стадия: обнародование и вступление закона в силу. Тексты законов РФ подлежат официальному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете" в течение семи дней после подписания их Президентом РФ. Вступают в силу законы, как правило, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. В результате закон начинает действовать на всей территории России и применяется к общественным отношениям, возникающим после введения его в действие.

17.Понятие, виды и характеристика внешних функций государства.

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.

При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.

Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.

Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Date: 2016-02-19; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию