Глава 4 Подготовка к школе. Когда ты не один
Замечу сразу, дорогие родители, что я категорически против традиционной подготовки к школе. Не стоит сокращать на год детство малыша. Я предлагаю подготовку осуществлять нестандартным образом. По желанию: хочет учиться читать – пожалуйста; хочет писать – милости просим. Но только синхронно, и то и другое. С полной ответственностью и до овладения, без перекосов и пробелов. Захотели – сделали. Начали – завершили.
Выписывание цифр и букв не требует фантазии, а значит, ребенок запуган и закрыт для взрослых, он хочет нравиться им и при этом не развивается как творческая личность. Свои палочки, крючочки он еще напишет. А мелкую моторику хорошо развивают конструкторы «Лего». Пространственное мышление тоже! Не менее полезны рисование, лепка, занятия музыкой, выпиливание.
Но как преодолеть кризис 6–7 лет? Всякий кризис (и кризис шести-семи лет в том числе) имеет как бы две составляющих. Одна обращена в будущее. Она конструктивна, созидательна, положительна. Другая представляет собой резкое отрицание прошлого, она деструктивна, разрушительна, негативна.
В кризисе перехода от дошкольного к школьному детству созидательная его сторона выражается в готовности ребенка вступить в новые отношения с окружающими. Домашняя же, семейная жизнь теряет для ребенка смысл. К счастью, эта потеря смысла временна, преходяща.
В шесть лет ребенок готов исполнять любые правила от «нового» взрослого. Домашние правила для него «не писаны». То, что требует мама, и даже гувернантка, для ребенка необязательно. Только как дань подготовки к школе он готов исполнять указания наставника. Причем он будет копировать взрослого абсолютно во всем – и походку, и интонацию речи, а не только способы сложения чисел или слияния букв.
Поэтому отдайте ребенка ненадолго в любое дошкольное учреждение или кружок, где есть программа, занятия, результаты и показатели, итоги и выпуски. И вообще, требуйте от шестилетки больше четкости и порядка. Дисциплинируйте его, мотивируя наилучшей адаптацией к школе. Введите распорядок дня, давайте задания и контролируйте их выполнение. Задавайте вопросы на находчивость. Придумывайте задания на изобретательность и скорость.
Огромное значение для детей при подготовке к школе имеет общение в коллективе, так ваш малыш лучше адаптируется в классе.
Оборудуйте ему «рабочее место». При подборе мебели для ребенка нужно учитывать его рост: лучше, чтобы у него был стол-трансформер или стул с регулировкой высоты: ноги ребенка должны доставать до пола, его спина должна оставаться ровной.
Для здоровья малыша важны чистота и освещенность помещения, в котором он находится: регулярно проветривайте комнату, делайте влажную уборку и обеспечьте нормальное освещение рабочей зоны.
Дайте ребенку уроки этикета, вежливости. Учите его дружить, помогать и делать приятное окружающим. Учите с ним песенки и стихи. Разыгрывайте нетривиальные ситуации в школьном дворе, на улице, в подъезде и дома. Проводите «дошкольные учения».
Откорректируйте свои академические ожидания от детей. Одной из крайних «школьных» форм тревожности является «хроническая неуспешность». Ее истоки часто кроются в завышенных претензиях родителей к школьным делам ребенка.
Иногда трудности обучения письму возникают из-за недостаточного развития мелкой моторики. Начните с ребенком шить, вязать, плести изделия из бисера, делать приятные занятия, требующие мелкой моторики: плести снасти для рыбной ловли, нанизывать червячков на крючок и т. п.
Во время подготовки к школе важно обрести так необходимый каждому опыт успеха. Обеспечьте тренировку неудач, научите отражению жестокости детей, привейте умение соревноваться.
Date: 2016-02-19; view: 322; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|