Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации 3 page
Работа с пособием «Звуковые часы» (рис. 9). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов. Дидактическая игра «Назови вкусные слова». Дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в нее фишки, которые дает воспитатель за каждое правильно названное слово. Игра «Яблонька». Дети встают в круг, и воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения. Дети повторяют действия вслед за педагогом. У дороги яблонька стоит. (Руки сплетены над головой.) На ветке яблочко висит. (Запястья вместе, ладони слегка разведены, пальцы немного сжаты.) Сильно ветку я потряс, (Дети двигают сплетенными над головой руками вперед-назад.) Вот и яблочко у нас. (Руки перед собой, запястья соединены, пальцы «держат» яблоко.) В сладко яблочко вопьюсь, (Дети показывают, как едят яблоко.) Ой, какой приятный вкус! (Поглаживают ладошкой по животу.)
Игра повторяется несколько раз.
Рис. 9 Занятие 5 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук». Закрепление знаний о протяженности слов. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, желудя и др. (7–9 шт., в названиях 5–6 из них есть звук ж), мелкие игрушки или фишки, зеркало. Ход занятия Чтение стихотворения Г. Виеру: Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Игра «Жуки прилетели». «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат: „Ж-ж-ж-ж“, – говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки (дети повторяют движения и звукоподражания). – Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку). Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук ж сначала громко, потом все тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?» (Ж-ж-ж.) Воспитатель предлагает произнести слово жуки, интонационно выделяя звук ж. (Звук ж произносится без призвука гласного звука.) Игра «Найди картину». Педагог выставляет на фланелеграф картинки. Дети поочередно находят картинки, в названиях которых есть звук ж, называют слова и интонационно выделяют звук ж. Игра «Телеграф». Воспитатель объясняет ребятам правила работы телеграфа и предлагает отправить телеграмму. Педагог называет несколько одно-, двух– и трехсложных слов, а дети «передают их по телеграфу» (отхлопывают, отстукивают количество слогов в них). Для того чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки или фишки в соответствии с количеством слогов в слове. Игра «Яблонька». Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение про яблоньку (см. занятие 4, средняя группа). При этом дети внимательно смотрят друг на друга или в зеркало. Занятие 6 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Веер, фишки-призы, корзинка. Ход занятия Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ш: ЛягуШка-попрыгуШка — Глазки на макуШке, Прячьтесь от лягуШки Комары да муШки.
Педагог спрашивает у детей, какой звук чаще других повторялся в стихотворении. Дети произносят слова со звуком ш, интонационно выделяя его: лягуШка, попрыгуШка, макуШка, муШка. Игра «Ветер-ветерок». Воспитатель выясняет у ребят, какую песенку поет ветер. (Ш-ш-ui.) Когда педагог говорит: «Дует сильный ветер», – дети произносят звук ui громко; а когда он произносит: «Дует слабый ветер», – ребята произносят звук ui тихо. Игра «Назови слова со звуком ш». Дети называют слова, например: мишка, кошка, малыш, шум, шишка и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов нош-ка, лошка, ёш, нош и т. д.). Игра «Веер». Воспитатель показывает детям веер, рассказывает, для чего он нужен, демонстрирует, как им пользоваться. Потом предлагает детям быстро соединить выпрямленные напряженные пальчики на обеих руках (начиная с мизинца) – получится веер. Занятие 7 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие движений пальцев рук. Материал. Фланелеграф, предметные картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка; корзинка, фишки-призы. Ход занятия Чтение скороговорки. Воспитатель произносит скороговорку: Два Щенка Щека к Щеке Щиплют Щетку в уголке.
Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в скороговорке, называют его и произносят скороговорку 3–4 раза, интонационно выделяя звук щ. Игра «Назови слова со звуком щ». Дети называют слова, например: щи, щавель, щипцы, щука, роща, щегол и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину Игра «Слова-друзья». Педагог выставляет на фланелеграф картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка. Дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока-белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк и т. п. Игра «Бабочки». Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек и полететь на «сказочную полянку». Дети поднимают руки над головой, кисти рук прижимают наружной стороной друг к другу и свободно двигают пальчиками, как крыльями. Занятие 8 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Фишки-призы, корзинка. Ход занятия Чтение стихотворения. Цып – Цып – Цыплятки, Есть водиЦа в кадке. Кто меня боится (боиЦа) Тем не дам водиЦы. Вот бегут Цыплятки, Не боятся (бояЦа) Натки! Возле кадки блюдЦе, Все они напьются (напьюЦа).
Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ц. Затем называют слова со звуком ц. Игра «Назови слова со звуком ц». Дети называют слова, например: цапля, цирк, царевна, птица, копытце, цок-цок и др. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые затем складывают в корзину. Игра «Отгадай загадку». Педагог предлагает детям с помощью знакомых движений, характерных звуков, интонаций, жестов изобразить какое-нибудь животное или сказочного персонажа. Дети по очереди загадывают загадки, а остальные ребята отгадывают их. Организуя эту игру, можно соорудить сцену, зрительный зал, раздать детям билеты. Занятие 9 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Фишки-призы, корзинка. Ход занятия Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, выделяя звук ч. Черепаха, не скуЧая, Час сидит за Чашкой Чая. Черепаха всех смешит, Потому что не спешит.
Дети определяют, какой звук чаще других повторяется в стихотворении, называют его и читают стихотворение, интонационно выделяя звук ч. Затем называют слова со звуком ч. Игра «Назови слова со звуком ч». Например: чайник, чучело, чашки, черный, червяк, ночь, качели, коричневый и др. Игра «Улей». Дети держат руки перед собой и сжимают пальцы в кулачки, изображая улей. Затем «выпускают пчел по одной», отгибая пальчики, начиная с мизинца. При этом дети изображают, как жужжат пчелы. Потом ребята загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца («пчелы собираются в домики-ульи»). Упражнение выполняется на обеих руках. Занятие 10 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук. Материал. Фишки-призы, корзинка. Ход занятия Игра «Большой и маленький мячики». Воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что еще есть маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (съ-сь-съ). Игра повторяется несколько раз. Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», – дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит: «Маленький мяч», – ребята произносят: «Сь-сь-сь». Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. «Звук с звучит твердо, это „старший братец“, а звук сь произносится нежно, мягко, это —„младший братец“». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать такие фигурки:
Синий цвет
Зеленый цвет Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звуки сись. Села мышка в уголок, Съела бублика куСок. Г. Виеру Игра «Назови слова со звуками с и съ». Дети называют слова (сок, сорока, семь, сам, бусы, нос, лось, Люся, серьги, сосна и др.), а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца»), когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком съ. Потом фишки складываются в корзинку Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.Занятие 11 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.Ход занятия «Прогулка в лес». Воспитатель вместе с детьми «отправляется» в лес на прогулку послушать, какие звуки живут в нем (шумит ветер, журчит ручеек, поют птицы, рычат звери, жужжат жуки и т. д.). Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Вдруг откуда-то летит Маленький комарик, А в руке его горит Маленький фонарик. Воспитатель спрашивает у детей: «Какую песенку поет комарик? (З-з-з.) Как поет большой комар? (З-з-з.) А как поет маленький комарик?» (Зь-зь-зь.) Педагог обращает внимание детей на то, что звуки зизь похожи, но между ними есть и отличие: «Маленький комарик поет свою песенку нежно, мягко: „Зь-зь-зь“, а большой комар – жестко, твердо: „З-з-з“». Воспитатель предлагает ребятам спеть песенку большого и маленького комаров. Игра «Расставь картинки». «У каждого ребенка по 2–3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. На фланелеграфе изображения большого и маленького комариков (можно условные изображения). Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук з, поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь, расположить рядом с маленьким комариком. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания. Игра «Назови слова со звуками з и зь». Дети называют слова, а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладет фишку рядом с большим комаром, когда ребята называют слово со звуком з, и рядом с маленьким комариком – когда они произносят слово со звуком зъ. Потом фишки складываются в корзинку.Занятие 12 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.Ход занятия Чтение отрывка из стихотворения «Ручеек» Л. Квитко (перевод Е. Благининой). Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук к: Козочка Копытцами — БрыК-брыК! Хорошо напиться бы: Прыг (К) – прыг (К). Дети определяют звук, который чаще других повторяется в стихотворении (звук к), называют слова с этим звуком. Воспитатель объясняет, что звук к звучит твердо – это «старший братец». Затем просит назвать «младшего братца», который звучит мягко. (Звук кь.) Игра «Магазин». Дети «покупают» продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую корзину (колбаса, молоко, конфеты, шоколад, камбала и др.) и продукты со звуком кь, которые складывают в маленькую корзинку (кефир, сосиски, кильки, кекс, сардельки и др.). Упражнение «Волны». Ребята располагают сплетенные в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма можно прочитать отрывок из стихотворения С. Маршака «Кораблик»: Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. Занятие 13 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.Ход занятия Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает 4–5 детям встать в ряд у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что и в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак— звук м, в слове лес— звук ль. Педагог раздает детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и др.) и просит определить первые звуки в их названиях. Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребенку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твердый звук) и возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребенка. Игра «Телеграф». Дети называют слова, состоящие из одного, двух и трех слогов, и измеряют их протяженность. Упражнение «Волны». См. занятие 12, средняя группа.
Занятие 14 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Большая и маленькая машины (или их изображения), предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь, фишки-призы, мел или фломастер, фишки-призы. Ход занятия Игра «Большая и маленькая машины». Воспитатель предлагает детям «завести» мотор сначала у большой машины (р-р-р), потом у маленькой (рь-рь-рь). Дети, подражая воспитателю, «заводят» моторы и узнают, что звуки р и рь – братцы: старший братец звучит грубо, твердо (р-р-р), а маленький – нежно, мягко (рь-рь-рь). Затем дети самостоятельно определяют, в какой машине поедут предметные картинки (у каждого ребенка – по 2–3 шт.). Если в названии картинки есть звук р, то ребенок кладет ее в большую машину, а если есть звук рь, то в маленькую. Игра «Назови первый звук». Воспитатель предлагает детям определить первые звуки в своих именах. Дети по очереди громко произносят имена, интонационно выделяя первые звуки. Игра «Построим дом». Воспитатель просит детей назвать материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь. (Бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.) Затем ребята называют предметы мебели (кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.) и то, что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом воспитатель изображает мелом на доске или фломастером на большом листе все, что называют дети.За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.Занятие 15 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Пособие «Звуковые часы», фишки-призы.Ход занятия Игра «Какой звук пропущен?». Педагог произносит несколько предложений (5–7), в каждом из которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого звука не хватает. Например: «На лугу росли…омашки» (ромашки); «В космос полетел…осмонавт» (космонавт); «Дети ели вкусное…ороженое» (мороженое) и т. п. Работа с пособием «Звуковые часы». Дети определяют первый звук в слове, интонационно выделяя его. Игра «Назови слова со звуками м и мь». Например: мама, морковь, смотри, мочалка, мыло, командир, мед, мясо, миска, смех, семечки и др. Игра «Улей». См. занятие 9, средняя группа.Занятие 16 Программное содержание. Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Освоение действия слогового деления слов. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений рук. Материал. Фишки-призы, предметные картинки, названия которых состоят из одно-, двух-, трехсложных слов, мяч.Ход занятия Игра «Получи телеграмму». Воспитатель раздает детям предметные картинки и просит определить количество слогов в словах – названиях картинок. Дети определяют количество слогов и по их числу выкладывают фишки, то есть «отправляют телеграмму». Водящий проверяет правильность выполнения задания. Игра «Назови пару». См. занятие 13, средняя группа. Игра «Назови слова». Дети самостоятельно выбирают звук, с которым хотят придумать слова.
Планы занятий для старшей группы Занятие 1 Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы. Ход занятия Игра «Назови игрушку». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их. Педагог просит детей назвать любые слова, которые они знают. За каждое названное слово ребенок получает фишку. Игра «Детский мир». Дети называют игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель. Занятие 2 Программное содержание. Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова). Материал. Пособие «Звуковые часы», мяч, фишки-призы. Ход занятия Игра «Назови вкусные слова». Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку. Игра «Слова-друзья». Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок в ответ произносит слово, похожее по звучанию (например, галка – палка, речка – печка, каша – Маша, мишка – шишка и т. д.). Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов). Работа со «Звуковыми часами». Слоги можно обозначать фишками или игрушками. Примечание. Занятия 1, 2 можно проводить как со всей группой детей, так и по подгруппам (по выбору воспитателя). Занятие 3 Программное содержание. Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны. Раздаточный: фишки-призы. Ход занятия Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены предметные картинки. Дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах. Воспитатель знакомит ребят с термином «слог». Чтение стихотворения. Воспитатель читает детям стихотворение, интонационно выделяя звук ж: ЛеЖебока рыЖий кот ОтлеЖал себе Живот Вот и Ждет рыЖий кот — МоЖет, миска подползет?
Дети называют слова со звуком ж, которые встретились им в стихотворении, интонационно выделяя звук голосом. Затем они произносят любые другие слова со звуком ж. За каждый правильный ответ дети получают фишки-призы. Занятие 4 Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы. Ход занятия Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены картинки с изображением животных. Дети называют их и подбирают слова, обозначающие детенышей животных, и измеряют количество слогов в них. Например: ли-ca, ли-се-нок и т. п. Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с: Спит Спокойно Старый Слон. Стоя Спать умеет он. С. Маршак
Дети называют слова со звуком с, интонационно выделяя его голосом. Игра «Назови слова». Дети называют слова, начинающиеся со звука с. В конце игры определяется победитель. Занятие 5 Программное содержание. Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. Материал. Демонстрационный: лоска, мел, картинка-схема слова мак. фишки нейтрального серого цвета, указка. Раздаточный: картинки-схемы слова мак, фишки серого цвета, указки, листы бумаги, карандаши, фишки-призы. Ход занятия Составление схемы звукового состава слова. Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как маленькая девочка Катя заблудилась в лесу, и о том, как волшебное слово ау помогло ей найти друзей. Воспитатель мелом на доске графически изображает последовательность звуков в слове ау. Дети по очереди произносят слово, проводя указкой под клеточками. Воспитатель сообщает ребятам «секрет»: сколько звуков, столько и «домиков» (клеточек). Звуковой анализ слова «мак». Дети последовательно выделяют первый, второй и третий звуки в слове, интонационно выделяя их и выкладывая фишки серого цвета на картинки-схемы. При этом один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Игра «Телеграф». Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают их по телеграфу», отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам: (Если кому-то из детей трудно сразу перейти к графической записи слогов, можно сначала использовать заместители.) Затем педагог меняется с детьми ролями. Примечание. Начиная с занятия 5 обучение проводится по подгруппам. Занятие 6 Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, картинка-схема слова дом, указка, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова дом, указки, фишки серого цвета, фишки-призы. Ход занятия Чтение потешки. Воспитатель читает потешку, интонационно выделяя голосом звук г: Горкой, Горкой, Горочкой Шел маленький ЕГорочка. Протоптал ЕГорочка Тропочку до Горочки.
Дети повторяют потешку, интонационно выделяя звук г. Затем называют несколько слов со звуком г (6—10 слов). Звуковой анализ слова «дом». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Игра «Живые звуки». К доске выходят три ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова дом. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь). Звук о, спой свою песенку. Звук м, хлопни в ладоши». Игра «Назови слова со звуками д, дь». Воспитатель обращает внимание детей на то, что звуки д и дь похожи, но звук д— это старший братец, а звук дь — младший братец. Педагог предлагает ребятам придумать слова с этими звуками. За каждый правильный ответ они получают фишку. В конце игры определяется победитель. Занятие 7 Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указка, картины-схемы слов дом и дым, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слов дом и дым, указки, фишки серого цвета, фишки-призы. Ход занятия Звуковой анализ слова «дым». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Дети на слух определяют «волшебный» звук в этом слове – звук, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный ы). Игра «Живые звуки». Слово дым (см. занятие 6, старшая группа). Сравнение звукового состава слов «дом» и «дым». Дети находят одинаковые (д, м) и разные звуки в словах (о, ы). Воспитатель обращает внимание детей на то, что при замене одного звука в слове меняется его смысл. Игра «Назови слова со звуками м и мь». Занятие 8 Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Материал. Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова лук, фишки серого цвета. Раздаточный: картинки-схемы слова лук, указки, фишки серого цвета, фишки-призы. Ход занятия Звуковой анализ слова «лук». У доски по очереди работают трое детей, остальные – на рабочих местах. Во время выполнения упражнения воспитатель следит за синхронным движением указки при вычленении звуков в слове. Игра «Живые звуки». Слово лук (см. занятие 6, старшая группа). Дошкольники учатся давать задания детям-«звукам». «Найди заблудившийся звук». Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился»: Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Date: 2016-02-19; view: 851; Нарушение авторских прав |