Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи и специфика философской системы





 

С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни – вопрос, который можно выразить так: “Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?”. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и, прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

По мнению Толстого человек находится в разногласии, разладе с самим собой. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта противоречивость, саморазорванность обнаруживается в разных людях с разной степенью остроты, но она присуща им всем. Противоречивый в себе, раздираемый взаимно отрицающими стремлениями, человек обречен на то, чтобы страдать, быть недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть себя, стать другим.

Однако мало сказать, что человеку свойственно страдать и быть недовольным. Человек сверх того еще знает, что он страдает, и недоволен собой, он не приемлет своего страдательного положения. Его недовольство и страдания удваиваются: к самим страданиям и недовольству добавляется сознание того, что это плохо. Человек не просто стремится стать другим, устранить все, что порождает страдания и чувство недовольства; он стремится стать свободным от страданий. Человек не просто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела смысл.

Осуществление своих желаний люди связывают с цивилизацией, изменением внешних форм жизни, природной и социальной среды. Предполагается, что человек может освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста экономики, развития техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход мыслей, по преимуществу свойственный привилегированным и образованным слоям общества, заимствовал Л. Н. Толстой и руководствовался им в течение первой половины своей сознательной жизни. Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться. Можно подумать, что если активность и прогресс умножают страдания, то бездеятельность будет способствовать их уменьшению. Такое предположение неверно. Причиной страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания, которые с ним связываются, та совершенно неоправданная надежда, будто увеличением скорости поездов, повышением урожайности полей можно добиться чего-то еще сверх того, что человек будет быстрее передвигаться и лучше питаться. С этой точки зрения нет большой разницы, делается ли акцент на активность и прогресс или бездеятельность. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм. Эта установка исходит из убеждения, что внутренний человек зависит от внешнего, что состояние души и сознания человека является следствием его положения в мире и среди людей. Но если бы это было так, то между ними с самого начала не возникло бы конфликта.

Словом, материальный и культурный прогресс означают то, что они означают: материальный и культурный прогресс. Они не затрагивают страданий души. Безусловное доказательство этого Толстой усматривает в том, что прогресс обессмысливается, если рассматривать его в перспективе смерти человека. К чему деньги, власть и т. п., к чему вообще стараться, чего-то добиваться, если все неизбежно оканчивается смертью и забвением. “Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это – только обман, и глупый обман!”.

Вывод о бессмысленности жизни, к которому как будто бы подводит опыт и который подтверждается философской мудростью, является с точки зрения Толстого явно противоречивым логически, чтобы можно было с ним согласиться. Как может разум обосновать бессмысленность жизни, если он сам является порождением жизни? У него нет оснований для такого обоснования. Поэтому в самом утверждении, о бессмысленности жизни содержится его собственное опровержение: человек, который пришел к такому выводу, должен был, прежде всего, свести свои собственные счеты с жизнью, и тогда он не мог бы рассуждать о ее бессмысленности, если же он рассуждает о бессмысленности жизни и тем самым продолжает жить жизнью, которая хуже смерти, значит, в действительности она не такая бессмысленная и плохая, как об этом говорится. Далее, вывод о бессмысленности жизни означает, что человек способен ставить цели, которые не может осуществить, и формулировать вопросы, на которые не может ответить. Но разве эти цели и вопросы ставятся не тем же самым человеком? И если у него нет сил реализовать их, то откуда у него взялись силы поставить их? Не менее убедительно возражение Толстого: если жизнь бессмысленна, то как же жили и живут миллионы и миллионы людей, все человечество? И раз они живут, радуются жизни и продолжают жить, значит, они находят в ней какой-то важный смысл? Какой?

Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л. Н. Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным трудом, опыту народа.

Простые люди хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них нет никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону божьему и жить так, чтобы не погубить свою душу.

Они знают о своем материальном ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с Богом. Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает. Странным образом оказалось, что невежественные, полные предрассудков крестьяне сознают всю глубину вопроса о смысле жизни, они понимают, что их спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том, не боятся ли они предстоящей смерти.

Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь, Толстой пришел к заключению, что их устами глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни глубже, точнее, чем все величайшие мыслители и философы.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного в ней, то есть о том, имеет ли конечная жизнь вечное, неуничтожимое значение и если да, то в чем оно состоит? Есть ли в ней что-либо бессмертное? Если бы конечная жизнь человека заключала свой смысл в себе, то не было бы самого этого вопроса. “Для решения этого вопроса одинаково недостаточно приравнивать конечное к конечному и бесконечное к бесконечному”, надо выявить отношение одного к другому. Следовательно, вопрос о смысле жизни шире охвата логического знания, он требует выхода за рамки той области, которая подвластна разуму. “Нельзя было искать в разумном знании ответа на мой вопрос”, – пишет Толстой. Приходилось признать, что “у всего живущего человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая возможность жить”.

Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным.

Это – не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. “Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам”. “Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни”. Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.

Понятие веры в толстовском понимании совершенно не связано с непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными предрассудками. Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание имеет какой-либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и подчиненного строгим законам логики. Характеризуя особенность знания веры, Толстой пишет: “Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы быть приведенным к неизбежно-необъяснимому, я хочу, чтобы все то, что необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они правильны, и вне их я ничего понять не могу), но потому, что я вижу пределы своего ума. Я хочу понять так, чтобы всякое необъяснимое положение представлялось мне как необходимость разума же, а не как обязательство поверить”. Толстой не признавал бездоказательного знания. Он не принимал ничего на веру, кроме самой веры. Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции разума. В этом смысле понятие веры есть проявление честности разума, который не хочет брать на себя больше того, что может. Из такого понимания веры вытекает, что за вопросом о смысле жизни скрыто сомнение и смятение. Смысл жизни становится вопросом тогда, когда жизнь лишается смысла. “Я понял, – пишет Толстой, – что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум для того, чтобы понять ее”. Растерянное вопрошание о том, ради чего жить, – верный признак того, что жизнь является неправильной. Из произведений написанных Толстым вытекает один-единственный вывод: смысл жизни не может заключаться в том, что умирает вместе со смертью человека. Это значит: он не может заключаться в жизни для себя, как и в жизни для других людей, ибо и они умирают, как и в жизни для человечества, ибо и оно не вечно. “Жизнь для себя не может иметь никакого смысла... Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни”.


Список литературы

 

1. Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла», Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)

2. Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше. Изд-во ЭКСМО. 1986г. «Жизнь Фридриха Ницше».

3. Ф.Ницше «Веселая наука» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. Том 1.

4. Ф.Ницше «К генеалогии морали» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД том 3.

5. Ф.Ницше «Антихрист» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2.

6. http://www.nietzsche.ru/ - Биография Ф.Ницше

7. “Философия, учебник для ВУЗов”, Норма, Москва, 2005. (c.349 – 351, c.668 – 677)

8. Спиркин А.Г., “Философия”, Гардарики, Москва 2005. (с.200, 211 - 212)

9. “Философия, ч.1 философия в исторической динамике культуры”, РИВШ, Минск, 2004.(с.284 - 295)

10. “Введение в философию”, Политиздат, Москва 1989. (с. 200 – 208)


[1] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[2] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[3] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[4] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.392

[5] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.526

[6] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.393

[7] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.526

[8] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.229

[9] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.363

[10] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.351

[11] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.364

[12] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.363

[13] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.324

[14] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[15] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[16] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[17] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[18] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[19] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[20] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[21] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[22] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[23] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.367

[24] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.329

[25] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.299

[26] Ф.Ницше «Веселая наука» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. стр.143 том 1

[27] Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.588

Date: 2016-02-19; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию