Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело»





Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

1. Тема: ПСИХОГИГИЕНА. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА. ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ (2 час.)

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель: закрепить в памяти студентов знания основ теоретических положений о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии, научить студентов определять и дифференцировать основные виды психогигиены; привить студентам навыки психотерапии.

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
1. Нормальная физиология Физиология ВНД  
2. Биология Филоонтогенез психического развития  

5. План проведения практического занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих  
2. Входной контроль и его анализ  
3. Опрос студентов и разбор программных вопросов  
4. Дополнительные вопросы и ответы на них  
5. Исходный контроль знаний и его анализ  
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов  
Всего:    

6. Список теоретических вопросов:

1. Определение понятий “психогигиена”, “психопрофилактика”, первичная и вторичная психопрофилактика.

 

2. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи и сексуальной жизни. Пути сохранения и укрепления психического здоровья.

 

3. Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений.

 

4. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы. Адаптация и компенсация.

 

5. Психологическая и социальная реабилитация лиц, которые стали инвалидами во время прохождения воинской службы, и других лиц, которые пострадали во время исполнения обязанностей воинской службы (служебных обязанностей) в Украине.

 

6. Психотерапия как отрасль медицинской психологии и медицины. Основные современные методы психотерапии. Принципы психотерапии. Непрямая психотерапия, плацебо.

 

7. Методы и техники проведения рационального убеждения, суггестии в состоянии бодрости (внушение), ауторелаксации. Показания и противопоказания для проведения гипносуггестии, индивидуальной и групповой рациональной психотерапии, методов психоаналитической и психодинамической психотерапии (аутотренинг и медитативные техники), гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, арт-терапии.

 

8. Психотерапия в работе врача общей практики.

 

9. Психотерапевтическая коррекция отношения к болезни.

 

10. Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности предоставления медицинской помощи в чрезвычайной ситуации.

 

 

Психогигиена - наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены. Специфической особенностью психогигиены является ее тесная связь с клинической (медицинской) психологией. В системе психологических наук, предложенной К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

 

Психогигиена воспитания. Бехтерев В.М. (1905) отмечал, что отклонение характера начинаются еще в раннем возрасте часто в силу тех или иных условий воспитания, которые вовремя могли быть легко устранены. Эта точка зрения получила дальнейшее развитие в работах отечественных психоневрологов. Неправильное воспитание часто может способствовать формированию у ребенка психопатических черт характера. Кербикова О.В. и Гиндикин В.Я. (1962) на основании своих исследований указывали, что гиперопека и безнадзорность в детстве типичные для возбудимых психопатов. Воспитание же по типу "золушки", т.е. без ласки и внимания, при постоянных унижениях, нередко приводит к нарушениям сна, что является важнейшим условием развития неврозов. Таким образом, соблюдение психогигиенических норм в процессе воспитания является в тоже время и психопрофилактикой.


Психогигиена обучения. Правильная система обучения обеспечивает гармоничное развитие личности. Дефекты обучения также могут способствовать формированию аномальных черт характера детей.
Очень ответственным моментом для ребенка является первый школьный год. Здесь он впервые сталкивается с новыми требованиями, необычным режимом и обязанностями. Легче адаптируются к школе дети, посещавшие подготовительную группу в детском саду, чем так называемые домашние дети. Правильно подготовить ребенка к школе - задача не из легких. Большую помощь родителям в этом могут оказать детские врачи и клинические (медицинские) психологи детских поликлиник. Зная индивидуальные особенности детей, они могут дать родителям рекомендации.


Психогигиена труда и быта. Трудовая деятельность является органической потребностью человека и при благоприятных условиях важным фактором для сохранения и укрепления здоровья. Рядом исследований показано, что лишение трудовой занятости, безработица сопровождаются ухудшением психического здоровья и учащением соматических болезней. Трудом можно не только укрепить психическое здоровье, развить способности у здоровых людей, но и лечить больных. Трудовая терапия широко применяется в психиатрических клиниках, где, как и всякое лечебное воздействие, строго дозируется в соответствии с уровнем нервно-психических расстройств.

Особо хотелось бы остановиться на психогигиене работы врача. С одной стороны, труд медицинских работников рассматривается как работа в сфере обслуживания по таким признакам как непроизводственный характер, необходимость постоянного общения с большим кругом лиц. Труд врача характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует творческого подхода и особой ответственности. Это необходимо учитывать как при подборе абитуриентов в медицинские вузы, так и в дальнейшем, при выборе врачебной специальности. Работа по созданию модели врача требует учета не только его должностных и профессиональных обязанностей, уровня знаний, но и определенных личностных качеств (Данилин Е.Н., 1977). При моделировании профессиограммы врачей различных специальностей учитываются такие показатели, как объем и сложность контактов с больными, их родственниками, официальными лицами, удовлетворенность трудом и т.д. Следует, однако, отметить, что в деятельности практических врачей положения психогигиены зачастую игнорируются в силу как плохой организации труда, так и недостаточной теоретической подготовки самих врачей в этой области. Негативным следствием этой ситуации является учащение случаев состояний хронической усталости, синдрома "эмоционального выгорания", психосоматической патологии среди медицинских работников.


Психогигиена семьи и сексуальных отношений. Семья представляет собой малую группу, отличается рядом специфических особенностей, которые обусловлены сложившимися традициями, отношениями между старшим и младшим поколениями, единством жилья, быта и других факторов. Семья может способствовать раскрытию творческих возможностей человека, стимулировать его к полезной деятельности или сковывать инициативу, подрывать морально. Брак оказывается счастливым в тех случаях, когда духовная и физическая близость составляют гармоничное единство. В разработке психогигиенических проблем семьи специалистами создана концепция, согласно которой все многообразие отношений между людьми может быть представлено в форме взаимодействия 5 брачных факторов: физического фактора, материального, культурного, сексуального и психологического.

По определенной формуле вычисляют так называемый брачный потенциал. Если преобладающей является направленность брачных факторов на укреплении семьи, то брачный потенциал выражается положительной величиной, в противном случае величина оказывается отрицательной. При отрицательном брачном потенциале, а это и есть истинные сексуальные дисгармонии, нарушаются семейные связи и сексуальные отношения. Для более высокого уровня семейной адаптации, гармоничного развития семейных взаимоотношений необходим достаточный уровень развития личности, зрелость суждений и эмоциональных отношений.
Наиболее действенный путь к профилактике семейных конфликтов - тщательная подготовка к браку.







Date: 2016-02-19; view: 265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию