Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Annotation. В учебном пособии изложены нормативные учебные курсы «Теория обучения» и «Управление образовательными системами»

В учебном пособии изложены нормативные учебные курсы «Теория обучения» и «Управление образовательными системами». В нем систематизированно рассмотрены основные вопросы современной дидактики и теории управления образованием. Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Социальная педагогика», направлению «Педагогика» и авторскими учебными курсами. Автор — канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ С. Ю. Дивногорцева рассматривает в учебном пособии как общие вопросы дидактики, так и вопросы, связанные непосредственно с дидактикой начальной школы. Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Рекомендуется студентам вузов, изучающим педагогику в качестве дисциплины гуманитарного блока, а также студентам духовных учебных заведений и теологических факультетов, готовящих себя к преподавательской деятельности. Теоретическая педагогикаПРЕДИСЛОВИЕВВЕДЕНИЕРаздел I. Введение в педагогическую деятельностьГлава 1. Педагогическая профессия в современном мире1. Общая характеристика педагогической профессии2. Спектр педагогических профессий в современном мире3. Сущность педагогической деятельности в свете православного мышления4. Основные виды и структура педагогической деятельностиВопросы и заданияГлава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения2. Нравственные качества педагога3. Авторитет воспитателя4. Профессионально обусловленные требования к личности педагогаВопросы и заданияГлава 3. Общие основы педагогики1. Педагогика как наука. Предмет и функции педагогики2. Категориально-понятийный аппарат педагогики3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наукВопросы и заданияБиблиографический списокРаздел II. Теория и методика воспитанияГлава 4. Сущность, особенности и основные закономерности процесса воспитания1. Наука о воспитании. Особенности воспитательного процесса2. Структура процесса воспитания. Диагностика результатов воспитания3. Общие закономерности воспитанияВопросы и заданияГлава 5. Воспитание как целенаправленный процесс. Основные вопросы воспитания в свете православного педагогического мышления1. Постановка цели и задач воспитания в православной и секуляризованной педагогике2. Ветхозаветное учение о воспитании. Педагогическое значение понятия «страха Божия»3. Христианство и воспитание. Проблема свободы и воспитания4. Христианский идеал воспитания. Уважение личности ребенка5. Образ совершенного человека. Воспитание и развитиеВопросы и заданияГлава 6. Принципы воспитания1. Сущность и специфика принципов воспитания2. Принцип Христоцентричности3. Принцип воцерковления4. Принцип целенаправленного и иерархичного развития личности5. Принцип сообразности с природой воспитанника6. Принцип опоры на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием7. Принцип индивидуального подхода8. Принцип приоритета воспитания над обучением9. Принцип общественной направленности воспитания10. Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы11. Принцип послушанияВопросы и заданияГлава 7. Общие методы воспитания1. Методы и приемы воспитания2. Выбор методов воспитания3. Правила выбора методов воспитания4. Классификация методов воспитания5. Методы формирования сознания личности6. Методы организации деятельности7. Методы стимулирования поведения и деятельностиВопросы и заданияГлава 8. Содержание и средства воспитания учащихся1. Содержание воспитания2. Формирование мировоззрения2. 1. Понятие о мировоззрении. Мировоззренческие убеждения и действительность2. 2. Возрастные возможности овладения мировоззрением2. 3. Основы христианского мировоззрения. Пути и средства его становления3. Духовно — нравственное воспитание3. 1. Значение духовно-нравственного воспитания3. 2. Основные понятия, цель и задачи духовно-нравственного воспитания3. 3. Основные направления, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию3. 4. Результаты духовно-нравственного воспитания3. 5. Образовательное учреждение как институт духовно-нравственного воспитания3. 6. Исправление нравственных недостатков4. Умственное воспитание4. 1. Соотношение процессов воспитания и обучения в свете православного педагогического мышления4. 2. Основные направления работы и средства по "воспитанию ума" детей5. Гражданское воспитание. Воспитание патриотизма5. 1. Цель, задачи и основное содержание гражданского воспитания. Понятия "патриотизм" и "культура межнационального общения"5. 2. Основные направления патриотического воспитания5. 3. Формы и методы гражданского воспитания в образовательном учреждении5. 4. Воспитание правовой культуры. Предупреждение правонарушений в детской среде5. 5. Воспитание дисциплины и культуры поведения6. Трудовое воспитание6. 1. Значение трудового воспитания в нравственном развитии личности6. 2. Задачи и содержание трудового воспитания6. 3. Педагогические условия организации трудового воспитания7. Эстетическое воспитание7. 1. Значение эстетического воспитания7. 2. Основные направления работы и средства, способствующие эстетическому воспитанию8. Воспитание физической культуры учащихся8. 1. Значение, цель и задачи проблемы "воспитания тела" ребенка8. 2. Основные направления работы и средства, способствующие физическому воспитанию9. Половое воспитание9. 1. Христианская антропология и психология о понятии пола. Значение полового воспитания9. 2. Средства, способствующие сохранению целомудрия детей9 3. Особенности подросткового возраста и правильное устроение полаВопросы и заданияГлава 9. Организационно-методические основы воспитания1. Методика организации внеклассной воспитательной работы1. 1. Свободное время в жизни ребенка. Значение педагогически правильно организованного досуга детей1. 2. Виды досуга по содержанию. Характеристика элементов некоторых видов досуга. Понятие "воспитательное дело"1. 3. Этапы организации и педагогический анализ воспитательного дела1. 4. Принципы организации детского досуга1. 5. Условия, способствующие организации эффективной досуговой деятельности2. Система работы классного руководителя в школе2. 1. Функции классного руководителя2. 2. Обязанности классного руководителя2. 3. Работа классного руководителя по изучению учащихся2. 4. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива2. 5. Работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся и организации их трудовой деятельности2. 6. Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работы учителей и родителей2. 7. Планирование классным руководителем воспитательной работыВопросы и заданияГлава 10. Традиционные формы общественного и семейного воспитания1. Особенности процесса воспитания в православной семье1. 1. Семья как часть общества. Функции семьи. Кризис современной семьи, его причины1. 2. Семья как "домашняя церковь". Молитва супругов1. 3. Семья как школа любви1. 4. Религиозное (православное) воспитание в семье1. 5. Быт православной семьи2. Взаимосвязь работы школы и семьи2. 1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанника2. 2. Формы и методы работы с родителями учащихся3. Воскресная школа как часть духовно-педагогической среды приходской общины3. 1. Значение воскресной школы в жизни прихода. Типы воскресных школ3. 2. Основные задачи, формы и методы работы в воскресной школе3. 3. Постановка религиозного просвещения в воскресной школе3. 4. Проблемы и трудности современных воскресных школВопросы и заданияБиблиографический списокЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теоретическая педагогика


ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессиональная подготовка будущего учителя основывается на изучении целого ряда психолого-педагогических дисциплин. Учебный курс «Теоретическая педагогика» занимает среди них одно из основных мест. В процессе его освоения у студентов формируются базовые педагогические, общеметодические (дидактические) знания и знания, связанные с теорией и практикой осуществления воспитательного процесса. Данное учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, обучающихся по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика, по направлению 540600 Педагогика, а также для студентов и исследователей других духовных и светских высших учебных заведений, священнослужителей и родителей, интересующихся проблемами педагогики в контексте Православной культурной традиции. Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, 03130 Cоциальная педагогика и по направлению 540600 Педагогика; расширено и дополнено рассмотрением некоторых вопросов с точки зрения православной педагогической мысли. Цель данного издания — подготовить студентов к профессиональной педагогической деятельности через изучение теоретических основ общей педагогики в свете православного педагогического мышления. Предлагаемое учебное пособие является одной из попыток систематизированного изложения общей педагогики в контексте Православной культурной традиции. В нем нашли свое содержательное отражение такие задачи соответствующего курса, как: раскрытие духовного смысла профессии учителя; введение в круг основных понятий педагогики с позиций православного мышления; формирование православного понимания сущности педагогического процесса; ознакомление со структурой и состоянием современной секуляризованной педагогической науки. Учебное пособие «Теоретическая педагогика» включает 4 основных раздела. Первый раздел «Введение в педагогическую деятельность» посвящен общей характеристике педагогической профессии. В содержании данного раздела анализируется сущность педагогической деятельности в свете православного мышления, раскрывается значение нравственных качеств и профессионализма педагога в учебно-воспитательном процессе, рассматривается вопрос о духовном смысле и ответственности педагогического служения. Раздел выявляет предмет и функции педагогики как науки, обосновывает ее связь с другими науками, рассматривает современную систему педагогических наук. Здесь даны определения основным педагогическим категориям с позиций их православного понимания. Необходимо отметить, что из данного раздела сознательно исключены традиционные для курса общих основ педагогики вопросы, связанные с методологией, методами педагогических исследований и развитием личности. Указанные вопросы в настоящее время более подробно и основательно изложены в содержании таких учебных дисциплин как «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Возрастная психология», «Возрастная педагогика», «Педагогическая антропология», поэтому автор не видит оснований для краткого и менее профессионального их рассмотрения в одном из разделов своего учебного пособия. Второй раздел «Теория и методика воспитания» раскрывает концептуальный взгляд автора на проблемы воспитания: рассматривается соотношение понятий свободы, воспитания и развития; определяются цель, задачи, сущность и структура воспитательного процесса; излагаются принципы его организации; анализируются методы, приемы и средства воспитания; выявляется содержание воспитательного процесса по различным направлениям. В данном разделе описываются методические основы организации воспитательного процесса, принципы его планирования, раскрывается роль семьи, классного руководителя в решении воспитательных задач. Третий раздел «Теория обучения» рассматривает вопросы, связанные с выявлением структуры и содержания процесса обучения. Здесь излагаются известные принципы и правила обучения, его виды, формы, методы и средства. Раскрывается концептуальный взгляд православной педагогической мысли на сущность процессов обучения, учения, преподавания и образования. Четвертый раздел «Управление образовательными системами» посвящен выявлению сущности, основных принципов, функций и технологии управления педагогическими системами. В первую часть пособия вошли разделы «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания». Автор пособия будет признателен за любые замечания по содержанию и изложению материала и выражает глубокую благодарность руководству Православного Свято-Тихоновского Богословского Института за создание условий для подготовки этой книги.
ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое время его воспитательное влияние на других возвращается к нему снова через человеческие взаимоотношения и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни одну из сложнейших общественных функций — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений. Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки. На сегодняшний день изучение педагогики в высшей школе характеризуется вариативностью программ и существованием огромного разнообразия учебников, учебных пособий и практикумов. Одни из них ориентированы на технологизацию обучения, другие характеризуются своей приверженностью к гуманистическим основам образования и т. п. Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании. Религиозное обоснование педагогики, обращение современного педагога к православной точке зрения на нее является, как отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [31, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной секуляризованной педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке. Учебное пособие «Теоретическая педагогика» написано с твердой уверенностью автора в том, что самое лучшее в педагогике как науке о воспитании основано на достижениях прошлого. Опыт организации процесса духовно-нравственного становления личности мы находим в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных богословов, религиозных философов, педагогов. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные опытом формулы воспитательной деятельности, которые в полной мере могут обеспечивать воспитание христианина. Много ценного в плане теоретического обобщения и практического применения накопила современная светская педагогика, и ее опыт ни в коем случае не может быть полностью отвергнут. Забыть то или другое учение и пытаться строить новые теории без учета достижений прошлого — значит создавать здание без фундамента. Обосновывая теоретические основы педагогики в контексте Православной культурной традиции, мы не только предлагаем соответствующую концепцию организации процесса воспитания, но и анализируем возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе. В предлагаемой первой части пособия основное внимание уделено рассмотрению теоретических основ и методики организации воспитательного процесса. Теоретические знания о сущности процесса становления личности раскрываются в максимально возможном приближении к практике воспитательной работы в православно ориентированных условиях.
Раздел I. Введение в педагогическую деятельность


Глава 1. Педагогическая профессия в современном мире

1. Общая характеристика педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, как правило, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. К особенностям деятельности педагога относится преобразующий и одновременно управляющий характер его труда. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее духовного, интеллектуального, физического и т. п. развития. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — знания антропологических и психологических особенностей человека с одной стороны, и вооружение специальными знаниями в области методики воспитания и преподавания, с другой стороны. В суммарном остатке педагог должен знать для себя ответы, по крайней мере, на такие вопросы, как: «Что есть человек?», «Каково его предназначение на земле?», «Каким образом он может достигнуть своего назначения?», «Что при этом делает природа, а что Благодать?», «Что может сделать воспитатель?», «Какие средства в деле воспитания необходимо использовать?», «Какие есть наилучшие методы для достижения поставленных целей воспитания?» и т. п. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. При этом необходимо учитывать тот факт, что в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание чего-либо нового ценного. Творчески работающий педагог может создать, например, свою педагогическую систему, но она будет лишь средством для получения наилучшего результата в деле обучения и воспитания. Творчество педагога возникает не само по себе, а на основе накопленного опыта работы, предметных и психолого-педагогических знаний, умений, навыков и т. п. Творчески работающего учителя отличают такие качества, как самостоятельность, стремление к усовершенствованию своих знаний, целеустремленность, наблюдательность, чувствительность и т. п. 2. Спектр педагогических профессий в современном мире

В настоящее время в сфере образования наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Как следствие данного процесса значительно расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности — «вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией» [22, с. 20]. В рамках педагогической специальности возникают педагогические специализации как определенный вид деятельности. Основанием разделения педагогических специальностей являются: а) различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства (например, математика, язык, физика, биология и т. п.); б) возрастные периоды развития личности (дошкольный, младший школьный и т. п.); в) особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения и т. п.). 3. Сущность педагогической деятельности в свете православного мышления

Педагогическую деятельность в свете православного мышления нельзя определить как свод правил, поскольку она представляет собой особый вид деятельности по вслушиванию в Промысел Божий о том, кто доверен педагогу. По этому поводу в некотором роде справедливым является замечание Л. Н. Толстого о том, что каждая человеческая душа должна пройти свой путь, что внешне невозможно устранить того, что растет изнутри. Чрезвычайно важно с этой точки зрения умение родителя, воспитателя, педагога слушать внутренний закон роста души ребенка. Профессор Свято-Сергиевского Православного Института в Париже, протопресвитер Василий Зеньковский по этому поводу отмечал, что «лучше не иметь никакой системы воспитания,… чем делать то, что насильственно должно его (ребенка — Авт.) переделать и только испортить. Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, — делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает» [7, с. 25]. Однако это вовсе не означает того, что в душу ребенка нельзя ничего вносить, поскольку, если не внесут близкие ребенку люди, то внесет улица, окружающая среда, которая не всегда благоприятна. «Право внесения» должно быть у родных ребенка и его воспитателей. Именно они в первую очередь должны передать ребенку накопленные предыдущими поколениями опыт, культуру, традиции, веру, создавая условия для его личностного становления и развития. В этом и заключается смысл педагогической деятельности, которую можно представить как единство цели, мотивов, действий и результата. Цель педагогической деятельности в свете православного мышления неотделима от цели жизни верующего человека. Христианство, в отличие от строгих предписаний Ветхозаветного времени, внесло в нашу жизнь главный закон — закон любви. Именно заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 22:36–40) являются конечной целью христианской жизни и воспитания. 4. Основные виды и структура педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Преподавание определим как один из видов воспитательной работы, связанный с управлением познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, понятия «воспитательная работа» и «преподавание» не тождественны: первое из них является родовым по отношению ко второму. Подобное понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл идеи прот. Василия Зеньковского об «обучающем воспитании», главной своей задачей ставящем помощь ребенку в его духовном становлении, а не обучении [7, с. 61–63]. Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитательную работу. 1. Преподавание обычно имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение цели в рамках определенной организационной формы или временного периода. Воспитательная работа, хотя и может быть формально облачена в ту или иную организационную форму, на самом деле ее не имеет, поскольку воспитательные моменты присутствуют в педагогической деятельности повсеместно. Достижение же целей воспитательной работы вообще может откладываться на неопределенный срок. 2. Содержание обучения и логику преподавания можно строго определить в той или иной последовательности, чего невозможно добиться в воспитательном процессе. Поэтому и планирование воспитательной работы возможно лишь в общих чертах, например: «воспитание чувства долга и ответственности по отношению к людям и порученному делу», «воспитание любви к природе» и т. п. 3. Результаты деятельности преподавания могут быть выявлены и зафиксированы в качественно-количественных показателях. В воспитательной работе трудно, во-первых, разработать критерии воспитанности, а, во-вторых, соотнести результаты деятельности именно данного воспитателя с этими критериями. Выявление специфики преподавания и воспитательной работы показывает, что они в той или иной степени присутствуют в любой педагогической деятельности. Учитель, искренне заинтересованный в судьбе своих воспитанников, не только передает им свои знания и умения, но и, прежде всего, способствует их духовному, гражданскому, профессиональному становлению. Вопросы и задания

1. Найдите и выпишите высказывания святых отцов и учителей Церкви о значении деятельности воспитания и личности воспитателя в ней. 1. Расскажите о влиянии личности воспитателя на становление одного из известных исторических деятелей. 2. Каковы особенности профессиональной подготовки учителя? 3. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих? 4. Что является основанием дифференциации педагогических специальностей? Назовите известные Вам педагогические специальности.
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения

В современной светской педагогической мысли выделяют несколько типичных ролевых позиций, которые занимает или может занимать педагог в процессе своей педагогической деятельности. Согласно этой типологии педагог может выступать: — информатором, если ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; — другом, если стремится проникнуть в душу ребенку; — диктатором, если насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание детей; — советчиком, если использует осторожное уговаривание; — просителем, если упрашивает воспитанника быть таким, «как надо»; — вдохновителем, если стремится увлечь интересными целями и перспективами. Отметим, что некоторые из этих позиций могут давать весьма положительный эффект и поэтому целесообразно придерживаться их в осуществлении педагогической деятельности. Однако в православной педагогической мысли сложился свой взгляд на роль педагога в деле воспитания личности ребенка, связанный с определенными догматами христианской веры. Святой Климент Александрийский в своей книге «Педагог» [5] истинным Педагогом называл Господа нашего Иисуса Христа, поскольку именно Он совершает личное попечение о любом человеке и лично ведет его ко спасению. С этой точки зрения, если говорить об истинном воспитании, то, образно говоря, мы можем «садить и поливать», но взращивает один Бог; воспитывать может только Святая Любовь. Однако это не исключает ни собственной деятельности воспитанника, ни деятельности других людей. При этом воспитатель должен взирать на себя только как на орудие Божественного Духа, через которое Небесный Отец привлекает детей с самых ранних лет к их высокому назначению. Таким образом, педагог с точки зрения православной педагогической мысли— не самостоятельный возделыватель детских душ, а лишь соработник Бога, «ассистент», который должен уметь улавливать слова Господа, а Его незримые действия уметь расшифровывать. Соработничество педагога в деле воспитания, как отмечает Л.В. Сурова [28], имеет две болезни: пассивность и своеволие. Пассивность — это полное невмешательство в дело воспитания («Что я могу? Господь Сам все как надо устроит», — рассуждает в этом случае педагог). Такие рассуждения на самом деле свидетельствуют не о вслушивании в слово Божие и не о любви к ребенку, а о душевной холодности. Соработник — это не законодатель и не начальник. Мать Тереза говорила: «Я хочу быть карандашиком в Божиих руках». Это значит, не заслоняя Бога, уметь выполнять Его волю. К этому и должен стремиться православный педагог, а это значит, что в какой-то момент необходимо будет принять решение и возложить на свои плечи определенную ответственность. Не менее страшно своеволие педагога, тем более, если оно претендует вторгнуться в душу. Процесс воспитания, прежде всего, должен быть подчинен законам детства, и духовный опыт педагога не должен довлеть над детьми. Православный педагог, по словам Л. В. Суровой, должен понимать, что христианин — это крепость, в которой правит Христос, а не он сам. Педагог должен готовить ребенка к духовной жизни прежде всего, но не претендовать на духовное руководство. С этой точки зрения педагогическая деятельность должна быть совместным движением учителя и ученика, слово веры в ней должно непременно соединяться с делом веры. Поэтому для нее подходит, по замечанию Суровой, неразделенный образ Марфы и Марии — деятельного и созерцательного христианства: внимаем слову и действуем по слову. Это должно быть первой заповедью православного педагога. Поэтому его педагогическая позиция должна быть деликатной и незаметной. Воспитатель должен учитывать условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внимательно анализировать последствия своих действий. Пример воспитательной деятельности подал нам сам Иисус Христос, Который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Высшее искусство воспитания и заключается в том, чтобы сначала дойти до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. 2. Нравственные качества педагога

Чтобы в полной мере владеть искусством воспитания, воспитатель сам должен пройти все степени христианского совершенства, и в дальнейшей деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением. По замечанию святителя Феофана Затворника, воспитателями, педагогами, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых, потому что само воспитание «из всех святых дел самое святое» [29, с. 51]. С точки зрения православной педагогической мысли человек, претендующий на роль воспитателя, должен обладать, по крайней мере, следующими нравственными качествами: — истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такая религиозность сообщает педагогу спокойствие и простоту, она полна любви, а потому привлекает неиспорченные сердца и влияет на детей. Основополагающей чертой характера педагога должно быть истинное, нелицемерное благочестие. Отсюда сама собой будет проистекать сердечная любовь к детям, терпение к их слабостям, нежность и в то же время умение обуздать их резвость, укрощать их упрямство, снискать у них не только любовь, но и внимание, почтение; — любовью к детям, потому что только любовь порождает доверие, которое так необходимо в деле воспитания детей. Только у любящего педагога воспитательное влияние будет действительно сильным и плодотворным, а, вследствие этого, будет и свободное послушание ему со стороны воспитанников. При этом не следует смешивать любовь со слабостью, поскольку истинная любовь — это не потворство и не уступчивость каждому желанию и капризу. В этом отношении любовь должна быть строгой и в некоторой степени суровой. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка, спасение его души. Поэтому она должна предохранять ребенка от всего дурного и решительно принимать меры против того зла, которое ему грозит. Такая любовь должна быть справедливой в отношении похвалы и порицания, награды и наказания; — любовью к своему Отечеству и народу. Учительствуя, педагог определенным образом служит своему народу, а, значит, он должен ценить его и проникнуться его духом. Нельзя воспитывать в других патриотов, если сам этого чувства не имеешь; — добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный человек трудится не для вида, не для угождения и не из чувства страха, а по любви и совести. Поэтому добросовестный человек постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни. В каждом своем слове и действии он даст себе ответ и не допустит ничего противного здравому воспитанию; — терпеливостью, что, как правило, приобретается личным опытом и трудом. Иногда учителя отличаются недостатком терпения по причине молодости или определенного свойства характера, склонного к преувеличению. В последнем случае нередко встречаются педагоги, которых «оскорбляют» какие-либо действия учеников. На самом деле ребенок оскорбить не может, поскольку оскорбление предполагает равноправность. Ученик может лишь совершить невежливый поступок. С этой точки зрения особо опасно мщение со стороны учителя, поскольку оно, во-первых, не справедливо (в силу указанных выше обстоятельств), а, во-вторых, безнравственно; — твердостью характера. Это качество способствует выработке определенных целей, правил в жизни и умению согласовывать с ними свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность человека нигде так не вредна, как в деле воспитания, поскольку, если педагог сегодня разрешает, а завтра это же запрещает, говорит одно, а делает другое, он не дисциплинирован сам и не сможет воспитать дисциплину в детях; — справедливостью, поскольку всякое пристрастие тяжело отзывается на воспитанниках; — искренней ласковостью и приветливостью. Лицо воспитателя должно быть открытое и дружелюбное, а вся его внешность в целом — степенная и спокойная. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение. Эти качества обнаруживаются в речи, в приемах обучения, в разнообразии применяемых методов, в умении заинтересовать детей и привлечь их к общей работе. Чтобы укрепить в себе эти качества воспитатель должен иметь представление о высоком достоинстве человека и особенно ребенка; он должен всегда иметь перед собой пример Спасителя, Который с такой любовью допускал к Себе маленьких детей. Наконец, воспитатель должен обращать свой взор на плоды своего воспитания, на «жатву», которую он встретит в вечности, хотя здесь, на земле, его труды и очень мало были вознаграждаемы. Отец Небесный, видящий тайное, вознаградит доброго сеятеля в день великой жатвы. Но и здесь, на земле, учитель, имеющий призвание, будет вознагражден любовью детей, уважением со стороны родителей, радостью от совершаемого добровольно подвига. 3. Авторитет воспитателя

Понять психологическую сущность авторитета, разобраться в его сущности довольно важно, поскольку именно авторитет создает так называемую «педагогическую среду». Часто авторитет воспитателя основан только на проявлении сильной воли. В этом случае совершенно устраняется свобода ребенка, поскольку в детях все время действует чужая воля. Между тем задача православного воспитания (об этом ниже будет сказано более подробно), состоит в таком развитии воли у ребенка, чтобы он научился сам добровольно подчинять ее добру, а не слепо отдавать себя в распоряжение старших. Родитель, равно как и воспитатель, и духовник не могут и не должны заменять воли своего воспитанника. Подлинный авторитет должен быть основан на вере в него, означающей доверие к учителю, сознание того, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться. Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду. Чувство веры в авторитет, по мысли прот. Василия Зеньковского, является «источником творчества», поскольку «сообщает силы, на которые без него человек не способен» [7, с. 48]. Этот факт можно подтвердить наблюдениями за маленькими детьми, которые в присутствии матери или отца играют и проявляют больше творчества, чем в одиночестве. Даже без их слов у детей начинает получаться решение задачи, сходиться ответ в примере и т. п. Таким образом, с психологической точки зрения, истинный авторитет не есть внушение или подавление, но глубокое, окрыляющее другого человека влияние. Психология истинного авторитета есть «психология влюбленности», поскольку это духовное соединение с тем, кто авторитетен. С точки зрения православной педагогической мысли можно сказать, что это есть «вариант переживания чувства соборности» [7, с. 49]. Авторитет есть «и сила, и свобода», он не может быть навязан, а только может быть свободно признан. Как завоевать авторитет? На первых порах доверие учителю, особенно работающему с детьми младшего школьного возраста, дается совершенно даром, исключительно в силу его положения. Однако далее его необходимо завоевывать в личном порядке. И если вдруг, поддавшись искушению, учитель обращает авторитет во власть, то, как правило, это приводит ко многим трудностям в работе с детьми. Отчего искажается суть явления авторитета? Можно выделить, по крайней мере, две основные причины этого: 1. Искажение авторитета может быть продуктом злой воли учителя, который находит свою силу в слабости ученика. Особенно резко это проявляется, порой, во время экзаменов, чему бытует и специальное название — «педагогический садизм». 2. Искажение авторитета может являться результатом своеобразного понимания авторитета самим учеником и его родителями, для которых школа — есть инструмент принуждения, обладающий правом приказания. Как правило, семья, не умеющая самостоятельно справиться с воспитанием ребенка, ждет этого от школы. С этой точки зрения и шалости ребенка есть проявление его неправильного взгляда на школу как на место, где действуют определенные правила. В нарушении этих правил и заключается для ребенка особая прелесть его шалостей. Итак, человеку, взявшему на себя обязанности воспитателя, педагога, наставника детей, родители вручают важные полномочия, они передают ему на определенное время свою власть, в том числе и в отношении права награждать и наказывать детей, руководить ими, «давая пищу» как для сердца, так и для ума. Учитывая неопытность, эмоциональность, открытость и незащищенность детей, перед учителем всегда стоит проблема не злоупотребления своей властью. Это проблема и нравственной ответственности педагога за того, кого он принимает на воспитание, поскольку известно: что было воспринято в детстве, то и отзовется во взрослой жизни. Влияние учителя косвенным образом распространяется и на семьи воспитанников. Поэтому педагог и должен стремиться к тому, чтобы быть лицом «чистейшим, Богоизбранным и святым». Только в этом случае при добросовестном и умелом исполнении своих обязанностей он сможет оказать действительно благотворное содействие делу становления подрастающей личности ребенка, раскрывая образ Божий в нем, помогая его спасению. 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Еще в начале XX века П. Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом (рис. 1):

Рис. 1.

Нравственные качества, которыми должен обладать педагог, были рассмотрены нами выше. С точки зрения православной педагогической мысли они являются иерархически более важными. Однако педагогу для квалифицированного выполнения своих обязанностей необходимо овладеть и рядом специальных свойств. Профессионально обусловленные требования к учителю суммированы в понятии «профессиональная готовность» к педагогической деятельности, под которой мы будем понимать обратившуюся в навык склонность к образованию детей, соединенную с некоторым прирожденным талантом, т. е. умением руководствоваться здравым рассудком и истинно благочестивым христианским сердцем. «Если общение с детьми, — писала С. С. Куломзина, — участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, — вы можете быть уверенны, что у вас призвание педагога» [12, с. 102]. Такое призвание является даром Божиим. Этот дар довольно часто проявляется уже в детстве. Ребенок, обладающий этим даром, стремится помогать в учении другим детям, охотно делится с ними знаниями, рассказывая просто и вразумительно; Содержание профессиональной готовности отражено в понятии «профессиограмма». При обосновании профессиограммы педагога перечисляют те способности личности, которые представляют собой синтез качеств ее ума, воли и чувств. Наиболее часто выделяют коммуникативные, академические, прогностические, перцептивные, дидактические, организаторские, конструктивные способности, необходимые для осуществления педагогической деятельности. Коммуникативные способности проявляются при общении с детьми, коллегами, родителями, представителями общественности. Здесь необходимо учесть тот факт, что все это люди разных возрастных категорий, поэтому педагогу необходимо владеть хотя бы общими представлениями о психолого-педагогических особенностях работы с людьми разных возрастов. В процессе общения своей реализации требуют такие личностные качества учителя, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и т. п. Дидактические способности проявляются в умении учителя передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, умении вызывать интерес к предмету, активизировать учащихся и т. п. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости реконструировать учебный материал, делая его более или менее сложным, организовать самостоятельную работу учащихся, «дирижируя» их познавательной активностью. Академическими называют способности к соответствующей области наук. Способный учитель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что учитель живет до тех пор, пока он учится. Перцептивные способности связаны с умением видеть внутренний мир ребенка, понимать его психические состояния. Организаторские способности — это, с одной стороны, умение учителя организовать учащихся, вовлечь их в те или иные формы учебно-воспитательного процесса, а, с другой стороны, умение организовать самого себя на выполнение определенной работы (осуществить планирование и самоконтроль). Прогностические способности выражаются в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании развития тех или иных качеств личности ребенка. Конструктивные способности проявляются в создании творческой атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в чувствительности к наиболее оптимальному построению уроков и воспитательных мероприятий. Вопросы и задания

1. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности: воспитательной работы и преподавания. 1. Каковы особенности педагогической деятельности в свете православного педагогического мышления? 2. Какие свойства характеризуют личность учителя? 3. Охарактеризуйте нравственные качества человека, претендующего на роль воспитателя. 4. Раскройте психологическую сущность авторитета учителя 5. Дайте определение понятию «профессиограмма». Какими способностями должен владеть учитель для осуществления профессиональной педагогической деятельности? 6. В современных исследованиях выделяют около пятидесяти личностных свойств учителя. Приведем некоторые из них: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, гибкость поведения, гражданственность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, инициативность, искренность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность и т. п. Какие из указанных свойств являются нравственными качествами, объективными или субъективными специальными свойствами учителя? Ответ классифицируйте в форме таблицы (рис. 2).

Рис. 2.


Глава 3. Общие основы педагогики

1. Педагогика как наука. Предмет и функции педагогики

Изучение любой науки обычно начинается с уяснения истории ее развития и предмета ее исследования. Возникновение и развитие педагогики связано с потребностями общества в воспитании подрастающих поколений. Греческим словом «пайдагогос» первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании — педагогика. Как особая наука педагогика была выделена из системы философских знаний. Предметом ее исследования как самостоятельной науки является становление человеческой личности и разработка теоретических и методологических проблем ее воспитания как специально организованного педагогического процесса. Таким образом, педагогика как наука сама по себе не воспитывает, не обучает и не развивает. Этими конкретными делами занимаются родители, воспитатели и учителя. Педагогика как наука указывает им пути, способы и средства воспитания. С этой точки зрения цель педагогики как науки — накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Конкретными задачами педагогики являются: ¤ изучение сущности и закономерностей становления личности человека; ¤ определение цели и задач воспитания; ¤ разработка содержания воспитания; ¤ исследование методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. Итак, педагогика имеет свой предмет и задачи исследования, а, значит, по праву может называться наукой. Правомерно ли в этом случае называть ее и искусством? Преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А. Г. Ободовский в изданном им в 1835 году пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» отмечал, что наукой о воспитании (педагогикой) называется полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию. Употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство. Таким образом, в воспитании как педагогическом явлении существует как бы два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, составляет область особой науки. Но, будучи совокупностью теоретических идей по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть только практическая воспитательная деятельность, если она достигает высокой степени совершенства. Разумеется, между этими аспектами воспитания существует взаимосвязь: с одной стороны, чтобы хорошо воспитывать, необходимо знать теорию, а с другой стороны, творческий подход к воспитанию обогащает его теоретические положения. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Выделяют теоретическую и технологическую функции педагогики [22, с. 76]. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: объяснительном (или описательном), связанном с изучением педагогического опыта; диагностическом, заключающемся в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом, состоящем в проведении экспериментальных исследований педагогической действительности и построении на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень педагогики связан с раскрытием сущности педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов; преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии теории и практики. 2. Категориально-понятийный аппарат педагогики

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие «педагогический процесс», который представляют как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств. В отличие от любого другого взаимодействия педагогический процесс (или взаимодействие) представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и средствами (педагогические — формы, методы, приемы и материально-технические) педагогического взаимодействия. Взаимосвязь педагогов и воспитанников, содержания и средств воспитания порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. В роли систематизирующего фактора этой системы выступает цель, с ориентацией на которую и создается педагогическая система. Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие. С точки зрения православной педагогической мысли каждое из приведенных выше понятий требует своего осмысления и определения. Так, понятие «воспитание» трактуется весьма неоднозначно в секуляризованной и православной педагогической среде, а, потому, необходимо остановиться на его рассмотрении достаточно подробно (что будет сделано нами в разделе «Теория и методика воспитания»). В рамках указанной темы достаточно будет сказать, что воспитанием мы назовем целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, то есть ее правильному становлению как для жизни на земле, так и к жизни в вечности. Особенностью процесса воспитания является то, что им занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений), но и родители, представители Церкви. Определенное воспитательное влияние на личность оказывают трудовые и ученические коллективы, органы правопорядка, средства массовой информации и т. п. Воспитательная работа направлена на организацию педагогического процесса и педагогической среды. Одним из видов воспитательной работы, связанным с педагогической поддержкой детей в их стремлении к познанию является процесс обучения. В отличие от процесса воспитания, обучением, как правило, занимаются исключительно специально подготовленные к этому люди — учителя. С точки зрения светской педагогической мысли обучение — это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями [24, с. 15]. Таким образом, основой обучения здесь являются знания, умения и навыки, что необходимо прежде всего для профессионализации человека. Священник Евгений Шестун отмечает по этому поводу, что обучение в таком смысле тождественно приспособлению. «В процессе такого приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом „покаяние “» [31, с. 35]. Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека. Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавания — как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение — как специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека. Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Православная педагогическая мысль склонна понимать процесс развития как поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и др.) в традиции и Предании Церкви. Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием. С точки зрения секуляризованной педагогической мысли, в буквальном смысле слово «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека, владеющего системой (не объемом или набором) сведений. Главным критерием образованности здесь считается системность знаний и системность мышления. Православная педагогическая мысль не отвергает важность систематизации знаний и системности мышления для образованного человека. Однако на первое место она ставит духовную природу человека. С православной точки зрения только того можно назвать образованным человеком, кто способен преодолевать свою чувственную природу, находиться в разумных отношениях с Богом и другими людьми, с самим собой, кто умеет правильно распорядиться своей свободой, кто способен отвечать за свои поступки и творения. Только такой человек способен, в конечном итоге, обрести Образ Божий, то есть быть истинно образованным. Таким образом, православная педагогическая мысль рассматривает образование как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте» [31, с. 31]. 3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук

Педагогика как наука развивается благодаря творческому использованию других наук. Общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов указывает педагогике философия. От системы философских знаний, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит постановка цели, разработка содержания воспитания, определение его методологии. Еще К. Д. Ушинский отмечал тот факт, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Поэтому идеи различных наук о человеке: антропологии, физиологии, анатомии, психологии помогают более глубоко и всесторонне исследовать сущность и закономерности становления личности человека. Педагогика направляет воспитание на конкретную человеческую личность, а, значит, она должна знать устроение этой личности, взаимосвязь телесного, душевного и духовного в ней. Эти и многие другие знания об организации личности дает педагогике антропология. Базу для понимания биологической сущности человека составляют анатомия и физиология. На основе психологических знаний педагогика создает эффективные учебно-воспитательные системы. Интеграция психологии и педагогики привела в настоящее время к возникновению науки педагогическая психология. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих людей занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренпедагогика, детей с нарушениями речи — логопедия. В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины. На сегодняшний день педагогика — это обширнейшая наука, достаточно разветвленная система знаний. Поэтому современную педагогику правильно было бы называть системой наук о воспитании. Развитие воспитания, историю педагогических учений исследует история педагогики. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности воспитания и разрабатывающей общие основы учебно-воспитательного процесса, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: 1. Основы общей педагогики (основы учебно-воспитательного процесса). 2. Теория воспитания. 3. Управление образовательными системами (школоведение). 4. Теория обучения (дидактика). Дидактика дает общие положения о закономерностях преподавания и учения. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные дидактики, или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений (методика преподавания математики, методика преподавания русского языка и литературы, методика преподавания педагогики и т. п.). Методикой преподавания своего предмета должен в совершенстве владеть каждый педагог. Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Предметом изучения педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях. В настоящее время существует еще несколько направлений отраслевой педагогики: военная, спортивная, производственная и т. п. Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как сравнительная педагогика, социальная педагогика и т. п. Вопросы и задания

1. Обоснуйте предмет, цель и задачи педагогики как науки. 2. Можно ли считать педагогику и наукой, и искусством? 3. Каковы функции педагогики? 4. Что называется «педагогическими категориями»? Перечислите основные педагогические категории. 5. Раскройте сущность понятия «педагогический процесс». 6. Что такое воспитание? 7. Определите понятия «обучение», «учение», «преподавание», «развитие» с точки зрения православной педагогической мысли. 8. Охарактеризуйте подходы секуляризованной и православной педагогической мысли к объяснению понятия «образование». 9. Раскройте связи педагогики с другими науками, проиллюстрировав их примерами. 10. Какова структура современной педагогической науки? Библиографический список

1. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1988. 2. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. Л., 1988. 3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. 5. Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1985. 7. Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. М., 1996. - 154 с. 8. Зеньковский Василий (прот.). Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. - 272 с. 9. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. 10. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. М., 1989. 11. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1995. 12. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994. 13. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 14. Миропольский С. Дидактические очерки // Прибавление к Церковным ведомостям. — 1989. - № 36–42. 15. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991. 16. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986. 17. Нилус С. А. Великое в малом. Сергиев Посад, 1992. 18. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. 19. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. СПб., 1835. 20. Орлинский Евсевий (еп. Могилевский). О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844. - 400 с. 21. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. 22. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 2000. - 512 с. 23. Пидкасистый П. И., Коротяев Б. И. Педагогика как система научных теорий. М., 1988. 24. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М., 2000. - 400 с. 25. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993. 26. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. - 336 с. 27. Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов н/Д., 2000. - 448 с. 28. Сурова Л. В. Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин, 2002. - 64 с. 29. Феофан Затворник (свт.). Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). М., 1899. 30. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. Мн., 2001.- 272 с. 31. Шестун Евгений (прот.). Православная педагогика. М., 2001. - 560 с. 32. Шестун Евгений (прот).. Основные проблемы современной школы. Самара, 2001.- 52 с.
Раздел II. Теория и методика воспитания


Глава 4. Сущность, особенности и основные закономерности процесса воспитания

1. Наука о воспитании. Особенности воспитательного процесса

Если представить общие правила воспитания, вывести частные правила из одного начала (цели), привести их в систему, то мы получим науку о воспитании. Процесс воспитания нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития, но, в то же время, каждый из них предполагает в себе наличие некоего воспитательного начала: обучая и развивая ребенка в том или ином направлении, мы, тем самым, оказываем на него определенное воспитательное влияние. Традиционно в педагогике процесс воспитания рассматривается отдельно. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если говорить кратко, то предметом данной науки является решение проблем усовершенствования сил человека: духовных, душевных и физических. Как было отмечено выше, воспитательный процесс имеет свои особенности, отличные от процесса обучения и развития. Рассмотрим их более подробно. Цел


<== предыдущая | следующая ==>
теңдеуі қандай түзуді анықтайды?. ( ) нүктесіндегі жанама | Допплерометрияны

Date: 2016-02-19; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию