Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила поведения по отношению к беременным женщинам





В русской деревне существовали издавна сложившиеся правила поведения по отношению к беременным, единственной целью которых было сохранение здоровья матери и обеспечение здоровья ребенка. Они складывались под влиянием объективной необходимости и вобрали в себя все самое рациональное. В основе этих правил лежали как чисто бытовые, так и религиозно-магические причины.

Возвращаясь к бытовым причинам, напомним читателю, что здоровье матери и ребенка было необходимым условием выживания народностей средней полосы России и русского севера, ведущих натуральное хозяйство. Но, чтобы выжить здесь, человек должен был обладать не только крепким здоровьем и выносливостью, но и очень спокойным уравновешенным характером, исключающим раздражительность, злобливость, взбалмошность, скандальность и упрямство, - словом все то, что могло бы поставить под угрозу возможность выживания. Многие из этих правил, как вы увидите ниже, продиктованы заботой о развитии у будущего ребенка необходимых положительных свойств характера. Чтобы достичь этой цели устраняли малейшие причины для развития его негативных качеств.

В основе иррациональных причин такого заботливого отношения к беременной женщине, как уже говорилось выше, лежали представления о том, что вынашиваемый ею ребенок является обожествленным предком, гнева которого опасались. В то же время боялись неосмотрительным поступком по отношению к ней нанести вред всем будущим поколениям потомков. Кроме того, существовало представление, что души родственников могут воплощаться только в пределах своего рода, поэтому каждый ребенок во чреве считался душой воплощающегося в тело родственника – дедушки, прадедушки, прапрабабушки и т.д. Каждый ныне живущий человек после своей кончины мог получить новую жизнь в новом теле у своих внуков или правнуков. Не желая наносить вред своему роду, а значит и самому себе, к беременной всегда стремились относиться очень почтительно и заботливо. Не говоря уже о религиозном страхе перед Божьим гневом и гневом умерших, к общине которых рано или поздно присоединится всякий.

Итак, рождение считалось одним из величайших таинств человеческой жизни. Наблюдательные и смекалистые деревенские жители знали, что благополучие ребенка закладывается тогда, когда он находится в утробе матери. С благополучием матери напрямую связывалось здоровье и счастливая судьба будущего младенца. Поэтому в традиционном поведении и укладе жизни были закреплены правила и стереотипы поведения по отношению к беременной женщине для обеспечения благополучия как ее ребенка, так и ее самой.

Уход за беременной в деревенской среде

 

Положение беременной женщины во многом зависело от достатка семьи, ее взаимного согласия, количества рабочих рук, личных качеств самой беременной и многих других причин. Но наиболее распространенным, если не сказать всенародным мнением было то, что беременную необходимо «поберечи». Религиозно-магическую основу этого мнения мы уже рассматривали в самом начале нашего повествования и можно повторить вкратце, что главным было стремление не навредить телу и душе внутриутробного младенца.

Как только домашние начинали подозревать женщину в том, что она беременна, вокруг нее сразу же все смягчались: переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались ее не расстраивать, не бранить, беречь от тяжелых работ. Особенно наблюдали, чтобы она «не встряхнулась» и «не была зашиблена». Если беременная, несмотря на уговоры, продолжала работать по-прежнему, то домашние под каким-либо предлогом приставляли ее к какому-нибудь другому делу, где бы она не так сильно утомлялась.

Беременная обычно скрывала факт своей беременности даже от собственного мужа. Семейные*, да и соседи, всегда подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов о ее беременности и сроке родов. Более того, таких расспросов даже опасались, боясь подозрений в злом умысле относительно беременной. Считалось, что открыто спрашивать об этом может только тот, кто желает нанести порчу ей и будущему младенцу. Спросить беременную женщину о сроке беременности и родов могли только муж, ее собственная мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены, что она понесла.

* Семейные – в русском обиходном языке семейными называли тех родственников, которые жили одной семьей в пределах дома.

 

Явная и даже нарочитая заботливость домашних, начиная с момента, когда беременность становилась заметной, постоянно возрастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними. Чем ближе дело к родам, тем настоятельнее и категоричнее опекали беременную, отстраняли ее от работ, связанных с поднятием тяжестей и требующих напряжения и больших физических усилий. Дело доходило даже до того, что работы по поднятию тяжестей выполняли соседи, не говоря уже о муже и домашних. В некоторых случаях беременной делалось даже послабление в общественных работах, которые выполнялись всей общиной для обеспечения общественного блага.

Психологический комфорт вокруг «брюхатой бабы» стремились создать не только в кругу ее семьи, но и на уровне ее деревни. Частенько к беременной забегали любопытные соседки посудачить, дать какой-нибудь совет, помочь по хозяйству. Обязательным и уж во всяком случае не лишним считалось принести ей гостинец. В некоторых местностях идти в дом к беременной с пустыми руками считалось неприличным и могло вызвать общественное осуждение. Приходили к ней в дом с богатыми подарками бездетные женщины и молодухи первого года замужества, чтобы почерпнуть от нее плодородной силы.

Все желания беременной исполнялись беспрекословно. Принимались во внимание все ее странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть или надеть что-нибудь особенное, - покупали без разговоров. В иных местах отказать ей в такой прихоти, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца».

Согласно народным верованиям, если беременная просила денег, какой-либо вещи или чего-нибудь съестного и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика если не ее гнев, то уж точно гнев предков. И тогда в скором времени в его доме могло произойти несчастье: мыши или крысы изгрызут всю одежду, моль поест все шерстяные вещи...

Но если человек хотел, но не мог выполнить просьбу беременной, во избежание несчастья он мог после ее ухода бросить в ее след песок, хлеб, кусочек глины или земли, уголек или какой-нибудь сор. Правда делать это остерегались, боясь причинить вред ребенку, потому что считалось, что в этом случае новорожденный будет всю жизнь кушать глину, землю и пр.

Считалось также, что если отказать в просьбе беременной, то у нее может сделаться «колтун» (т.е. волосы могут спутаться так, что их невозможно будет расчесать, можно только вырезать).

Беременную женщину стремились предохранить от испуга или других нервных переживаний и расстройств. Именно поэтому ее не отпускали одну в лес, отстраняли от участия в похоронах, не позволяли смотреть как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребенка.

Эти правила существовали в народной жизни в виде неписанного закона, за соблюдением которого следил каждый деревенский житель. Невыполнение какого-либо из них могло навлечь на голову преступившего не только гнев предков, но и всеобщее осуждение. Некоторые из них уже приводились выше. Теперь объединим их и представим в более конкретном виде:

1. Нельзя отказывать беременной в ее просьбах, какими бы они ни были, если она просит что-либо купить для себя.

2. Необходимо удовлетворять все желания и прихоти беременной в еде, подкармливать ее лучшими продуктами. Отказать беременной в ее желании съесть какой-либо продукт считалось непростительным грехом.

3. Нельзя обойти беременную подарком на праздники. Если шли в гости в дом, где есть беременная, то обязательно несли ей гостинец или подарок, совершая тем самым маленькое «жертвоприношение» для обеспечения своего собственного благополучия.

4. Нельзя оскорблять и ругать беременную даже за глаза, устраивать в ее присутствии скандалы или ссоры, браниться и выяснять отношения. Тем более нельзя устраивать в ее присутствии драку.

Традиционно беременную женщину оберегали от ссор, стремились не раздражать ее, чтобы не испортился характер ребенка.

5. Беременную следует оберегать от всего страшного, следить, чтобы она не испугалась, не увидела что-либо некрасивое или уродливое. Традиционно считалось, что ее необходимо беречь от всех страхов и страстей.

6. Необходимо показывать беременной только красивое, особенно красивые человеческие лица, чтобы будущий малыш был красив и здоров.

7. Беременную необходимо ограждать от тяжелых работ, а если этого не удается сделать в полной мере, то обязательно нужно помогать ей в их выполнении. Беременная никогда не выполняла работы, связанные с подъемом тяжестей; для нее полностью исключались бег, прыжки, резкие движения, толчки, подтягивания и все то, что могло вызвать сотрясение ее тела и повредить ребенку. Для нее также исключались все ситуации, где был риск падения и ушиба, что могло привести к травме или гибели внутриутробного плода, вызвать преждевременные роды.

8. Надо окружать беременную атмосферой доброжелательности и чуткости, проявлять по отношению к ней заботу и ласку. Отказ беременной в ласке и заботе являлся чуть ли не святотатством, потому что считалось, что от этого портится характер младенца.

9. Необходимо прощать беременной все ее странности и потакать всем ее фантазиям и странным желаниям. Считалось, что таким образом в ней говорит душа дитяти.

10. Нельзя таить на нее обиду. Если беременная просит прощения, было грехом не извинить ее. Однако всегда старались предупредить эту ситуацию и сами шли к ней, чтобы уладить отношения. Существовал обычай «прощенных дней», когда все родственники за 1–2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной, а она в свою очередь просила прощения у них. Такие обряды, когда прощались все вольные и невольные обиды, могли повторяться чуть ли не каждую неделю, поскольку считалось, что непрощенная, не снятая с души обида могла привести к несчастью во время родов.

Date: 2016-02-19; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию