Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные задачи психопрофилактики
Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний. Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Основные принципы реабилитации:
3) единство психосоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсаций социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида; 3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).
Психологическая реабилитация и социальная работа с лицами, получившими инвалидность во время несения военной службы, а также лиц пострадавших при исполнении служебных обязанностей в Украине. Основными принципами социальной реабилитации лиц, ставших инвалидами во время прохождения военной службы, а также лиц, принимавших участие в боевых действиях являются: 1) как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность; 3) поэтапность их проведения; 4) системность и комплексность; 5) индивидуальный подход. Понимание социальной реабилитации претерпело существенные изменения. Сначала здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения считала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». С целью предотвращения развития дезадаптации у данного контингента необходима, кроме продуманной системы социальной защиты, психологическая и социально-психологическая реабилитация, которая выступает на первый план среди других видов реабилитации.
Психологическая реабилитация - это полное или частичное возвращение личности к психическому здоровью, что достигается с помощью психологических методов воздействия. Г. А. Абдурахманов предлагает в процессе психокоррекции нарушений общения у ветеранов военной службы осуществлять эмоциональное отреагирование психотравмирующего опыта, осмысления его негативного влияния на коммуникативную деятельность. Эти основные подходы к психологической реабилитации инвалидов опираются на исследования психиатров и психологов, которые изучали влияние экстремальной ситуации на личность человека. Важность эмоционального отреагирования психотравмирующего опыта войны также отмечает М. М. Решетников. Для данного контингента крайне необходима организация специфической микросреды жизнедеятельности в виде разного рода организаций, объединений и клубов общения для ветеранов боевых действий, где они могут общаться со своими боевыми товарищами, социальную помощь в виде трудоустройства, разного рода льгот, компенсаций, а также психологическую помощь в виде специально организованного общения (тренингов общения, ролевых тренингов, психо - и социодрамы и др.). Анализ опыта психологической и социальной реабилитации позволяет выделить основные направления в организации индивидуальных реабилитационных мероприятий. 1. Организация специальной микросреды общения для ветеранов боевых действий. Особенно важно это на первой стадии реабилитации, когда происходит резкий переход от "войны к миру", когда ветераны еще не имеют необходимых психологических навыков для перестройки. 2. Индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа с ветеранами с целью коррекции психологической дисгармонии путем решения внутриличностных конфликтов и формирования ресурсов для творческого взаимодействия с окружающей средой. Индивидуальные и групповые поведенческие тренинги, тренинги общения целесообразно проводить уже на первом этапе реабилитации на базе санаториев и домов отдыха, одновременно с медицинской реабилитацией. 3. Организация и проведение специальной психологической работы с семьями ветеранов: родителями, женами и детьми в виде тренингов общения. Значимость этого реабилитационного мероприятия особенно подчеркивается ветеранами. Многие из них считают проведение психологических тренингов с членами семьи даже более важным и полезным, чем проведение тренингов с ними самими. 4. Формирование положительного образа (статуса) ветерана боевых действий в массовом сознании "снимает" действие вторичных стрессовых факторов. Реализация этого направления в социально-психологической реабилитации предусматривает наличие собственного печатного органа (газеты, журнала), а также телевизионных передач, посвященных проблемам и образа жизни ветеранов. 5. Для обучения и переобучения ветеранов военной службы целесообразно создание профориентационных, консультативных и учебных центров, а также выделение им мест в вузах на льготных условиях.
Психотерапия - это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
- рациональная (индивидуальная) Групповая психотерапия:
В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть. К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно являются дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента. Гипнотерапия или гипносуггестивная психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышенным восприятием факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии. В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны. В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии гипноза:
- Гипотаксия (каталептическое состояние) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость; - Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.
Методика проведения аутогенной тренировки.
2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.
|