Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации 2 page





 


Самое трудное упражнение «Мои пальчики». Его можно предлагать детям, когда они будут с легкостью выполнять предыдущие упражнения (каждое из них следует повторить не менее 3–5 раз). Воспитатель просит детей сжать пальцы в кулачки. Затем произносит текст и предлагает ребятам на каждую строчку последовательно разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка. (Дети разжимают большой палец.)

Этот пальчик– бабушка. (Указательный палец.)

Этот пальчик – папочка. (Средний палец.)

Этот пальчик – мамочка. (Безымянный палец.)

Этот пальчик – деточка. (Мизинец.)

 

В конце игры воспитатель хвалит малышей.

С детьми четырех лет проводятся более сложные упражнения, например, упражнение «Два маленьких воробья» (см. занятие 6, младшая группа), игру «Кого встретили в лесу?» (см. занятие 2, средняя группа), «Улей» (см. занятие 9, средняя группа).

Хорошо показать детям «театр теней», когда образы разыгрываемого сюжета «оживают». Дети с удовольствием следят за их движениями, стараются повторить. В младшем возрасте дети уже играли в игру «Мои пальчики» и разжимали их, начиная с большого пальца. Это упражнение выполняется легко. Разжимать же пальчики, начиная с мизинца, намного труднее. Некоторые дети не могут выполнять это упражнение синхронно обеими руками, только поочередно – сначала одной рукой, потом другой. Не стоит акцентировать на этом внимание. Со временем дети научатся выполнять упражнение обеими руками. На этом этапе главное – снять излишнее напряжение и научиться управлять пальцами рук. Это упражнение можно сопровождать стихами, сказками.

Позднее можно познакомить детей с упражнениями «Яблонька» (см. занятие 4, средняя группа), «Волны» (см. занятие 12, средняя группа), игрой «Бабочки» (см. занятие 7, средняя группа).

Дети постепенно осваивают эти упражнения, подражая воспитателю. Дошкольники копируют и подлаживаются под ту «мерку», которую задает педагог (образец движения). Им пока трудно управлять своими руками и пальчиками, поэтому двигаться надо последовательно – от простых движений пальчиками одной руки к сложным движениям пальчиками двух рук одновременно.

Для того чтобы проверить успехи ребенка, можно в конце занятия предложить ему несколько раз (не менее трех попыток) завести на столе волчок (деревянный или пластмассовый). При этом ребенок должен сидеть спокойно, поверхность стола должна быть гладкой. Это упражнение является хорошим показателем того, насколько уверенно дошкольник может держать в руках ручку или карандаш. При выполнении упражнения ребенок складывает пальцы так же, как это требуется при рисовании или письме (указательный палец находится на внешней стороне стержня, средний и большой – с обратной стороны). При этом ребенок вращает волчок той рукой, которой в дальнейшем он будет рисовать и писать.

Понравившиеся детям упражнения можно проводить в любое время, а не только в рамках занятия. Дома родители могут организовать театр, когда ребенок (или взрослый) загадывает загадки, изображая ту или иную зверушку, тот или иной персонаж, а другие – отгадывают, кто к ним пришел в гости. Изображаемое движение должно быть понятно окружающим. Только тогда можно говорить о том, насколько хорошо ребенок овладел своими движениями.

Ребенку старшего дошкольного возраста (5–6 лет) уже можно предложить фломастер, цветной карандаш или ручку. Дети этого возраста способны не только научиться держать ручку или карандаш, но и овладеть некоторыми графическими умениями.

Детям 5–6 лет можно предложить обвести по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; заштриховать, достроить, сконструировать изображения предметов и печатных букв. Обязательным условием занятий является наличие образного контекста и игровой формы (рис. 6).

Материалов, которыми можно воспользоваться для развития у детей графических навыков, очень много [7].

 

Рис. 6

В процессе обучения следует предлагать детям мягкий пишущий инструмент, например, фломастер с толстым стержнем, цветной карандаш или ручку. В последнее время также используется специальный карандаш с тремя продольными гранями, который помогает детям научиться правильно держать пишущий инструмент. В ходе занятий по формированию графических умений необходимо соблюдать следующие условия:• предлагать детям последовательно усложняющиеся упражнения;• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;• обеспечивать всеми необходимыми техническими материалами;• соблюдать гигиенические правила.На занятиях важно соблюдать ряд условий, которые помогают сохранить здоровье детей. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу или подставке, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь. Фломастер (карандаш) должен лежать на среднем пальце. Большой палец придерживает ручку, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня—1,5 см) и управляет ручкой. Тетрадь должна лежать с наклоном влево. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы. При обучении детей, которые пишут левой рукой, необходимо учитывать их физиологические особенности.Сначала воспитатель должен объяснить и показать детям, как нужно сидеть при письме, как держать ручку, как вести ею по строке, а затем предложить самостоятельно выполнить эти действия.Длительность работы в тетради не должна превышать 5–7 минут. Для того чтобы занятия письмом не приводили к перегрузке детей, эту деятельность нужно чередовать с гимнастическими упражнениям. Они могут быть самыми разнообразными.Вне занятий можно предлагать детям упражнения, которые способствуют развитию мелких мышц руки. Это могут быть игры с мелкими игрушками, деталями конструктора; на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, лент, ниток, плетение из ниток и полосок бумаги; пересыпание мелких круп; всасывание воды пипеткой их стаканов; лепка из пластилина и др.А как же развивать собственно графические умения?Согласно методике Н. А. Федосовой начинать нужно с закрашивания рисунков штрихами. Это самые простые, но очень нужные действия. Можно раскрашивать рисунок частыми штрихами, мелкими штрихами с возвратом, круговыми от центра, длинными параллельными штрихами (рис. 7).Штриховка не вызывает у детей затруднений, они делают это свободно. Во время штриховки рука ребенка проделывает те же действия, что и при письме. Кроме того, именно во время этих занятий, ребенок легко усваивает все правила, которые нужно соблюдать при письме: как сидеть, как держать руки, тетрадь, ручку.Во время освоения штриховки дети осваивают пространственные отношения. Дошкольники выполняют задания на раскрашивание около контура, внутри контура, обведение по контуру, по нанесенным точкам и т. д. Эти упражнения предлагаются детям в виде занимательных рисунков (сначала хорошо известных предметов). Дети проявляют свое воображение и творчество, когда нужно достроить незаконченные предметы или сконструировать их из отдельных элементов.Например, предложите детям рассмотреть картинку и выполнить следующие задания: «Расскажите, что вы видите на рисунке. В какой части листа расположен предмет (вверху, внизу, слева, справа)?


Рис. 7

Какой формы предмет? Из каких элементов он состоит? Обведите предмет в тетради по контуру обратным концом фломастера или карандаша. Раскрасьте предмет» (рис. 8). Попутно дети начинают сравнивать предметы (их изображения) по форме, величине, осваивать начертание овалов и полуовалов как основных письменных элементов, проводить прямые и наклонные линии и т. д.Эта деятельность тесно связана с действиями детей в ограниченном пространстве, когда они знакомятся с рабочей строкой тетради (ширина 0,5–2 см). Сначала дети учатся работать в строке слева направо (обводить по контуру в заданном направлении), затем обводить изображения над строкой и под ней. Далее они начинают вписывать недостающий элемент контура в строку. И только после этого можно переходить к контуру букв и их элементам.На изучение каждой новой буквы отводится два занятия: на первом занятии изучается маленькая буква, на втором – большая.При изучении каждой буквы дети рассматривают рисунки около нее, слушают стихотворение об этой букве. Дети на слух определяют звуки, соответствующие букве.


Рис. 8

Знакомятся с буквой, которая их обозначает (большой и маленькой). Придумывают слова с этими звуками, определяют их местоположение в словах. Узнают и подчеркивают новую букву в словах стихотворения, данного на странице тетради. Дети рассматривают букву, стараются увидеть в ней предмет, который она напоминает. (Например, большая буква А похожа на домик, О – на колесо, С – на месяц и т. п.) Затем рассматривают ее элементы в тетради, вспоминают, в каких изученных буквах они уже видели некоторые элементы. Сравнивают элементы большой и маленькой букв. Обводят элементы изучаемой буквы по намеченному контуру. Конструируют букву из частей, вырезанных из бумаги. Затем дети обводят букву по контуру, находят ее в письменных текстах. Далее дети рассказывают о новой печатной букве: объясняют, с какого элемента и откуда нужно начинать печатать ее (сверху, снизу, слева и т. п.), куда вести линию (вниз, влево, вправо и т. п.). Затем показывают на доске, как печатать букву. Например, большую букву А нужно начинать печатать с первого наклонного элемента – прямой линии, которая проводится сверху вниз, затем печатается второй элемент – наклонная линия, которая проводится сверху вниз, и наконец печатается третий элемент – палочка, соединяющая посередине два первых элемента.Конфигурация печатных букв является пропедевтикой подготовки к письму. Дети не пишут, а печатают. Они усваивают работу в ограниченном пространстве (строке), учатся проводить линии сверху вниз, слева направо.Предлагаемая методика максимально учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста и помогает развить специальные способности, обеспечивающие каллиграфические умения. И, самое главное, эта методика обладает здоровьесберегающим эффектом.

 


Планы занятий для младшей группы

Занятие 1

Программное содержание. Знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или молоток и брусок, или звонок) и деревянные предметы (ложки, кубики и др.), зеркало.

Ход занятия

Воспитатель поочередно показывает детям предметы и демонстрирует, как они звучат. Затем педагог предлагает ребятам отгадать загадки. Он прячет предметы за ширму и поочередно издает ими звуки, а дети пытаются отгадать предметы.


Воспитатель объясняет, что звуков в мире много и все они звучат по-разному. Дети вместе с педагогом вспоминают, как звучат ветер, вода, птичка и т. п.

Затем малыши встают вокруг воспитателя и поднимают руки высоко над головой со словами:

Дождик капает,

Дождик капает,

Вниз, вниз, вниз,

Кап, кап, кап…

 

Подражая воспитателю, отрывистыми движениями дети опускают руки.

В конце занятия можно поиграть в игру «Солнышко и дождик».

В процессе выполнения упражнения следует обращать внимание детей на характер движений: движения должны быть свободными, руки расслаблены. В ходе игры можно использовать зеркало, чтобы дети видели свои движения.

Занятие 2

Программное содержание. Вычленение и узнавание звуков музыкальных инструментов. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Ширма, зеркало, музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочка и др.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты, демонстрирует их звучание. Затем педагог встает за ширму и начинает поочередно играть на музыкальных инструментах. Дети пытаются отгадать, каким музыкальным инструментам принадлежат издаваемые за ширмой звуки.

Воспитатель предлагает малышам вспомнить, как звучит ветер (у-у-у — воет или ш-ш-ш — шумит). Затем читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

 

Во время чтения педагог плавно опускает руки, изображая, как падают осенние листья.

Можно поиграть в игру «Листопад». Дети-«листочки» бегают по группе (кружатся на ветру) и плавно опускаются на ковер (медленно падают на землю).

Во время игры следует обращать внимание детей на характер движений: движения должны быть плавными.

Занятие 3

Программное содержание. Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков а, о, у. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Ширма, игрушки или предметные картинки: собака, лошадка, лягушка, волк, корова, курица; большой, средний, маленький мячи.

Ход занятия

Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф), лошадь (иго-го), волк (у-у-у), лягушка (ква-ква-ква), корова (му-у-у), курица (ко-ко-ко).

Показывая животных, педагог может прочитать стихотворение о каждом из них, например:

Зернышки клюет,

Деток зовет:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко».

(Курочка)

 

Затем малыши делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа детей отгадывает, кто кричал. Ребенок, который отгадал животное, получает в награду игрушку или картинку. Потом дети меняются местами.

Воспитатель предлагает малышам поиграть в мяч. Дети встают вокруг педагога. Воспитатель берет большой мяч и начинает поочередно бросать его детям. Малыши ловят мяч и возвращают педагогу.

Затем воспитатель убирает мяч и предлагает малышам продолжить игру. Теперь ребята ловят воображаемый мяч. Но при этом они сохраняют размер настоящего мяча (показывают его руками). Аналогичные действия выполняются со средним и с маленьким мячами. Во время игры воспитатель обращает внимание малышей на размер мячей.

В конце занятия можно предложить каждому ребенку поиграть с мячом: можно бить по мячу ладошкой, кидать в цель, подбрасывать и т. д.

Занятие 4

Программное содержание. Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков и, э, ы. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Ширма, игрушки или предметные картинки: мышь, коза, медведь, машина, баран.

Ход занятия

Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, какие звуки издает то или иное животное или тот или иной предмет: мышь (пи-пи-пи), коза (ме-э-э), медведь (ы-ы-ы), машина (би-би-би), барашек (бе-э-э).

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Сожми – открой». Педагог вытягивает вперед руки и по команде: «Сожми» – сжимает пальцы в кулаки, по команде: «Открой» – разжимает кулаки. Дети повторяют движения.

Во время игры воспитатель обращает внимание детей на то, что пальцы рук должны быть напряжены, движения должны выполняться синхронно обеими руками.

Когда дети освоят игру, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из малышей. Можно также играть парами: один ребенок отдает команды, а другой их выполняет.

Занятие 5

Программное содержание. Закрепление правильного произношения гласных звуков а, о, у, ы, и, э; развитие интонационной выразительности речи. Совершенствование произвольных движений рук.

Материал. Кукла, игрушки или предметные картинки: котенок, ворона, гуси, дятел, мыши, лошадь, коза, медведь.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает (и показывает) детям о девочке Оле (берет куклу): «Однажды Оля пошла погулять в лес и заблудилась. В лесу девочке встретились разные животные. У них она спросила дорогу домой. (Воспитатель последовательно достает игрушечных животных или картинки с их изображением, предлагает детям назвать их и вспомнить, кто как кричит.) Но никто не знает точно, как выйти из леса. Только царь зверей наших лесов – медведь (ы-ы-ы) самый мудрый и самый сильный зверь – знает, как найти дорогу к дому». Изображая животных, дети стараются произносить звукоподражания с различной эмоциональной окраской.

Затем воспитатель говорит, что Оля нашла дорогу к дому и вышла к своей избушке. Педагог предлагает малышам впустить Олю в домик – открыть окна и двери. Дети разжимают кулачки, изображающие избушки, и выпрямляют пальцы. Затем «закрывают окна и двери» – сжимают кулачки.

«Оля вернулась домой поздно и легла спать, – продолжает педагог, – Утром она проснулась и открыла окна и двери. А вечером опять закрыла». Дети сжимают и разжимают кулачки. (При этом ладони повернуты тыльными сторонами друг к другу.)

Занятие 6

Программное содержание. Закрепление правильного произношения звуков, развитие интонационной выразительности речи. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Настольный театр сказки «Теремок».

Ход занятия

Воспитатель и дети разыгрывают сказку «Теремок» с помощью настольного театра. По ходу сказки малыши громко и четко произносят звукоподражания: пи-пи-пи (мышка-норушка), ква-ква-ква (лягушка-квакушка), у-у-у (волк), ы-ы-ы (медведь) и т. д.

В конце занятия воспитатель сообщает детям, что сказку слушали два маленьких воробья, и показывает два сжатых кулака с поднятыми большими пальцами. Затем педагог говорит: «Улетай, Тим! Улетай, Том!» Дети то прячут большие пальцы, то вновь их выставляют. При этом движения должны быть четкими, большие пальцы напряжены.

Занятие 7

Программное содержание. Закрепление правильного произношения звуков, развитие интонационной выразительности речи. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Настольный театр сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия

Воспитатель и дети разыгрывают сказку «Волк и семеро козлят». По ходу игры ребята громко и четко произносят звукоподражания, выделяя гласные звуки: ме-э-э (коза), у-у-у (волк) и др.

Затем воспитатель предлагает детям пойти в осенний лес и посмотреть, как живут его обитатели. «В лесу уже опали листья и начали падать и кружиться первые снежинки», – говорит педагог. Дети плавными движениями кистей рук изображают, как кружатся и падают снежинки (можно под музыку).

Занятие 8

Программное содержание. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Предметные картинки с изображением кошки, петуха, мышки, лягушки; зеркало.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:

Кого боится мышка? (Кошки.)

Кто громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!»? (Петушок.)

Кто пищит: «Пи-пи-пи»? (Мышка.)

Кто прыгает по дорожке и квакает? (Лягушка.)

Дети отгадывают загадки, находят соответствующие картинки и громко произносят звукоподражания.

Затем воспитатель предлагает малышам изобразить оленя и зайца. Изображая оленя, дети поднимают руки над головой и растопыривают напряженные пальцы. Малыши могут походить, как олень: важно, гордо, высоко поднимая ноги. Изображая зайца, дети приставляют к голове указательный и средний пальцы. «Зайчик скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок, ушками – хлоп-хлоп, – говорит педагог. – Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался, опустил ушки (пальцы опущены) и спрятался».

В ходе игры можно использовать зеркало, чтобы дети видели свои движения.

Занятие 9

Программное содержание. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Материал. Игрушки или предметные картинки: барабан, дудочка, паровозик, машинка, колокольчик, котенок, мышонок, собака, барашек, корова, дятел, лягушка, волк, медведь, ослик и др.

Ход занятия

Воспитатель предлагает малышам пойти в магазин и купить игрушки. Но купить игрушку дети могут только тогда, когда произнесут соответствующее звукоподражание. Дети поочередно подходят к столу, выбирают игрушки и произносят звукоподражания (бам-бам, у-у-у, би-би и т. д.). Получив игрушки, дети играют с ними некоторое время. При желании они могут поменяться предметами.

Затем воспитатель просит детей вспомнить членов своих семей. «Наши пальчики (сжаты в кулачки) тоже семейка, – говорит педагог. – Этот пальчик – дедушка (выпрямляет большой палец), этот – бабушка (выпрямляет указательный палец), этот пальчик – папа (средний), этот – мама (безымянный), этот пальчик – вы (мизинец). А теперь семейка собирается: пришел домой я (загибает мизинец). Пришла мама (загибает безымянный палец), папа… Вот какая дружная у нас семейка!» Упражнение выполняется обеими руками одновременно.

Занятие 10

Программное содержание. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям с помощью знакомых движений, характерных звуков, интонаций, жестов изобразить какое-нибудь животное или игрушку.

Дети по очереди загадывают загадки, а остальные малыши отгадывают их.

 


Планы занятий для средней группы

Занятие 1

Программное содержание. Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.

Ход занятия

Работа по сказке «Колобок». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и назвать ее персонажей. Ребенок называет героя сказки, например мишку, и берет его. Воспитатель говорит: «Саша, ты будешь мишкой». Аналогичная работа проводится с остальными персонажами сказки. При этом педагог подчеркивает, что каждый герой называется определенным словом.

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим». Воспитатель читает стихотворение.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

 

Дидактическая игра «Детский мир». Дети называют слова, обозначающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы малыши получают фишки, которые потом складывают в общую корзинку Воспитатель хвалит детей за то, как много разных слов они назвали.

Игра «Кого встретили в лесу?». Педагог предлагает вспомнить «волшебный лес и сказочную поляну», где они когда-то встретили оленя и зайчика. Дети изображают животных (см. занятие 8, младшая группа).

Воспитатель обращает внимание малышей на выразительность движений: олень ходит гордо и важно, высоко поднимая ноги; у зайчика ушки напряжены или сложены, когда он трусливо прячется и т. п.

Занятие 2

Программное содержание. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Предметные картинки, изображающие зверей, птиц, рыб, корзинка, фишки-призы, зеркало.

Ход занятия

Дидактическая игра «Зоопарк». Дети называют животных, которые живут в зоопарке. За правильный ответ малыши получают фишки. Детям, которые не могут справиться с заданием, педагог предлагает картинки с изображением знакомых животных, которые они должны назвать. В ходе игры воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово»: «Таня сказала слово „бегемот“, а Вова сказал слово „попугай“…»

В конце игры все фишки складываются в корзинку.

Чтение стихотворения А. Барто «Игра в слова».

Скажи погромче

Слово «гром» —

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат!» —

И сразу мыши

Зашуршат.

Скажи:

«Кукушка на суку» —

Тебе послышится:

«Ку-ку».

А скажешь слово

«Листопад» —

И листья падают,

Летят.

 

Воспитатель обобщает: «Любое слово можно сказать и тихо, и громко».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель предлагает детям «пойти в лес погулять». В лесу они встречают зайца. Педагог говорит: «Это ушки зайчика» (показывает указательный и средний пальцы, поднятые вверх, остальные пальцы сжаты). Зайчик скачет по дорожке: прыг-скок, ушками хлоп-хлоп». (Имитирует это движение пальцами.) Ребята повторяют движение несколько раз.

Дети идут дальше и встречают оленя. Малыши поднимают руки над головой, ладони раскрыты, пальцы напряжены. Если это движение не получается, воспитатель предлагает ребятам посмотреть в зеркало, друг на друга и сравнить, у кого рога лучше. Можно также попросить детей имитировать походку оленя. Олень ходит важно, высоко поднимая ноги, гордо поворачивая голову в разные стороны.

Ребята выходят на поляну и встречают черепаху. Изображая черепаху, каждый ребенок сжимает пальцы руки в кулак, а большой палец отводит в сторону. Дети то прячут пальцы, то снова показывают. (Таким же образом можно изобразить змею: большой палец выставить из-под сжатого кулачка и двигать им, как головой змеи.)

Занятие 3

Программное содержание. Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Корзинка, фишки-призы, мяч.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Шибаева «Всему название дано…».

Всему название дано —

И зверю, и предмету,

Вещей полным-полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

О твердом камне Говорит

И слово твердое «Гранит».

А для вещей,

Что мягче всех,

Слова помягче:

«Пух, мох, мех».

 

Дидактическая игра «Магазин». Дети называют предметы и игрушки, которые хотят купить. За каждый правильный ответ они получают фишки-призы. Потом складывают их в корзинку.

«Вот как много слов вы назвали! – говорит воспитатель. – Все они звучат по-разному, но некоторые – похожи».

Игра «Назови пару». Дети образуют круг. Воспитатель встает в центр круга, называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово, близкое по звучанию, и возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, мишка – шишка, речка – печка, печка – свечка, пол – стол, рак – мак, Маша-растеряша и т. д.

В этой игре вместо мяча можно использовать «волшебную палочку».

Игра «Кого встретили в лесу?». Воспитатель просит детей вспомнить черепаху (см. занятие 2, средняя группа) и изобразить ее с помощью рук. Если есть солнце, можно показать ребятам теневой театр.

Занятие 4

Программное содержание. Расширение представлений о словах. Знакомство с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Материал. Учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите играя». —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005) или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, машина, самолет, рак, рыба, дом, пароход и др.), стрелка; мелкие игрушки, фишки, корзинка.

Ход занятия

Чтение стихотворения Г. Сатира «Ли-мон».

Что за «ли»?

Что за «мон»?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

«Ли-мон» —

Сразу станет кисло.

 

Измерение протяженности слов. Воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами. (Термин «слог» не употребляется.)

Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и др. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).







Date: 2016-02-19; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.066 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию