Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные закономерности развития международного научно-технического сотрудничества на современном этапе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
На рубеже XX и XXI вв. в мировой экономике резко ускорились изменения как в промышленности - технологии, структуре, масштабе, территориальном размещении, так и в организации производства, а также во взаимосвязи этих факторов, и они, хотя и в разных формах и степени отношений, присутствуют на глобальном, континентальном, национальном и региональном уровнях. Если в начале 90-х гг. на Западе преобладало представление о решающей роли экономической глобализации и о необходимости подстройки по отношению к ней других сфер человеческой деятельности, то со второй половины 90-х гг. форсируются исследования политических, административных, научно-технических, культурных и иных трансформаций как самостоятельных факгоров глобализации. Связано это в первую очередь с усилением кризисных тенденций в промышленно развитых странах и ослаблением их внутренних движущих сил хозяйственного развития.
Первоначально процессы глобализации виделись крайне упрощенно - как формирование всемирного сообщества путем вынесения на глобальный уровень важнейших международных и экономических институтов и реіулирующих механизмов наиболее передовых и развитых обществ, в первую очередь США. Дальнейшее расширение привнесенных моделей управления межгосударственными политическими и экономическими отношениями виделось на основе деятельности стран-гегемонов. При том преодоление специфик социо-культурного наследия и мировоззренческих различий в разных обществах всегда опускалось и признавалось как крайне сложный и трудноосуществимый процесс. В то же время многие элементы глобализации -миграция людей, электронная торговля товарами и услугами, обмен знаниями и технологиями, развитие средств телекоммуникаций и связи - приобрели большую самостоятельность и в свою очередь стали источниками новых трансформаций. Они породили совершенно новые закономерности и проблемы и способствовали формированию новых центров экономической мощи и принятия решений. В современных условиях вклад науки, инноваций и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, повышаются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств, продуктов и товаров. Технологии новых поколений в первую очередь ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание, в заданных границах, влияния отрицательных факторов социально-экономического развития. Гармонизация процессов производства и потребления в мировой экономике регулируется многими факторами: ценами, налогами, таможенными пошлинами, размерами банковских ставок, а также, что наиболее важно сегодня для нашего исследования, уровнем научно-технологического развития и кооперации. Вклад инноваций и новых технологий в развитие экономики большинства развитых стран исключительно высок и постоянно продолжает увеличиваться. Так, если в США с 1920 по 1957 год прирост душевого национального дохода за счет «прогресса в знаниях» составил 40%, то в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет инноваций и новых технологий приближается к 90%1. Экономический рост стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи также существенно основан на инновациях и новых технологиях. Даже в СССР, экономический потенциал которого базировался, прежде всего, на огромных объемах добываемой нефти. природного газа, каменного угля, железной руды, доля вкладов интенсивных факторов в экономический рост 70-80-х годов составляла 60%1.
Инновации и новые технологии обеспечивают не только увеличение ВВП, но и его качественное, прогрессивное изменение. Термин «устойчивое развитие», ставший общеупотребительным после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., предполагает гармонизацию хмирового сообщества в целом. Устойчивое развитие не сводится только к последовательному, устойчивому экономическому росту, отражаемому, например, неотрицательным ростом ВВП. Для устойчивого развития важно качество экономического роста, одним из основных факторов которого является создание условий для расширенного воспроизводства научно-технического потенциала государства как одного из главных факторов социально-экономического прогресса. Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает устойчивый долгосрочный рост прежде всего с переходом на инновационный путь развития. Мировая экономика сегодня представляет многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем "этаже" которой происходит обмен преимущественно науко- и техпоемкими готовыми изделиями и их компонентами. По данным аналитиков, на эти статьи дохода в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП2. Нижний "этаж" этой системы - сфера торговли природными ресурсами или их производными. У человечества сегодня нет иной альтернативы кроме дальнейшей интенсификации своего технологического развития в силу постепенного и невосполнимого исчерпания имеющихся природных ресурсов, роста народонаселения планеты и происходящих экологических изменений. Поэтому на передний план вышла задача определения путей устойчивого социально-экономического развития на основе более широкого применения новых достижений науки и техники и совместных усилий всех стран мира в этом направлении.
Заключение Глобальный финансовый кризис мировой экономики, под тяжелым воздействием которого оказалась Россия, выявил главную закономерность современного мирового общественного развития – постоянное эволюционное возрастающее значение государства и развитие его функций: консолидирующей, властной (институт власти), производственной, социальной, финансовой, регулирующей и определяющей перспективы, будущее общества, народа, нации, страны. Эту функцию можно определить понятием «инновационная функция». Российский Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральные законы от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ определяют основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают: 1) кредитование участников внешнеторговой деятельности; 2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; 3) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; 4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. В целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности создается система внешнеторговой информации. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации обеспечивает создание федеральной системы статистической отчетности, сбор и разработку по единой методике сопоставимых с используемыми в международной практике статистических данных. К этим данным относятся данные о: 1) внешней торговле Российской Федерации, полученные на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, в том числе торговые балансы Российской Федерации; 2) платежном балансе Российской Федерации, в том числе статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, движения капитала. Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры Российской Федерации, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей Российской Федерации. При исследовании долговременных тенденций формирования, развития и перестройки взаимоотношений России с основными ее партнерами по внешнеэкономическим связям следует учитывать, что имеется так называемая стержневая группа стран «вечного» взаимодействия, геополитически «обреченных» на взаимное сотрудничество. К таким странам относятся США, Китай, Германия, ядро стран СНГ, Индия. Естественно могут быть разные периоды взлетов и падений в объемах и качестве контактов на протяжении истории этих отношений, но сам по себе круг стратегических (для России) партнеров остается неизменным.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Список использованной литературы 1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова и др.; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с. 2. Инвестиции.: учебник / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.: КноРус, 2007. – 496 с. 3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной, - М.: КноРус, 2006. – 688 с. 4. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, - 544с.: ил. 5.Анненкова А. А. Методологические подходы к оценке внешнеэкономического потенциала региона / А. А. Анненкова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2007. - № 3 (1). - С. 152-157. 6. Барковский А. Н. Внешнеэкономические связи РФ и укрепление единого экономического пространства России / А. Н. Барковский, А. В. Комиссаров // Проблемы прогнозирования. - 2000. - № 3. - С. 129-142. Date: 2016-02-19; view: 390; Нарушение авторских прав |