Психолого-педагогический словарь
Любое педагогическое воздействие требует организации
педагогического контроля с целью отслеживания степени эффективности педагогического (психологического) воздействия и введения соответствующих корректив в ход подготовки (табл.3) (Шулика Ю.А, Коблев Я.К., Невзоров В.М., Схаляхов Ю.М., 2006).
Таблица 3
Качество
| Методика
| Оценочные параметры
| 1. Особенности мышления
| Количественные отношения
Тест простых поручений
| К-во правильно решённых задач за определённое время.
К-во правильно решённых заданий в жёстком лимите времени.
| 2. Особенности памяти
| Оперативная память
Зрительная память на числа
Слуховая память на слова
| К-во правильно воспроизведённой суммы в ед. времени.
К-во правильно воспроизведённых чисел за ед. времени.
К-во правильно воспроизведённых слов за ед. времени.
| 3. Особенности внимания
| Красно-чёрная таблица
Расстановка чисел
| За определённый отрезок времени - число ошибок.
К-во правильно расставленных чисел за ед. времени.
| Скорость переработки информации
| Сложение и вычитание с переключением
Кольцо с разрывом
| Производительность за ед. времени.
Время работы, количество ошибок, число просмотренных знаков.
|
Перечень методик определения интеллектуальных качеств. Однако перечисленные выше методы для тренера неудобны в связи с их трудоемкостью и, как правило, отсутствием вспомогательного персонала.
Более удобным в интересах спортивной борьбы является
использование косвенных психолого-педагогических тестов путем математической обработки материалов педагогических наблюдений за ходом соревновательных поединков (табл. 4).
Таблица 4
№
| Функциональные показатели ПД
| Формулы определения
| 1.
| - инициативность и косвенно - выносливость (в качестве х - показатель активности ПА)
| ПА Дd=x1-(x1-x2)/x1*
| 2.
| - работоспособность (х - количественный показатель эффективности - КОПЭ)
| КОПЭ Дd=x1-(x1-x2)/x1
| 3.
| - координированность (х - качественный показатель эффективности - КАПЭ)
| КАПЭ Дd=x1-(x1-x2)/x1
| 4.
| - ситуативная помехозащищённость (х - показатель динамической защищённости - ПДЗ)
| ПДЗ Дd=x1-(x1-x2)/x1
| 5.
| - логичность мышления (х - показатель комбинационной эффективности - ПКЭ)
| ПКЭ Дd=x1-(x1-x2)/x1
| * х1 - показатель в первой половине схватки; х2 - во второй половине.
|
Формулы, позволяющие путем педагогического контроля установить и интерпретировать уровень и природу специальной выносливости (психологической устойчивости)
Такой же принцип используется и для определения социально - психологического статуса, как базиса психологической дееспособности (табл. 5) (Шулика Ю.А, Коблев Я.К., Невзоров В.М., Схаляхов Ю.М., 2006).
Таблица 5
Социально-психологический статус 1-го уровня (СПС-1)
| СПС-1=x-(x-y)/x*
| Социально-психологический статус 2-го уровня (СПС-2)
| СПС-2=y-(y-z)/y**
| * х - учит n приёмов, y - выполняет m приёмов в учебно-тренировочных схватках
| ** y - выполняет в учебно-тренировочных схватках, z - выполняет на соревнованиях
|
Формулы определения базисной психологической дееспособности
В развитие данного положения необходимо вновь обратиться к теоретическим предпосылкам из теории функциональных систем (П. К. Анохин, 1978) и теории происхождения движений (Н. А. Бернштейн, 1991).
Основой жизни является клетка, в которой заложен генетический код развития, функционирования и смерти. Когда-то клетки начали объединяться с целью повышения надежности своего функционирования путем разделения обязанностей. Одни клетки взяли на себя функцию «ограждения», другие – средства передвижения, и третьи – организации «общественного питания». Далее функции еще более разграничились, вплоть до формирования единого центра управления.
В конечном итоге верховенство в управлении всем этим живым конгломератом взял на себя мозг, деятельность которого зачастую направлена на разрушение этого организма, делегировавшего ему такие права. Примеры – самосожжение фанатиков, наркомания, террористы - смертники.
Основной задачей живого объекта является прежде всего
самосохранение. Для обеспечения этой потребности необходимо иметь информацию об окружающей обстановке. Для ее сбора имеется набор контактных и бесконтактных рецепторов. Вся информация собирается на пульте центрального управления – в коре головного мозга. Информация подвергается анализу, после чего формируется «модель потребного будущего».
В процессе деятельности нарабатываются определенные
привычные связи, и для реализации какого-либо целесообразного ответного действия нет надобности проходить всю процедуру анализа в ассоциативных полях коры головного мозга, поскольку привычные связи сформировались на более низком уровне мозга, вплоть до спинального.
Такие действия реализуются мгновенно, со скоростью простой реакции.
В процессе единоборства задействованы все системы организма, но управляет всем кора головного мозга.
Поломки системы начинаются с коры головного мозга. Осмысление ситуаций происходит в процессе интенсивной работы ассоциативных полей КГМ. Потоки электронов передаются от одного нерва к другому в межсиноптической щели за счет химической реакции ацетилхолина, который при электрическом воздействии на него с одной клетки путем химической реакции возбуждает нервный импульс в другой клетке.
Интенсивная работа коры головного мозга по переработке информации приводит к временному истощению ацетилхолинового компонента, что нарушает бесперебойную работу. В результате мозг или начинает неправильно решать задачи, или не способен их решать вообще.
Поскольку любое осмысленное (произвольное) движение
начинается с работы коры головного мозга, первым долгом помехи в его организации по причине недостаточной обученности, нервного срыва или усталости начинаются именно с неустойчивости навыка, усталости мозга (В. В. Розенблат, 1961).
Если действие в ответ на определенную ситуацию автоматизировано, то управление им минует ассоциативные поля, экономя тем самым нервную энергию и повышая надежность ответных реакций. Кроме этого, когда ответное действие формируется на более низком функциональном уровне, оно не подвергается сбивающим потокам, иррадиирущим в верхних отделах мозга, что характерно для состояния психостресса. Благодаря этому в условиях повышенного нервного возбуждения и даже в страхе человек, наработавший до автоматизма профессиональные действия, будет реализовывать их с достаточно высокой надежностью (Шулика Ю.А, Коблев Я.К., Невзоров В.М., Схаляхов Ю.М., 2006).
Поэтому наилучшим способом обеспечения психологической устойчивости является автоматизация двигательных действий в ответ на изменение типовых ситуаций. Естественно, что для этого необходимо иметь объективную модель наиболее вероятных событий и перечень оптимальных действий в ответ на их возникновение.
Таким же образом решается и волнующий всех тренеров вопрос о повышении специальной выносливости. Только наработка автоматизированных ответов на изменение ситуаций боя (схватки) может обеспечить длительную и эффективную соревновательную деятельность.
Литература:
1.Шулика Ю.А, Коблев Я.К., Невзоров В.М., Схаляхов Ю.М. Дзюдо. Система и борьба: Учебник, Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 794 с.
Содержание
ГЛАВА1. Основы многолетней психологической подготовки. 3
1.1 Базисный компонент психологических качеств. 5
1.2 Виды психологической подготовки. 10
ГЛАВА 2. 11
2.1 Морально-этическая подготовка, как социальное воспитание личности. 11
2.2 Волевая подготовка. 14
2.3 Эмоциональная подготовка. 14
ГЛАВА 3. 16
Этапы спсихологической подготовки. 16
3.1. Морально-этическая подготовка. 16
3.2 Волевая подготовка. 17
3.3 Эмоциональная подготовка. 17
обеспечение координированности и. 17
оптимальной сенсомоторики в. 17
психострессорных. 17
ситуациях (психомотрорики) 17
ГЛАВА 4. 17
Психолого-педагогический словарь. 17
Литература……………………………………………………………………...………...….20
Содержание. 21
Date: 2016-02-19; view: 614; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|